Методические указания к выполнению курсовой работы
Изучение учебной дисциплины «Психодиагностика» включает выполнение курсовой работы. Каждый студент выполняет работу по теме, соответствующей определенному варианту. Номер варианта совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Курсовая работа включает две части. Первая связана с раскрытием теоретической проблемы из области психодиагностики. Вторая часть – практическая, связана с разработкой социально-психологического тренинга по конкретным аспектам взаимодействий в сфере социокультурного сервиса и туризма. Краткое содержание теоретических вопросов отражено в первой части методического пособия. Студент должен раскрыть проблему более глубоко, показать, какие научные точки зрения существуют по данному вопросу, высказать свое мнение. Объем данной части курсовой работы должен составлять около 15 страниц. Вторая часть работы ориентирована на творчество студента и имеет прикладной характер. Следует отметить некоторые особенности разработки социально-психологического тренинга (СПТ). СПТ представляет собой форму практического обучения, где особенным образом организовано взаимодействие членов малой группы (например, учебной, первичного трудового коллектива), направленное на развитие у личности компетентности в области социального взаимодействия и общения. СПТ направлен на решение следующих основных задач. 1. Приобретение знаний в области психологии личности, малых групп, общения. 2. Приобретение умений и навыков профессионально ориентированного общения. Например, умения правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умения участвовать или руководить дискуссией и т. п.
3. Коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения. 4. Развитие способности адекватно воспринимать и оценивать себя и других, а также взаимоотношения между людьми. Базовыми методами СПТ являются групповая дискуссия и игровые методы. Групповая дискуссия по своей сути представляет сопоставление взглядов членов группы по обсуждаемой проблеме с целью выработки общего группового мнения. Психологический смысл дискуссии заключается в возможности каждого члена группы увидеть и понять, как к решению одной и той же проблемы можно подойти с совершенно разных сторон и благодаря наличию обратной связи сопоставить свое мнение с другими, а в результате и самоскорректировать свое мнение. Групповая дискуссия может осуществляться в форме семинара, мозгового штурма, анализа конкретных ситуаций и т. п. Среди игровых методов СПТ распространение получили деловая игра, ролевая игра, упражнения. Деловая игра основывается на организации взаимодействия в ситуации, моделирующей какой-либо цикл профессиональной деятельности. Ролевая игра представляет собой разрешение типичной ситуации, когда участники игры выступают в определенной роли и разрешают проблему в соответствии со своими представлениями. Остальные члены группы выступают в качестве зрителей-экспертов. Их задача состоит в том, чтобы обсудить после игры характер действий участников. В ходе обсуждения анализируется адекватность восприятия участниками как самой ситуации взаимодействия, так и уместность выбранных способов участия в ней. На протяжении всего СПТ для поддержания высокого уровня работоспособности целесообразно использовать различные упражнения. Они могут предназначаться для расслабления, успокоения членов группы, для предварительной подготовки к основным ситуационно-ролевым играм, для повышения работоспособности и т. д.
Технология проведения СПТ во многом определяется деятельностью руководителя занятий, и их успешность зависит от готовности и умения руководителя видеть, оценивать и управлять социально-психологическими процессами в группе, на фоне которых реализуется обучение. Технология разработки СПТ. 1. Формулировка вопросов для групповой дискуссии по определенной теме. Выбор способа проведения дискуссии и его обоснование. 2. Разработка упражнений и методики их реализации. 3. Разработка деловой (ролевой) игры, включая: – подробную инструкцию руководителю и участникам игры; – постановку общей проблемы, цели игры, заданий для участников; – технологию проведения игры. Вторая часть курсовой работы по объему должна составлять около 10 страниц. Перед изложением основного содержания работы необходимо составить план, который должен отражать структуру курсовой работы. В заключении необходимо сформулировать основные выводы, подвести общий итог проведенного исследования. Объем заключения – 3-4 страницы. В конце курсовой работы приводится список использованных источников. Требования к оформлению курсовой работы: 1. общий объем работы должен составлять 30 страниц машинописного текста, отпечатано через 1,5 интервала на листах формата А4; 2. если в работе приводится цитируемый текст, его следует заключать в кавычки и сопровождать ссылкой с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия работы, места и года издания, страниц; 3. следует обратить внимание на грамотность и аккуратность при оформлении работы; 4. требуется копия работы на электронном носителе. Высокая оценка курсовой работы обеспечивается, во-первых, изучением достаточного объема литературы по теме работы, во-вторых, логичностью, последовательностью, доказательностью изложения ее содержания, в-третьих, самостоятельным, творческим подходом к разработке социально-психологичес-кого тренинга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|