Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика психодиагностических методик




ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

 

Программа учебной дисциплины и

методические указания

к выполнению курсовой работы

 

Рыбинск

 

УДК 159.9: 378

 

Психодиагностика: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению курсовой работы / Сост. Т. Г. Зиновьева; РГАТА. – Рыбинск, 2005. – 27 с. (Заочная форма обучения / РГАТА).

 

 

Данные методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

 

 

Составитель

кандидат социологических наук, доцент Т. Г. Зиновьева

 

 

Обсуждено

на заседании кафедры «Философии и социально-культурных технологий»

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ................................................... 6

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 6

2. ТЕСТЫ И ТЕСТИРОВАНИЕ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ......................... 7

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА И РАБОТНИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА................. 9

4. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ..................................................... 11

5. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ И ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТЫ....................................................................... 13

6. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ........ 15

7. ПРОФОТБОР И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ...................................................... 18

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 20

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ........................................................... 22

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.............................................................. 26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Психодиагностика» – одна из психологических дисциплин, которая включена в процесс подготовки студентов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Важность ее изучения обусловлена спецификой сервисной и туристской деятельности. Для специалиста в данной сфере необходимыми являются умения эффективно организовывать взаимодействия с потребителями услуг, опираясь на знание психологических особенностей клиентов, приемов психологического влияния на людей и самопрезентации.

Цель преподавания дисциплины – способствовать развитию у студентов необходимых профессиональных качеств и навыков на основе усвоения категорий и принципов психологической диагностики, которые могут служить теоретической основой для их применения в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи изучения дисциплины:

– познакомить студентов с наиболее общими методологическими и методическими основами психодиагностики;

– раскрыть психологические аспекты профессиональной деятельности специалиста по социокультурному сервису и туризму;

– научить студентов использовать теоретические знания по психодиагностике в практике сервисной и туристской деятельности.

Понятие «психологическая диагностика» появляется в 1921 г. и связано с именем Г. Роршаха, который таким образом назвал обследование с помощью созданного им диагностического теста, основанного на перцепции. В настоящее время к пониманию предмета психодиагностики сложилось два основных подхода.

Во-первых, психодиагностика – это специальная область психологических знаний, касающаяся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. Во-вторых, психодиагностика рассматривается как специфическая сфера деятельности психолога, связанная с практической постановкой психологического диагноза. В данном случае решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы.

Психодиагностика находит свое применение в самых различных областях деятельности:

– в прикладных психолого-педагогических экспериментах;

– в психологическом консультировании;

– в психологической коррекции;

– в различных отраслях психологии, например, в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда, т. е. везде, где требуется точное знание степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Часто психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности, целью которой становится постановка психологического диагноза.

Во всех областях применения психодиагностика решает ряд типичных для нее задач:

1. установления наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения;

2. определение степени развития данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях;

3. описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо;

4. сравнение степени развития изучаемых свойств у разных людей.

Перечисленные выше задачи решаются или комплексно, или каждая в отдельности в зависимости от целей проводимого исследования.

Основными методологическими принципами психодиагностики являются:

– принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);

– принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);

– принцип единства сознания и деятельности (сознание формируется в процессе деятельности человека, деятельность, в свою очередь, регулируется сознанием, психикой).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

 

1. Классификация психодиагностических методик.

2. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям.

 

Психодиагностические методики можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак взят за основание классификации.

 

Таблица 1

 

Основание классификации Типы методик
Тип применяемых заданий – опросные методики (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым); – утверждающие методики (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие); – продуктивные методики (применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции); – действенные методики (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психике); – физиологические методики (психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физиологических реакций человека).
Форма представления материала – бланковые (материал представлен в письменной или какой-либо знаковой форме: рисунок, схема и т.п.); – технические (материал представлен с помощью аудио-, видеотехники или через иные технические устройства); – сенсорные (материал представлен в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).
Характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики – объективные методики (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора); – субъективные (применяются данные, зависящие от желания и сознания испытуемого).
Внутренняя структура – мономерные (в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство); – многомерные (предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких психологических качеств человека).

 

Для того, чтобы психодиагностика давала достоверные результаты, на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы применяемая методика была научно обоснованной. Такими считаются методики, отвечающие следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

При выборе психодиагностической методики необходимо учитывать и ряд дополнительных требований.

Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее простой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат.

Во-вторых, избираемая методика должна быть доступной для испытуемого, требующей минимума физических и психологических усилий на проведение психодиагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, краткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Она должна настраивать испытуемого на качественную работу, исключающую возникновение у него побочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты исследования.

На эффективность психодиагностики также существенно влияют ситуация, ее понимание испытуемым, личность и поведение самого экспериментатора, время и форма проведения исследования (групповая или индивидуальная).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...