Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 5. Принципы оперативно-розыскной деятельности




Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на системе принципов, т. е. положений, отражающих объективные и существенные закономерности деятельности по борьбе с преступностью, осуществляемой с применением оперативно-розыскных методов, сил и средств.

Принципы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) были сформулированы теорией ОРД на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных аппаратов и как следствие — познания этих закономерностей.

Иначе говоря, принципы — это основные начала, на которых строится оперативно-розыскная деятельность.

Значительная часть принципов ОРД закреплена в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», иных законах и подзаконных нормативных актах. Их принято обозначать как нормы-принципы.

В ст. 3 Закона об ОРД закреплены только четыре принципа оперативно-розыскной деятельности: законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (конституционные), конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств (специальные).

Вместе с тем следует иметь в виду, что система принципов, на которых реально основана ОРД, включает и другие принципы, частью нашедшие отражение в положениях настоящего закона и иных нормативных актах. В целом в системе принципов представлены:

конституционные — законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»), демократизм (принцип равенства всех перед законом), гуманизм и интернационализм (принцип межгосударственного взаимодействия);

иные общеправовые — внепартийность, повседневная связь с общественностью и опора на активных законопослушных граждан, плановость, научность, разделение полномочий субъектов ОРД, подконтрольность, подотчетность и поднадзорность субъектов ОРД;

специальные — конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»), привлечение граждан к конфиденциальному сотрудничеству, наступательность и высокая оперативная готовность; прогнозирование оперативно-розыскных действий, оперативное взаимодействие.

Принципы, закрепленные в ФЗ «Об ОРД».

Конституционный принцип законности (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»). Законность — это базовое, фундаментальное положение Конституции РФ. В соответствии со ст. 15 «органы государственной власти... должностные лица... обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Строжайшее соблюдение законности — обеспечение правомерности, соответствия законам и другим нормативным актам оперативно-розыскных мер, средств и методов — абсолютно обязательное условие осуществления оперативно-розыскной деятельности. Принцип законности закреплен в ст. 3 и ряде других статей ФЗ «Об ОРД».

В оперативно-розыскной деятельности соблюдение законности имеет исключительно важное значение, поскольку эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, а при проведении оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных аппаратов нередко вторгаются в сферу охраняемых законом прав и свобод граждан и юридических лиц, в связи с чем действия этих сотрудников во всех случаях должны быть правомерными.

Принцип законности в ОРД заключается, прежде всего, в точном и неуклонном соблюдении и исполнении в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий положений Конституции РФ, Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», других законов и постановлений Правительства, иных подзаконных нормативных актов, регламентирующих эту деятельность.

В более детальном изложении положения принципа законности применительно к оперативно-розыскной деятельности сводятся к следующему:

- оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться исключительно в интересах борьбы с преступностью — для предотвращения, раскрытия преступлений, розыска лиц, пропавших без вести или скрывшихся от дознания, следствия, суда, отбытия наказания (ст. 2, 5);

- перечень оперативно-розыскных мероприятий строго ограничен ФЗ «Об ОРД» (ст. 6);

- оперативно-розыскная деятельность не может быть направлена против лиц, в отношении которых нет обоснованных подозрений об их причастности к подготовке или совершению преступлений. Недопустима постановка таких лиц на оперативный учет, заведение на них дел оперативного учета и т. д.;

- оперативно-розыскные мероприятия не должны влечь за собой нарушения охраняемых законом прав не только непричастных к преступной деятельности граждан, но и тех лиц, в отношении которых эти мероприятия проводятся в связи с подготовкой или совершением ими преступлений;

- оперативная разработка, предварительная оперативная проверка должны проводиться по установленным для них основаниям и в соответствующие сроки; должно быть исключено необоснованное накопление оперативных материалов (ст. 7);

- оперативно-розыскные мероприятия, в отношении которых предусмотрен особый разрешительный (в том числе судебный) порядок, должны проводиться с точным соблюдением установленных для них процедур (ст. 8);

- оперативно-розыскные мероприятия не должны содержать элементов провокации преступления или фальсификации каких бы то ни было фактических данных;

- должно обеспечиваться соблюдение добровольности и иных нормативно установленных положений привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству (ст. 17);

- должна обеспечиваться правовая и социальная защита сотрудников оперативных аппаратов и лиц, оказывающих им содействие (ст. 12, 16, 18);

- должна наступать юридическая (в том числе материальная) ответственность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (как юридических лиц) и сотрудников оперативных аппаратов (как должностных лиц) за вред, явившийся следствием неправомерно проведенных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 5).

Разумеется, как бы подробно ни были разработаны соответствующие инструкции и наставления, они не могут предусмотреть всех деталей, всех случаев, встречающихся в оперативной практике. Поэтому, если данная конкретная ситуация не предусмотрена соответствующим нормативным актом, надо исходить из общих, в первую очередь, конституционных положений законности.

Конституционный принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»). Этот принцип взаимосвязан с принципом законности и вытекает из него. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью гражданского общества и правового государства. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства, признающего их приоритетность по отношению к другим социальным ценностям (ст. 2, 17 Конституции РФ).

Реализация принципа уважения прав и свобод человека и гражданина, закрепленного ст. 3 ФЗ «Об ОРД» (также ст. 5 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 3 Федерального закона о государственной охране, ст. 4 Федерального закона о внешней разведке), заключается в охране законом указанных прав и свобод от нарушений, связанных с действиями оперативных работников и оперативных аппаратов.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности распространяется как на законопослушных граждан, так и на лиц, причастных к подготовке или совершению преступлений, в той или иной форме прикосновенных к криминальным или предкриминальным событиям, но в отношении последних — с определенными ограничениями. Это означает, что в отношении законопослушных граждан недопустимы любые ограничения их конституционных прав и свобод. Однако они могут оказаться в сфере оперативно-розыскных мероприятий, если контактируют с лицами, находящимися в оперативной проверке или разработке.

Распространение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) на лиц, вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, допустимо постольку, поскольку задача оперативно-розыскных мероприятий заключается в установлении преступных связей проверяемого лица (см. п. 7 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г.).

ФЗ «Об ОРД» (ч. 1 ст. 8), основываясь на ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища. Уважение и соблюдение прав и свобод в таких ситуациях обеспечиваются тем, что оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, могут применяться только на основании судебного решения при соблюдении условий, указанных в ст. 8 и 9 ФЗ «Об ОРД».

ФЗ «Об ОРД» предусматривает право лица, в отношении которого осуществлялись (осуществляются) оперативно-розыскные мероприятия, при определенных обстоятельствах потребовать от органа, их проводившего, соответствующих объяснений или обжаловать эти действия в вышестоящую инстанцию, прокурору или в суд. А должностным лицам (оперативным аппаратам) запрещается «разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина и которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом» (ст. 5).

Принцип конспирации (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»). Конспирация — основной специальный принцип оперативно-розыскной деятельности, отражающий ее специфический разведывательный характер. Мероприятия, проводимые в процессе оперативно-розыскной деятельности, их целенаправленность, тактика, содержание, формы и методы, силы и средства, которыми они осуществляются, должны быть, как правило, или полностью скрыты от проверяемых, разрабатываемых и вообще от посторонних лиц, или надежно зашифрованы, чтобы их истинный смысл не стал достоянием этих лиц.

Конспирация в оперативно-розыскной деятельности в тактическом плане обеспечивает возможность предотвращения и раскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно (не в условиях очевидности), опытными преступниками и — в особенности — организованными преступными группами и сообществами. Тайным, изощренным способам совершения преступлений правоохранительные органы вынуждены противопоставлять наиболее эффективные (как правило, секретные) методы их раскрытия. Конспирация — обязательное условие негласного содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обеспечивающее не только эффективность содействия, но и личную безопасность конфидентов.

В моральном плане конспирация позволяет избежать необоснованной компрометации лиц, проверявшихся в связи с информацией об их причастности к совершению преступлений, но не нашедшей подтверждения. Несоблюдение принципа конспирации может привести к различным негативным последствиям: осведомленности криминальных элементов о намерениях и действиях органов, осуществляющих ОРД, расшифровке средств и методов работы и конкретных лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными аппаратами и т. д.

ФЗ «Об ОРД» не только закрепляет принцип конспирации в ст. 3, но и конкретизирует положения его реализации (ограничения, условия и процедуры) в ряде других своих статей.

Эти положения связаны с ограничением пределов и доступа к информации в зависимости от истребующего ее субъекта: лица, гражданина (на основании ч. З ст. 5), судьи (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9), прокурора, осуществляющего надзор за ОРД (ч. 3 ст. 21); обязанностью органов, осуществляющих ОРД, соблюдать правила конспирации при проведении ОРМ (п. 5 ст. 14) и их правом также в целях конспирации использовать документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4 ст. 15), создавать фиктивные предприятия и организации (п. 5 ст. 15).

Из ст. 12 ФЗ «Об ОРД» следует, что «сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках информации, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность».

Реализация принципа конспирации ОРД обеспечивается также правовым статусом оперативно-розыскной информации.

Организация и тактика ОРД наиболее полно регламентирована ведомственными нормативными актами (секретными или ДСП).

Конспирация реально обеспечивается также строгим ограничением в допуске к оперативным материалам, жестким отбором и профессиональным обучением оперативных работников обращению с секретной информацией, точным соблюдением правил секретного делопроизводства в органах, осуществляющих ОРД, в суде и прокуратуре. Руководители судебных органов обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7 ст. 9); прокуроры, осуществляющие надзор за законностью в ОРД, обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах (ч. 4 ст. 21).

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»). Это специальный принцип; он, как и принцип конспирации, выражает специфику оперативно-розыскной деятельности, ее объективно необходимую тесную взаимосвязь с процессуальной деятельностью по выявлению и раскрытию преступлений. В процессе оперативно-розыскной деятельности применяются, главным образом, негласные средства и методы, осуществляются негласные мероприятия. Но в определенных ситуациях они сочетаются с гласными, если добиться результатов только негласными или только гласными методами нельзя. Например, оперативная информация о месте нахождения преступника, местах укрытия орудий преступлений или похищенного может быть реализована лишь процессуальным, т. е. гласным путем: задержанием, обыском, выемкой (но это не исключает обеспечения внезапности проведения следственных действий).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в уголовном процессе в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ), а также в процессе доказывания, но сведения, полученные негласным путем, должны найти подтверждение в рамках гласных уголовно-процессуальных процедур (ст. 11 ФЗ «Об ОРД», ст. 89 УПК РФ).

Таким образом, полученная оперативным путем информация о подготовке или совершении преступления может быть использована для привлечения виновных к уголовной ответственности лишь при условии, что она будет официально зафиксирована в процессуальной форме путем гласных следственных действий.

Проверка достоверности оперативно-розыскной информации с комплексным применением (использованием) гласных и негласных методов и средств значительно снижает риск принятия необоснованных оперативно-тактических и процессуальных решений.

К гласным мероприятиям следует прибегать и в тех случаях, когда это позволяет экономнее распорядиться временем, снизить риск расшифровки негласных источников информации и т. д. Во всех случаях реализации материалов оперативного характера так или иначе (за некоторыми исключениями) возникает необходимость прибегать к гласным возможностям, поскольку иначе легализовать эти материалы, ввести их в процессуальный оборот нельзя.

Осуществление оперативно-розыскных мероприятий гласно и негласно, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 1, 3 ФЗ «Об ОРД») обеспечивает в определенных пределах открытость оперативно-розыскной деятельности, поскольку как вид регламентированной законом юридической деятельности она уже не является тайной для общества и граждан, но вместе с тем сохраняет конспиративность в отношении средств, методов, организации и тактики, поскольку это необходимое условие их эффективности, а также обеспечения права на личную тайну и безопасность лиц, конфиденциально содействующих правоохранительным органам.

Наряду с принципами, включенными законодателем в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», существуют и иные конституционные, общеправовые и специальные принципы, представляющие, как и рассмотренные выше, основополагающие начала оперативно-розыскной деятельности.

 

 

Контрольные вопросы к Лекции № 5

1. Понятие принципов оперативно-розыскной деятельности

2. Роль и значение принципов для данного вида правоохранительной деятельности и ее применения для решения задач ОРД.

3. Система принципов оперативно-розыскной деятельности.

4. Характеристика общеправовых принципов оперативно-розыскной деятельности.

5. Отраслевые принципы ОРД.

Рекомендуемая литература к Лекции № 5

1. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. Нижний Новгород, 1997.

2. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...