Неведение — причина всякой печали
Стр 1 из 18Следующая ⇒ ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ОТКАЖИТЕСЬ ОТ САМООБМАНА — ПОЗНАЙТЕ СВОЁ ИСТИННОЕ “Я” К ришна увещевал Арджуну: “Арждуна, откажись от своего малодушия! Обрети мужество и сражайся! Слабость характера, которую ты проявляешь, не идёт истинному герою!” Воплощения Любви! В чём причина того, что Арджуна пал духом? В неведении. Из-за неведения в нём развилось сознание тела, а из-за сознания тела он запутался и стал слабовольным; потеряв всю свою решимость и мужество, он оказался неспособен ни к какому действию. Увлечение и привязанность ведут к печали Кришна сказал Арджуне: “Пока ты малодушен, ты не сможешь выполнить даже самой незначительной задачи. Тебя будет преследовать горе. Знаешь ли ты причину горя? Твои привязанности. Тебе вскружило голову чувство “моего народа”, “моих родственников”, “моих друзей”. Это собственническое отношение исходит из невежества. Привязанность и безрассудная любовь всегда делают человека слабовольным и ввергают в горе. Это истинные враги, которых ты должен победить”. До тех пор, пока вы омрачены этим собственническим отношением, думая только о себе, о своей семье, своих родственниках, своём имуществе, можете быть уверены, что рано или поздно вы будете ввергнуты в страдания. Надо двигаться от стадии, где вы отождествляете себя со своим “я” и “моё”, на более высокую ступень, где вы постоянно будете отождествлять себя с “мы” и “наше”. От эгоистичности надо постепенно двигаться к бескорыстию, от зависимости к свободе. Всем известно, что после сдачи экзаменов в 10-м классе ученики очень хотят узнать результаты, чтобы увидеть, как они себя проявили. В Индии обычно эти результаты печатаются в газетах; почти две страницы посвящаются сообщению личных номеров учащихся, сдавших экзамены. В отдельных штатах может быть до 100 тысяч учащихся, сдающих государственные экзамены. Когда печатаются результаты, каждого ученика беспокоит лишь свой личный номер; его мало интересуют номера других учеников. Когда он ищет свой номер в списке, чтобы узнать, сдал ли он экзамены, его мало волнует, как сдали экзамены его друзья. То же самое происходит, когда фотокарточки приходят из фотолаборатории: каждый из вас заинтересован найти лишь свою собственную фотографию; вас не будет интересовать, сделаны ли другие фотографии. Это примеры эгоистического отношения и отсутствия широкого кругозора. Вы должны отказаться от подобной узости взглядов и двигаться к тому, чтобы стать совершенно бескорыстными. Когда в вас разовьются чувства “мы” и “наше”, вы сможете внести лепту в благосостояние всего мира.
Увлечение уничтожит ваше мужество и волю До Махаб’аратской войны Арджуна принимал участие в целом ряде битв, но никогда раньше горе и привязанность не беспокоили его. Теперь тот же самый Арджуна начал волноваться, когда понял, что должен сражаться против противника, включая своего собственного дедушку, родных и учителя. Это чувство собственности привело его в уныние. Он стал жертвой слепой любви; подкралось чувство “моё”. По мере того, как росло такое отношение, его последствие — горе — росло вместе с ним. Раньше, когда Кришна ходил во дворец Кауравов с миссией мира, Арджуна был заинтересован в том, чтобы немедленно начать войну. Он пытался убедить Кришну, что Его миссия мира потерпит поражение, что она будет безрезультатной. В то время Арджуна говорил Кришне: “Кришна, эту борьбу за справедливость нельзя решить мирным путём. Кауравы никогда не согласятся на условия Твоей миссии мира. Невозможно умиротворить их ненависть и жадность. Зачем терять на них время и усилия? Пандавы и Кауравы — это полная противоположность, их нельзя объединить. Может быть они могли бы объединиться на небесах или в аду, но здесь, на земле, это невозможно. Твоя миссия наверняка провалится”.
Арджуна, полный мужества и решимости, рассуждал таким образом, поскольку в то время он не видел своего деда, своего гуру, своих родственников и многочисленных друзей, тогда они не находились непосредственно перед ним на поле боя. До того, как это собственническое чувство овладело им накануне Махаб’аратской войны, Арджуна, казалось, обладал широтой взглядов. А теперь, находясь на поле битвы, чтобы сражаться, защищая справедливость, — к чему он так долго готовился — у него стало тяжело на сердце, глаза его поблекли, и мысли стали путаться. Когда он увидел своих близких родственников и некоторых друзей в боевом порядке, готовых сражаться против него, у него закружилась голова. Он сказал: “Кришна, я не буду сражаться”. Когда вы находитесь на поле сражения, разве можно смотреть на своего противника как на родственника? Когда Кришна услышал слова Арджуны, Он очень рассердился. Он сказал Арджуне: “Это малодушие. Оно тебе не идёт! Такой бесстрашный воин как ты, всегда ходивший гордо с высоко поднятой головой, как истинный герой, теперь, похоже, страдает от робости. Тот, кто страдает от малодушия, не может быть учеником Йогешвары, Господа Йоги. Мне стыдно принять тебя в Свои ученики. Всё уже готово к войне. Конечные приготовления шли в течение последних трёх месяцев, и теперь план битвы утверждён. Если бы ты колебался вначале, Я без сомнения не взял бы на себя задачу управлять твоей колесницей. Но ты колеблешься на этой последней стадии, после того, как написал письма друзьям и родным, прося их присоединиться к тебе, после того, как получил от них одобрение; и вот теперь, когда все собрались здесь, ты складываешь оружие и постыдно сдаёшься противнику. Разве герои так себя ведут? Ты уничтожаешь истинный дух царской родословной, где клятвенный долг состоит в защите чести и справедливости. Если ты будешь продолжать вести себя, как трусливый малодушный человек, то будущие поколения будут смеяться над твоей трусостью. Тебе дано имя Арджуна, но ты его недостоин!”
Неведение — причина всякой печали Каково значение имени Арджуна? Оно означает “святость и чистоту”. Только невежество могло заставить такого благородного человека, как Арджуна, сложить оружие и отказаться принимать участия в битве, от которой зависела сама Д’арма (Воля Бога, долг человека). Полностью понимая природу этой болезни, Нарайана, Господь, решил её искоренить. В самом начале Гиты Кришна мог бы научить Арджуну йоге преданности и йоге долга или бескорыстного действия, но Он предпочёл этого не делать. В сущности Он начал говорить только во второй главе. Вся первая глава посвящена плачу и жалобам Арджуны. Кришна не вмешивался. Во второй главе, начиная с одиннадцатого стиха, Кришна начал объяснять Своё учение. А до тех пор Кришна слушал всё с большим терпением. Затем Он спросил: “Арджуна, ты кончил? Ты истощил все свои мысли?” Точно так же, как студенты истощены после письменного экзамена, Арджуна был опустошён после того, как высказал вслух все свои сомнения. Тогда Кришна сказал ему: “В тебе пустил ростки ужасный порок малодушия. Я знаю, как поступать со слабоволием. Я излечу тебя от эго! Причина этой безрассудности в неведении; вот что вызывает в тебе малодушие”. Затем Кришна начал обучать Арджуну Санк’йа - йоге. Санк’йа-йога учит мудрости различения между Атмой и анатмой, между истинным “Я” и ложным “я”, между чувственным и тем, что за пределами чувств, между неизменным и постоянно изменяющимся. Когда человек охвачен горем, страдая от неведения, что надо сделать, чтобы освободить его от этого заблуждения? Когда пациент в большой опасности, первое, что должен сделать врач, это вывести пациента из этой опасности. После этого врач может начать лечение. Предположим, пациент находится в непосредственной опасности для жизни; в этот момент любое лечение, которому его подвергнут, будет бесполезно, если прежде всего его не выведут из критического состояния. Когда он будет вне опасности, тогда можно применять различные терапевтические методы лечения. Например, если человек тонет в реке, то прежде всего надо вытащить его из воды на берег и произвести искусственное дыхание; затем можно приступать к применению других методов лечения, чтобы нормализовать его кровяное давление и вывести его из шока. Естественно, никто не станет делать эти процедуры, пока пациент ещё тонет.
Как излечить невежество Кришна ввёл Арджуне сильную инъекцию мужества, чтобы его не поглотило горе и уныние. Его первой помощью было учение о “Я” и “не я” и о различии между ними. Кришна сказал: “Арджуна, пока ты охвачен страхом и волнением, ты не сможешь ничего совершить. Будь смелым! Знай, что ты Атма, а не тело; тогда ты станешь бесстрашным. Я помогу тебе совершить великие деяния, но только если ты будешь основывать свои действия на истинном знании и оставаться бесстрашным”. В этот момент Кришна улыбался, а Арджуна плакал. Только Нарайана, Господь, улыбается всегда. Тот, кто плачет — это Нара (человек). Человек, который плачет, невежественен. Кришна — это Атма; Арджуна — это анатма; первый есть воплощение мудрости, а второй наполнен невежеством. Кришна сказал: “Я бы хотел объяснить тебе что-то очень важное. Сейчас мы действуем по-разному. Я улыбаюсь, тогда как ты плачешь. Но мы оба могли бы быть одинаковыми; либо Я должен стать как ты, либо ты — как Я. Если бы Я стал как ты, то Я бы стал малодушным; но это совершенно невозможно. Малодушие никогда не сможет завладеть Мной. С другой стороны, если бы ты стал как Я, тогда ты должен был бы следовать за Мной и поступать так, как Я тебе велю”. На это Арджуна ответил: “Свами, я поступлю так, как Ты скажешь. Я буду беспрекословно следовать всем Твоим повелениям!” Достаточно ободрив Арджуну и придав ему целеустремлённости, Кришна помог Арджуне вновь обрести решимость; и с этого момента Арджуна мог начать сражение, следуя указаниям Господа. Прежде всего Кришна начал Своё учение с объяснения истины, касающейся тела и разума. Он сказал: “Арджуна, ты думаешь, что эти люди — твои родственники и друзья. Но кто родственник и кто друг? Кто есть тело, а кто Пребывающий в нём? Все тела подобны водяным пузырям. Все твои родственники и друзья присутствуют не только сейчас — они существовали и раньше в многочисленных рождениях. Ты тоже существовал раньше, как и Я. Тело, разум и интеллект — лишь инструменты. Они подобны одежде, которую ты носишь: это всё инертные вещи, которые ты меняешь время от времени. Зачем устанавливать близкие отношения с ними, развивать любовь к ним и этим подвергать себя излишнему горю и печали? Выполняй свой долг. Ты получишь все почести, которые тебе причитаются как князю; но на поле битвы не может быть места слабоволию и нерешительности. Борьба за то, чтобы сохранить Д’арму, и в то же время это слабоволие, которое пустило в тебе корни, противоречат друг другу. Эта робость на поле боя не идёт великому герою. Дело твоё праведное, и ты пришёл, чтобы сражаться. Поэтому иди и сражайся!” Подобными словами Кришна излечил Арджуну от отчаяния и помог ему найти в себе силу и мужество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|