Консультирование как подкрепление
Консультирование как подкрепление При взгляде на консультирование как на подкрепление роль консультантов видится в управлении собеседованием путем распределения намеренно созданных, а иногда и случайных подкрепляющих стимулов. Таким образом, консультанты представляются как источники влияния или как своего рода социальные механизмы подкрепления, которые формируют поведение клиента или манипулируют им (Krasner, 1962). В консультационных интервью всегда имеет место социальное влияние, выраженное в различной степени; бихевиористы утверждают, что консультанты должны максимально эффективно действовать при оказании влияния на клиентов. Консультанты должны отдавать себе отчет в том, как клиенты могут подкреплять их неадекватное поведение во время собеседования. Консультанты могут подкреплять поведение клиентов с помощью таких переменных, как похвала, внимание, зрительный контакт, эмпатия, сердечность и искренность. Труа (Truax, 1966а) доказывает, что консультанты, проявляющие высокий уровень эмпа-тии, бескорыстную сердечность и искренность (так называемые основные терапевтические условия), работают более эффективно, чем те консультанты, которые проявляют более низкий уровень эмпатии и менее доброжелательны и открыты. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них более мощное положительное подкрепляющее воздействие. Консультанты, не сопереживающие клиентам, могут быть источниками вредных стимулов и отрицательного влияния. Клиентам требуются подкрепление их хорошего отношения к консультантам, подкрепление поведения, не требующего объяснения, и подкрепление их положительного представления о самих себе и высокой самооценки. Труа (Truax, 1966b) провел исследование с целью выяснения, использовал ли Роджерс дифференцированно основные терапевтические условия для подкрепления некоторых категорий поведения клиентов. Труа рассмотрел серию занятий, состоявшую из 85 собеседований, которые с успехом провел Роджерс. Единицы взаимодействия консультант — клиент —консультант были произвольно отобраны из средней трети консультационных часов. Труа сообщил, что Роджерс показательно выборочно проявлял высокий уровень эмпатии и выраженную сердечность при реагировании на пять из девяти категорий поведения клиента. Кроме того, было обнаружено, что среди категорий поведения клиента, на которые консультант выборочно реагировал или которые он подкреплял, четыре из пяти категорий существенно изменились в ходе консультирования в предсказанном направлении.
Поведенческие консультанты иногда подкрепляют поведение клиентов, используя весьма очевидные способы. Например, во время тренинга ассертивности, проводящегося в рамках репетиции поведения, поведение клиента формируется подкреплением до тех пор, пока существует реальная возможность осуществить это поведение в действительности. Когда клиенты сообщают консультанту, что им удалось добиться успеха при самостоятельном проведении тренинга ассертивности в домашних условиях, они, вероятно, обнаруживают, что желаемое поведение подкрепляется одобрительным комментарием консультанта и его положительной оценкой данного поведения. Идентификация подкрепляющих стимулов Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала, проявление привязанности и интереса, люди выдают относительно бездумно в ходе повседневной жизни. Использование методов подкрепления предполагает систематическое применение подкрепления с целью введения и усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных видов поведения. Для того чтобы использовать подкрепление систематически, необходимо выяснить, что именно является подкрепляющим для отдельных клиентов. Способы, с помощью которых консультанты могут выяснить, что их клиенты считают подкреплением, включают в себя опрос самих клиентов, обсуждение поведения клиентов с другими людьми (их опрос), наблюдение за речью и поведением клиентов в процессе собеседования, побуждение клиентов наблюдать за собой и контролировать себя в интервалах между занятиями.
Для оценки подкрепляющих стимулов используются специальные вопросники, предназначенные для самоотчета клиентов. Каутела (Cautela, 1967) разработал «План исследования подкрепления» (Reinforcement Survey Schedule), чтобы идентифицировать возможные стимулы подкрепления вместе с соответствующими им подкрепляющими ценностями. Этот план помогает определять те стимулы, которые можно использовать для вызова адаптивных реакций. В данный план входят четыре раздела: а) подкрепляющие стимулы, которые могут быть использованы во многих обычных ситуациях; б) подкрепляющие стимулы, которые могут быть использованы только при подключении воображения; в) ситуационные контексты, в которых употребляется конструкция «Я хотел бы быть... »; г) индекс частоты, используемый в качестве элемента оценки часто встречающихся повседневных мыслей и поведения. И консультант, и клиент могут использовать этот план для оценки характера, диапазона и силы подкрепляющих клиента стимулов. Другой вопросник, предназначенный для самоотчета, это «План приятных событий» (Pleasant Events Schedule), разработали Макфиллами и Левинсон (Lewinsohn et al., 1986). В этом вопроснике содержится перечень 320 событий и видов действий, составленный после активного поиска возможных «приятных событий». Субъектам предлагают оценить каждый пункт плана по пятибалльной «шкале приятности». Сокращенную версию «Плана приятных событий» можно получить, используя пункты, связанные с условиями, необходимыми большей части людей для улучшения настроения. Левинсон и Граф (Lewinsohn, Graf, 1973) перечисляют 49 таких пунктов и предполагают, что их можно отнести к трем категориям. Эти категории следующие: социальные взаимодействия; эффекты, несовместимые с депрессией; действия, поддерживающие Эго, или действия, ведущие к возникновению ощущений адекватности и компетентности.
При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки. Например, в некоторых случаях используется «меню подкрепления», разработанное Дали (Daley, 1969) с целью определения эффективных подкрепляющих стимулов для психически отсталых детей 8-11 лет. Двадцать два вида деятельности, такие как разговор, написание текста, раскрашивание, были изображены художником в цвете и собраны в отдельной книге, или «меню» (каждый вид деятельности был представлен на отдельной странице). Детей побуждают определять действия, которые они хотели бы совершать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|