Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тесты и тестирование в психодиагностике




 

1. Тест как метод психологического исследования.

2. Компьютерная психодиагностика.

 

Тест (в пер. с англ. – «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированное ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

В психологические исследования понятие «тест» было введено Дж. Кеттелом (1890 г.), а создателем первых тестов следует считать Ф. Гальтона.

 

 

Классификация тестов

По форме тестирования   По содержанию тестирования

индивидуальные и групповые тесты интеллекта

устные и письменные тесты способностей

бланковые, предметные, личностные тесты

аппаратурные, компьютерные тесты достижений

вербальные, образные

тесты скорости и тесты

результативности

 

Рис.1. Классификация тестов

 

Тестам, как и любому другому инструменту познания, свойственны свои достоинства и недостатки. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, которые затрагивают как качество самой применяемой методики, так и процесс проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Важнейшими факторами являются:

– теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест;

– область применения теста;

– надежность, валидность тестовой методики;

– социокультурная адаптированность теста;

– наличие тестовых норм для данного теста.

Важное значение в развитии психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями. Использование в психодиагностике компьютерных технологий влечет за собой несколько важных, с точки зрения развития психодиагностики, эффектов:

– автоматизация рутинных операций психодиагностического обследования, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т. п. За счет такой автоматизации повышается уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных;

– проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки, как результат оперативности обработки информации;

– реализация новых видов психодиагностических обследований. Например, оформление психодиагностических методик в виде компьютерных игр, замена статических стимулов в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты, возможность регистрировать ранее недоступные параметры реакций испытуемых и т. д.;

– создание новых алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

И РАБОТНИКА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО

СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

1. Диагностика потребностей, интересов, мотивов клиентов.

2. Диагностика индивидуальных психологических особенностей потребителей услуг.

3. Изучение психологических особенностей работника в сфере социокультурного сервиса и туризма.

 

Диагностика потребностей, интересов, мотивов клиентов может осуществляться как до начала контакта с ними, так и непосредственно в процессе взаимодействия на предприятиях сервиса и туризма. В первом случае имеется в виду изучение спроса на те или иные сервисные и туристские услуги, выявление социокультурной специфики, культурных традиций потенциальных клиентов. Для решения этих задач может быть полезным проведение социологического исследования, которое позволит получить информацию о наиболее востребованных услугах, предпочитаемых местах и видах отдыха, о социальных и возрастных группах, являющихся потенциальными клиентами того или иного предприятия сервиса и туризма.

Существенную информацию о потребностях, интересах, мотивах клиента можно получить при непосредственном взаимодействии с ним.

Анализ особенностей поведения клиента поможет специалисту в сфере социально-культурного сервиса и туризма быстро и достаточно точно определить индивидуально-психологические особенности заказчика и, следовательно, выбрать рациональную тактику его обслуживания.

Сангвиник – живой, активный, умеющий хорошо владеть собой. Общителен, легко и быстро откликается на происходящее вокруг него. Стремиться к частой смене впечатлений, сомнения для него недолговременны. Решения зачастую принимает быстро. По лицу такого клиента нетрудного угадать его настроение, отношение к окружающим людям и предлагаемой услуге. С ним несложно наладить продуктивные взаимоотношения. Его движения выразительны, темп речи быстрый. Мимика богатая и живая. Настроение обычно жизнерадостное.

Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью. В поведении зачастую неуравновешен. Предрасположен к вспыльчивости, раздражительности, не умеет сдерживать себя, контролировать свои эмоции, особенно в конфликтной ситуации. В общение вступает легко, свои мнения высказывает смело. Его тяготит медленный темп обслуживания. Мнителен, обидчив, но обида быстро проходит. При принятии решения долго не раздумывает. Движения и жесты быстрые, резкие, мимика выразительная. Говорит быстро, «проглатывает» окончания слов. Склонен к частой смене настроения.

Флегматик отличается медлительностью, низким уровнем психической активности. Внешне слабо проявляет свое эмоциональное состояние. В поведении обычно уравновешен. Отличается выдержкой, терпимостью, хорошим самообладанием. Его трудно вывести из себя. Такому клиенту требуется определенное время, чтобы принять решение. В меру общителен, но может испытывать трудности при вступлении в контакт. Движения однообразные, речь спокойная, неторопливая. Настроение обычно ровное, устойчивое.

Меланхолик характеризуется низким уровнем активности, замкнутостью, застенчивостью. Это эмоционально ранимый человек, склонный глубоко переживать даже незначительные события. Такой клиент зачастую бывает нерешительным и даже пассивным. Долго колеблется, прежде чем принять то или иное решение. Интенсивные воздействия выводят его из равновесия, вызывают растерянность. Он крайне подозрителен и весьма робок. Впечатление такое, что он постоянно ожидает чего-то неприятного и боится этого. Чувствует себя нормально только в спокойной обстановке. Движения замедленные, голос тихий, настроение обычно грустное.

Для выработки правильной стратегии профессионального поведения специалист в сфере сервисной и туристской деятельности должен познать свои индивидуальные психологические особенности и учитывать их в работе.

Работник-сангвиник успешно обслуживает клиентов, но ему трудно выполнять монотонные, однообразные операции (например, оформление большого количества документов). Работник-холерик незаменим при обслуживании большого количества посетителей, но плохо владеет собой, особенно в напряженных, конфликтных ситуациях. Работник-флегматик выдержан, уравновешен, но не способен работать в быстром темпе, что может вызывать раздражение у клиентов. Работник-меланхолик отзывчив, доброжелателен, стремится избегать конфликтов, но медлителен и обидчив.

Особое внимание работнику в сфере сервиса и туризма стоит уделить искусству самопрезентации, которое предполагает умение создать определенное впечатление путем намеренной организации коммуникативного пространства. Основной составляющей самопрезентации является имидж человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...