Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 2. Общая характеристика ОРД




Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность есть разновидность деятельности государства, осуществляемая гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим законом. Иначе говоря, это одна из функций уголовной юстиции, которая:

- проводится по уполномочию государства оперативными подразделениями государственных органов, указанных в законе;

- осуществляется путем проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий;

- направлена на борьбу с преступностью и решение иных, опосредованно связанных с основными, определенных правоохранительных задач.

Оперативно-розыскная деятельность имеет ряд качественных характеристик, определяющих ее место в системе иных направлений деятельности правоохранительных органов.

Оперативно-розыскная деятельность — деятельность государственная, так как она представляет собой одно из направлений государственно-правовой борьбы с преступностью. Она осуществляется от имени государства и в его интересах оперативными подразделениями только специально уполномоченных на то государственных органов. Субъекты оперативно-розыскной деятельности, наделенные различной компетенцией, равно осуществляют оперативно-розыскную функцию применительно к задачам, которые они призваны решать.

Соответственно, непосредственными исполнителями оперативно-розыскных мероприятий являются сотрудники оперативных аппаратов, полномочия которых вытекают из их должностного положения и личного допуска к оперативной работе.

Оперативно-розыскная деятельность узаконена, имеет определенный правовой статус. Она основана на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», других федеральных законах иных органов государственной власти, подзаконных нормативных актах и осуществляется в строгом соответствии с нормативно установленными правилами и процедурами. Следовательно, эта деятельность правовая.

Наиболее важным признаком, определяющим сущность оперативно-розыскной деятельности, является ее разведывательный (поисковый) характер. Содержание ее в том и состоит, что она направлена, главным образом, на выявление фактов, обстоятельств, лиц, так или иначе связанных с подготовкой или совершением преступлений.

С тем, чтобы обнаружить неизвестные (латентные) преступления; подготовительные действия к преступлениям; лиц, совершивших или совершающих преступления; фактические данные, обеспечивающие доказательственную базу предварительного следствия и т. д., оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, проводят оперативно-розыскные мероприятия по сути своей и направленности — разведывательные (поисковые).

Оперативно-розыскная деятельность — это разведка в криминальной среде, так как получить сведения о фактах, имеющих значение для предотвращения и раскрытия преступлений и розыска лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, можно только от тех, кто является носителями этой информации — преступников, а также из их связей и — в определенной мере — путем непосредственного наблюдения за событиями криминального и предкриминального характера.

Оперативно-розыскная деятельность — при том, что она официально узаконена как одна из государственно-правовых форм борьбы с преступностью (следовательно, общеизвестна), — осуществляется не только гласно, но и негласно. Эти взаимодополняющие способы осуществления оперативно-розыскных мероприятий применяются в зависимости от их характера, целей, конкретных ситуаций. Сотрудники подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут официально (гласно) действовать в этом качестве — представлять интересы или выступать от имени соответствующего государственного органа, а равно выполнять свои функции негласно.

Значительная часть оперативно-розыскных мероприятий проводится в тайне, обязательным условием их эффективности является то, что они или вообще скрыты от преступников и их окружения, или хотя и наблюдаемы, но зашифрованы (п. 6, 9–14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»).

Безусловно секретными, составляющими государственную тайну, являются данные о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике оперативно-розыскной деятельности, ее средствах и методах. Вместе с тем некоторые оперативно-розыскные мероприятия (п. 1–5, 7, 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ОРД») могут проводиться как негласно, так и гласно, если по целям и характеру ситуации сохранение их в тайне не целесообразно. То есть оперативно-розыскная деятельность осуществляется как гласно, так и негласно, но ее ведущей тактической характеристикой является конспиративность.

Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельной, поскольку структурно, организационно и тактически обособлена от иных функций уголовной юстиции как разновидность деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим законом (ст. 13).

Самостоятельный характер оперативно-розыскной деятельности определяется тем, что она представляет собой деятельность не процессуальную и заключается в проведении не следственных действий, а оперативно-розыскных мероприятий, осуществляется специальными силами с применением специальных средств и методов в только ей присущих формах.

Материальным наполнением оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Федерального закона «Об ОРД»).

Оперативно-розыскное мероприятие может быть определено как комплекс (система) проводимых уполномоченными на то Федеральным законом «Об ОРД» субъектами организационно упорядоченных, целенаправленных, предназначенных для решения конкретных оперативных задач по борьбе с преступностью, нормативно регламентированных гласных и негласных действий, реализуемых с использованием специальных методов и средств и имеющих временные и иные ограничения, исключающие несанкционированное вторжение в сферу прав человека и гражданина, нарушение общественных и государственных интересов, а также неоправданный (необоснованный) риск.

К силам оперативно-розыскной деятельности относятся: штатные сотрудники оперативно-розыскных аппаратов, в том числе негласные; персонал вспомогательных служб; лица, привлекаемые к негласному сотрудничеству по контракту или без такового; обладающие научными, техническими, иными специальными знаниями лица, содействие которых необходимо при решении тех или иных оперативных задач.

Средствами оперативно-розыскной деятельности являются оперативные учеты и специальная техника (к специальному средству следует отнести также служебно-розыскных собак). Федеральным законом «Об ОРД» разрешено создавать и использовать информационные системы, заводить дела оперативного учета (ст. 10), применять видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ст. 6).

К методам оперативно-розыскной деятельности относятся различные виды специальной беседы (опроса), оперативного наблюдения, оперативного смотра, использование конфидентов и др.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в организационно-тактических формах:

- оперативного поиска и предварительной оперативной проверки (поисковая работа, направленная на выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проверка полученной на них первичной информации и реализация ее в соответствии с конкретной юридической оценкой);

- оперативной разработки в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, при условии, что иным образом выявить и закрепить фактические данные потенциально доказательственного значения невозможно, а также с целью установления местонахождения разыскиваемых лиц. Эти формы ОРД связаны с заведением дел оперативного учета.

Законодатель наделил правом на проведение оперативно-розыскной деятельности (ОРД) оперативные подразделения органов, перечень которых установлен настоящим законом (ст. 13). Осуществление оперативно-розыскных мероприятий различными субъектами (ведомствами) в зависимости от их компетенции имеет свои ограничения, организационную и тактическую специфику, но их перечень (ст. 6) и конечные цели — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств — являются обязательными и общими для всех субъектов ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность взаимосвязана с предварительным расследованием.

В известной мере уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность представляют собой единый, подчиненный целям предотвращения и раскрытия преступлений процесс. Вместе с тем они имеют существенные различия:

- предварительное расследование регламентируется уголовно-процессуальным законом (УПК РФ), а оперативно-розыскная деятельность — Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- следственные действия могут проводиться только в рамках досудебного производства, т. е. с момента возбуждения уголовного дела и до его приостановления или прекращения, тогда как оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться до возбуждения и после приостановления или прекращения уголовного дела;

- в отличие от результатов следственных действий результаты оперативно-розыскной деятельности не являются доказательствами, и составляющие их фактические данные могут быть признаны таковыми только при соблюдении всех требований, предъявляемых уголовно-процессуальным законодательством к собиранию, проверке и оценке доказательств (ст. 89 УПК РФ).

В соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в России допускается осуществление частного сыска.

Статьей 1 Закона частная детективная деятельность (частный сыск) определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов.

Частная детективная деятельность имеет определенное сходство с оперативно-розыскной деятельностью, но принципиально от нее отличается:

- осуществляется только при наличии специального разрешения (лицензии), находится под государственным контролем, но не является государственной; на частных детективов статус работников правоохранительных органов не распространяется (ст. 1);

- совмещение сыскной деятельности с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается (ст. 4);

- осуществляется на возмездной договорной основе по инициативе клиентов строго в пределах принятого поручения;

- имеет целью получение прибыли, т.е. является частнопредпринимательской в сфере правоохранения;

- частные детективы не в праве проводить оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные Законом «Об ОРД» к исключительной компетенции органов дознания. В ходе частной сыскной деятельности допускаются лишь устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение с целью получения информации, необходимой для выполнения поручения клиентов (ст. 5);

- виды услуг, предоставляемых в целях частного сыска, ограничены сбором сведений по гражданским делам; изучением рынка и сбором информации о деловых партнерах; установлением обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; поиском без вести пропавших лиц и утраченного имущества; проверкой данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия).

Наиболее тесно соприкасается с оперативно-розыскной деятельностью сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. При заключении контракта на такое поручение частный детектив в течение суток обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится это уголовное дело (ст. 3).

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Задачи оперативно-розыскной деятельности, сформулированные в статье 2 ФЗ об ОРД, представлены как самостоятельные и вместе с тем — взаимосвязанные между собой. Такой подход точно отражает реалии оперативно-розыскной деятельности, при осуществлении которой эти имеющие различное содержание задачи нередко реализуются в форме «взаимодополнения».

Статья не конкретизирует указанные задачи применительно к компетенции отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности, из чего следует, что обязанность их решения с учетом их ведомственной специфики возложена на оперативно-розыскные подразделения всех органов, перечисленных в ст. 13 Закона «Об ОРД».

Законодатель, определяя стратегическое направление оперативно-розыскного противодействия преступности, сформулировал несколько задач, последовательное выполнение которых методами и средствами оперативно-розыскной деятельности призвано способствовать уголовно-процессуальной деятельности. Задачи (ст. 2) представлены следующим образом:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления.

Эти задачи, будучи самостоятельными (имеющими конкретную целенаправленность), тесно взаимосвязаны, решаются в указанной последовательности, применительно к определенным криминальным проявлениям могут быть завершены как автономные при достижении положительных результатов на любом этапе оперативно-розыскного процесса.

Оперативно-розыскное противодействие преступности основано на информации о криминальных фактах и лицах, имеющих к ним виновное отношение. В конечном счете, без выявления преступлений и виновных лиц невозможно ни предупреждение, ни пресечение, ни раскрытие преступлений.

Все субъекты оперативно-розыскной деятельности решают эту задачу с учетом компетенции, закрепленной за ними в соответствующих законодательных актах.

В организационно-тактическом плане рассматриваемая задача решается как гласно (информация содержится в сообщениях и заявлениях граждан и организаций и др.), так и негласно — в процессе оперативного поиска, оперативной проверки и оперативной разработки, оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования.

Выявить преступления применительно к оперативно-розыскной деятельности — это обнаружить, сделать явными ранее не известные криминальные события (латентные преступления) и обеспечить их регистрацию.

Выявление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, сопряжено с получением информации о конкретных криминальных фактах, к которым данные лица причастны. Практически первоначально могут быть выявлены лица, а затем преступления; возможен и противоположный вариант.

Выявление осуществляется и в форме сбора, накопления, систематизации информации о лицах, представляющих оперативный интерес, независимо от наличия сведений, свидетельствующих о конкретных противоправных действиях. Ориентиром в данном случае являются фактические данные, позволяющие обоснованно предполагать, что лицо обладает определенными криминальными установками, общей криминогенностью или квалифицированно маскирует свою преступную деятельность (такие предположения могут основываться на фактах криминального прошлого лица).

Формируемые в результате информационные массивы должны основываться на селекционной технологии (с разделением лиц, уже проявившихся в противоправном поведении, и тех, от кого совершения противоправных поступков (криминальной активности) можно ожидать с достаточной долей вероятности; с учетом характера криминогенной направленности и т. д.). Информация, содержащаяся в этих массивах, должна постоянно, непрерывно обновляться.

Таким образом, выявление лиц, представляющих оперативный интерес, решает и тактическую (создание условий для предупреждения, пресечения, раскрытия конкретных преступлений) и стратегическую задачи (контроль за уровнем криминогенности общества, моделирование и прогнозирование изменений оперативной обстановки, информационное обеспечение оперативно-розыскного противодействия преступности как негативному социальному явлению).

Оперативно-розыскное предупреждение преступлений основывается на информации о лицах, от которых можно реально ожидать совершения преступлений, и криминогенных ситуациях, чреватых такой опасностью.

Специфика оперативно-розыскного предупреждения определяется его видовой направленностью (общая или индивидуальная профилактика) и тактикой реализации оперативных данных. Предупреждение может осуществляться и в гласной, и в негласной формах.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, используется правоохранительными органами в соответствии с их компетенцией в целях устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений (общая профилактика), гласно в форме направления соответствующих представлений в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные организации.

В целях индивидуального предупреждения (профилактики) оперативные аппараты используют полученные данные для позитивного воздействия на лиц, намеревающихся реализовать преступные намерения, но еще не совершивших действия, составляющего приготовление или покушение на преступление; для разобщения формирований криминогенной направленности; для нейтрализации ситуаций, условий, обстоятельств, способствующих или провоцирующих конкретных лиц на совершение преступлений.

Индивидуальное предупреждение может быть осуществлено не только гласными действиями (например, приглашение на профилактическую беседу, предупреждение о недопустимости противоправного поведения, установление контроля поведения и др.), но и негласными, зашифрованными (воздействие через конфидентов с целью снижения криминогенности лица, склонения к отказу от преступных намерений, воздействие изнутри группы на ее участников с целью их разобщения и др.).

Оперативно-розыскное пресечение преступлений заключается в основанном на оперативных данных непосредственном вмешательстве в преступные действия с момента приготовления до покушения на преступление с целью воспрепятствовать его окончанию и наступлению общественно опасных последствий.

Способы пресечения преступлений могут быть различными в зависимости от конкретных обстоятельств. Это может быть задержание лица при подыскании соучастников или изготовлении орудий преступления, при следовании к месту совершения преступления, с поличным в процессе совершения преступления — в момент совершения кражи, грабежа, мошенничества, разбойного нападения, покушения на убийство, продажи наркотиков или оружия, побега из следственного изолятора (СИЗО), исправительного учреждения (ИУ) или из-под конвоя и т. п. Оперативно-розыскной характер пресечения в данном случае определяется не только использованием оперативной информации, но и приемов, обеспечивающих конспиративность действий оперативных аппаратов.

При наличии возбужденного уголовного дела к указанным возможностям добавляется применение мер процессуального пресечения, исключающих продолжение преступных действий.

Оперативно-розыскное раскрытие преступлений (если это латентные преступления) включает получение первичной информации о них и о лицах, их совершающих (продолжаемые преступления, преступная деятельность) и совершивших, собирание дополнительной информации в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с тем, чтобы, в конечном счете, уровень информированности и качество информации были достаточными для возбуждения уголовного дела и гарантировали ее успешную реализацию в процессе процессуального доказывания. После возбуждения уголовного дела осуществляется оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования.

При поступлении заявления (сообщения) о преступлении или его обнаружении оперативно-розыскные мероприятия осуществляются по «горячим следам» одновременно с неотложными следственными действиями, направлены на установление лиц, совершивших преступление, и фактов, имеющих потенциально доказательственное значение.

Если раскрыть преступление «по горячим следам» не удалось, параллельно со следственными действиями осуществляется комплекс последующих оперативно-розыскных мероприятий в рамках дела оперативного учета.

Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия планируются и реализуются в соответствии с учетом тактико-методических и организационных различий уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.

Приостановление расследования по уголовному делу не является основанием к прекращению оперативно-розыскных мер по раскрытию преступления. Из этого следует, что, будучи самостоятельной, задача оперативно-розыскного раскрытия преступлений неразрывно связана с уголовно-процессуальной деятельностью и может расцениваться как результативная только при успешном завершении расследования.

Самостоятельной задачей оперативно-розыскной деятельности является осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознании, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших. Из формулировки этой задачи следует, что объектами розыскных действий являются лица, в той или иной форме намеренно препятствующие осуществлению правосудия, и лица, местонахождение и судьба которых не известны, что не исключает того, что они скрываются или стали жертвами преступлений, иных неблагоприятных обстоятельств.

Розыск представляет собой систему организационных, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, оперативно-поисковых, профилактических, иных специальных мероприятий, осуществляемых комплексно с целью обнаружения разыскиваемых лиц, выявления обстоятельств, способствовавших их нахождению на нелегальном положении, а в отношении пропавших без вести — их обнаружения и (или) установления обстоятельств, позволяющих с достаточной объективностью выяснить их судьбу.

Розыск (местный, федеральный, в определенных пределах — международный) возложен на МВД РФ. Специфика этой задачи определяется характером розыскной работы, требующей структурно-организационного обеспечения на всех уровнях системы — от министерства до городских и районных органов внутренних дел.

В процессе розыска осуществляются оперативно-поисковые мероприятия в местах возможного нахождения или по наиболее вероятным направлениям передвижения разыскиваемых; оперативно-розыскные и оперативно-технические мероприятия с целью получения информации о разыскиваемых; широко используются оперативно-розыскные и криминалистические учеты, информационные массивы различных ведомств и организаций (здравоохранения, обороны, транспорта и др.), при определенных обстоятельствах используются возможности средств массовой информации.

 

 

Контрольные вопросы к Лекции № 2

1. Структура и содержание оперативно-розыскной деятельности.

2. Роль и место оперативно-розыскной деятельности в системе мер обеспечения безопасности личности, общества и государства.

3. Понятие и структура правовой основы оперативно-розыскной деятельности.

4. Система принципов оперативно-розыскной деятельности и ее характеристика.

Рекомендуемая литература к Лекции № 2

1. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. — М., 2006.

2. Ривман Д.В. Комментарий к ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Изд. Дом Питер. Серия: Закон и комментарии, 1-е издание, 2004 г.

3. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Москва: Деловой двор, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...