Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для достижения Божественного света пусть вашим желанием станет мудрость




Один великий мудрец обычно говорил:

“Если вы поёте гимны-хвалы Господу и предлагаете Ему свет, тогда весь мир будет светить лучезарностью этого света”.

Поклоняясь Господу, вы зажигаете лампаду, предлагая Ему её свет. Ваш разум, состоящий из множества желаний, можно сравнить с маслом, а фитиль — со священной мудростью, которую вы приобрели. Когда вы соединяете их вместе, используя мудрость для того, чтобы обратить свои желания к Богу, тогда вы получаете сияние Божественного света, исходящее от их единения.

Масло и фитиль должны находиться в каком-то сосуде. Тело можно считать тем контейнером, в котором находится масло желаний и фитиль мудрости. Блаженство радости, которое вы чувствуете, — это сияние света, исходящего из этой священной лампады. Если же вы станете зажигать фитиль без масла, он не загорится, как бы вы ни старались. Или если вы захотите разжечь масло без фитиля, вы тоже не сможете этогосделать. Но когда фитиль взаимодействует с маслом, тогда он загорается, и у вас появляется свет.

Действия можно также сравнить с маслом: они связаны с разумом и его желаниями; а Будд’и или интуитивный разум, можно считать фитилём. Когда вы соедините действие и Будд’и, другими словами, когда все ваши действия станут священными, следуя указаниям вашей высшей внутренней мотивации, вас озарит свет единой бессмертной Сущности. Это свет вечной Атмы.

Пламя может иметь различные качества. При ветре пламя дрожит. Когда на него попадает вода, оно начинает шипеть. Если масло недостаточно чистое, появляется дым. От него исходит жар: если до него дотронуться, оно вас обожжёт. Эти характеристики относятся к пламени, но они не связаны со светом, исходящим из него.

Но сияние Атмы имеет только одно качество: оно озаряет всё вокруг великолепием своей лучезарности. Это сияние называется Атмаджйот’и — негасимый внутренний свет. Он даётся всем в равной степени. Однако у пламени жизни существует много индивидуальных характеристик, в нём происходит много изменений и возникает много проблем.

Существует три вида деятельности, исходящей из различных аспектов этого пламени жизни. Они называются карма, викарма и акарма. Карма подобна устойчивому пламени. Когда пламя полыхает и трепещет — это викарма. Чистый свет, сияние Атмаджйот’и, есть акарма.

Акарма не приносит плодов. Слово акарма значит “нет кармы ”, но это не значит, что нет деятельности. Когда вы совершаете действия, одинаково относясь ко всем людям, когда вы не ожидаете плодов от своих действий и когда всё, что вы делаете, вы предлагаете Богу, тогда вы совершаете акарму. Это относится как к мирским обязанностям, так и к соблюдению религиозных обрядов, таких как приношения (йаджна).

Веды утверждают, что различные церемониальные действия, совершаемые с заинтересованностью в их результатах, не могут поднять вас выше Небес. Не думайте, что Небеса подарят вам бессмертие. Те же Веды заявляют, что когда заслуги ваших деяний иссякнут, вы снова должны будете спуститься на Землю. Вы можете не согласиться полностью с этой доктриной Веды о карме, но не следует вступать в споры и контраргументы по этому поводу. Надо просто понять, что, когда вы заинтересованы только в плодах, они скоро иссякнут и придётся снова и снова предпринимать новые действия в бесконечном цикле.

Возьмите к примеру члена Законодательной Ассамблеи, который принимает участие в выборной компании. Если он победит на выборах, он сможет работать в Ассамблее в течение 5 лет. По истечении этого времени срок его работы в этом учреждении кончается, и через 5 лет ему придётся вернуться домой. Таким же образом все заслуги, которых вы добились благодаря своей деятельности, можно сравнить с такого рода ограниченным сроком; по окончании этого периода вы должны вернуться обратно.

Пока длятся ваши заслуги, вы наслаждаетесь Небесами, но как только они иссякнут, вам снова придётся спуститься на Землю — получить рождение. Поэтому, объясняя доктрину кармы Арджуне, Кришна сказал:

“Вместо того, чтобы стремиться к временному результату действия, которое привязывает тебя к циклу рождения и смерти, стремись достигнуть той высшей космической личности, которая есть твоё собственное “Я” и после осознания которой тебе никогда не придётся возвращаться назад. Если твоя жизнь состоит в том, чтобы постоянно приходить и уходить, то когда ты достигнешь вечной цели?”

Вот небольшой рассказ, иллюстрирующий это.

Стремитесь достигнуть Высшего и никогда
не возвращайтесь к старому

Одного вора поймали в момент кражи и посадили в тюрьму. Он был приговорён судом к тюремному заключению на шесть месяцев. Вскоре это время прошло, и наступил день его освобождения. Тюремщик сказал вору:

“Завтра вечером твой срок заканчивается — ты отбыл срок своего наказания. Приготовься выйти из тюрьмы. Забери своё личное имущество, которое хранится у нас, и будь наготове”.

Вор не очень-то рад был услышать это, но и несчастным себя он не чувствовал. Ему было просто безразлично, так как он знал, что будет дальше.

“Пусть моё имущество останется здесь”, — сказал он.

Тюремщик спросил его:

“Почему ты не хочешь взять с собой свои вещи?”

Вор ответил:

“Нет смысла брать их с собой. Через день-другой я сновавернусь сюда. Очень скоро вы снова увидите меня в этой тюрьме. А раз это произойдёт через несколько дней, зачем мне лишнее беспокойство?”

То есть этот вор уже знал, что он снова начнёт воровать, что его поймают и снова накажут, и он опять окажется в тюрьме.

Ваши действия тоже можно сравнить с заключением и освобождением вора. В своей жизни здесь на Земле вы стараетесь совершать добрые деяния, которые приносят хорошие результаты. После этого вы идёте на Небеса. Затем, когда срок пребывания там кончается, вы снова возвращаетесь на Землю. Давая ответ Арджуне в Священном Учении Гиты, Кришна сказал:

“В этом процессе восхождения и падения нет ничего хорошего”.

Он предложил Арджуне найти место вечной Истины и пребывать там. Стоит вам утвердиться ввечной Истине, пребывающей в вашем бессмертном “Я”, и действия не будут вас больше связывать. Тогда невозникнет необходимости снова возвращаться, ибо вы будете пребывать в вечном блаженстве Атмы. По сравнению с этим возвышенным состоянием, земные и небесные радости подобны атомам в бесконечной Вселенной.

 

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

 

ЙОГА ДЕЙСТВИЯ — ЭТО ОТКАЗ
ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ

К ришна неоднократно говорил Арджуне:
“Арджуна! Выполняй свой долг. Совершай праведные поступки. Но не стремись к плодам своих действий”.

 

Воплощения Любви!

В этом мире все действия совершаются ради вознаграждения, другими словами, ради плодов. Если бы люди не получали никакой компенсацииза свой труд, то есть им не платили бы так или иначе, большинство людей не работало бы вообще. Почему Кришна возражал против стремления Арджуны к плодам своих действий, тогда как почти все люди совершают действия ради вознаграждения? В чём смысл подобного совета Кришны? Единственным желанием Кришны было помочь Арджуне преобразовать свои действия в йогу, иными словами, чтобы они вели его к единству с Божественной Волей. Это могло произойти только в случае, если Арджуна полностью отдал бы себя в руки Господа, предложив все свои действия Богу и отказавшись от привязанности к их результатам. Тогда его карма стала бы Карма-йогой.

Преобразуйте все свои деяния в священные
и станьте свободными

Когда вы действуете в сознании тела, то есть когда вы отождествляете себя с тем, кто выполняет действие, тогда это действие не может стать Карма-йогой. Любое действие, совершаемое с чувством эго, с чувством, что выполнил его “я”, то есть с чувством привязанности, что это “моё” действие, может привести только к печали. Результатом таких действий могут стать лишь ещё большие оковы. Однако, если вы преобразуете действие в йогу, вы освобождаетесь от оков. Каким образом действие, то есть карма, становится йогой? Все действия, которые предлагаются Богу без личного чувства или ожидания личной выгоды, преобразуются в йогу.

Когда человек действует из чувства эгоизма, то возникают многочисленные неприятности. Вы, может быть, думаете про себя: “Здесь я действовал сам, и поэтому должен получить выгоду от своих действий. Я работал, поэтому я заслуживаю оплаты. Я безусловно имею право на вознаграждение, которое полагается за совершённые мной действия”. Подобные чувстваещё больше усиливают чувство эго, чувство “я” или “моё”. По мере того, как это чувство “я” или “моё” усиливается, радость Атмы ослабевает. Чтобы полностью разрушить эгоизм, Кришна просил Арджуну преобразовывать все свои действия в йогу.

Каков метод преобразования ваших действий в йогу? Вы должны избавиться от чувства “личного”; надо полностью концентрироваться на действии и быть безразличным к результату, то есть оставаться равнодушным к плодам. С подобным чувством незаинтересованности вы можете осуществить любую задачу.

Примером может служить царь Джанака, который своей жизнью доказал, что, если совершать действие без малейшего стремления к его плодам и без какой-либо личной заинтересованности в этом действии, тогда ваши достижения будут действительно грандиозны. Управляя государством и неся всю связанную с этим ответственность, царь Джанака совершал все свои действия как свидетель. Так как он действовал без какой-либо привязанности к результатам, он стал Раджа-йогом, — священным царём, монархом,который был также и йогом.

Пусть ваши действия станут йогой

Всякое действие, которое предложено Господу и совершается без какого-либо личного интереса, становится йаджной, священным жертвоприношением, и следовательно его можно считать йогой. Но когда вы заинтересованы в результатах своего действия, тогда это не что иное, как рога, что на санскрите означает “болезнь”. Коренной причиной такого рода болезни является привязанность. За привязанностью следуют ненависть и гнев. Это те демоны, которые скрывают все ваши человеческие качества.

Так происходит со всеми; как только рага и двеша (привязанность и ненависть) начинают проявляться в вас, они вызывают всякого рода демонические тенденции, и вы забываете свою истинную человеческую природу. Поэтому Кришна повелел Арджуне:

“Совершай все действия, не привязываясь к ним. Избавься от личного чувства. Когда ты совершаешь действия без личного интереса, плоды этих действий не коснутся тебя. Так я управляю всеми тремя мирами. Разве ты не можешь управлять таким образом хотя бы этим маленьким телом?

Развивай в себе твёрдую веру в то, что, если ты не заинтересован в вознаграждении, ты сможешь осуществить много великих задач. Но если у тебя есть привязанность к результатам труда, ты подвергнешь себя разочарованиям. Получив ожидаемые результаты, ты будешь переполнен радостью. Если же ты не преуспеешь в этом, ты будешь страдать. Старайся контролировать чувства уныния и восторга. Будь Ст’итапраджной — истинным мудрецом. Не позволяй себе стать предметом постоянно меняющихся чувств восторга и уныния”.

Нет человека, который не совершал бы действий. Каждый человек имеет тело исключительно с целью совершения действий. Чтобы сделать тело священным, необходимо совершать только добрые деяния. У каждого действия есть результат. Вы должны понять, что та радость, которую вы получаете от совершения действия, значительно превышает радость, которую вы получаете от плодов своих действий.

Например, в один из религиозных праздниковкакая-нибудь семья пожелает остаться вместе с другими преданными, родственниками и друзьями на ночной ритуал пения священных гимнов. Пока они этим занимаются, они не будут чувствовать никакой усталости. Даже высокая температура у одного из членов семьи не будет ему помехой: он будет полностью увлечён этим действием. В такой момент никто не будет чувствовать усталости. Но после того, как ритуал окончен, вы заметите, что они утомлены.

Радость совершения действия больше,
чем радость вознаграждения

Вы получаете радость при совершении действия, но не испытываете той же радости после того, как действие закончено. Вы просто вводите себя в заблуждение, если чувствуете, что в плодах действия есть радость. В действительности в плодах нет абсолютно никакой радости. Радость, которую, как вы думаете, вы получаете от плодов, есть лишь отражение — это тень истинной радости, это призрачная радость. Это не та неизменная радость, которую вы ищете. Если действие само по себе временно и преходяще, то как могут его плоды быть чем-то иным, кроме мимолётных теней?

Может быть, вы считаете, что совершая акты милосердия, принимая участие в различных священных ритуалах или выполняя аскезы, вы достигнете Небес? Но Кришна заявил, что Небеса временны. Он сказал:

“Арджуна, существует нечто более великое, чем Небеса. Я не говорю, что ты должен перестать делать добро, отказаться от жертвенности, аскез, религиозных ритуалов и т. д. Продолжать заниматься такого рода деятельностью не только твоё право, но и твой долг. Выполняй всё, что ты делаешь, не из эгоистических побуждений, а ради благополучия всего мира. Совершай каждое действие бескорыстно, не заинтересованно, думая лишь о счастье, благополучии и процветании мира в целом.

Не стремись к достижению Небес — направляй свой взор к более высокой цели, за пределами Небес. Небеса будут длиться лишь до тех пор, пока длятся твои заслуги. Как только эти заслуги кончатся, ты должен будешь вернуться обратно на Землю. Поэтому откажись от своего стремления к Небесам, которые временны и непостоянны. Развивай в себе близость к Господу, стань Ему дорог. Слейся с Ним — вот, что истинно важно. Принцип Божественности гораздо выше Небес. Когда ты поймёшь секрет действия, увидев всё это в истинном свете, тебе будет дарована Божественность”.

Гита вносит величайшую мудрость
в повседневную жизнь

Б’агавад-Гита не требует, чтобы вы отказались от всей мирской деятельности и стали саньяси (тот, кто отрёкся от мира). Многие люди находятся под впечатлением, что не следует учить детей Гите,чтобы молодые люди не сделали неправильного вывода, что надо отказаться от мира и уйти в лес. Многие люди страдают от такого неправильного понимания. Но подумайте о том огромном количестве людей, которые обучали Гите других. Разве все они стали саньяси? Разве они отказались от всего в этом мире? Разве Арджуна, который услышал Б’агавад-Гиту непосредственно от самого Кришны, стал саньяси?

Внутренний смысл Гиты следует понимать в связи с человеческой природой, в связи с тем, как она выражена в этом мире, в повседневной деятельности людей. Самая важная цель Гиты — опустить бесценную древнюю мудрость до земного уровня и поднять мирскую жизнь до уровня высочайшей мудрости. Б’агавад-Гита несёт Веданту в повседневную жизнь и поднимает повседневную жизнь до уровня Веданты; она не только вносит философию и духовность в повседневную жизнь, но также повседневную жизнь в философию и духовность. Таким образом она примиряет духовность с повседневной жизнью.

Человеческое существование включает в себя не только повседневную мирскую деятельность; оно создано совершенно не для того, чтобы сводить концы с концами. Б’агавад-Гита учит, как сделать священной человеческую жизнь; она направляет человека к высшей цели. Она учит его жить в этом мире таким образом, чтобы получить возможность превзойти человеческие условия и научиться не привязываться к дальнейшим циклам человеческого рождения. Вы не будете связаны своими действиями, если они совершаются бескорыстно, без заинтересованности в их результатах. Б’агавад-Гита учит практике анашакти, то есть непривязанности ко всем вашим действиям, обязанностям и имуществу. Благодаря такому отношению непривязанности все ваши действия становятся священными. Гита не поощряет, чтобы вы отказались от работы; напротив, она поощряетвыполнение долга и совершение всей той деятельности, которая соответствует вашему статусу в жизни. Но вы должны преобразовать все эти действия в священную деятельность, предлагая их Господу.

Представьте себе работу повара. Он будет хорошо выполнять свои обязанности, если он сосредоточен на приготовлении пищи. Но если вместо этого он работает, думая только о зарплате, тогда у него не будет большого интереса к работе и пища его не будет вкусной. Ему следует готовить пищу с любовью, полностью погрузившись в работу, помня о благе всех и не заботясь о денежном вознаграждении. Только тогда приготовление пищи становится священным и чистым служением, которое питает и освящает.

Таким же образом, когда вы выполняете предназначенные вам обязанности, какими бы они ни были, полностью сосредоточившись на работе и предлагая её Господу, без малейшего личного интереса к её результатам, другими словами, когда вы делаете работу с отношением анашакти, тогда ваши действия становятся священными и приобретают величие. Приотсутствии заинтересованности в результатах труда вы можете упорно работать, неуклонно продвигаясь вперёд к своей цели. Но когда у вас есть личный интерес к работе, которую вы выполняете, тогда будут взлёты и падения, разовьётся непостоянство, и ваши желания будут быстро расти.

Кришна считал царя Джанаку примером идеального человека, потому что, управляя государством с чувством анашакти, то есть отрешённости, он достиг совершенства. Одни люди обладают чисто внешним видением, у других развилось внутреннее видение. Внешнее видение — это лишь видение иллюзорного внешнего мира. Внутреннее видение преображает разум и наполняет сердце священными чувствами. Чтобы добиться внутреннего видения, необходимо развивать анашакти, то есть отрешённость от результатов действий, когда всё предлагается Божеству, пребывающему в вас. Вот история, иллюстрирующая великую духовную силу такой возвышенной практики.

Джанака и Шука

Некогда, в век, предшествующий Кришне и Арджуне, молодой мудрец Шука вошёл в царство императора Джанаки, путешествуя в окрестностях столицы Миттилапуры. Царю Джанаке сообщили о том, что Шука находится недалеко от столицы, однако он не знал, какое место мудрец выберет для привала. Царь послал вестников во все концы, чтобы выяснить о местопребывании Шуки. Они провели неделю в поисках святого и нашли его в лесу, недалеко от столицы Миттилапура. Джанака вместе со своими министрами пошёл на встречу с Шукой. Джанака пошёл туда не как царь или император. Он пошёл как слуга Господа; он давно избавился от всех следов эго и теперь шёл как смиренный духовный искатель. Шука выступал перед своими учениками с речью на духовную тему.

Во время этой речи Джанака стоял, полностью сосредоточившись, и слушал. Наступил вечер. Прежде, чем уйти, Джанака подошёл к Шуке и спросил:

“Свами, можно мне приходить каждый день, чтобы слушать твои Божественные речи?”

Шука отвечал: “Джанака, духовность и философия не являются чьей-то личной собственностью. Тот, кто интересуется, кто с удовольствием слушает это учение, кто верит в достижение цели, имеет право на это знание. Безусловно, ты можешь приходить. Добро пожаловать”.

Джанака отправился обратно во дворец и каждый день возвращался, чтобы послушать учение мудреца.

И вот Шука решил продемонстрировать миру, что у царя Джанаки есть внутреннее видение, в то время как большинство людей имеет только внешнее видение. Задумав это, он поднялся на возвышенное место недалеко от Миттилапуры, откуда был виден весь город, и там поставил свою палатку. Отсюда он стал выступать с речами по Веданте. Однажды из-за срочных правительственных дел царь Джанака задержался. Шука намеренно не начинал своей речи, пока не прибыл Джанака.

Шука не посчитался с большой толпой людей, которые собрались, ожидая, когда он начнёт выступать. Чтобы проявить интерес, Шука начал спрашивать то одного, то другого человека, как будто пытаясь выяснить, почему не едет царь Джанака. Он также велел некоторым людям пойти и узнать, что задержало царя. Сам он стоял на обочине дороги, поджидая прибытия царской свиты.

Увидев это, люди стали роптать. Ученики, старики и молодёжь, собравшиеся там, стали перешёптываться между собой. Один сказал:

“Посмотрите на Шуку. Его считают таким великим мудрецом, отрешившимся от всего; но похоже это неправда. Ведь, он ждёт царя Джанаку просто потому, что Джанака — император. Шука не обращает на нас никакого внимания и похоже даже не думает выступать перед нами”.

Другой сказал:

“Взгляните на странное поведение Шуки. Почему онпроявляет столько подобострастия к царям? Разве для мудреца существует различие между царём и простыми людьми?”

Шука заметил подобные разговоры: он специально вёл себя таким образом, чтобы дать им хороший урок. Прошло полчаса. Прошло два часа. Шука продолжал ждать прихода Джанаки; он не сделал ни малейшей попытки начать речь.

Ненависть должна выйти,
прежде чем сможет войти Учение

Тем временем люди, чьи сердца были нечисты, начали открыто выражать чувства ревности и гнева. Все эти недостойные чувства, свойственные им, но скрытые до сих пор, теперь стали выходить наружу. Этого Шука и хотел, потому что, только когда яд ненависти, скрытый в их сердцах, выйдет наружу, учение Веданты сможет войти. Если в голове человека пусто, тогда её можно наполнить Священным Учением. Но если голова человека уже наполнена разного рода чепухой, то как можно воспринять что-то чистое и святое?

Не освободив голову от всего бесполезного, невозможно вложить в неё Священного Учения. Поэтому желанием Шуки было выявить все эти низкие чувства. Он хотел, чтобы его ученики излили всё скверное и грязное, что находилось в их разуме. Он знал, что пока в их сердцах таится привязанность и злые чувства, они не смогут воспринять Божественного Учения. Поэтому он принудил их пройти этот процесс очищения.

Тем временем с большим волнением Джанака спешил, чтобы присутствовать во время речи. Шука заметил приближение Джанаки. Его можно было видеть издалека, потому что Джанака обычно не приезжал один. Хотя Джанака не был заинтересован в том, чтобы приводить министров и слуг, они неизменно сопровождали его, чтобы обеспечить безопасность царя и его охрану. Вскоре все люди поняли, что едет царь Джанака. Войдя на территорию, где обычновыступал мудрец, Джанака простёрся перед гуру и смиренно попросил прощения за опоздание; затем он положил свою циновку, сделанную из травы дурба, и сел.

Шука тотчас же начал свою речь. Однако ненависть в сердцах молодых учеников, которые там собрались, уже принесла свои плоды. Их лица стали меняться из-за неприязни к Шуке и царю Джанаке.

“Посмотрите на Шуку! — рассуждали они. — Всё, что его волнует — это как бы угодить царю. В этом вся его Веданта”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...