Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда исчезает одно негативное качество, остальные не смогут оставаться долго




Некогда жил великий учитель Джагатгуру, который помог многим людям развить в себе духовность. Когда люди приходили к нему для посвящения, он обычно спрашивал об их поведении и характере, чтобы понять, какими качествами они обладают, и в соответствии с их качествами и стадией эволюции давал им мантру. Однажды вор, признав величие этого гуру, пришёл к нему и попросил дать ему мантру. Гуру сказал ему:

“Дитя моё, а каковы твои качества? Каковы твои недостатки?”

Вор отвечал:

“Мои плохие качества — это ходить из дома в дом по ночам, взламывая замки и воруя вещи. Поскольку я ворую по ночам, днём я напиваюсь замертво и сплю. Пьянство — моя вторая плохая привычка. Когда полиция меня ловит, то, спасая свою шкуру, я придумываю всякую ложь. Это моё третье плохое качество”.

Махатма спросил его:

“Дитя, можешь ли ты отказаться от одного из этих трёх плохих качеств?”

Вор подумал про себя:

“Если я не буду красть, то как мне поддерживать семью, моих детей и жену? Нет, я не могу от этого отказаться. Опять же, только если моё тело будет здоровым и сильным, я смогу убежать, когда меня будут ловить; поэтому мне необходимо много спать, а выпивка помогает мне уснуть днём. Но мало вероятно, что я часто буду попадать в полицию; поэтому, я лучше откажусь от лжи”.

Затем великий мудрец спросил его:

“Обещаешь ли ты, что, начиная с завтрашнего дня, ты всегда будешь говорить только правду?”

Вор отвечал:

“Абсолютно точно. Даже начиная с сегодняшнего дня, я буду говорить только правду”.

И он твёрдо решил это сделать; и действительно, с того дня у него вошло в привычку говорить только правду, куда бы он ни пошёл.

Однажды жаркой летней ночью вор шнырял по улицам, высматривая подходящее место, чтобы проникнуть в дом. Мэр того города, очень богатый человек, отдыхал на террасе своего дома, находящейся на крыше. Из-за жары и неподвижного душного ночного воздуха — в те дни не было кондиционеров воздуха, не было даже вентиляторов — он не мог заснуть. Вор умудрился залезть на эту террасу на крыше. Как только он вскарабкался на террасу, богатый человек увидел его и понял, что это вор. Богач воскликнул:

“Эй, ты кто?”

Поскольку вор говорил только правду, он ответил: “Я вор”.

Чтобы выяснить, каковы планы этого человека, богач сказал:

“Правда? Я тоже вор”.

Решив работать вместе, они начали планировать, как украсть ценные вещи, которые были в доме. Богатый человек сказал вору:

“В доме в сейфе должно быть заперто много ценностей богача, который тут живёт, но нам будет очень трудно попасть в сейф, если мы не раздобудем ключей. Давай я попробую взломать дверь и выкрасть ключи. — Богач продолжал: — Я ждал, чтобы кто-нибудь покараулил меня. Теперь, имея такого друга как ты, я могу пробраться в дом”.

Он оставил вора и, притворяясь, что взламывает дверь, вошёл в дом; там он походил туда-сюда, задержавшись на несколько минут. Взяв ключи, он украдкой вышел. Затем он сказал вору:

“Ключи я раздобыл; я везде искал сейф, но не смог его найти. Давай теперь я покараулю, а ты иди в дом. Попробуй найти сейф и достать ценности, которые там держит богач”.

Оказалось, что у этого богатого человека в сейфе находились три больших бриллианта. Вор пошёл в дом и вскоре нашёл сейф; он открыл его и вынул три драгоценных бриллианта.

Перед ним тотчас встала проблема: как разделить три бриллианта между двумя людьми? Поскольку этот вор следовал путём истины, в нём автоматически была праведность. Он принёс все три бриллианта, но сказал богачу:

“Брат, ты можешь взять один бриллиант. Другой возьму я. Чтобы не разбивать третий бриллиант на куски, я положу его обратно в сейф и оставлю для хозяина дома. Пусть он останется для богача”.

Приняв такое решение, вор пошёл обратно в дом, чтобы положить один из трёх бриллиантов в сейф. Затем он вернулся на крышу.

После заключения этой сделки, когда вор собирался уходить, богатый человек сказал ему:

“Ну, брат, может быть мы время от времени будем пользоваться нашим сотрудничеством в будущем. Дай мне, пожалуйста, твой адрес, чтобы я мог с тобой связаться”.

Поскольку вор был обязан говорить правду, он дал свой адрес. На следующее утро богатый человек, который был также заминдаром, то есть самым высшим официальным лицом в этой области, приказал полиции рассмотреть жалобу о пропаже трёх бриллиантов из его сейфа. Он велел полиции пойти в деревню по данному адресу и арестовать вора, который там жил.

В той деревне вора хорошо знали. Полиция без труда его нашла. Его арестовали и привели к заминдару. Вор не узнал в хорошо одетом официальном лице вчерашнего партнёра.

Заминдар спросил вора:

“Ну так, как же ты вошёл в дом? Как сумел взять этот бриллиант?”

Вор во всех деталях рассказал о своём приключении. Он рассказал, как, забравшись на крышу, приобрёл партнёра, вошёл в дом, открыл сейф, взял три бриллианта, из них один отдал партнёру, а другой оставил себе. Вернувшись в дом, он открыл сейф и положил обратно третий бриллиант. Заминдар позвал своего главного чиновника и сказал:

“Пойдите, пожалуйста, и посмотрите, есть ли бриллиант в сейфе”.

Чиновник взял ключи от сейфа, подумав про себя:

“Бывают ли такие воры, которые могут положить бриллиант обратно?”

Раздумывая таким образом, он открыл сейф и, увидев бриллиант, который оставил вор, положил его к себе в карман, а вернувшись к заминдару, доложил, что в сейфе бриллианта нет. (При обыске чиновника бриллиант нашли у него в кармане.)

Теперь заминдар обратился к вору:

“Я знаю, что всё, что ты мне рассказал — правда. Поэтому с сего-
дняшнего дня я назначаю тебя главным чиновником. Только правдивый человек может быть должностным лицом. К сожалению, ты стал вором; но по своей природе ты не такой”.

С тех пор этот человек перестал воровать и стал высоким чиновником: он продолжал говорить правду и автоматически с течением времени отказался от пьянства, так же как от воровства, став честным и порядочным человеком.

Вначале, если вы твёрдо держитесь истины, у вас может возникнуть много неприятностей. Но если вы будете неотступно следовать этим путём, говоря только правду, несмотря ни на что, то в конце концов ваша правдивая натура наполнит вас радостью и счастьем и принесёт успех во всех ваших начинаниях. Поэтому, для того, чтобы способствовать прогрессу и процветанию человечества, Кришна в Гите учит, что надо всегда быть правдивым. Он провозглашает, что истина — это царская дорога в жизни и что путь истины — единственный путь для воспитания правильного поведения в обществе.

Д’арма неизменна, но её практика меняется
в каждом веке

Иногда говорят, что Д’арма пришла в упадок. Но это неправильно. Д’арма основана на Истине, а Истина абсолютна, она не подвержена никаким изменениям — она не может уменьшиться. Однако, в каком-то определённом веке может измениться практика Д’армы. Бог воплотился как Шри Кришна для того, чтобы восстановить практику Д’армы, а не саму Д’арму. Д’арма никогда не исчезала, и она никогда не менялась; её просто не использовали.

Семь аспектов Д’армы присутствовали во все прошлые века, будь то век Крита, Трета, Двапара или Кали. Однако, в каждый Юге или в каждом веке практикуется то, что больше всего соответствует этому веку. Например, в век Крита, когда духовная осознанность была очень высока, наиболее подходящей духовной практикой была медитация; в век Трета, когда воплотился Шри Рама, практиковались Ягна (жертвоприношения) и аскезы; в век Двапара, век Шри Кришны, практиковалось ритуальное и церемониальное поклонение; а в век Кали, последние пять тысяч лет нашего века материализма, когда духовное сознание во всём мире находится в состоянии упадка, — Намасмарана, повторение священного имени Бога. Но так же, как в ранние века многие верующие занимались повторением мантр, так и в настоящий век существует влияние прошлых веков: одни люди занимаются медитацией, другие аскезами, а третьи ритуальным поклонением. Но основной выбор практик зависит от общего характера и настроения времени.

Различные виды практик придают, так сказать, различные формы Д’арме; но внутренний поток Д’армы всегда один и тот же. Истина никогда не меняется. Истина всегда одна, а не две. Во всех трёх временах — прошлом, настоящем и будущем, во всех трёх мирах — на Земле, в Небесах и в преисподней, во всех трёх состояниях — бодрствовании, сне и глубоком сне, и во всех трёх гунах, земных состояниях человека — состояниях уравновешенности, активности и пассивности (саттва, раджас и тамас) — Истина всегда одна. Поскольку Истина одна, и она основа Д’армы, Д’арма не подвергается изменениям. Но долг и практика подвержены скачкообразным изменениям.

Возьмём, например, человека, который где-то работает. Сколько времени эта работа будет долгом для него? Пока он не уволится с этой работы. А до тех пор он ходит на работу каждый день. Как только он уволился, долг его меняется. После увольнения он может начать какой-то бизнес. Тогда бизнес станет его долгом. Занимаясь бизнесом, он может соблазниться получить добавочную прибыль нечестным путём; он может попытаться заработать деньги ложью и обманом. И хотя теперь он живёт ложью и обманом, всё равно он будет считать бизнес, которым занимается, своей работой и долгом. Если столько изменений происходит с долгом, то можно ли охарактеризовать его как Д’арму? Эти постоянно меняющиеся виды деятельности — лишь различные виды долга, обязанностей, но их нельзя описать как Д’арму. Долг становится Д’армой, только когда его освещают добродетели, составляющие аспекты Д’армы.

Д’арма значит не причинять вреда другим

Самое простое значение слова Д’арма — это все те действия, которые не мешают другим, которые не посягают на свободу других. Вот небольшой пример этого.

Предположим, вы идёте по центральной улице, играя палкой. Это улица с большим движением. Вы думаете: “Я имею полное право идти, где хочу”. Но если это ваше право, то человек, идущий в противоположном направлении, имеет полное право предохранить себя от удара вашей палки. Вы позволяете себе производить действия, которые становятся опасными для идущих навстречу людей. Однако согласно правильному поведению вам следует вести себя так, чтобы не мешать другим людям, идущим по той же дороге, что и вы.

Если вы ведёте себя в соответствии с Д’армой, вы не причините неудобства или беспокойства другим и не нарушите их свободы. Позже мы рассмотрим учение Кришны, где Он отмечает, что недостаточно просто воздерживаться от причинения другим вреда. Вы так же должны дружелюбно и с состраданием относиться ко всем существам. Если каждый человек будет считать своей Д’армой поведение, которое, по крайней мере, не приносит никому вреда, то в мире будут процветать радость и покой. В этом состоит ваш истинный долг; надо выполнять этот долг ради того, чтобы стать примером для других и чтобы поддерживать необходимые идеалы Д’армы.

Социальный долг, долг обязательств
и семейный долг

В вашей повседневной жизни в семье существует три вида долга, которые можно считать тремя аспектами Д’армы, — это общественный долг, долг обязательств и долг перед семьёй.

Сначала рассмотрим пример общественного долга. Предположим, завтра воскресенье, день вашего отдыха. Может быть, вы захотите пригласить в гости друзей. Неожиданно ночью у вас повышается температура. Вы понимаете, что если вы пригласите друзей придти на следующий день, то чувствуя себя больным, вы не сможете принять их как следует, и никому из вас это не принесёт радости. Поэтому, принимая во внимание ваши обязанности по отношению к друзьям, которые вы не сможете выполнить из-за болезни, вы решаете отложить эту встречу. В результате изменения обстоятельств вы, проявляя заботу о друзьях, назначаете встречу на следующее воскресенье. Это ваше право: вы можете вносить любые изменения в свои планы, чтобы выполнить своё намерение и свои социальные обязанности.

Теперь рассмотрим пример долга обязательств. В связи с приближающимися экзаменами декан дал указание, чтобы все учителя собрались на совещание. Поскольку это очень важное совещание членов экзаменационной комиссии, вы должны принять участие. Даже если у вас высокая температура, вы принимаете аспирин и идёте на совещание. Это ваш долг — вы не можете отменить совещания. Не вы назначали дату заседания, и поскольку оно объявлено, вы должны присутствовать.

Теперь возьмём пример семейного долга. Вы находитесь в собственном доме. Происходит небольшая ссора между мужем и женой. На кухне муж делает серьёзное внушение жене. Она очень рассержена. Он идёт в гостиную и выясняет, что в гости только что приехал друг. Как только он видит друга, он широко улыбается и с любовью его приветствует. Он усаживает друга. С другом он сияет в улыбке. Когда он возвращается на кухню и видит, что жена всё ещё на него сердита, он может возобновить строгий тон, но, войдя в гостиную, он продолжает весёлый разговор с другом. Для того, чтобы сохранить доброе имя семьи, его долг заключается в подобном поведении с его стороны, чтобы посторонний человек не узнал, что он поссорился с женой.

Если человек, рассердившись на жену в спальне, выйдет в гостиную и сердитым тоном попросит друга уйти, то друг будет оскорблён и скорее всего подумает, что этот человек сошёл с ума. Важно следить, чтобы секреты семьи не выносились на улицу. В этом семейный долг человека. Он должен неусыпно защищать честь своей семьи. Если из-за его неблагоразумия будет уничтожена честь семьи, то ни он, ни его семья никогда в своей жизни не узнают счастья.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...