Наказание. Помощь клиентам в получении подкрепления. Обучение клиентов использованию самоподкрепления
Наказание Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) отмечают, что существуют три основные процедуры наказания. Применение каждой из этих процедур позволяет снизить частоту возникновения определенного вида поведения. Эти процедуры следующие: предъявление аверсивного события, тайм-аут и использование издержек реакции. Выражение гнева, избиение, угрозы, применяемые при осуществлении индивидом нежеланого поведения, — все это аверсивные события, которые могут понизить вероятность повторения данного поведения. Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление. Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть классную комнату на какой-то период времени. Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно. Немерофф и Кароли, отмечают: «Наиболее эффективные программы работы с детьми включают в себя использование тайм-аута продолжительностью от 5 до 20 минут; если же дети очень маленькие, может быть эффективным тайм-аут продолжительностью от 1 до 5 минут» (Nemeroff, Karoly, 1991, p. 150). Использование издержек реакции подразумевает удержание некоторой доли собранных клиентом подкрепляющих стимулов тогда, когда клиент демонстрирует нежелательное поведение. Например, клиентов, по отношению к которым применяется же-• тонная система, могут лишить части жетонов. Так же как и другие процедуры наказания, данная процедура должна применяться в сочетании с позитивным подкреплением желательного или альтернативного поведения.
Помощь клиентам в получении подкрепления Очень важным аспектом поведенческого консультирования является оказание клиентам помощи в увеличении числа и расширении пределов доступных им подкрепляющих стимулов. Клиентам не следует пассивно полагаться на других людей, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить желательное подкрепление. И в этом клиентам должны помогать консультанты. Левинсон и Либет (Lewinsohn, Libet, 1972) утверждают, что низкая степень позитивного подкрепления — это решающая предпосылка для формирования депрессивного поведения и что состояние клиента улучшается при усилении позитивного подкрепления. Левинсон и Либет провели интересное исследование. Сто шестьдесят пунктов, содержащихся в «Плане приятных событий» и оцененные субъектом как наиболее приятные, были введены в план действий данного субъекта. Этого человека попросили в течение 30 последующих дней перечислять в конце каждого дня действия, которые он совершал. Левинсон и Либет обнаружили, что более чем у 30 субъектов существовала связь между настроением и приятной деятельностью, хотя имелись выраженные индивидуальные различия. Исследователи выделяют в клиническом применении программ деятельности следующие элементы: а) определение того, какая именно деятельность является потенциально подкрепляющей; б) демонстрацию клиентам слабой выраженности их поведения, которое приносит позитивное подкрепление; в) постановку цели; г) выявление изменения поведения.
Другое интересное исследование провели Турнер и его коллеги. В данном исследовании приняли участие студенты колледжа, испытывавшие умеренную депрессию. Полученные результаты подтвердили эффективность использования программ деятельности, а также обучения субъектов расширению спектра приятных видов деятельности (Turner et al., 1979). Исследование, проведенное Цейссом (Zeiss et al., 1979), показало, что при работе с испытывающими депрессию амбулаторными больными все виды лечения, нацеленные на развитие у пациентов навыков межличностного взаимодействия, когниций и на побуждение пациентов использовать программы деятельности, значительно уменьшают выраженность депрессии. Цейс отмечает, что во всех случаях лечение способствовало улучшению депрессивного состояния, так как в процессе лечения пациенты приобретали навыки самосовершенствования. В результате у больных усиливалось ощущение личной эффективности. Обучение клиентов использованию самоподкрепления Поведенческие консультанты часто обучают клиентов подкреплению их собственного поведения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) проводят различие между административной и участвующей моделями лечения. При использовании административной модели консультанты назначают лечение, а клиенты подчиняются и выполняют инструкции. При использовании участвующей модели акцент делается на ответственности клиента, а консультанты рассматриваются как преходящие социальные системы поддержки. Обучение клиентов самоподкреплению основывается на утверждении, что клиенты являются активными участниками своего лечения. Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формированием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может включать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в планировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует использовать последствия (Watson, Tharp, 1993). При оказании клиентам помощи в разработке программы самоподкрепления надо следить за тем, чтобы клиенты чувствовали, что они сами выбрали цели или целевое поведение, а также чтобы клиенты чувствовали необходимую для осуществления поставленных задач уверенность. Консультанты часто разрабатывают программы самоподкрепления, состоящие из последовательных шагов. Использование таких программ гарантирует, что клиенты разовьют у себя чувство уверенности на основании положительного опыта. При этом мотивация усиливается как изначально, так и в более поздние сроки. Некоторым клиентам, вероятно, придется создавать элементы навыков до того, как они начнут использовать программы саморегулирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|