Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование и смертью. Выигрыш от углубляющегося осознания смерти




Консультирование и смертью. Выигрыш от углубляющегося осознания смерти

Углубление осознания смерти может вести к более высокой оценке жизни. Неизлечи­мо больные раком пациенты реагируют на сообщение о диагнозе по-разному. Многие пациенты как будто не слышат то, что говорят им доктора. Некоторых захлестывает с головой экзистенциальный ужас. Другие принимают полученную плохую новость сра­зу, перегруппировывают свои средства защиты, обрабатывают информацию внутри себя, после чего становятся готовы к приему большего объема информации. Многие больные раком пациенты способны использовать свою болезнь как возможность для личностного роста. Они переоценивают ценности, стараются не совершать тривиаль­ных, бессмысленных поступков, начинают глубже понимать смысл жизни в настоящем, на более глубоком уровне общаться с близкими, меньше бояться быть отвергнутыми и рисковать, устанавливают более тесный контакт с природой. Механизмы изменения больных раком пациентов включают в себя убеждение в том, что существование не может быть отложено, и мудрый подсчет полученных от жизни счастливых даров. Углубление осознания смерти может также вызывать радикальный сдвиг в будущем у клиентов, которые не являются неизлечимо больными.

Способы углубления осознания смерти

Ялом рекомендует клиницистам использовать в качестве хорошего рабочего правила следующее положение: «Тревога, связанная со смертью, обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью» (Yalom, 1980, р. 207). Использование консультантами способов углубления осознания клиентами смерти может в ближайшей перспективе усиливать беспокойство клиентов. Консультанты должны стремиться не анестезиро­вать тревогу у клиентов, а помогать им примиряться с ней и использовать ее конструк­тивно. Ниже описываются некоторые способы, используемые экзистенциальными кон­сультантами с целью углубления осознания клиентами смерти.

«Дозволение терпеть». Экзистенциальные консультанты могут намекать клиен­там на то, что обсуждение проблем, связанных со смертью, высоко ценится в консультировании. Это может быть сделано посредством проявления интереса к самораскры­тию клиентов в данной области, а также посредством поощрения их самораскрытия. Кроме того, консультантам следует не вступать в тайный сговор с клиентами, отрицающи­ми смерть. Консультанты могут активно способствовать тому, чтобы консультирова­ние оставалось «на виду». Им необходимо быть устойчивыми к собственной тревоге, связанной со смертью, чтобы адекватно следовать за инициативами клиентов. Некото­рые консультанты могут сами нуждаться в дополнительном личном консультировании, которое целесообразно проводить до тех пор, пока они не разрушат как личностные, так и профессиональные забирающие много энергии блокировки тревоги, связанной со смертью.

Определение механизмов защиты. Два главных механизма защиты от тревоги, связанной со смертью, — это вера в свою особенность и вера в существование спасите­ля, который придет на помощь в последнюю минуту. Экзистенциальные консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы идентифицировать такие неадекватные механизмы защиты и их отрицательные последствия. Консультанты стараются помочь клиентам скорее признать, что они будут жить не вечно, нежели отрицать смерть. Экзистенци­альным консультантам требуются такт, настойчивость и умение правильно выбирать время для того, чтобы они могли помогать клиентам идентифицировать свои детски наивные взгляды на смерть и менять эти взгляды.

Работа со сновидениями. Экзистенциальные консультанты побуждают клиен­тов рассказывать о своих сновидениях. В сновидениях и кошмарах могут проявляться подсознательные темы в неподавленном и в неотредактированном виде. Темы смерти часто присутствуют в сновидениях и кошмарах. Обсуждение и анализ сновидений должны проводиться с учетом экзистенциальных конфликтов, имеющих место у кли­ентов на данный момент. Однако клиенты не всегда готовы иметь дело с материалом, представленным в их сновидениях. Марвин, пожилой мужчина 64 лет, был одним из клиентов Ялома (Yalom, 1989). Ниже описывается его ночной кошмар, приводится ком­ментарий Ялома и рассказывается, что случилось впоследствии. Ночной кошмар Марвина (р. 242):

Эти двое людей высоки, бледны и очень сильно измождены. Они скользят в тишине по темному лугу. Они одеты полностью в черное. В высоких черных цилиндрах, в пиджаках с длинными фалдами, в черных гетрах и ботинках, они походят на викторианских предпринимателей или членов общества трезвости. Внезапно эти люди наталкиваются на тележку, черную как смоль, в которой покоится, как в люльке, девочка-младенец, завернутая в черную кисею. Не говоря ни слова, один из этих людей начинает подталкивать тележку. Через некоторое время он останавлива­ется, обходит тележку и поднимает свою черную трость, которая теперь имеет пылающий белый наконечник. Человек наклоняется над тележкой, раздвигает кисею и начинает методично вставлять белый наконечник трости во влагалище младенца.

Комментарий Ялома (р. 245):

Я стар, я подошел к концу своей жизни. У меня нет детей, и я приближаюсь к смерти, полный страха. Я задыхаюсь от темноты. Я задыхаюсь от тишины смерти. Мне кажется, что я знаю путь. Я пробую проникнуть в черноту с помощью моего сексуального талисмана. Но этого оказывается недоста­точно.

Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина рассказать, какие ассоциации воз­никли у него в связи с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, как он переработал все возникавшие у него в воображении образы смер­ти, Марвин предпочитал рассматривать свой ночной кошмар с точки зрения скорее секса, чем смерти.

Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности) существования. Консультанты могут помогать клиентам идентифицировать тревогу, связанную со смер­тью, и справляться с нею посредством «настройки» клиентов на знаки смертности, ко­торые являются частью нормальной жизни. Смерть близких может быть мощным напо­минанием о личной смертности. Смерть родителей означает, что наше поколение ум­рет следующим. Смерть детей может вызвать ощущение бессилия в связи с осознани­ем космического безразличия. Когда в семье умирает единственный ребенок, родители также понимают, что они не могут стать бессмертными посредством передачи своего семени потомкам. Кроме того, столкнуть клиентов лицом к лицу с бренностью суще­ствования и с собственной уязвимостью может серьезная болезнь.

В переходные периоды клиенты вспоминают о своей смертности. Наибольшее зна­чение имеют переход от юности к взрослой жизни, установление постоянных отноше­ний и связанное с ним взятие на себя соответствующих обязательств, уход из дома детей, супружеское разобщение и развод. В среднем возрасте многие клиенты более глубоко осознают смерть, понимая, что они не взрослеют, а стареют. Кроме того, от­ставка или неожиданное возникновение опасности крушения карьеры могут сделать осознание смерти гораздо более глубоким.

В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с напоминаниями о ходе времени. Физические признаки старения, например появление седых волос, морщин, пятен на коже, уменьшение гибкости суставов и выносливости, ухудшение зрения, разрушают иллюзию постоянной молодости. Встречи с друзьями детства и юности по­казывают, что все стареют. Часто дни рождения и различные годовщины порождают экзистенциальную боль наряду с радостью или вместо нее, так как эти даты являются вехами процесса старения.

Использование вспомогательных средств для углубления осознания смер­ти. Большинство экзистенциальных консультантов обычно не пользуются искусствен­ными вспомогательными средствами для углубления осознания клиентами смерти, однако некоторые прибегают к этим средствам. Они могут попросить клиента написать собственный некролог или заполнить анкету с вопросами, которые касаются тревоги, связанной со смертью. Кроме того, консультанты могут предложить клиентам пофан­тазировать на тему своей смерти, воображая «где», «когда» и «как» они ее встретят и как пройдут их похороны. Ялом (Yalom, 1980) описывает два способа заставить клиен­тов взаимодействовать со смертью: наблюдение за неизлечимо больными людьми и включение неизлечимого онкологического больного в группу клиентов.

Уменьшение сензитивности клиентов к смерти. Консультанты могут помогать клиентам справляться с ужасом смерти, многократно вынуждая их испытывать этот страх в уменьшенных дозах. Ялом (Yalom, 1980) отмечает, что, работая с группами, состоящими из онкологических больных, он часто видел, что страх смерти у этих боль­ных постепенно уменьшается благодаря всего лишь получению новой подробной ин­формации.

Понимание тревог, связанных со смертью. Консультанты могут уничтожить и идентифицировать тревоги, связанные со смертью. Следует проводить различие меж­ду истинной беспомощностью, являющейся результатом осознания фундаментального экзистенциального факта смерти, и вторичным ощущением беспомощности. Клиентов можно поощрять восстанавливать ощущение более строгого контроля над теми аспек­тами своей жизни, на которые они могут влиять. Клиентам также можно помогать иден­тифицировать их вторичные опасения (например, страх болезненной смерти, одиноче­ства, беспокойство о близких) и рационально им противостоять. В подсознании взрос­лого человека живет детски наивный иррациональный ужас смерти. Такой ужас мож­но выявить и реалистично оценить.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...