Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая документация в процессе управления ДОУ




 

Нормативно-правовое обеспечение ДОУ - это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

 


Таблица 1. Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

Уровень Наименование документов
Международный Декларация прав ребенка, материалы ООН и др.
Федеральный Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования) и др.
Отраслевой Организационно-распорядительные документы министерства образования
Региональный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления
Муниципальный Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления
Учреждения Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения и т.п.
Рабочего места Должностная инструкция, трудовое соглашение и др.

 

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений[15, с. 92].

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Работа ДОУ строится на основании «Образовательной программы».

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26)

Установление в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили

актуальность разработки системы обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства;

разработку на их основе и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера;

подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов.

Виды нормативно-правовых актов:

Нормативные акты - соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

Ненормативные акты - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

Конституции РФ;

Трудового кодекса РФ;

Бюджетного кодекса РФ;

Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»;

Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 849 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, «базовая» модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон «Об образовании» вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности,

ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью;

ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений;

права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Локальный акт образовательного учреждения основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу дошкольного образования в широком смысле этого слова. Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», а также Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, а для образовательных учреждений, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.

Локальный нормативный акт ДОУ представляет собой правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) воспитанников, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение. Например, устав ДОУ, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника. Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данного образовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.

Индивидуальные (синонимы: ненормативные, распорядительные, правоприменительные) локальные акты используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и не рассчитаны на неоднократное применение. Например, приказ о приеме на работу, об отчислении. Локальные акты образовательного учреждения издаются в разных формах: постановления, приказы, решения, положения, инструкции и правила.

Постановление - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательным учреждением. Например, разграничение полномочий между Советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения (п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»)

Приказ - локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый руководителем дошкольного образовательного учреждения для решения основных и оперативных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательное учреждение.

Решение - локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Например, устав образовательного учреждения принимается решением общего собрания коллектива образовательного учреждения (подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Кроме того, в ДОУ иногда предусматривается издание такого вида локальных актов как распоряжения, которые издаются заместителями руководителя образовательного учреждения по вопросам информационно-методического и организационного характера, входящим в их компетенцию в соответствии с уставом, их должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами.

Постановлениями и приказами органов управления образовательного учреждения утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Положение - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий.

Инструкция - локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.

Правила - локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся и их законных представителей.

Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, правила приема в ДОУ, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях педагогических работников.

Правила, инструкции, положения могут регламентировать самые разные стороны жизни школы. Следует отметить, что законодательного разграничения форм локальных актов не существует и многие локальные акты могут издаваться как в одной, так и другой форме (например, правила ведения делопроизводства / инструкция по делопроизводству).

Локальные акты, как нормативные, так и индивидуальные, являются средствами правового обеспечения деятельности образовательного учреждения и осуществляются в пределах его компетенции, определенной п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить следующие «отрасли» локального правового обеспечения:

) правовое оформление статуса образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления;

) правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения;

) правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения;

) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в образовательном учреждении;

) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);

) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения).

Принцип системности требует, чтобы локальный акт был органически связан с другими локальными нормативными актами образовательного учреждения, не дублировал норм уже имеющихся актов, не содержал пробелов и противоречий. Таким образом, необходимо регулярно проводить анализ всех имеющихся в школе локальных нормативных актов, отменять (признавать утратившими силу) фактически недействующие локальные акты. При принятии новых локальных актов нужно не допускать их противоречия принятым ранее актам, а при возникновении таких противоречий - своевременно корректировать имеющиеся локальные нормативные акты.

Издание локальных нормативных актов (правотворчество) ДОУ представляет собой деятельность органов управления образовательным учреждением по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы.

Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:

инициативная стадия;

подготовка проекта локального акта;

обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта;

принятие и утверждение локального акта;

обнародование локального акта.

Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замысла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имеющаяся информация по данному вопросу, в частности, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других ДОУ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оцениваются возможные риски.

На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта.

Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.

Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообразно размещать в начале текста проекта.

Нормативное содержание проекта, в зависимости от предмета правового регулирования объема и вида акта, должно конструироваться в следующей последовательности:

• общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу ДОУ и др.);

• определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законодательстве);

• изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;

• определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию образовательного учреждения);

• вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т. п.).

Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами.

Значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование.

Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридическими или другие узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не оговоренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах образовательных учреждений остается сокращение «МО», которое может расшифровываться по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Не допустимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодательством? Где его искать? Кем установлено? В локальном акте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием издания локального акта.

Положения об изменениях, дополнениях или признании локальных актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых локальных актов в связи с принятием данного акта включаются в текст отдельным пунктом.

После того, как разработан проект текста локального акта, он проходит стадию обсуждения (экспертизы) и согласования.

Обсуждение проекта среди заинтересованных участников образовательного процесса, той или иной категории работников образовательного учреждения, чьи интересы затронет локальный акт, может быть организовано в самых различных формах. Проект документа может быть роздан заинтересованным лицам, чтобы к определенному сроку они представили свои замечания. Обсуждение проекта может быть проведено на различных совещаниях и собраниях. Текст проекта можно вывесить для всеобщего обозрения и т. п.

Если есть возможность, следует провести экспертизу проекта, например, привлечь к этой работе родителей воспитанников, имеющих юридическое и иное, соответствующее тематике проекта, профессиональное образование. В некоторых случаях можно получить бесплатное экспертное заключение в органах санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, в технической и правовой инспекциях труда (государственной или отраслевого профсоюза).

Затем проект локального нормативного правового акта дорабатывается с учетом результатов обсуждения (экспертизы) и проходит процедуру согласования. Некоторые локальные акты, прежде чем быть подписанными уполномоченным лицом, проходят процедуру согласования: на проекте документа должна быть получена виза (гриф) «согласовано», если это предусмотрено законодательством. Согласованию в такой форме подлежат, например, годовые календарные учебные графики, которые

разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления (подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

В других случаях должно быть в обязательном порядке учтено мотивированное мнение органа, представляющего работников образовательного учреждения (обычно это выборный профсоюзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержащего нормы трудового права. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников образовательного учреждения при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 Трудового кодекса РФ.

В ходе процедуры согласования проект акта может быть снова переработан.

Прошедший процедуру обсуждения и согласования локальный нормативный акт образовательного учреждения переходит в стадию принятия и утверждения.

Большинство локальных нормативных правовых актов образовательное учреждение принимает самостоятельно. Процедура принятия определяется в уставе образовательного учреждения, но сам устав, принятый (одобренный), например, конференцией образовательного учреждения, утверждается ее учредителем (п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Процедура утверждения устава муниципальных общеобразовательных учреждений должна быть разработана на основе законодательных норм полномочным органом местного самоуправления и оформлена путем издания соответствующего нормативного акта. Учредитель выполняет функции работодателя в отношении руководителя образовательного учреждения, в связи с этим он принимает и должностную инструкцию руководителя. В свою очередь руководитель образовательного учреждения использует гриф «утверждаю» на должностных инструкциях работников образовательного учреждения.

Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т. д.) в соответствии с правилами делопроизводства.

Часто для введения в действие инструкций, графиков, правил, положений издаются приказы руководителя образовательного учреждения. В этом случае перечисленные локальные нормативные правовые акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера.

Последняя стадия локального правотворческого процесса - обнародование локального нормативного правового акта образовательного учреждения.

Существуют две традиционные формы обнародования локальных актов: так называемое «вывешивание в общедоступном месте» и ознакомление под расписку. Форма обнародования отдельных локальных актов образовательного учреждения предписана законом. Так, в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Вместе с тем по Закону РФ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16). Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя в лице администрации образовательного учреждения при приеме на работу ознакомить работника под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68).

Если законодательством или уставом образовательного учреждения не установлена форма обнародования локальных актов, она определяется органом управления образовательным учреждением, принявшим акт. Важно только сделать все возможное, чтобы акт стал известен всем, чьи права, обязанности, интересы он затрагивает. Информация о локальных нормативных правовых актах образовательного учреждения должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, всех работников образовательного учреждения[15, с. 82].

Таким образом, руководитель осуществляет руководство деятельностью ДОУ на основе законодательных и нормативных актов, регулирующих работу образовательных учреждений

Итак, по первой главе, рассмотрев систему нормативных - правовой документации, регулирующей процесс управления ДОУ, отметим, что руководитель в своей деятельности основывается на федеральных законах, указах, распоряжениях, а так же на муниципальной и локальной нормативно-правой документации.

Нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем, как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования). Локальные акты образовательного учреждения образуют низший уровень правового регулирования деятельности образовательного учреждения. При этом изменение правового регулирования вопросов образования на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне ДОУ. Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:

инициативная стадия;

подготовка проекта локального акта;

обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта;

принятие и утверждение локального акта;

обнародование локального акта;

контроль за его исполнением.

Уровень обеспечения нормативно-правового регулирования деятельности образовательного учреждения (Устав, концепция и программа развития, договоры, текущая документация) подлежит регулированию и контролю со стороны руководства ДОУ.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...