Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наказание. Помощь клиентам в получении подкрепления. Обучение клиентов использованию самоподкрепления




Наказание

Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) отмечают, что существуют три основные процедуры наказания. Применение каждой из этих процедур позволяет сни­зить частоту возникновения определенного вида поведения. Эти процедуры следую­щие: предъявление аверсивного события, тайм-аут и использование издержек реакции. Выражение гнева, избиение, угрозы, применяемые при осуществлении индивидом нежеланого поведения, — все это аверсивные события, которые могут понизить вероят­ность повторения данного поведения.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомен­дуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкреп­ление. Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть класс­ную комнату на какой-то период времени. Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно. Немерофф и Кароли, отмечают: «Наиболее эффективные программы работы с детьми включают в себя использование тайм-аута продолжительностью от 5 до 20 минут; если же дети очень маленькие, может быть эффективным тайм-аут продолжительностью от 1 до 5 минут» (Nemeroff, Karoly, 1991, p. 150).

Использование издержек реакции подразумевает удержание некоторой доли со­бранных клиентом подкрепляющих стимулов тогда, когда клиент демонстрирует неже­лательное поведение. Например, клиентов, по отношению к которым применяется же-• тонная система, могут лишить части жетонов. Так же как и другие процедуры наказа­ния, данная процедура должна применяться в сочетании с позитивным подкреплением желательного или альтернативного поведения.

Помощь клиентам в получении подкрепления

Очень важным аспектом поведенческого консультирования является оказание кли­ентам помощи в увеличении числа и расширении пределов доступных им подкрепляю­щих стимулов. Клиентам не следует пассивно полагаться на других людей, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые мог­ли бы обеспечить желательное подкрепление. И в этом клиентам должны помогать кон­сультанты. Левинсон и Либет (Lewinsohn, Libet, 1972) утверждают, что низкая сте­пень позитивного подкрепления — это решающая предпосылка для формирования де­прессивного поведения и что состояние клиента улучшается при усилении позитивно­го подкрепления. Левинсон и Либет провели интересное исследование. Сто шестьде­сят пунктов, содержащихся в «Плане приятных событий» и оцененные субъектом как наиболее приятные, были введены в план действий данного субъекта. Этого человека попросили в течение 30 последующих дней перечислять в конце каждого дня дей­ствия, которые он совершал. Левинсон и Либет обнаружили, что более чем у 30 субъектов существовала связь между настроением и приятной деятельностью, хотя имелись выраженные индивидуальные различия. Исследователи выделяют в клини­ческом применении программ деятельности следующие элементы: а) определение того, какая именно деятельность является потенциально подкрепляющей; б) демон­страцию клиентам слабой выраженности их поведения, которое приносит позитив­ное подкрепление; в) постановку цели; г) выявление изменения поведения.

Другое интересное исследование провели Турнер и его коллеги. В данном исследо­вании приняли участие студенты колледжа, испытывавшие умеренную депрессию. По­лученные результаты подтвердили эффективность использования программ деятель­ности, а также обучения субъектов расширению спектра приятных видов деятельнос­ти (Turner et al., 1979). Исследование, проведенное Цейссом (Zeiss et al., 1979), пока­зало, что при работе с испытывающими депрессию амбулаторными больными все виды лечения, нацеленные на развитие у пациентов навыков межличностного взаимодей­ствия, когниций и на побуждение пациентов использовать программы деятельности, значительно уменьшают выраженность депрессии.

Цейс отмечает, что во всех случаях лечение способствовало улучшению депрес­сивного состояния, так как в процессе лечения пациенты приобретали навыки самосо­вершенствования. В результате у больных усиливалось ощущение личной эффектив­ности.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления

Поведенческие консультанты часто обучают клиентов подкреплению их собствен­ного поведения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) проводят различие между ад­министративной и участвующей моделями лечения. При использовании админист­ративной модели консультанты назначают лечение, а клиенты подчиняются и выпол­няют инструкции. При использовании участвующей модели акцент делается на от­ветственности клиента, а консультанты рассматриваются как преходящие социальные системы поддержки. Обучение клиентов самоподкреплению основывается на утверж­дении, что клиенты являются активными участниками своего лечения.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формиро­ванием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может вклю­чать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в пла­нировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует исполь­зовать последствия (Watson, Tharp, 1993). При оказании клиентам помощи в разработ­ке программы самоподкрепления надо следить за тем, чтобы клиенты чувствовали, что они сами выбрали цели или целевое поведение, а также чтобы клиенты чувствовали необходимую для осуществления поставленных задач уверенность. Консультанты час­то разрабатывают программы самоподкрепления, состоящие из последовательных ша­гов. Использование таких программ гарантирует, что клиенты разовьют у себя чувство уверенности на основании положительного опыта. При этом мотивация усиливается как изначально, так и в более поздние сроки. Некоторым клиентам, вероятно, придется создавать элементы навыков до того, как они начнут использовать программы саморе­гулирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...