Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психокоррекции




Подходы к проблеме коррек­ции психического развития ребенка можно условно разде­лить на две большие группы: психодинамические и пове­денческие. Критерием для такого деления является ориента­ция на ту или иную парадигму определения предмета психологии – на сознание или на поведение. В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ре­бенка оптимальных моделей адаптивного поведения и пове­денческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг пове­дения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рас­сматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими сред­ствами, позволяющими на новом уровне осуществлять кон­троль и управление внутренней и внешней активностью. Пси­хологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика пла­номерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

В рамках психодинамического подхода основными методами психологической коррекции являются игротерапия и арттерапия. Игровая терапия – этометод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игровая коррекция поведения детей основана на деятельностном подходе, на использовании детской игры в диагностических, коррекционных, развивающих целях. Игровая коррекция применяется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях об­щения у детей. Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненап­равленную.

Направленная (директивная) игротерапия предполагает выполнение терапевтом функций интерпретации и трансля­ции ребенку символического значения детской игры, ак­тивное участие взрослого в игре ребенка с целью актуали­зации в символической игровой форме бессознательных по­давленных тенденций и их «проигрывания» в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Ненаправленная (недирективная) игротерапия ориентирована на свободную игру как средство самовыражения ре­бенка, позволяющую одновременно решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара са­мовыражения ребенка, достижение эмоциональной устой­чивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый». Сторонники недирективной игротерапии принципиаль­но отказываются от психоанализа и в качестве основного выдвигают принцип зеркального отра­жения психологом чувств и мыслей ребенка. Техника зер­кального отражения направлена на объективирование внутреннего мира переживаний и мыслей ребенка путем их вер­бализации терапевтом.

Основные функции терапевта в направленной игротера­пии: организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоциональ­ного сопереживания ему и этого отношения ребенку; обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения; установление ограничений в игре. В направленной игротерапии взрослый – центральное лицо, он берет на себя функции организации игры и интерпретации ее символического значения. В ненаправ­ленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных фор­мах, участие взрослого также представляется целесообраз­ным: терапевт выполняет двойную функцию – «идеального родителя», обеспечивающего ребенку переживание чувства его принятия и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских отношений, и «равноправ­ного партнера» по игре, пытающегося уничтожением традиционной дистанции между ребенком и взрослым снять сопротивление и завоевать доверие ребенка.

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. В случаях, когда проблемы концентрируются вокруг эмоциональных трудностей, более целесообразной является ин­дивидуальная терапия. Если проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, применяется групповая терапия. Большое значение для успеха коррекционной работы имеет состав группы. Подбор детей в группу должен осуществляться по принципу дополнения, в нее нужно включать детей с разнообразными синдромами, чтобы обеспе­чить идентификацию с альтернативным образцом поведения. Каждый ребенок в группе должен иметь возможность свободного самовыражения без угрозы насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не должно быть более пяти человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне терапевтической ситуации. Разница в возрасте детей не должна превышать 12 месяцев.

В игротерапии используются три основные группы игрушек:

1) игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, посуда, куколь­ный домик, марионетки, мягкие игрушки, животные, ма­шины, техника, касса, телефон и др.);

2) игрушки, помогаю­щие отреагировать агрессию (фигуры солдатиков, сказочных чудовищ, агрессивные животные, игрушечное оружие, танки, барабан и др.);

3) игрушки для творческого са­мовыражения (кубики, конструктор, мозаика и др.).

Игровая терапия представляет собой динамическую систему отношений ребенка и психолога, который обеспечивает ребенка игро­вым материалом и облегчает построение опасных отноше­ний для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» – чувства, мысли, пережи­вания, поступки.

Арттерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства. При использовании арттерапии предлагаются разно­образные занятия художественно-прикладного характера (лепка, рисование, изготовление поделок), занятия музыкально-ритмического характера (танцевальная терапия, музыкотерапия), библиотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, пескотерапия и др. В терапии искусством существует несколько направлений:

- анализ произведений ис­кусства пациентами;

- побуждение пациентов к самостоятельному творчеству;

- одновременное использование арттерапии в первом и втором вариантах.

Первый опыт применения арттерапии в практике консультирования относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем. Арттерапия для детей представляет собой специализированную форму психотера­пии, основанную на искусстве, в первую очередь изобрази­тельном, и творческой деятельности. Основная цель артте­рапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, в развитии способностей к конст­руктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержа­ния, формы и качества. Помощь психолога включает как техническую, так и эмоциональную поддержку в форме эмпатии ребенку. Считается, что рисунки являются своеобразной проек­цией личности ребенка, выступают средством усиления чув­ства идентичности ребенка, помогают детям узнать себя и свои способности.

В работе с детьми 3-5 лет преимущество отдается игротерапии. Дети в возрасте 6-7 лет уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации, и арттерапия приобретает статус продуктивной формы кор­рекции наряду с игротерапией. Дети младшего школьного возраста и подростки пред­ставляют самую благодатную группу для применения арттерапии. Рисование часто используется в диагностических целях. Наиболее информативным считается рисунок на тему «Семья». При анализе рисунка следует учитывать не только умение объективно отразить семейную ситуацию, но и ус­тановку на ее изменение в благоприятную для ребенка сторону. Также имеет значение порядок и близость располо­жения фигур, место самого ребенка на рисунке (между ро­дителями, рядом с одним из них или вообще отсутствует). Имеют значение и размеры фигур, соот­носимые с их ролью и авторитетом для ребенка.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, пережива­ний и внутреннего мира. Преобладание серых тонов или черного цвета в рисунке подчеркивает от­сутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не может спра­виться. Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и опти­мизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб­ность, отсутствие предварительных набросков и последую­щих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок пока­зывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое вы­ражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся ли­ний. При заторможенности, беспокойстве дети рисуют мало, предпочитают другие виды деятельности. При рисовании целесообразнее всего пользоваться цветными карандашами. Если кто-то из детей отказывается рисо­вать, не следует фиксировать на этом внимание, так же как и подчеркивать успехи других.

Рисование эффективно применяется в коррекции детских страхов. Графическое изображение страха снижает напряжение от тревожного ожи­дания его реализации, снимает аффективно-травмирующее влияние страха на психику ребенка. Рисуя свой страх, ребенок преодолевает барь­ер в своем сознании и отражает волевым, целенап­равленным усилием то, о чем он старается не думать. В рисунках страх реализуется как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного и неопределенного. В коррекции страхов применяются также приемы игротерапии – проигрывание страха, разыгрывание проблемных или конфликтных ситуаций.

На занятиях по арттерапии применяется не только рисование, но и лепка из глины или пластилина, игры с песком и водой (пескотерапия), изготовление поделок (масок, кукол), используются музыкальное сопровождение, двигательные упражнения для детей (музыкотерапия). Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия.

Сказкотерапия – метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений. Он по­зволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. Методом сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, энурезами и т.д. Процесс сказкотера­пии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Сказка особенно эффективна при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка обла­дает невероятно притягательной силой, дающей ребенку возможность свободно мечтать и фантазировать. Для ребенка сказка не просто вымысел и фантазия, это еще и осо­бая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обыч­ной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чув­ствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У детей сильно развит меха­низм идентификации – процесса эмоционального объе­динения себя с другим человеком, персонажем и присво­ение его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравни­вает себя со сказочным героем, и это позволяет ему по­чувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

Цели коррекции в поведенческой терапии формулиру­ются как научение новым адаптивным формам пове­дения или как погашение, торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм. Необходимость осво­ения нового поведения диктуется требованиями общества. К этой модели терапии можно отнести «жетонные» про­граммы коррекции (оперантное научение), поведенческий тренинг, когнитивную терапию, рационально-эмотивную терапию, семантическую терапию, скилл-терапию.

«Жетонная» программа включает пять основных компо­нентов: 1) систематическое наблюдение за поведением детей; 2) описание социально требуемого поведения; 3) опре­деление круга положительных стимулов, которые могут слу­жить подкреплением для индивида; 4) введение «жетонов» на привилегии; 5) контроль за поведением, оценка поведения, выда­ча «жетонов», реализация правил обмена. Осуществление «жетонных» программ, требующих стро­гого внешнего контроля поведения и его незамедлительно­го подкрепления, возможно в условиях жестко контролируемой среды.

Программы поведенческого тренинга используются при дефиците поведенческого репертуара. Цели кор­рекции – приобретение индивидом новых поведенческих реакций, обеспечивающих успешную адаптацию в среде. Основное значение коррекции состоит в том, чтобы сфор­мировать у индивида способность успешно достигать жизненные цели в различных поведенческих ситуациях, помочь ему приобрести навыки, позволяющие контролиро­вать окружение, и тем самым увеличить свободу и индиви­дуальность поведения. Поведенческий тренинг включает четыре основные обу­чающие техники: 1) демонстрацию образцов поведения; 2) инструктирование клиента, разъяс­нение ему в различных фор­мах поведенческой реакции, которая должна быть заучена; 3) упражнения, необходимые для приобретения и упрочнения новых реакций; 4) контроль на основе обратной связи, дающей информа­цию о достигнутых результатах.

Сторонники когнитивной терапии пытаются объединить в целостную структуру когнитивные процессы и поведен­ческие реакции, рассматривая это объединение в качестве залога успеха на пути достижения коррекционных целей. Решающее значение на поведенческом уровне придается ре­гулятивным процессам, и в первую очередь самоконтролю и саморегуляции. Д. Мейхенбаум в рамках предлагаемой им скилл-терапии разработал когнитивную коррекционную програм­му, направленную на развитие саморегуляции. Эта програм­ма с незначительными модификациями использовалась при коррекции поведения импульсивных, гиперактивных школьников. Коррекционная программа включает 4 фазы моделирования: 1) терапевт ставит задачу и, рассуждая вслух, решает ее; 2) совместное выполне­ние задачи; 3) вербализованное самостоятельное выполнение задачи; 4) «скрытое» выполнение субъектом зада­чи во внутреннем плане.

Разработано большое количество тренинговых программ для детей и подростков, нацеленных на решение разнообразных поведенческих проблем и коррекцию отклоня­ющегося поведения путем тренинга социальных навыков, тренировки уверенности и др. Школьный психолог организует специальные групповые занятия со старшеклассниками – тренинги или «уроки общения». В ходе занятий используются разнообразные игры-уп­ражнения: адаптационные (разминка); упражнения на границы психологических пространств; упражнения на новый сенсорный опыт; упражнения на интенсивное физическое взаимодей­ствие; изобразительные игры; сюжетно-ролевые игры; упражнения на получе­ние обратной связи; упражнения на быстрый отдых; телесно-ориентированные упражнения и др. Групповые тренинги дают возможность реализовать шесть основных потребностей этого возраста: в активности, безопасности, эмансипа­ции, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного «Я».

Тренинг делового общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для общения в условиях профессиональной деятельности. Позиция психолога на протяжении всех занятий – это позиция доброжелательного и понимающего друга, помога­ющего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Тренинг является эффективной формой профилактики нарушений общения, коррекции и раз­вития коммуникативных способностей. Психолог отслежи­вает динамику группы и эмоциональное состояние ее учас­тников, оказывает им психологи­ческую поддержку.

Тренинг личностного роста – вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, переосмысления представлений о себе и других людях, стремления к самосовершенствованию. Главной его целью является развитие личности, он ориентирован на психо­логические задачи самоопределения подростков в трех основных сферах: половой (половая идентификация), воз­растной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус). Через ис­пытания создаются условия для личностного роста подростков.

Содержательной единицей тренинговой работы является искусственно сконструированная или естественная ситуа­ция, в которой участник тренинга побуждается к соверше­нию определенного поступка, а затем получает обратную связь от группы. Схематически этот процесс представляет цепочку: действие – переживание ситуации – реф­лексия – обратная связь. Руководитель группы выступает как один из участников тренинга, он сочетает директивность с демократичностью. Проявлениями демократичнос­ти группы являются обращение на «ты», свободное поведение, совместное обсуждение и принятие групповых решений.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...