Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самонаблюдение. Контроль стимула. Положительное самоподкрепление




Самонаблюдение

Поведенческие консультанты поощряют клиентов наблюдать за собой и контролиро­вать себя как с целью повышения мотивации, так и с целью определения целей. Однако при использовании в качестве лечебного воздействия одного лишь самонаблюдения эффект часто оказывается недолговременным. Самонаблюдение важно в начале, в про­цессе и после осуществления программ самоподкрепления. Первоначально самона­блюдение способствует формированию базиса и повышению уровня осознания. В про­цессе осуществления программы самоподкрепления самонаблюдение используется как для напоминания, так и для оценки прогресса. Впоследствии самонаблюдение способ­ствует сохранению достижений, хотя на поздних этапах самонаблюдение обычно про­водится не систематически.

Консультанты требуют, чтобы клиенты собирали количественные данные. Клиен­ты могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) и заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество вы­куренных сигарет в динамике). Иногда используются наручные и карманные счетчики: например, застенчивая девушка-подросток может записывать, сколько раз она участво­вала в разговорах со сверстниками. Самонаблюдение можно расширить, включив в него регистрацию внутренних и внешних реплик, которые возникают перед совершением действий, а также регистрацию последствий действий.

Поскольку клиентам не всегда удается внимательно наблюдать за собственным поведением, консультанты должны обучать их самонаблюдению и регулярно оцени­вать, насколько они продвинулись вперед.

Контроль стимула

Торесен и Мэхони (Thoresen, Mahoney, 1974) отмечают, что существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты, желающие оказы­вать влияние на свои действия. Во-первых, клиенты могут сделать попытку изменить окружающую среду, чтобы управлять целевыми действиями до их совершения. Во-вто­рых, клиенты могут назначить самим себе награду после совершения действия или ряда действий, которые приводят к достижению цели или подцели.

Поведенческие консультанты помогают клиентам использовать контроль стимула как одну из форм модификации окружающей среды. Контроль стимула влечет за собой либо изменение окружающей среды до воздействия стимулов, либо подачу сигналов, связанных с неадекватными или адаптивными реакциями. Например, поведенческие консультанты предлагают людям, занимающимся по программам снижения веса, изме­нять окружающую среду с целью регулирования потребления пищи следующим обра­зом: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения и до нее было нелегко добраться; оборудовать холодильники замками, которые можно открыть только в опре­деленное время; хранить в доме только такое количество продуктов, которые можно потребить за короткий период времени; по возможности избегать контактов, способ­ствующих перееданию. Контроль стимула можно также использовать для усиления адаптивного поведения. Например, учащихся можно приучить ассоциировать письмен­ные столы с работой, если столы используются только для работы. Поведенческие кон­сультанты также применяют контроль стимула при лечении расстройств сна. При этом они побуждают клиентов, страдающих бессонницей, ассоциировать кровати только со сном (Morawetz, 1989).

Положительное самоподкрепление

Поведенческие консультанты помогают клиентам создавать программы самоподкрепле­ния в процессе достижения подцели или цели. Самоподкрепляющие стимулы бывают внешними и внутренними. Существуют два способа использования внешних подкрепля­ющих стимулов: 1) применение к самому себе новых подкрепляющих стимулов, кото­рые выходят за рамки повседневной жизни (например, нового предмета одежды или какого-либо особого события); 2) изначальный отказ от какого-то приятного повседнев­ного опыта и применение его в последующем к самому себе в связи с совершением неко­го желательного действия. Внутренние подкрепляющие стимулы представляют собой заявления, сделанные в ходе беседы индивида с самим собой (например, «Это потряса­юще», «Хорошо сделано», «Я доволен, что сделал это») и свидетельствующие об удов­летворении, полученном данным индивидом в связи с совершением целевых действий.

Поведенческие консультанты, разрабатывающие положительные программы само­подкрепления вместе с клиентами, принимают во внимание множество соображений. Прежде всего, консультанты и их клиенты должны определить подходящие виды воз­награждения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) отмечают, что всегда, когда толь­ко это возможно, надо соотносить положительный самоподкрепляющий стимул с целе­вым поведением. Например, людям, стремящимся похудеть, следует покупать одежду, подходящую для более тонкой фигуры. Как уже отмечалось ранее, поведенческие кон­сультанты могут разбивать сложные задачи на несколько частей, чтобы клиенты воз­награждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Кроме того, связь между достижением и подкреплением должна быть четкой. Консультанты могут побуждать клиентов составлять персональные контракты и определять в них отноше­ния между положительным самоподкреплением и желательными действиями. В каче­стве альтернативы консультанты и клиенты могут составлять двусторонние контрак­ты. Составление таких контрактов способствует развитию у клиентов навыков самосо­вершенствования.

Сотрудничая с клиентами при разработке программ самоподкрепления, поведен­ческие консультанты внимательно относятся к тем внешним ресурсам, которые могут использовать клиенты. Например, участие в деятельности социального, образователь­ного, развлекательного или религиозного характера может обеспечить благоприятные возможности для развития чувства уверенности и приобретения навыков общения. Кроме того, в программу можно включить чтение соответствующих книг и учебников по самосовершенствованию. Такой материал должен быть доступным для клиентов, однако, к сожалению, часто дело обстоит иначе (O'Farrell, Keuthen, 1983).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...