Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Логотерапия. Свобода воли. Стремление к смыслу. Сознание и подсознание. Сознательность. Духовное бессознательное




Логотерапия

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Свобода воли

Франкл использует термин «экзистенциальный» в трех случаях. Во-первых, тер­мин «экзистенциальный» относится к самой экзистенции, которая является специфи­чески человеческим способом бытия. Во-вторых, «экзистенциальный» относится к смыслу существования. В-третьих, «экзистенциальный» относится к стремлению най­ти смысл в личном существовании или, другими словами, к стремлению к смыслу. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмыслен­ной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможно­стями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализо­ваны, а какие будут «приговорены» к нереализации.

Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоот­странению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, с которой они рассматривают эти особенности. Люди сво­бодны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измере­ние. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, та­кие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.

Стремление к смыслу

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Людям требуется обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыха­ния. Франкл пишет: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека... Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним; только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стрем­ление человека к смыслу» (Frankl, 1963, р. 154). Как Франкл обнаружил во время сво­его пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего сто­ило бы жить. Люди — это существа, которые встречаются с другими людьми и добирают­ся до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, ско­рее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование ока­зывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценден-ции в направлении Чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».

Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти. " Франкл признает, что Фрейд и Адлер не использовали именно эти термины. Как удовольствие, так и власть — это «побочные продукты» или производ­ные стремления к смыслу. Стремление к смыслу — не рационалистическое объяснение инстинктуальных стремлений, оно не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Стремление к смыслу, так же как сила мотивации, отличается от самоактуализа­ции. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремле­ния к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуще­ствляют смысл.

Сознание и подсознание

Какова исходная (референтная) точка, отталкиваясь от которой, люди могут обна­ружить смысл в своей жизни? Поиск смысла включает в себя и сознательную деятель­ность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я».

Сознательность

Люди — духовные существа, и логотерапия сосредоточивается на. их духовном суще­ствовании. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков зна­чения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессозна­тельными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать лич­ную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в опре­деленных сложившихся ситуациях.

Духовное бессознательное

Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируют свои телесные, психические и духовные аспекты. Хотя граница между сознательным и бес­сознательным «флюидообразна», Франкл считает, что духовное основание человече-ской'экзистенции в конечном счете бессознательно. Глубинный центр каждого челове­ка является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным. Фрейд рассматривал бессознательное как резервуар, в котором содержатся подавляемые сексуальные и агрессивные инстин­кты. Глубинная психология, вместо того чтобы сосредоточиваться на подавляемых ин­стинктах, стремится проникнуть в глубины человеческого духа. Однако «Я» не подда­ется полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистен­цию в самой своей основе нерефлексируемой. Франкл пишет: «Экзистенция существу; ет скорее в действии, чем в размышлении» (Frankl, 1975a, р. 30).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...