Благой брат нечистого царя демонов
Виб’ишана, брат повелителя демонов, сдался Раме и пал у Его ног. Видя это, Сугрива, генералиссимус армии, сражающейся на стороне Рамы, предупредил Раму: “Он брат Раваны. Он демон. Он любит тьму. Ты не должен ему доверять просто потому, что он поссорился со своим братом и ушёл от него. Опасно верить младшему брату, ставшему врагом старшего”. Рама, приятно улыбнувшись Сугриве, сказал: “Сугрива, разве ты сам не стал врагом своего брата Вали? Прежде, чем критиковать других, подумай о своих собственных недостатках”. Затем Рама заявил: “Я возьму под защиту каждого, кто придёт ко Мне, подчинится Мне и скажет: “Я Твой”. Мне неважно знать, кто он”. На это Сугрива возразил: “Свами, ты дал ему Свою защиту и уверил его, что, когда война закончится и Равана будет низвержен, Ты сделаешь его царём Ланки. Но предположим сам Равана сейчас пришёл бы к Тебе и пал у Твоих Ног. Какое царство Ты дал бы ему?” Рама отвечал: “Если бы у Раваны были добрые идеи и он бы подчинился Мне, Я попросил бы Моего брата Б’арата отказаться от престола и сделал бы Равану царём вместо него. Я никогда никого ни о чём не просил. Просить об одолжениях не в Моём характере. Но если у Раваны появятся хорошие мысли, Я буду готов попросить Б’арата отказаться от престола”. Все Аватары во все века провозглашают такие священные мысли и широкие идеи, и таким образом дают пример всему миру. Смысл этого рассказа в том, что каким бы ни было ваше прошлое, в каком бы нечистом и далёком от святости окружении вы ни были воспитаны, если вы чисты в своей решимости и полностью отдаётесь Господу, Он вас примет. Начните с овладения своими чувствами. Главное качество, являющееся основой всех священных деяний и радостной беззаботной жизни, — это контроль над чувствами. Кришна сказал:
“Для тебя не будет ничего невозможного, если ты будешь владеть своими чувствами. Ты сам сможешь сотворить мир. Но если ты являешься рабом своих чувств и повязан желаниями, ты становишься рабом этого мира. Поэтому, Арджуна, пусть чувства станут твоими рабами; только тогда ты сможешь быть инструментом в Моей Миссии. Восстань, Арджуна! Возьми свои чувства под контроль! Пусть радость тебя не возносит, а горе не удручает. Первопричина горя заключена в твоём неведении: ты не знаешь разницы между истинным и кажущимся, между Атмой и анатмой; но начинай сейчас учиться их различать. Тогда ты сможешь владеть своими чувствами, и весь мир станет твоим”.
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
ЗНАЙ, ЧТО ТЫ НЕ ТЕЛО; К ришна сказал: “Арджуна, постоянно фокусируй разум на Мне,
Воплощения Любви! Тот, кто выполняет всю работу, сознавая свою собственную реальность, совершит великие дела. Действия, производимые с осознанием Атмы, свободны от уз этого мира. Производить работу, полностью сознавая свою тождественность с Атмой, требует совершенного контроля над чувствами. Это непременное условие. Когда вы поставите чувства под полный контроль, вас можно будет назвать Ст'итапраджной, то есть человеком, наполненным высшей мудростью. Если вы относитесь ко всем парам противоположностей, таким как радость и печаль, жара и холод, прибыль и убыток, честь и бесчестье, со спокойствием и если вы утвердились в своей реальности, значит вы достигли качеств мудрого человека. Природа мудреца состоит в том, что он относится ко всему одинаково. Когда вы осознаете истинную природу органов чувств, вам легко будет следовать путём, ведущим к тому, чтобы стать истинным мудрецом. Но если вместо того, чтобы отождествлять себя с Атмой, вы продолжаете отождествлять себя с телом, вы не сможете достигнуть этого возвышенного состояния.
Ты есть Атма, ты есть Бог Кришна сказал Арджуне: “Помни, что в действительности ты есть Пребывающий в теле, Дехи, а не само тело, деха. Ты тот, кто носит материю, а не сама материя. Ты жилец дома, а не дом. Ты есть “Знающий поле” (Кшетраджна), но принимаешь себя за поле (Кшетру). Наслаждение всем мимолётным может дать тебе лишь непрочное счастье; в конце концов минутные удовольствия и наслаждения обернутся печалью. Непостоянные объекты ведут к непостоянству. Поэтому держи свой разум в уравновешенном состоянии и выполняй свой долг, помня Атму. Не думай и не волнуйся о рождении и смерти, о радостях и печалях, которые накапливаются в тебе. Рождение и смерть касаются только тела — они не касаются тебя. Ты не есть тело; ты есть постоянная сущность, свободная от рождения и смерти. Ты не имеешь ни начала, ни конца. Ты никогда не был рождён и никогда не умрёшь; и ты никого не можешь убить. Ты есть Атма. Ты Вездесущ. Истинно, ты есть Бог. Твоё самое сокровенное “Я” есть Бог, а Бог есть твоё “Я” (Сущность); Атма — это Бра’ман, а Бра’ман — это Атма”. Будет ли кто-либо горевать о том, что огонь обжигает, зная, что сама природа огня — производить жар? Будет ли кто-нибудь страдать от печали, познав, что лёд охлаждает? Сама природа огня состоит в том, чтобы жечь, а сама природа льда — охлаждать всё, что входит с ним в контакт. Так же и всё, что рождается, когда-нибудь умрёт. Это естественно. То, что свободно приходит, должно также свободно уйти. Поэтому не следует мучить себя тем, что естественно, как например, рождение и смерть, радость и печаль. Необходимо осознать недостатки и слабости всего в этом мире; рано или поздно всё, что существует в мире, должно будет подвергнуться изменениям. Те же пять элементов, которые можно найти везде, во всём мире, можно также найти в вас и во всех других людях. Даже если вы начнёте поиск в самых отдалённых уголках земли, вы поймёте, что в действительности вы всего лишь ищите эти пять элементов: это всё, что можно найти в этом мире. Но поскольку эти элементы уже находятся в вас, то зачем искать их во внешних объектах? Вполне естественно, что вы ищете и стремитесь к чему-то, чего у вас нет. Но неестественно искать и стремиться к тому, что у вас уже есть. Существует лишь одна сущность, которая превосходит эти пять элементов: это Божественность. Вот к чему вам надо стремиться.
Всегда держите Атму в поле зрения, Джнана или мудрость — это видение Единого везде. Это всеохватывающее единство — Тотальность — и есть Атма. Найдите это единство и постоянно держите его в поле зрения. Если все ваши действия будут основаны на Атме, они станут священными и чистыми. Если вы совершаете все действия во имя Атмы или ради удовольствия Бога, вы будете освящены и наполнены мудростью. Целый ряд мудрых Риши ещё с древних времён делали героические усилия, чтобы достигнуть этого состояния Ст'итапраджны, то есть вечного пребывания в высшей духовной мудрости. Однажды император Александр Македонский достиг берегов реки Синд’у. Он намеревался завоевать и разграбить Индию и с этой целью пришёл с большой армией. В те времена не было больших проезжих дорог; существующие дороги были скорее похожи на пешеходные тропинки. Император со своей армией пересёк реку Синд’у и вошёл в лес. Разведчики, посланные вперёд, нашли йога, лежащего под деревом с ногами в разные стороны в глубоком сне. Этот йог достиг стадии Ст’итапраджны — он был мудрецом. Один из солдат подошёл и разбудил йога, велев ему сойти с тропы, но он был совершенно равнодушен ко всем усилиям солдата: он не сдвинулся с места. Греческий солдат стал угрожать ему, говоря, что сам великий император Александр с армией идёт к месту происшествия. Пока солдат кричал на йога, прибыл сам Александр. Греческий солдат был в ярости, увидев, что даже после прибытия императора, йог оставался полностью безразличным — он не проявил должного уважения и учтивости к императору. Тогда солдат пригрозил отрубить йогу голову. Стоило йогу услышать, что взбешённый солдат хочет отрубить ему голову, как он начал смеяться. Он встал — на его лице не было и следа страха; он был полностью безмятежен. Император, увидев, что его лицо сияло, заговорил с ним так:
“Мой солдат угрожает отрубить тебе голову, однако ты кажешься очень счастливым. Если бы ты был обычным человеком, ты бы тотчас сдался, распростёрся перед солдатом и попросил у него прощения. Но ты лишь улыбаешься. Что это значит?” Йог отвечал: “Я воплощение Сат-Чит-Ананды; Я вечная Истина, осознанность, блаженство. Я всегда свободен. Твоё оружие не может нанести мне вреда. Огонь не может меня спалить. Вода не может меня смочить. Ветер не может унести меня. Я никогда не был рождён и никогда не умру. Я бессмертная Атма; такова моя Реальность. Вот этот солдат грозится убить меня, отрубив голову. Но это совершенная нелепость. Это и заставило меня смеяться”. Император был очень удивлён, услышав подобные слова. Он подумал: “Вполне естественно, что люди пугаются, стоя перед смертью, если кто-то угрожает их убить; но редко кто будет смеяться и оставаться счастливым, глядя смерти в глаза. В Индии есть люди, которые достигли таких высот в духовной жизни, что им не страшна даже смерть. Как можно покорить такую нацию? Нет, лучше и не пытаться этого сделать”. И придя к такому решению, он повернул армию обратно и не стал продвигаться дальше по территории Индии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|