Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консультирование в психотравмирующих ситуациях




Психотравмирующими ситуациями являются постоянные конфликтные взаимоотношения в семье, отклоняющееся поведение ребенка, совершение асоциального поступка, наркомания, токсикомания, правонарушения и др. Показаниямик психологическому консультированию яв­ляются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями или опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение постра­давшего самим психологом. Первый вариант является наибо­лее предпочтительным в связи с наличием у обратившегося за помощью человека осознаваемой про­блемы и мотивации.

Основным методом психологичес­кого консультирования является интервью. Спомощью специальных вопросов и заданий, раскрыва­ющих актуальные и потенциальные возможности личности, психолог идет от достижения принятия клиентом ситуации интервью к сбору информации о его личности, от достижения взаимопонима­ния к совместному решению проблемы. Во время интервью психолог использует методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие безусловное принятие личности клиента и безоценоч­ное отношение к нему. Это достигается через раз­личные варианты слушания (Т. Гордон):

1) «пассивное слушание»(«тишина») – невербальное средство, позволяющее клиенту почувствовать внимание к его личности и проблеме;

2) «реакции подтверждения» – реакции признания услышанного, вербальные реплики и невербаль­ные приемы (кивание головой, наклон вперед, улыбка);

3) «открывание дверей» – специальные вопросы, замечания, позволяющие ребенку быть открытым, поощряющие его высказывания;

4) «активное слушание» – с помощью пере­фразирования услышанного психолог уточняет свои гипо­тезы и декодирует информацию клиента;

5) «отражение чувств» – психолог стано­вится своеобразным зеркалом чувств, помогает их осознать, вербализовать, эмоционально отреагировать;

6) «сублимация» – обучение выражению чувств в социаль­но-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме;

7) «интерпретация» – клиент получает новое видение ситуации на основе теории или лич­ного опыта психолога; альтер­нативное видение реальности, общей картины случившегося способствует изменению поведения и настроения консультируемого;

8) «директива» – психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания;

9) «самораскрытие» – психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить ны­нешние чувства собеседника; высказывания психолога по­строены на «Я-предложениях»;

10) «обратная связь» – психолог дает человеку возможность понять, как его воспринимают со стороны, указывает конкретные данные для самовосприятия, что имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных комплексов;

11) «логическая последовательность» – психолог объясняет последствия мышления и поведения клиента; это способствует развитию рефлексивного поведения и принятию самостоятельных реше­ний;

12) «пересказ» – повторение психологом сущности ситуации и мыслей клиента, что активизирует обсуждение проблемы, улучшает ее понимание;

13) «резюме» – прояснение результатов в конце бесе­ды для суммирования суждений психолога и выводов кли­ента, что помогает перенести результаты в реальную жизнь.

Целесообразно использовать в работе с подростками «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных форм пси­хологической помощи. «Телефон доверия» обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различ­ных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. Роль консультанта «телефона до­верия» – помощь подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и причин проблемы; повышение уров­ня его самооценки, выявление круга друзей и близких, ко­торые могли бы его поддержать, выработка плана действий в критической ситуации.

Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Отклоняющееся поведе­ние может служить средством психологической защиты инфантильной личности подростка, компенсации его блокиро­ванных потребностей. Факторы, способствующие девиациям поведения: блокировка потребностей в безопасности, самоутвержде­нии, принадлежности; отсутствие родительской модели поведе­ния, с которой ребенок идентифицирует себя; отсутствие или избыток дисциплинарных воздействий.

Типичные проблемы родителей данной категории подростков: неосознание основных прав личности ребенка; требование уважения к себе и отказ в уважении подростку; собственный эталон «взрослого поведения», навязы­ваемый ребенку; проекция на ребенка собственных нежелательных ка­честв, сравнение его развития со своим жизненным путем; стереотипное общение родителей с ребенком, отсутствие взаимопонимания; стремление реализовать в ребенке собственные цели; стремление выполнить большинство задач за ребенка с детства; страх неизвестного. Родители, сами того не подозревая, часто являются провокаторами девиаций поведения у своих детей. Задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, име­ющим те или иные отклонения в поведении, но и в переори­ентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности за ними скрываются. Придавая поведению подростка то или иное значение, родители и педагоги оказывают целенаправленное влияние на развитие механизмов, лежащих в основе развития нравственных качеств личности. Наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка. Квалифицируя ту или иную особенность пове­дения как отклонение, необходимо учитывать ус­ловия, стабильность, частоту ее проявления, характер, возраст ученика и многое другое. Только после этого можно выносить суждение и определять меру воздействия. Иногда ученик буквально «загоняется в угол» тем или иным суждением, на него «навешивается ярлык». Это грубейшая педагоги­ческая ошибка, чреватая неприятными последствиями.

Проявления отклонений в поведении детей и подростков могут быть ситуативными или устойчивыми. Ситуативные, временныепроявления или реак­ции обусловлены провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами. Устойчивые формы отклонений в поведении вызываются неблагоприятными условиями жизни человека. Измене­ния в поведении накапливаются и проявляются или постепенно, или резко – приводят к срыву, реакциям протеста, уходу, агрессии. Если ситуации повторяются часто, то реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении (дискотеки, «тусовки», драки), в расторможенности общения, одурманивании себя никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы устано­вить с ними контакт, пси­хологу требуется приложить довольно много усилий, кото­рые могут оказаться и бесплодными. Методика контактного взаимодействия, разработанная Л.Б. Филоновой, ставит своей основной целью сокращение дис­танции между людьми и самораскрытие личности в процес­се общения. Контактное взаимодействие – это модель поведе­ния, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении об­щения, потребность в высказываниях. Взаимодействие психолога с подростком раз­ворачивается в шести стадиях: 1) расположение к общению; 2) поиск общего интереса; 3) выяснение положительных для обще­ния качеств; 4) выяснение опасных для общения качеств; 5) адаптивное поведение партнеров; 6) установление оптимальных отношений.

 

 

Индивидуальная консультация проводится по плану: определение проблемного поведения, выяснение причин проблемного поведения, изучение семейного анамнеза.

1. Определение проблемного поведения:

- происхождение проблемы, степень тяжести проблемы;

- длительность (как давно это происходит?);

- распространенность (когда и как обычно это происходит? в каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения:

- условия, провоцирующие проблемное поведение, и условия, ослабляющие это поведение;

- предполагаемое происхождение проблемы (что заставляет вас думать об этом?);

- микросоциальное влияние (отношение окружающих людей);

- личное влияние (что вы думаете об этом?);

- социальные последствия, личностные последствия (что вы чувствуете?);

- предполагаемые изменения, пути дальнейшего исследования.

3. Семейный анамнез:

- средовые (социальные) факторы;

- нарушение семейного единства, наличие текущего кризиса;

- ранние детско-родительские конфликты.

Психологическая помощь направлена на разрешение психологических трудностей людей. Важное качество консультанта – умение доверительно слушать и разделять чувства собеседника. Человека испытывает облегчение от проговаривания собственных проблем, разделения своих негативных чувств с другими людьми. Профессиональная психологическая помощь предполагает не только временное облегчение, но и помощь человеку в собственной оценке сложных жизненных ситуаций, в расширении его психологических возможностей. Психолог должен научить человека более эффективно использовать собственные психические ресурсы. На психическое здоровье личности влияет огромное количество факторов. Конфликты и трудные ситуации являются необходимыми спутниками, которые помогают человеку развиваться оптимально, извлекая необходимые уроки. Часто приходится слышать фразы «жизнь не сложилась», «не судьба» – фразы, лишенные местоимения «я». Такое отношение выражает отказ человека от личной ответственности и свидетельствует о пассивном подчинении обстоятельствам в отношении самого себя. Принятие человеком ответственности за свою жизнь обеспечивает лучший жизненный выбор. Психолог помогает человеку вновь обрести и понять самого себя.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...