Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание. Религиозное подсознательное. Смысл жизни и смерти Смысл жизни. Смысл смерти




Сознание

Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. Логос глубже, чем логи­ка. Экзистенциально аутентичные решения принимаются полностью неосмысленно и бессознательно. Франкл пишет: «Задача сознания — раскрыть человеку unum necesse, единственную вещь, которая требуется» (Frank!, 1975а, р. 35). С помощью Сознания можно интуитивно выявить уникальные возможности смысла, которые следует реали­зовывать в определенных ситуациях. Сознание, или «этический инстинкт», является сугубо индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые имеются у большин­ства видов. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не толь­ко в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глуби­ны духовного бессознательного.

Свобода может быть «от чего-то» и «для чего-то». Свобода «для чего-то» представ­ляет собой ответственность по отношению к сознанию. Сознание имеет трансцендент­ное качество. Люди могут быть слугами своего сознания только тогда, когда они не произносят монолог, а ведут диалог с сознанием, как с чем-то, что отличается от них самих. Через сознание «доносит свой голос» сверхчеловеческий фактор (Frankl, 1975а, р. 53). Сознание играет главную роль в раскрытии существенной трансцендентности духовного подсознания. Сознание — это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.

Религиозное подсознательное

Экзистенциальный анализ сновидений делает очевидным наличие подавляемой и бес­сознательной религиозности. Подавляется не только либидо, но и религио (religio). Сознание не последнее, «по отношению к чему» существует ответственность. Хотя люди ответственны за себя, они не ответственны перед собой. Это «по отношению к чему» ответственности касается, прежде всего, самой ответственности. Бессознатель­ная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовно­го бессознательного. Люди всегда определенным образом относятся к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот «бессознательный Бог» скрыт двумя способа­ми. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, скрыт сам Бог, Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Религиоз^ ное бессознательное — это скорее экзистенциальный посредник, чем инстинктуаль-ный фактор. Франкл пишет: «Человек обычно решает скорее быть бессознательным, чем быть управляемым бессознательным» (Frankl, 1975a, р. 65). Говоря о Юнге, Франкл подчеркивает, что бессознательная религиозность берет начало из личного центра каж­дого индивидуума, а не из безличного объединенного фонда образов, общего для всего человечества. Подавление религиозности, так же как и подавление других аспектов бессознательного, ведет к неврозу: «... как только ангел в нас подавляется, он превра­щается в демона» (Frankl, 1975a, р. 70). Экзистенциальность религиозности должна быть непосредственной. Подлинная религиозность должна разворачиваться на своей собственной платформе. Люди вверяются ей, предпочитая быть религиозными.

Смысл жизни и смерти Смысл жизни

Франкл пишет: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смы­сла, потенциально присущего данной жизненной ситуации» (Frankl, 1975a, р. 125).

Быть человеком означает быть в одно и то же время «различным», сознательным и от­ветственным. Концепция ответственности — это основа человеческого существова­ния. Человеческая свобода — это не «свобода от», а скорее «свобода для», а точнее — свобода принять ответственность. Свобода — это то, чем «являются» люди, это не что-то, что они «имеют» и поэтому могут терять. Люди внутри себя имеют много потен­циальных возможностей, они не детерминированы полностью. Скорее, люди в любой момент времени свободны решать, чем они станут в следующий миг. Принимая реше­ния, они сами определяют, какая из их потенциальных возможностей будет реализова­на. Ни на одной стадии жизни люди не могут «избегать выбора возможностей» (Frankl, 1955, р. 85).

Жизнь постоянно ставит перед людьми вопросы. Ответить на эти вопросы можно, только став ответственным за свою жизнь. Работая с материалом, которым их снабди­ла судьба, люди подобны скульпторам, которые с помощью долота и молотка обрабаты­вают бесформенный камень так, что он постепенно обретает определенную форму. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им.

Смысл смерти

Смерть не лишает жизнь смысла. Если бы люди были бессмертными, они могли бы откла­дывать дела на неопределенный срок. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из осознания ими конечности своей жизни. Следова­тельно, люди должны понимать, насколько велика ответственность, которую они несут в каждый момент своей жизни. Судьба, подобно смерти, имеет большое значение для по­нимания смысла жизни. Судьба относится к тем факторам, которые находятся вне преде­лов власти человека. Свобода может рассматриваться не только в контекстах жизни и смерти, но также и в контексте судьбы. Благоприятные возможности и несчастья, кото­рые встречаются на жизненном пути каждого человека, уникальны. Однако люди все же могут реализовывать свою внутреннюю свободу, противостоя судьбе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...