Война между эгоизмом и самоотверженностью
Царь Дрит’араштра, слепой отец ста братьев Кауравов, постоянно спрашивал Санджайю обо всём, что происходило на поле сражения: “Санджайа, что делают мои люди и что делают Пандавы?” И Санджайа всё подробно описывал царю. Поле, на котором происходило сражение, называлось Д’армакшетра, так как исторически это было священное место, где проводили жертвоприношения и совершали другие священные ритуалы. В то же время исторически это было место игр злых отпрысков Куру, семейной династии Кауравов; и поэтому оно также называется Курукшетра. Когда тело рождается, оно чисто и незапятнанно; оно не является жертвой шести врагов человека: желаний, гнева, жадности, страсти, гордыни и ревности. Новорождённый ребёнок всегда счастлив, он плачет только, когда голоден. Кто бы ни посмотрел на него, будь то вор или царь, ребёнок счастлив; он улыбается и смеётся, глядя на любого, кто подходит к нему, независимо от того, пришёл этот человек приласкать его или ударить. Поскольку маленький ребёнок чист, его тело можно назвать Д’армакшетрой. Тело, на которое не действуют никакие гуны, нечистые качества, и есть Д’армакшетра. По мере роста тело накапливает различного рода нечистые качества: зависть, ненависть, привязанность и так далее. По мере их развития в теле оно становиться Курукшетрой. Поэтому одно и то же тело есть Д’армакшетра и Курукшетра. В вашем сердце заключены добро и зло. Раджас-гуна и тамас-гуна связаны с собственническим качеством “моё”. Слово Пандава ассоциируется с чистотой саттвической природы. Для описания белизны и чистоты мы используем слово панду. Дети Панду были чистыми, и внутреннее значение войны между Пандавами и Кауравами есть внутренняя борьба в каждом человеке, борьба между добром и злом, между праведностью и аморальностью, между эгоизмом и самоотверженностью. Война между Пандавами и Кауравами длилась долго, но война между силами добра и зла продолжается в течение всей вашей жизни — ей нет конца. Эта битва происходит на поле Д’армы. Для того, чтобы попасть на поле Д’армакшетра, в вашем характере должна произойти трансформация. Так Кришна объяснил Арджуне более глубокое значение этой войны.
Когда Дрит’араштра, отец 100 братьев Кауравов, спросил Санджайю: “Что делают мои люди?” — в нём теплилось тайное желание, что стоит его детям ступить на поле Д’армы, как в них произойдёт глубокая трансформация. Он знал, что они были плохими и злыми, но надеялся, что если они ступят на это святое место, их разум будет преобразован. Когда кто-то ступает на поле битвы Д’армакшетра, поле способствует его ментальному преобразованию. Дрит’араштра и Кауравы представляют собой тех людей, которые считают своим то, что им не принадлежит. Они обладают собственнической натурой. Хотя человек не есть тело, он считает тело своим “я”. Он не есть чувства, но он испытывает гордость, думая, что он есть чувства. Любой человек, который считает своим то царство, которое ему не принадлежит, есть Дрит’араштра. Если понаблюдать за всеми людьми родословной Дрит’араштры, для которых характерно собственническое отношение к жизни, то становится ясно, что они отождествляют себя с телом и чувствами. Предвидение и сострадание — качества, Вы можете спросить, почему Арджуне было дано учение Гиты. Среди Пандавов некоторые из его братьев, такие как старший брат Д’армараджа, может быть более духовно подходили для этого, чем Арджуна. Почему Д’армарадже, который был известен своей выдающейся моральной силой, не было дано знание священной Гиты? Или если принять во внимание физическую отвагу, то Б’има, который был самым могучим среди братьев, больше всего подошёл бы для этого учения. Кришна мог бы дать Гиту Б’име, но Он этого не сделал. Почему? Почему Он дал учение одному Арджуне? Вы должны понять внутренний смысл этого.
Д’армараджа был воплощением Д’армы, но в нём не было предвидения; он не думал о будущих последствиях своих действий. Только после того, как события произошли, он начинает думать об их последствиях и сожалеть о своих поступках. Если же взять Б’иму, то у него, конечно, была большая сила, но недостаточно интеллекта. Он мог вырвать дерево с корнем, но ему не хватало различения. Арджуна же обладал предвидением, например, когда он сказал Кришне: “Лучше бы мне умереть, чем сражаться против своих; это может привести к большим страданиям, даже если мы победим в войне”. В противоположность мукам Арджуны из-за страданий, которые может принести эта война, Д’армараджа был полностью готов принять участие в битве, хотя позже, когда война закончилась, его очень мучили все эти убийства. Вы, наверное, помните известную игру в кости. После того, как Д’армараджа потерял всё, включая своё богатство, своё царство и даже жену, он раскаялся в том, что случилось. Когда человек, не обладающий различением и предвидением, вынужден принимать решение в трудных обстоятельствах, позже он будет неизбежно раскаиваться в своих действиях. Таким же был характер царя Дасарат’ы, отца Рамы. Дасарат’е тоже не хватало предвидения и качества различения. В начале своего царствования Дасарат’а принимал участие в войнах за справедливость между богами и демонами, постоянно имея при себе молодую царицу Кайкейю. Кайкейи была дочерью царицы Кашмира; она хорошо владела искусством ведения войны. Именно она, Кайкейи, обучила Раму стрельбе из лука и некоторым методам ведения войны. Однажды во время битвы, одно из колёс колесницы Дасарат’ы стало отходить от оси. Кайкейи своим пальцем удержала колесо, готовое отделиться от оси, и таким образом спасла жизнь Дасарат’ы. После битвы, закончившейся победой, царь Дасарат’а заметил, что её рука была в крови. Видя её состояние, он был так тронут её безрассудной любовью и так доволен её мужеством и самопожертвованием, что сказал ей:
“Кайкейи, ты можешь просить у меня два благодеяния, и я сделаю всё, что в моих силах, чтобы выполнить твои желания!” Он не уточнил, какого рода благодеяния она может просить. Он пообещал выполнить две любые её просьбы, не подумав о последствиях. И вот Кайкейи сказала ему о своих желаниях в подходящее для себя время: когда пришло время Дассарт’е передать своё царство Раме, Кайкейи попросила изгнать Раму в лес, чтобы её сын, Б’арата, получил престол. Тогда Дасарат’а горько пожалел, что пообещал ей исполнить любое желание без всяких условий. Но было слишком поздно отречься от своих слов. Горе, постигшее царя в результате этого обещания, стало причиной его смерти. Мы знаем, что Кришна относился к Арджуне с большой любовью, но в этом ли причина того, что Он обучил Гите Арджуну, а не одного из его братьев? Нет. Кришна, предвидя последствия и зная к чему они приведут, пришёл к заключению, что один Арджуна был готов получить от Него учение Гиты. Арджуна, предвидя, что может случиться после войны, заявил, что не хочет воевать, поскольку последствия могли быть очень серьёзными. Он сожалел не после того, как война закончилась, а до начала войны. Такое отношение, когда в сердце возникает чувство сожаления до того, как предпринято действие, а не после него, можно найти только в чистом сердце. У Арджуны, без сомнения, было чистое и святое сердце. Преобразование Арджуны В те времена продолжительность жизни людей была гораздо больше, чем сегодня. Кришна и Арджуна были нераздельны в течение семидесяти пяти лет, потому что Арджуна являлся воплощением чистоты и святости. Хотя они жили вместе в течение cемидесяти пяти лет, Кришна никогда за это время не открывал Арджуне учения Гиты. Почему? Потому что Арджуна относился к Кришне как к своему шурину и близкому другу. Все эти годы Арджуна жил в сознании своего тела. В тот момент, когда Арджуна подчинился Кришне и принял Его как Учителя, Кришна стал его Учителем, а Арджуна — учеником Кришны. Только после того, как Арджуна полностью отдал себя в руки Кришны, Кришна дал ему учение Гиты. Это означает, что, если вы хотите от кого-то получить духовные знания, вы должны относиться к этому человеку как ученик к своему гуру прежде, чем он сможет свободно передать вам духовное знание.
В древнем Писании имеется подобная история. Некогда жил великий учитель по имени Уддалака. В то время не было учителя выше, чем он. Но он послал своего сына для обучения Cвященным Писаниям к другому учителю. Сам отец не взялся обучать своего сына. Он сделал этот шаг, потому что считал себя отцом, и в этих взаимоотношениях — отец-сын — мальчик Светакету не смог бы в достаточной степени овладеть высшим знанием, как и в случае Кришны с Арджуной: пока между ними существовали родственные взаимоотношения, Арджуна не мог получить знаний от Кришны. Но как только родственное чувство покинуло сердце Арджуны, и чувство присутствия Параматмы, высшей Божественности, снизошло в его сердце, Арджуна смог получить учение от Кришны. Только после того, как Арджуна полностью подчинился и осознал, что Кришна — Бог, Кришна начал его обучать. Арджуна сказал Кришне: Tvameva Maataa Cha Pitaa Tvameva Ты моя мать. Ты мой отец. Таким образом он полностью подчинился, и тогда Кришна принял его в ученики. В тот момент Кришна сказал: “Выполняй Мои деяния. Делай всё ради Меня, и Я позабочусь о тебе”. В Санк’йа-йоге Кришна описал, каким образом он смог убедить Арджуну полностью подчиниться Своей воле. Самое важное, что сделал Кришна — Он освободил Арджуну от чувства сознания тела. До тех пор, пока существует сознание тела, независимо от того, следуете ли вы путём бескорыстного служения, путём праведности или путём внутреннего исследования, вы не сможете практиковать необходимые дисциплины, которые приведут вас к цели. Сознание тела и связанные с ним привязанности будут постоянно затемнять ваше сердце. Не очистив сердца от нечистоты, невозможно наполнить его священными чувствами. Если стакан полон воды, то как наполнить его молоком? Сначала надо освободить его от воды. Кришна сказал: “Арджуна, ты полон сознания тела. Прежде всего тебе надо полно-стью освободить себя от этого. Только тогда Я смогу наполнить твоё сердце священными мыслями”. Будьте смелыми, будьте бесстрашными, Учение Кришны было направлено на то, чтобы освободить Арджуну от его привязанностей, страстей и являющихся их последствием печалей и горестей. Когда сознание тела у Арджуны исчезло, Кришна был готов открыть ему высочайшее учение сознания Атмы. Чтобы пробудить Арджуну от сна невежества, Кришне пришлось применить ряд аргументов. Он сказал:
“Арджуна, однажды ты без колебаний уничтожил целый лес; в другой раз, защищая коров, ты, не думая дважды, начал битву с этими самыми родственниками и учителями. Существует несколько причин твоей печали, но самая главная — это твоё неведение. Не сознавая своей истинной природы, ты позволил горю овладеть собой. Теперь ты взываешь к Богу и Д’арме. Как только ты воззвал к Богу, это и есть Йога. Когда ты взываешь ко Мне, Я беру заботу о тебе на Себя и даю всё, что тебе необходимо”. Вы все плачете по разным причинам, но разве вы льёте слёзы, когда Д’арма приходит в упадок? Для того, чтобы предотвратить падение Д’армы, для того, чтобы встать на её защиту, надо иметь мужественное сердце. Кришна сказал Арджуне: “Никогда нельзя взращивать в себе малодушия. Только после того, как ты устранишь причину этой слабости сердца, Божественная энергия снизойдёт на тебя и поселится в твоём сердце. Если у тебя нет мужества, ты будешь бояться даже овец, не говоря о злонамеренных людях. Ты должен быть способен встретить лицом к лицу любые обстоятельства. Если ты в страхе убежишь, то даже обезьяны станут атаковать тебя. Каждый знает, что если у тебя есть палка и ты твёрдо стоишь на своей позиции, обезьяны никогда не станут атаковать тебя. Но не поворачивайся спиной; наоборот, встречай опасность лицом к лицу. Только тогда ты сможешь чего-то добиться”. То же самое говорил Вивекананда: “Будь бесстрашен! — советовал он. — Мужество — это один из инструментов для достижения любого успеха”. Сегодня людям не хватает мужества и решимости; но это не должно быть слепое и глупое мужество. Мужество должно сопровождаться умением различать; только тогда успех обеспечен.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
ИЗГОНИТЕ НЕВЕЖЕСТВО, Ч тобы обрести мудрость, надо заняться внутренним вопрошанием. Подобная практика полностью отделит вас “Робость, горе, страдание — все эти слабости и страхи связаны с разумом. В чём причина того состояния малодушия, в котором ты находишься? Я скажу тебе: нечистота твоего разума и твоё отождествление с этим нечистым разумом ответственны за печальное состояние, Воплощения Любви! Слово Санк’йа фактически означает “мудрость”. Во второй главе Гиты под названием “Санк’йа - йога” Кришна начинает обучение Арджуны Пути Мудрости. Чтобы достигнуть мудрости, надо практиковать внутреннее исследование. Когда вы занимаетесь внутренним исследованием, вы должны отмежеваться от своего разума и мыслей. Кришна назвал Арджуну Крипанах, что иногда переводится как “ скаредный ч еловек”, “ бедный ч еловек” или даже “ скупой человек”; но эти значения не подходят для Арджуны. Арджуна не был скрягой, он также не был бедным; он не был ни жадным, ни злым. Эти значения слова Крипанах не подходят для описания Арджуны. На языке Упанишад этот термин также использовался для описания невежества. Таким образом, когда Кришна назвал Арджуну Крипанах, Он имел ввиду невежественного человека. Из-за неведения горе и страдания полностью овладели Арджуной; он почувствовал страх. Горе приходит, когда человек переживает разлуку. На жизнь можно смотреть как на поток, где существа соединяются, а затем снова разъединяются. Жизнь человека полна встреч и расставаний. Чтобы иначе подойти к пониманию этих переходных периодов, надо думать о них как о моментах санд’йа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|