Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разновидности систематической десенсибилизации




Разновидности систематической десенсибилизации

Основную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации. ,

Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)

К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении вооб­ражаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуж­дать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.

Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релакса­ции в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличи­вать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требо­вания). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы де­сенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой де­сенсибилизации, которые были описаны ранее.

Групповая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группа­ми, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколь­кими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить вре­мя и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение не­коего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).

Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с чле­нами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу че­рез определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.

Процедура десенсибилизации, записанная на кассете

Кассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках системати­ческой десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 —5 пунктов домашнего задания.

Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относи­тельно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком на­пряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг­нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить вы­полнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, при­менение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.

РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ

Часто при проведении поведенческой оценки на первый план выходят недостатки клиента, связанные с низким уровнем ассертивности и с недостаточным развитием навыков межличностного взаимодействия; например, многие клиенты не умеют актив­но выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться. Ре­петиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы Морено — при проведении репитиции поведе­ния консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) ра­бота с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам воз­можности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в про­цессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в ре­альных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкреп­ляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в форми­ровании поведения клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, опреде­ленное когнитивное воздействие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...