Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ




Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

Понятие нормативно-правовой документации

Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ

ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ МБДОУДС №110

Характеристика МБДОУДС №110

Анализ нормативно-правовой документации МБДОУДС №110

Рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации

Заключение

Список используемой и цитируемой литературы.

Приложение

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема управления дошкольным образовательным учреждением (далее ДОУ) является одной из самых давних и сложных втеории и практике образования. С утверждением закона об образовании Российской Федерации возникла потребность в создании эффективного инструментария управления образовательным учреждением, что продиктовано жизнью, ростом требований общества к качеству образовательных услуг, коммерциализацией образования.

Модернизация российского образования вносит коррективы и в систему дошкольного образования, перенося акцент на деятельность непосредственных участников педагогического процесса и его качество. Руководство современным ДОУ становится одним из стратегических направлений совершенствования его деятельности в режиме развития.

В связи с формированием рыночной экономики в нашей стране увеличивается значение человеческого фактора. Следовательно, знания, умения и навыки управленческих кадров ДОУ становятся главным источником эффективности и повышения качества дошкольного образования, а вопросы, связанные с управленческой деятельностью и конкретным руководителем ДОУ, становятся первостепенными.

Социально-психологические и педагогические требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, отражающие основные тенденции развития общества и меняющиеся вместе с ним, корректируют представления о личностных и профессиональных качествах руководителя ДОУ как современного управленца. От руководителя ДОУ требуется более высокий уровень профессиональной культуры, профессионально-педагогической компетентности, профессионально-управленческого мастерства, способности рационально использовать опыт в деле воспитания и обучения, т. е. владения в достаточной степени способами и формами управления педагогической деятельностью и отношениями. Успех профессионально-управленческой деятельности во многом зависит от умения и способности руководителя ДОУ в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения. Поэтому тема работы актуальна.

Актуальность данной темы для ДОУ состоит в том, что данная работа поможет руководству, понять роль руководителя в разработке нормативно-правовой документации данного образовательного учреждения, чем повысить эффективность деятельности данного образовательного учреждения.

Исходя из актуальности рассмотренной проблемы, была сформулирована тема работы: «Роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации их исполнения». Объект исследования - нормативно-правовая документация дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования - особенности разработки и организации исполнения нормативно-правовой документации образовательного учреждения в процессе управления.

Цель исследования - изучить роль руководителя образовательного учреждения в разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить специфику управления ДОУ;

определить понятие нормативно-правовой документации;

рассмотреть значение разработки и исполнения нормативно-правовой документации в процессе управления ДОУ;

провести анализ разработки и исполнения нормативно-правовой документации руководителем МБДОУДС №110;

разработать рекомендации руководителю МБДОУДС №110 по совершенствованию процесса разработки и исполнения нормативно-правовой документации.

Теоретической основой исследования стали работы по педагогическому менеджменту таких авторов как Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова, Л.С. Маркова, С.М.Вишнякова и других; а так же работы, посвященные делопроизводству ДОУ и нормативно - правовому обеспечению образования таких авторов как М.Ю. Федорова, В.Ф. Янковая и других.

В процессе исследования использовался комплекс методов: теоретические (изучение и анализ литературных источников, обобщение научного и методического опыта по проблеме); эмпирические (наблюдение, анализ документов и обобщение полученных результатов).

Новизна исследования. На основе данных исследований были разработаны рекомендации руководителю образовательного учреждения по организации работы по разработке нормативно-правовой документации и организации ее исполнения в целях повышения роли руководителя в процессе управления персоналом.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-педагогическом процессе МБДОУ ДС №110, а так же других дошкольных образовательных учреждений.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

Анализ теоретических подходов к управлению ДОУ

 

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Законом "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ получили широкие права в самостоятельном осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.

Современное дошкольное образовательное учреждение - сложная развивающая система, которая требует грамотного управления.

Социально-экономические и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы взаимосвязей и требует, чтобы процессы, зависящие от руководителя, не протекали без его вмешательства. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в области воспитания детей дошкольного возраста.

В современных условиях особая роль уделяется управленческому мастерству. Основные аспекты этой деятельности руководителя основываются на позициях классического менеджмента.

Менеджмент - особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления[8, с. 9].

Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем[17, с. 90]:«Управлять, - писал он, - значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Следует отметить, что особая отрасль менеджмента - педагогический менеджмент имеет свою специфику и свойственные только ему закономерности.

Рассмотрим подходы, обозначенные в литературных источниках к управлению ДОУ.

Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова считают управление целенаправленной деятельностью всех субъектов, обеспечивающей становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения [6].

Л.С. Маркова определяет управление как особую деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития школы [16].

Итак, мы принимаем за основу следующее определение: управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности.

Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать технологии, востребованные современной образовательной практикой.

В современной управленческой науке под системой принято понимать совокупность взаимосвязанных элементов (подсистем). Следует подчеркнуть, что элементы должны быть взаимосвязаны, например, нельзя построить эффективную систему стимулирования, не построив эффективную систему критериев для оценки выполнения работы. В целом, в любой управленческой системе можно выделить следующие элементы: субъекты управления (кто управляет), объекты управления (кем управляют) и совокупность методов (инструментов), с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Ключевыми элементами системы управления персоналом являются:

Субъекты - руководители различного уровня;

Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией;

Объекты - сотрудники компании (персонал <http://hrm.incom.ua/content/view/370303/103/>).

Система управления персоналом - это набор методов, процедур и приемов, реализуя и совершенствуя которые организация обеспечивает себя персоналом требуемого уровня и воздействует на его поведение для достижения организационных целей. Основная цель управления персоналом - обеспечение текущей и перспективной деятельности компании эффективно работающим персоналом в требуемом количестве.

Задачи управления персоналом:

Административно-учетная поддержка.

Кадровое планирование и подбор персонала.

Разработка систем оплаты труда и дополнительные льготы.

Обучение и развитие персонала.

Аттестация и оценка персонала.

Формирование благоприятного климата в организации.

Стратегическое управление и развитие организации.

Система управления персоналом может включать:

планирование организационной структуры управления, штатного расписания и кадровой политики;

подбор персонала на вакантные должности;

ведение административного документооборота по персоналу;

аттестацию персонала;

развитие персонала;

учет трудовых отношений;

учет условий труда;

мотивацию <http://hrm.incom.ua/content/view/370302/103/> персонала;

правовое обеспечение;

информационное обеспечение и многое другое.

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в управленческой практике отсутствовало. Однако сегодня многие современные руководители сходятся во мнении, что любая проблема предприятия - это проблема управления человеческими ресурсами.

Рассмотрим элементы системы управления персоналом в ДОУ.

.Субъекты - руководители различного уровня.

    А.М.Омаров считает, что руководитель - это «лицо, наделенное полномочиями принимать решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать, и несет за это ответственность». Руководитель - это «лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных», - считает С.М.Вишнякова». [10, с.17]

    Современный руководитель - это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед ДОУ задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Современный руководитель - это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Современный руководитель - это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь трудности. Современный руководитель - это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов.

Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов. Естественно, что от него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом. Иными словами, решение социально-психологических проблем управления являются для руководителя залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения в режиме развития.

Главным профессиональным предназначением руководителя дошкольного образовательного учреждения является умение работать с людьми. Умелое владение средствами и способами общения - необходимое профессионально-личностное качество современного управленца. От этого умения зависят не только эффективность взаимодействия с другими людьми, конструктивность принимаемых решений, но и карьера руководителя ДОУ как специалиста, его реноме и профессиональный имидж. Все это отражается на общественном мнении о коллективе и социальном статусе дошкольного учреждения в целом.

Современному руководителю необходимы знания психология управления, которая является одним из важнейших направлений современной социальной психологии и рассматривает психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями. Дошкольное образовательное учреждение - один из видов социальных институтов, система управления которого - всегда процесс активного взаимодействия субъектов, реализующих разнообразные задачи. В ДОУ постоянно происходят различные формы взаимодействия человек-человек (дети, сотрудники, родители.) для реализации разнообразных задач организационной структуры учреждения, которые рассматриваются руководителем как объекты с позиций социально-психологической теории управления.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения моделировать и прогнозировать.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой социально-психологический климат.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа.

Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Особенности управления ДОУ основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

2. Объекты - сотрудники (персонал <http://hrm.incom.ua/content/view/370303/103/>).

Как уже отмечалось выше, персонал - это личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками, непосредственно характеризующими сам персонал:

квалификация,

компетенция,

способности,

установки[24, с. 79].

Персонал ДОУ по сравнению с большинством компаний характеризуется повышенной однородностью по профессиональному признаку.

Если в «классической» компании представлено несколько разнородных профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по информационным технологиях, специалисты по продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала образовательного учреждения - это представители единой профессии (педагоги) и как правило, в основном, женщины.

. Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией.

Немало важным является и вопрос выбора технологий управления, т.е. выбора совокупности определённых процедур, исполнение которых обеспечивает эффективную реализацию управленческих целей.

Технологии управления представляют собой систему целей, средств и способов оказания управляющего воздействия на персонал. Технология - это инструмент воздействия, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектам. Именно поэтому важно классифицировать технологии и определить диапазон их использования.

Все технологии управления персоналом можно разделить на несколько классов на основании нескольких признаков. Во-первых, все технологии разделяются по признаку цели. Данную классификацию предлагает Т.Ю.Базаров. [39, с.126] По этому признаку технологии управления персоналом делятся на:

1. Технологии формирования персонала;

.   Технологии поддержания работоспособности персонала;

.   Технологии обеспечения процесса развития.

Во-вторых, технологии управления персоналом различаются по признаку причины их появления:

1. Технологии плановых мероприятий;

.   Технологии экстренных мер.

В-третьих, технологии управления персоналом можно разделить в соответствии с масштабом их применения:

1. Технологии управления персоналом организации в целом;

.   Технологии управления отдельными персонал-группами;

.   Технологии управления отдельными сотрудниками.

В-четвертых, технологии управления персоналом могут быть разделены в соответствии с признаком определенности:

1. Апробированные технологии;

.   Экспериментальные технологии.

Для организации особо важно, кто является автором технологий. По происхождению все технологии можно разделить на:

1. Традиционные, повсеместно используемые в практике деятельности кадровых служб (например, технологии кадрового учета).

.   Данные технологии частично имеют законодательное закрепление, частично являются результатом профессионального наследования.

.   Отраслевые, являющиеся результатом деятельности особых отраслевых органов и служб. Эти органы разрабатывают технологическое обеспечение деятельности кадровых служб отрасли, в основном - на уровне примерной модели. Профессиональные, создаваемые специальными организациями (консалтинговыми агентствами) по заказу организаций. Эти технологии учитывают специфику конкретной организации и особенность момента, для которого строится технология. Однако необходимость учета многих параметров делает эти технологии весьма затратными и, как следствие, дорогими.

.   Инновационные - созданные службой управления персоналом организации для разрешения актуальных проблем организации и реализации стратегии организационного развития. Формирование и внедрение таких технологий требует высокой квалификации специалистов службы и высокого организационного статуса службы управления персоналом.

Еще одна классификация технологий управления персоналом связана с определением субъекта управления. По этому признаку технологии можно разделить следующим образом:

1. Технологии, реализуемые специалистами службы управления персоналом;

.   Технологии, реализуемые службой управления персоналом совместно с руководителями подразделений и организации в целом;

.   Технологии, реализуемые руководителями подразделений под контролем специалистов службы управления персоналом.

В зависимости от того, какие средства используются для достижения управленческой цели, технологии управления персоналом делятся на четыре группы:

1. Административные технологии. Эти технологии опираются на юридически закрепленные нормы, правила и стандарты. Основу административных технологий составляет законодательная база: Конституция, Трудовой Кодекс, ведомственные инструкции и правила, локальные нормативные акты. Сутью административных методов является унификация сотрудников организации, преодоление субъективного подхода в оценке их действий и при принятии управленческих решений. Трудности использования административных технологий связаны с тем, что практически невозможно найти систему норм, полностью и непротиворечиво трактующих конкретные обстоятельства. Именно поэтому административные методы должны быть подкреплены системой учета (фиксации) конкретных неоспоримых фактов (опозданий и отсутствия сотрудника на рабочем месте, несоблюдение сроков выполнения заданий, решение трудной задачи, принятие на себя ответственности при экстремальных обстоятельствах и т.д.) В любом случае административные технологии венчаются созданием документов, фиксирующих факты, и представляют собой особую систему формального описания деятельности сотрудников в организации.

.   Экономические технологии. Данные технологии связаны с использованием в качестве средства управления экономической выгоды. Экономические технологии могут быть сформированы как система санкций, система стимулирования, система поощрения, система вознаграждения. Данные технологии применяются не только с целью управления производительностью труда, но и как средство формирования новых отношений между подразделениями организации. Введение экономической парадигмы в практику управления персоналом активизирует внимание к персоналу как капиталу организации и позволяет каждого сотрудника рассматривать как носителя внутриорганизационного капитала. Такой подход заставляет сотрудников любого уровня активнее участвовать в процессе управления организацией, в частности - за счет управления акциями предприятия, находящимися в распоряжении сотрудников.

.   Организационные технологии. Этот вид технологий связан с использованием ресурсов, которыми обладает организация, с целью управления персоналом. В качестве основных ресурсов организации выступают: а) пространственные ресурсы - площади, на которых разворачивается деятельность сотрудников; б) временные ресурсы - объем времени, в течение которого сотрудники обязаны выполнять работу; в) способы организации деятельности сотрудников; г) способы организации взаимодействия сотрудников. Организационные технологии сопряжены с описанием бизнес-процессов, упорядочиванием этих процессов и повышением их эффективности за счет реорганизации способов. В результате появляются такие технологии управления персоналом как гибкий рабочий график, система постоянно действующих семинаров, on-line коммуникация и т.д.

.   Социально-психологические технологии. Использование этих технологий наиболее выгодно для организации, так как средство, лежащее в их основе, появляется с появлением самого персонала. Этим средством являются человеческие отношения. Упорядочивание отношений, их структурирование в соответствии с целями организации и становится предметом ведения социально-психологических технологий. Эти технологии призваны совместить формальные и неформальные способы оценки людьми друг друга, утвердить и поддержать статус сотрудников как внутри организации, так и за ее пределами. В результате использования социально-психологических технологий в качестве эффектов управления начинают выступать лояльность, верность, гордость.

Конкретная технология управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении, может содержать черты многих из перечисленных классов технологий. Самое главное при построении технологии понимать, какими средствами располагает организация и кто из субъектов управления готов к активной деятельности в рамках предполагаемой технологии[23, с. 19].

Таким образом, специфика управления образовательным процессом ДОУ, как деятельность руководителя, предусматривает целостное единство взаимосвязанных между собой компонентов, имеет определённую структуру, внешние и внутренние функции и направлена на перевод ДОУ из одного состояния в другое, качественно лучшее. Педагогический менеджмент - организация совместной деятельности ДОУ с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей; обеспечение полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности. Нам представляется, что педагогический менеджмент в дошкольном образовательном учреждении - управление людьми и педагогическим процессом с целью создания благоприятной среды для выполнения целей и задач.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...