Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование как подкрепление




Консультирование как подкрепление

При взгляде на консультирование как на подкрепление роль консультантов видит­ся в управлении собеседованием путем распределения намеренно созданных, а иногда и случайных подкрепляющих стимулов. Таким образом, консультанты представляют­ся как источники влияния или как своего рода социальные механизмы подкрепления, которые формируют поведение клиента или манипулируют им (Krasner, 1962). В кон­сультационных интервью всегда имеет место социальное влияние, выраженное в раз­личной степени; бихевиористы утверждают, что консультанты должны максимально эффективно действовать при оказании влияния на клиентов. Консультанты должны отдавать себе отчет в том, как клиенты могут подкреплять их неадекватное поведение во время собеседования.

Консультанты могут подкреплять поведение клиентов с помощью таких перемен­ных, как похвала, внимание, зрительный контакт, эмпатия, сердечность и искренность. Труа (Truax, 1966а) доказывает, что консультанты, проявляющие высокий уровень эмпа-тии, бескорыстную сердечность и искренность (так называемые основные терапевти­ческие условия), работают более эффективно, чем те консультанты, которые проявля­ют более низкий уровень эмпатии и менее доброжелательны и открыты. Это объясня­ется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них более мощное положительное подкрепляющее воздействие. Консультанты, не со­переживающие клиентам, могут быть источниками вредных стимулов и отрицательно­го влияния. Клиентам требуются подкрепление их хорошего отношения к консультан­там, подкрепление поведения, не требующего объяснения, и подкрепление их поло­жительного представления о самих себе и высокой самооценки. Труа (Truax, 1966b) про­вел исследование с целью выяснения, использовал ли Роджерс дифференцированно ос­новные терапевтические условия для подкрепления некоторых категорий поведения кли­ентов. Труа рассмотрел серию занятий, состоявшую из 85 собеседований, которые с успе­хом провел Роджерс. Единицы взаимодействия консультант — клиент —консультант были произвольно отобраны из средней трети консультационных часов. Труа сообщил, что Роджерс показательно выборочно проявлял высокий уровень эмпатии и выражен­ную сердечность при реагировании на пять из девяти категорий поведения клиента. Кроме того, было обнаружено, что среди категорий поведения клиента, на которые кон­сультант выборочно реагировал или которые он подкреплял, четыре из пяти категорий существенно изменились в ходе консультирования в предсказанном направлении.

Поведенческие консультанты иногда подкрепляют поведение клиентов, используя весьма очевидные способы. Например, во время тренинга ассертивности, проводяще­гося в рамках репетиции поведения, поведение клиента формируется подкреплением до тех пор, пока существует реальная возможность осуществить это поведение в дей­ствительности. Когда клиенты сообщают консультанту, что им удалось добиться успе­ха при самостоятельном проведении тренинга ассертивности в домашних условиях, они, вероятно, обнаруживают, что желаемое поведение подкрепляется одобрительным комментарием консультанта и его положительной оценкой данного поведения.

Идентификация подкрепляющих стимулов

Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала, проявление привязанности и интереса, люди выдают относительно бездумно в ходе повседневной жизни. Использо­вание методов подкрепления предполагает систематическое применение подкрепления с целью введения и усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устране­ния неадекватных видов поведения. Для того чтобы использовать подкрепление систе­матически, необходимо выяснить, что именно является подкрепляющим для отдель­ных клиентов. Способы, с помощью которых консультанты могут выяснить, что их кли­енты считают подкреплением, включают в себя опрос самих клиентов, обсуждение по­ведения клиентов с другими людьми (их опрос), наблюдение за речью и поведением клиентов в процессе собеседования, побуждение клиентов наблюдать за собой и конт­ролировать себя в интервалах между занятиями.

Для оценки подкрепляющих стимулов используются специальные вопросники, предназначенные для самоотчета клиентов. Каутела (Cautela, 1967) разработал «План исследования подкрепления» (Reinforcement Survey Schedule), чтобы идентифициро­вать возможные стимулы подкрепления вместе с соответствующими им подкрепляю­щими ценностями. Этот план помогает определять те стимулы, которые можно исполь­зовать для вызова адаптивных реакций. В данный план входят четыре раздела: а) под­крепляющие стимулы, которые могут быть использованы во многих обычных ситуаци­ях; б) подкрепляющие стимулы, которые могут быть использованы только при подклю­чении воображения; в) ситуационные контексты, в которых употребляется конструк­ция «Я хотел бы быть... »; г) индекс частоты, используемый в качестве элемента оценки часто встречающихся повседневных мыслей и поведения. И консультант, и клиент мо­гут использовать этот план для оценки характера, диапазона и силы подкрепляющих клиента стимулов.

Другой вопросник, предназначенный для самоотчета, это «План приятных событий» (Pleasant Events Schedule), разработали Макфиллами и Левинсон (Lewinsohn et al., 1986). В этом вопроснике содержится перечень 320 событий и видов действий, состав­ленный после активного поиска возможных «приятных событий». Субъектам предла­гают оценить каждый пункт плана по пятибалльной «шкале приятности». Сокращен­ную версию «Плана приятных событий» можно получить, используя пункты, связан­ные с условиями, необходимыми большей части людей для улучшения настроения. Ле­винсон и Граф (Lewinsohn, Graf, 1973) перечисляют 49 таких пунктов и предполагают, что их можно отнести к трем категориям. Эти категории следующие: социальные взаи­модействия; эффекты, несовместимые с депрессией; действия, поддерживающие Эго, или действия, ведущие к возникновению ощущений адекватности и компетентности.

При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки. Например, в некоторых случаях используется «меню подкрепления», разработанное Дали (Daley, 1969) с целью определения эффективных подкрепляющих стимулов для психически отсталых детей 8-11 лет. Двадцать два вида деятельности, такие как разговор, написание текста, раскрашивание, были изображе­ны художником в цвете и собраны в отдельной книге, или «меню» (каждый вид деятель­ности был представлен на отдельной странице). Детей побуждают определять дей­ствия, которые они хотели бы совершать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...