Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ревность и ненависть — вредители-двойники, уничтожающие ваш покой




Б ожественность едина. Она вечна и неизменна. Это Пребывающий во всех телах. Как Пребывающего в теле живого существа, Его называют Атмой, бессмертной Сущностью. Как Пребывающего в мире, Его называют Богом. Эта единая Божественность присутствует
в различных формах. Так же, как физическое существо можно представить себе как тело Атмы, мир можно представить себе как тело Бога.

 

Воплощения Любви!

Вечную и неизменную Сущность, наполняющую собой все живые существа, всю материю и всё пространство, называют Пребывающим. Тело временно: оно приходит и уходит, но Пребывающий-в-нём остаётся неизменным всегда. Другое название для Пребывающего — это Атма, бессмертная Есьм- ность (Я или Самость) или Вселенский Дух, лежащий в основе всего. Есьм- ность можно назвать Богом, Атмой или Пребывающим. Этот единый принцип Атмы, вечный, неизменный и бесконечный, наполняет всё пространство и всю материю. По этой причине на санскрите он зовётся Дехи или Пребывающий в дехе — теле.

Осознайте Пребывающего через собственную внутреннюю практику

Священные Писания дают руководство для поиска и осознания Дехи, Пребыващего; но одних Священных Писаний недостаточно, чтобы Его познать. Невозможно достигнуть Дехи, просто изучая Писания. Положив в основу утверждения, которые даются в Писаниях, необходимо сделать определённые усилия, чтобы развить внутреннее видение. Различные Писания, такие как Упанишады, Веды, Пураны, могут лишь указать путь. Подобно вёрстам они дают направление. Но чтобы достигнуть цели, каждому из вас надо самостоятельно идти правильным путём. Используя данные указания, надо совершить это священное паломничество и достигнуть цели. Б’агавад-Гита проложила для этого путь.

Начиная с одиннадцатого стиха во второй главе Гиты даётся направление пути. Это начало Учения Кришны. Оно начинается со слова Асочья, что значит “Не скорби об этих людях”. Каким образом можно перестать горевать? Учитель Гиты заявляет, что нет смысла горевать о том, что преходяще и временно. Тела и личности преходящи и временны; все объекты в мире преходящи и временны. Кришна сказал: “Арджуна, твоё горе напрасно”.

Пять качеств, составляющих всё, что существует

Каждый из несчётного количества объектов, существующих в этой проявленной Вселенной имеет пять качеств или характеристик; в ведической терминологии это называется аст’и, б’ати, прийам, нама и рупа, что значит:

аст’и — это то, что есть; то, что существует;

б’ати — то, что светит собственным внутренним светом; обладает сиянием; внутренне оживлено энергией;

прийам — то, что имеет глубокую цель; обладает причиной для существования; драгоценно и приносит радость;

нама — то, что имеет определённое имя, категорию и назначение;

рупа — то, что обладает данной формой, ощутимой или тонкой; обладает отличительными чертами.

Вот пять характеристик, которые можно найти во всём, что можно назвать. Будь это что-то осязаемое или неосязаемое, стоит начать размышлять над этим, как мы говорим, что это существует, светится, имеет цель, имеет имя и форму.

Первые три из этих характеристик составляют вечную Истину, которая не меняется никогда. Это неизменная Реальность. Это Атма, это Бог, это Пребывающий, это Божественность. В санскрите это Сат-Чит-Ананда, эквивалент аст’и, б’ати, прийам — “существование, сознание, блаженство”. Для Сат-Чит-Ананды нет ни рождения, ни смерти. Поэтому аст’и, б’ати и прийам или Сат-Чит-Ананду можно описать как знак или автограф Божества. Оставшиеся две характеристики — имя и форма — говорят о теле Божества; они лишь временны и иллюзорны. На самом деле они существуют лишь в воображении. Таким образом, из пяти основных характеристик, присущих всему, три составляют Божественность, лежащую в основе всего, а две другие — изменяемые имена и формы, составляющие этот мир.

Поймите, что все созданные объекты, которые вы видите в этом мире, искусственны: все они когда-то появились и когда-нибудь в будущем исчезнут, другими словами, они подвержены рождению и смерти. Их можно сравнить с родственниками: родственники приезжают в гости на некоторое время, а затем уезжают обратно. Они не останутся в доме навсегда. Точно так же, как родственники, счастье и горе приходят и уходят. Подобным образом каждая сущность, имеющая имя и форму, преходяща. Чтобы понять духовность, необходимо осознать, что на созданные объекты надо смотреть, как на нечто временное и мимолётное. В любой день эти объекты могут исчезнуть; они постоянно подвергаются изменениям. Горевать о таких вещах, которые непостоянны, без сомнения, неразумно.

Если вы хотите понять аст’и, б’ати и прийам, три характеристики, лежащие в основе всего и являющиеся неизменными, вам надо развить в себе благородные качества и добродетели. Кришна заявил в Б’акти-йоге, главе о преданности, что ищущий, достигнувший 26 благородных качеств, очень дорог Господу. Но нет необходимости обладать всеми 26 качествами. В спичечном коробке находится много спичек. Если вам нужен огонь, то нет необходимости зажигать все спички: стоит зажечь только одну, и вы сможете развести огонь. Если вы полностью разовьёте в себе одно или два из этих качеств, то все остальные разовьются сами по себе. Но они должны стать неотъемлемой частью вас, прежде чем вы сможете даже надеяться понять принцип Атмы. Пытаясь овладеть этими добродетелями, вы встретитесь с некоторыми негативными качествами, которые находятся в вас. Это ваши внутренние враги. Они будут пытаться не дать вам проявить благородные качества.

Ревность и ненависть

В предыдущей речи обсуждались такие добродетели, как сдержанность и долготерпение. Сегодня мы рассмотрим их противоположности — такие пороки как ревность и ненависть.

Ревность и ненависть — воры-двойники. Ни один из них не может жить без другого. Между ними существует неразрывная связь; они всегда ищут защиты друг у друга. Ненависть можно сравнить с подземным вредителем, а ревность с надземным. Эти вредители-двойники вместе могут уничтожить дерево. Представьте себе дерево: оно зелёное, в цвету, на нём спеют фрукты — всё это очень привлекательно для взора. Когда вредитель проникает в корни такого дерева, через несколько дней дерево засыхает. Один из вредителей атакует корни, тогда как другой направляется к ветвям и листьям наверху. Первый пытается уничтожить саму жизнь дерева, а второй пытается испортить его красоту. Они всегда сопровождают друг друга.

Так же происходит с ревностью и ненавистью: там, где нет ревности, не будет и ненависти. Если проявляется ненависть, то там же можно найти и ревность, незаметно скрытую за ней. Ненависть принимает определённую форму. Она проявляется различными путями. У ревности нет формы; её не видно на поверхности. Говорят, что в мире нет человека, который бы не страдал от ревности: в каждом человеке есть хотя бы небольшая склонность к ревности. Чтобы быть уверенным, что ревность и ненависть не войдут в ваше сердце, надо развивать в себе бескорыстную Любовь. Там, где пребывает бескорыстная Любовь, нет места для ревности и ненависти. Испытать Божественное блаженство можно там, куда не вхожи ревность и ненависть.

Красота — это форма блаженства. Там, где есть красота, вы найдёте также и радость. Красота — это вечная радость. Что такое красота? Придаёт ли мир красоту объекту, или она присуща самому объекту? Мы говорили о том, что все объекты подвержены изменениям. Представьте себе все эти вещи, которые подвержены изменениям: сколько времени они будут оставаться красивыми? Только то, что неизменно может быть прекрасным. Единственно вечная Сущность — это Бог, и поэтому один Бог прекрасен. В мире нет ничего прекраснее Бога. Самый важный долг преданного — это пить нектар блаженства, исходящего из этой красоты. Чтобы впитать эту Божественность, которая наполнена красотой, и наполнить себя ею, надо обрести некоторые добродетели. Для того, чтобы развить в себе эти добродетели, необходимо уничтожить слабости и недостатки, которые разрушают всё внутри вас.

Зависть к Богу

Итак, ревность может даже вторгнуться в ваши взаимоотношения с Самим Богом, когда вы думаете о себе больше, чем о Господе, и у вас появляется зависть от того, что вам кажется, что Господу проявляется чрезмерное внимание. Возьмём пример из Махаб’араты, великой эпической поэмы, рассказывающей о войне между силами справедливости и зла. Арджуна сражался на стороне добра. Кришна был возничим его колесницы. В то время Арджуна ещё не мог полностью понять Божественности Господа, но он чувствовал, что Кришна был велик. Арджуна понимал всё, что объяснял и толковал Кришна, но ещё полностью не был готов применить это на практике.

Шла великая война, и на поле битвы использовалось самое страшное оружие. Однажды Арджуна сражался с Б’ишмой, генералиссимусом войск на вражеской стороне и одним из величайших воинов того века. Во время битвы целый ряд очень мощных и страшных метательных снарядов, запущенных Б’ишмой, попали в колесницу Арджуны, но не причинили ему никакого вреда. Целый день Арджуна сражался блестяще.

Сражение не ослабевало в течение всего дня: ни одна из сторон не могла победить, пока, наконец, Б’ишма не упал в истощении в свою колесницу. В тот момент Арджуна, истощённый, но ликующий, заиграв в рог, провозгласил свою победу в битве, которая неистовствовала весь день. Арджуна всегда верил в Бога, но с победой в нём появилось высокомерие, поскольку он думал, что успехом в войне был обязан своему мужеству. Он был уверен, что это он одержал победу, а Кришна лишь управлял колесницей.

Только после захода солнца они повернули колесницу обратно. Как только они въехали в лагерь Пандавов, Кришна, остановив колесницу неподалёку от палатки, повернулся к Арджуне и сказал:

“Арджуна выйди, пожалуйста, из колесницы и пройди в палатку”.

Арджуна, полный эгоизма, подумал про себя:

“Я хозяин, Кришна лишь мой возничий, которого я направлял; это он должен выйти и открыть мне дверь. Тогда я выйду из колесницы, ведь я главный. Таков порядок”.

И тогда Арджуна сказал Кришне:

“Кузен, сначала выходи ты”.

Но Кришна настаивал:

“Нет, Арджуна, ты выходи первым”.

Так они спорили некоторое время. У Арджуны появились тёмные мысли; в нём росло возмущение Кришной. Арджуна подумал про себя:

“А я-то думал, что Кришна великий человек, и вот потому, что я хвалил его и восхищался им, он теперь действует так, как будто он важнее меня. Ну так, это моя собственная ошибка. Но война ещё продолжается, мне надо воевать и мне нужен Кришна, поэтому лучше не начинать с ним вражды. Это было бы не в моих интересах”.

Думая так, Арджуна неохотно сошёл с колесницы первым. Выйдя, он встал около колесницы. Кришна продолжал настаивать:

“Не стой там. Иди в палатку”.

Не имея другого выхода, Арджуна пошёл в палатку. Тотчас выпрыгнув, Кришна отскочил далеко от колесницы. Как только Кришна оставил колесницу, она взорвалась и превратилась в пепел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...