Психологическая поддержка в юности
Юность – это этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений. Они касаются выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентаций в соответствии с их новым взрослым статусом и новыми жизненными планами. Главная задача личностного развития – поиск своего места и закрепление в мире взрослых – переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой. Главной задачей периода ранней взрослости Э. Эриксон считает формирование интимности, которая не сводится лишь к сексуальной интимности, а обнаруживает себя в дружбе, эротических связях и совместных устремлениях. Другим полюсом чувства интимности является чувство изоляции (дистанцированность), которое может сопровождать человека на всем его жизненном пути, хотя внешне человек может многого добиться и производить впечатление благополучного. Это чувство выражается в готовности человека отвергать, изолировать те силы и тех людей, сущность которых кажется ему опасной. Кризисным моментом этого периода является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям. Если у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, то сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры и оптимизма, но нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями. Преодоление этого «застревания» на детской ступени сознания происходит тогда, когда человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «дайте мне, я хочу» на позицию «я отдаю, я могу».
В юности нужно научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Но на пути к этому нужно приобрести опыт, и каждый сам должен делать свои глупости и ошибки, если только готов учиться на них. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то его самооценка будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру. В теории ролей развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль – внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления происходят два важных изменения. Во-первых, во многом изменяются отдельные роли. К их внутренней дифференциации приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Однако это сопряжено с трудностями из-за типичных для взросления и резко выраженных изменений (разрыв с родительским домом, начало профессиональной деятельности, партнерство в личной жизни и т.д.), отличающих данный период от периода относительной защищенности в детстве.
Внутренняя дифференциация уже освоенных ролей и освоение новых могут вступать в противоречие друг с другом, и молодой человек ощущает отсутствие преемственности между прежними и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?». Неопределенность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них приспособления. Продолжение образования в вузах, с одной стороны, затягивает и затрудняет вхождение во взрослую жизнь, а с другой стороны, включение молодого человека сразу после школы в профессиональную деятельность не дает ему времени на осмысление главных вопросов юности, создание собственного мировоззрения, осознание собственной ответственности за выбор жизненного пути. Кризис «встречи со взрослостью» свойствен лишь той части молодежи, которой присущ достаточно высокий уровень культуры и способности к самоанализу. Естественно, что до кризиса человек переживает предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом молодых, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Он радуется, что перед ним открыто столько путей и дорог. У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, которое сопровождается чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим. Однако как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, даже получать информацию, учиться. Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но все начинает казаться неинтересным. Этому состоянию часто сопутствуют депрессивные реакции («ничего не хочу: ни учиться, ни читать, ни любить»), специфические страхи, тревога («боюсь потерять себя», «боюсь стать кем-то посредственным или не стать никем вообще»), ощущение уникальности собственного опыта («наверное, это только я так чувствую»).
Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества.Следует подчеркнуть, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг молодого человека может быть много друзей, родных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой – всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Следующий важный аспект кризиса – размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в самом себе, своих желаниях и возможностях («вокруг понятно все, а внутри – ничего»). Может отмечаться и некоторое разочарование в себе («что я могу? кто я?»). К этому присоединяется неуверенность в выборе профессии. И вообще тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Иногда вследствие этого появляется желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взвалить их на плечи другого человека. Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни. В позитивном варианте кризис завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, выбором собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и своей жизнью, повышение интереса к жизни и получаемого от жизни удовольствия, уход страхов («ты стал другим, еще не знаешь каким, но другим»). Некоторые называют это время «новым рождением». Естественно, что несколько по-другому складываются отношения с окружающими, которых уже теперь не хочется переделать, а хочется принимать такими, какие они есть. Становится интересным «не только то, что в тебе, но и то, что в других». Коренным образом меняются отношения с родителями. В этот период изменяется отношение к одиночеству – теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое, чтобы пообщаться с собой. Многие по-новому открывают богатство самих себя, происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути – личностного, профессионального, социального. Появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо. Меняется отношение и к жизни в целом, по-другому воспринимается и прошлое, и будущее. Уходят желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты, наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство. Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
Подводя итоги рассмотрению динамики протекания кризиса «встречи со взрослостью», можно заключить, что основным его содержанием является поиск себя и своего места в жизни через примеривание на себя роли взрослого. Однако не всегда молодые люди могут благополучно разрешить кризис самостоятельно. Глубокие психологические проблемы, возникающие на фоне кризиса «встречи со взрослостью», нередко приводят к превращению кризиса в экстремальную ситуацию, когда требуется психологическая помощь. В противном случае кризис может стать причиной тех или иных личностных нарушений или же психосоматических заболеваний. Стратегии психологической поддержки молодых людей в кризисный период направлены на сохранение их психического здоровья. Первое, что необходимо сделать, – надо признать сам факт вступления в трудную ситуацию. Это зачастую бывает довольно трудно; большинство молодых людей пытается продолжать жить по-старому, скрывая от самого себя, что на самом деле это уже не получается. Важно именно признать наличие трудной ситуации – это позволяет сконцентрировать внимание на изменениях в самом себе как основном источнике кризисного состояния, дает возможность избежать проецирования кризиса на свое окружение, освобождает от попыток изменить свое окружение. Следующий важный этап заключается в том, чтобы дать трудной ситуации имя – присвоить имя тому или иному событию. Это дает ощущение контроля над ситуацией, наполняет ее смыслом и говорит о ее временности. Развитие человека предполагает наличие кризисов. Любой кризис рано или поздно заканчивается. Если есть кризис, то это значит, что есть движение и рост. Таким образом, становится понятной не только нормальность, но и необходимость этой ситуации. Человеку теперь уже нужно не просто ждать завершения трудной ситуации, а спокойно и внимательно изучать открывающиеся новые способности и возможности. Главная тема кризиса встречи со взрослостью – тема выбора, вокруг которой концентрируются основные тревоги и страхи молодых людей. Их беспокоит ближайшее будущее, выбор конкретного пути приложения собственных сил, поэтому следующим условным этапом может стать обсуждение этого вопроса при помощи задания «Выбор пути».
Психолог приводит в качестве примера сказку, в которой Иван царевич на перекрестке трех дорог делал выбор своего пути, и оказывалось, что не всегда самый легкий путь приводит к успеху. Психолог предлагает подумать: «А может быть, и в нашей жизни бывает, что мы как будто стоим на перекрестке нескольких дорог, и от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдем, как сложится наша жизнь». Для примера предлагается рассмотреть настоящий момент в качестве точки выбора дороги: рисуется одна дорога, вводящая в настоящее, и несколько расходящихся дорог в будущее. Молодой человек дает название каждой дороге и определяет, к чему она может его привести. А далее он размышляет над тем, по какой дороге он идет сейчас и по какой на самом деле ему хотелось бы идти. Помимо обсуждения ближайшего будущего, стоит обратиться к размышлениям о жизненных перспективах, о развитии потенциальных возможностей личности в процессе ее жизнедеятельности. Такие вопросы обсуждаются через осознание и общие размышления о смысле жизни. У многих эти размышления вызывают сопротивление, поскольку подводят к осознанию конечности собственной жизни. Старость традиционно ассоциируется с болезнями, увяданием, эмоциональными и физическими страданиями. Но размышления на эту тему помогают четче понять смысл собственной жизни и осознанно подойти к выбору жизненного пути в настоящем, т.е. отношение к смерти определяет отношение к жизни. После того как человек определяет для себя смысл собственной жизни, многие проблемы отпадают сами собой. Необходимо только помочь молодому человеку понять, что каждый сам выбирает свою старость и этот выбор начинается сегодня.
Читайте также: III. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА ШИЗОФРЕНИЯ Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|