Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 6. Органы, осуществляющие ОРД




Оперативно-розыскной орган (или орган, осуществляющий ОРД) система оперативных подразделений, входящих в состав органов, определенных законом федеральных министерств и служб, предназначенных для осуществления ОРД или ее контроля (далее ОРО).

Оперативное подразделение организационно-штатное звено, входящее в структуру данного органа соответствующего федерального министерства или службы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, разведывательных или контрразведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

Перечень органов, правомочных осуществлять ОРД, предусмотрен ФЗ «Об ОРД». К ним относятся оперативные подразделения органов: 1) Министерства внутренних дел РФ; 2) Федеральной службы безопасности РФ; 3) Федеральной службы охраны РФ; 4) Федеральной таможенной службы РФ; 5) Службы внешней разведки РФ; 6) Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ; 7) Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Указанные федеральные органы осуществляют свои полномочия в пределах, предусмотренных законодательством. Перечень этих органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру, организацию работы определяют руководители указанных органов. Правом на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России.

Оно возникает в случаях, если необходимо обеспечить безопасность указанных органов, если их проведение не затрагивает полномочий органов, осуществляющих ОРД полностью.

Оперативные подразделения конкретного ОРО структурированы в соответствующие организационно-административные единицы: оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, разведывательное или информационно-аналитическое отделение (группа), отдел, служба, управление, главное управление, подразделение собственной безопасности и др. В зависимости от специфики решаемых задач, разграничивается структура и наименование оперативного подразделения. Например, оперативно-розыскное, оперативно-поисковое, оперативно-техническое, контрразведывательное, информационно-аналитическое и др.

Следует отметить, что существует такой профессиональный термин, как «оперативно-розыскной аппарат», который означает структурное подразделение, которое непосредственно осуществляет ОРД. Данный термин, который применяют в основном в деятельности органов внутренних дел, используют также для обозначения системы органов, подразделений и должностных лиц, обеспечивающих управление в ОРД.

В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида оперативных подразделений: 1) осуществляющие ОРД полностью (как правило, оперативный состав этих подразделений работает с агентами и иными оперативными источниками информации); 2) проводящие только часть ОРМ (оперативно-технические, оперативно-поисковые и др.). Последние проводят ОРМ по заданиям оперативников, которые осуществляют ОРД полностью.

Оперативные подразделения органов МВД России. Их перечень определен в соответствии Положением о министерстве внутренних дел РФ.

Прежде всего, оперативные подразделения имеются в структуре криминальной полиции. В частности, в криминальную полицию в субъектах Российской Федерации входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, подразделения по борьбе с организованной преступностью, отряды полиции специального назначения, подразделения оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые подразделения специальных технических мероприятий, подразделения собственной безопасности и подразделения по налоговым преступлениям и т.д. В структуре криминальной полиции оперативными являются и Национальное центральное бюро Интерпола, входящее в состав центрального аппарата МВД России, и его территориальные подразделения.

Оперативные подразделения органов Федеральной службы безопасности РФ (ФСБ России). В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», ФЗ от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (с изм.) «О Федеральной службе безопасности», Положением о Федеральной службе безопасности, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 (с изм.), Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках), утвержденным Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 года № 318, и некоторыми ведомственными нормативными актами, перечень таких подразделений определяет Директор ФСБ России. Оперативные подразделения имеются в структуре центрального аппарата ФСБ России, в территориальных органах органах безопасности субъектов Российской Федерации и органах управлений по федеральным округам, в Вооруженных Силах РФ, а также пограничных войсках, находящихся в составе ФСБ России.

Оперативные подразделения органов Федеральной службы охраны РФ (ФСО России). В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», ч. 2 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (с изм.) «О государственной охране», Положением о Федеральной службе охраны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1996 года № 1136 перечень таких подразделений вправе определять руководитель ФСО России.

Оперативные подразделения Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ (ФТС России). В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД», Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003года № 61-ФЗ (с изм.), Положением о Федеральной таможенной службе России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 года № 429 (с изм.), перечень таких подразделений определяет руководитель Федеральной таможенной службы. Оперативные подразделения имеются в структуре ФТС России, ее региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) Минюста России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» и Положением о Минюсте России, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года № 954 (с изм.), перечень оперативных подразделений вправе определять Министр юстиции РФ. Такими полномочиями был наделен следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Минюста России. В системе ФСИН России функционируют Центр проведения оперативно-поисковых мероприятий, оперативно-розыскное бюро и центр оперативно-технических мероприятий.

Оперативные подразделения органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). К оперативным подразделениям этой новой, созданной в 2003 году, федеральной службы относятся Главное оперативное управление, Управление собственной безопасности, Управление специального назначения, Управление режима и информационной безопасности. Перечень оперативных подразделений определяет директор ФСКН России.

Оперативные подразделения Службы внешней разведки РФ (СВР России), а также органа внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ). Перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных актах. Законодателем установлены специальные условия для проведения ОРМ указанными подразделениями:

ОРМ проводятся только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки. Обеспечение безопасности это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию государственного органа как возникающих внутри государственного органа, так и идущих извне; 2) ОРМ проводятся только в том случае, если их осуществление не затрагивает полномочий органов, указанных в п.п. 1-7 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД».

Компетенция: права и обязанности оперативно-розыскных органов.

Обязанности оперативно-розыскных органов это круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач.

К обязанностям, как и правам, ОРО законодатель предъявляет следующие требования: 1) все они могут устанавливаться исключительно в открытых нормативных правовых актах; 2) действия ОРО будут законны только при условии их направленности на достижение целей и решение задач ОРД.

Следует различать обязанности, изложенные: 1) в предписаниях ФЗ «Об ОРД»; 2) в иных законодательных актах.

ФЗ «Об ОРД» содержит ст. 14, непосредственно определяющую перечень обязанностей ОРО. Кроме того, имеются и другие статьи в ФЗ «Об ОРД», дополняющие указанный перечень обязанностей. Ими являются следующие:

Принятие в пределах своих полномочий всех необходимых мер, т.е. активное, целенаправленное использование комплекса оперативно-розыскных возможностей по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также обеспечение безопасности общества и государства (п. 1 ст. 14);

Исполнение в пределах своих полномочий письменных поручений, данных органом дознания, следователем, а также указаний прокурора и решений суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству (п. 2 ст. 14);

Выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств (п. 3 ст. 14);

Информирование других органов, осуществляющих ОРД на территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказание этим органам необходимой помощи (п. 4 ст. 14);

Соблюдение правил конспирации при осуществлении ОРД (п. 5 ст. 14);

Содействие обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств (п. 6 ст. 14);

Соблюдение пределов своих полномочий при проведении ОРД (ст. 1);

Доказывание в ходе судебного рассмотрения обоснованности отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, о полученной о нем не подлежащей разглашению информации при проведении в отношении его ОРМ (ч. 4 ст. 5);

Предоставление судье по его требованию оперативно-служебных документов, содержащих информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю (за исключением ряда сведений) (ч. 5 ст. 5);

Уведомление об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, соответствующего судьи за три месяца до дня уничтожения (ч. 7 ст. 5);

Восстановление нарушенных органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещение причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);

Получение ОРО необходимого судебного решения о разрешении проведения «экстренного» ОРМ в течение 48 часов с момента начала его проведения либо иначе прекращение его проведения (ч. 3 ст. 8);

Уведомление соответствующего судьи в течении 48 часов об «экстренном» прослушивании телефонных переговоров, ведущихся с телефона заявителя (ч. 4 ст. 8);

Предоставлении суду (судье), прокурору, осуществляющему надзорза законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим ОРО, оперативно-служебных документов, отражающих результаты ОРД, в порядке и в случаях, установленных ФЗ «Об ОРД» (ч. 4 ст. 12);

Принятие необходимых мер по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких (ч. 3 ст. 18).

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Согласно ст. 15 ФЗ «Об ОРД» при решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:

Проводить гласно или негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД», производить при этом изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Данный перечень охватывает различные методы получения информации, такие как криминалистические методы, адаптированные оперативно-розыскной практикой, разведывательные методы добывания информации непосредственно ОРМ.

Осуществление гласных ОРМ предполагает официальные контакты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, с физическими лицами и представителями юридических лиц, в пределах, установленных ФЗ «Об ОРД».

Ч. 4 ст. 16 ФЗ «Об ОРД» допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам в ситуациях, связанных с возникновением непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД. Это право ОРО обусловлено тем, что разведывательные возможности ОРО ограничены, в связи с чем оперативным работникам сложно добывать информацию, необходимую для решения задач ОРД. К сотрудничеству с оперативными подразделениями частных лиц могут побуждать различные мотивы: материальный (возмездная основа), патриотические, лояльные (безвозмездная основа).

Использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц. В ходе проведения ОРМ у сотрудников оперативных подразделений, их осуществляющих, возникает необходимость, как в доступе, так и в пребывании в течение определенного промежутка времени в помещениях, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам. В связи с этим они наделены подобным правом. Соответственно физические и юридические лица, которым принадлежат соответствующие объекты, обязаны заключить договор об их аренде.

В случаях необходимости, например для преследования предполагаемых преступников по «горячим следам», транспортировки в лечебное учреждение потерпевших от преступления и т.д., оперативные работники имеют право на безвозмездное использование транспортных средств.

Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств, органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

Ряд ОРМ, предусмотренных ст. 6 ФЗ «Об ОРД», основан на разведывательных методах, требующих сокрытия принадлежности к оперативно-розыскному ведомству субъектов этих действий. Одним из способов сокрытия является зашифровка подлинных сведений о личности оперативного работника и личности граждан, оказывающих содействие ОРО на конфиденциальной основе. Качество такой зашифровки должно быть достаточно высоким с тем, чтобы методы проверки субъекта ОРМ, чья личность «залегендирована», не привели к обнаружению каких-либо сведений о данном лице, его прошлом. Кроме того, подобное право распространено на предприятия, учреждения, организации, подразделения, помещения, транспортные средства.

Создавать (регистрировать) в установленном законодательством РФ порядке юридические лица, необходимые для решения задач, предусмотренных ФЗ «Об ОРД». Субъекты ОРД вправе создавать в установленном законодательством РФ порядке организации, прежде всего, в интересах выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших. Указанные объекты позволяют скрыть принадлежность к оперативным подразделениям сотрудников ОРО. Эти субъекты, выступая в качестве работников той или иной экономической структуры, осуществляют ОРД не в полном объеме, а применяют только разведывательные методы получения оперативно-розыскной информации.

Изымать предметы, вещества и документы, в том числе предметы, средства и орудия преступления в рамках проведения любого вида ОРМ со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» (право изымать при проведении ОРМ предметы, материалы, сообщения).

Необходимо учитывать, что права ОРО могут быть установлены исключительно законодательными актами. Не допускается их определение в подзаконных нормативных актах, включая ведомственные. Реализация прав ОРО будет законной, при условии их направленности на решение задач, предусмотренных ст. 2 ФЗ «Об ОРД» и для достижения целей ОРД.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, участник ОРД, наделенный властными полномочиями (включая право принимать решения и совершать действия, обязательные для физических и юридических лиц, в том числе не находящиеся в его непосредственном или прямом подчинении), находящийся под защитой государства, который постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет непосредственно ОРД либо контролирует ее.

Должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, является представителем власти, его деятельность имеет публичный характер, так как он защищает человека, общество и государство от преступных посягательств.

Властные полномочия могут употребляться постоянно (например, оперативным сотрудником сотрудником уголовного розыска), временно или по специальному полномочию. Специальное полномочие означает, что лицо реализует функции представителя власти, возложенные на него федеральным законом (например, стажеры органов внутренних дел, ФСБ России и т.п.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица, а равно правомочным на то государственным органом; эти функции осуществляются в течение определенного периода или одноразово либо могут совмещаться с основной работой (дружинник и др.).

Должностных лиц, осуществляющих ОРД, делят на две группы: 1) осуществляющих ОРД и 2) контролирующих ее. В первой группе выделяют должностных лиц, которые полномочны осуществлять ОРД: а) в полной мере (штатные оперативные сотрудники, которые работают с лицами, оказывающими содействие ОРО), б) не в полной мере или частично (штатные сотрудники оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений ОРО, внештатные оперативные работники, должностные лица органов дознания (ст. 40 УПК РФ) и др.). Ко второй группе относят должностных лиц, которые осуществляют контроль внутри конкретного ОРО; это сотрудники инспектирующих подразделений и руководители ОРО.

Рассмотрим подробнее содержание понятия «оперативный сотрудник», так как это основное должностное лицо, непосредственно осуществляющее ОРД.

Оперативный сотрудник (другие названия оперативник, сыщик) это состоящее в штате оперативного подразделения органа определенного федерального министерства или службы, непосредственно полностью или частично осуществляющее ОРД на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Оперативный сотрудник состоит на государственной федеральной службе, занимает соответствующую должность правоохранительной службы или воинскую должность и обладает определенной совокупностью прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностями и ответственностью, установленными ФЗ «Об ОРД», другими юридическими актами, то есть обладает соответствующим юридическим статусом.

Оперативных сотрудников можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по принадлежности к соответствующему ОРО: оперативники органов внутренних дел (сотрудники уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и т.п.); органов ФТС (сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и розыска, по борьбе с международным терроризмом и транснациональной преступностью, по борьбе с контрабандой наркотиков, по борьбе с особо опасными видами контрабанды и т.п.) и т.д. Вне зависимости от ведомственной принадлежности все оперативные сотрудники согласно нормам ФЗ «Об ОРД» обладают равными полномочиями в ОРД;

б) по объему предоставленных полномочий различают руководителей и исполнителей (оперативников);

в) по характеру проведения ОРМ различают: оперативников, работающих в основном с агентами; осуществляющих личный сыск, т.е. непосредственно выявляющих преступления и ищущих лиц, их совершивших; сотрудников оперативно-поисковых подразделений (наружного наблюдения);

сотрудников оперативно-технических подразделений; сотрудников оперативно-аналитических подразделений;

г) по тому, состоят в штате данного ОРО или нет, различают оперативных сотрудников: состоящих в штате (на соответствующей должности, как гласной, так и негласной) и внештатных сотрудников. Кадровые оперативные сотрудники данного ОРО образуют оперативный состав. Оперативный сотрудник штатный негласный это оперативник, состоящий в штате данного ОРО и уполномоченный на осуществление ОРД только на негласной основе (с применением документов оперативного прикрытия и т.п.). Внештатный оперативный работник это оперативник, не состоящий в штате данного ОРО, привлекаемый на добровольной основе из числа граждан РФ для разрешения конкретных задач ОРД. Их юридический статус по сравнению с юридическим статусом штатного оперативника ограничен.

Оперативные сотрудники обладают правами и свободами человека и гражданина с отдельными ограничениями, обусловленными особенностями ОРД, которые установлены федеральными законами. Так, оперативником может быть только гражданин РФ. Помимо этого, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военных оперативников распространяются ограничения, вытекающие из статуса военнослужащего, а оперативники органов внутренних дел как сотрудники милиции ограничены в некоторых общегражданских правах (например, прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора запрещается).

ФЗ «Об ОРД» на оперативников возлагаются обязанности и им предоставляются права для достижения целей ОРД и решения ее задач, а именно:

при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5);

запрещается: проводить ОРМ в интересах какой-либо партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партиях, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ч. 8 ст. 5);

решают задачи ОРД посредством личного участия в организации и

проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6);

в ходе проведения ОРМ подчиняются только непосредственному и прямому начальнику; при получении приказа или указания, противоречащего закону, обязаны руководствоваться законом (ч. 3 ст. 16);

негласно внедряться в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч. 3 ст. 8);

использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ч. 1 ст. 15);

полномочны вынуждено причинять вред правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. 16).

Кроме того, в ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об ОРД» записано, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, за исключением лиц прямо уполномоченных на то федеральным законом, а также предусмотрено ч.ч. 2, 3 ст. 15 ФЗ «Об ОРД», что законные требования должностных лиц, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а не исполнение их законных требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Оперативному сотруднику дают соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Юридический статус оперативного сотрудника включает в себя ответственность: дисциплинарную, материальную, административную и уголовную в случае халатности или превышения должностных полномочий.

Оперативный сотрудник должен проходить специальную профессиональную подготовку. Он должен овладеть высоким умением, мастерством, знанием оперативно-розыскного дела. Так как само оперативно-розыскное дело требует умения, мастерства.

Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, и лицах, принимающих в ней участие. Статья 12 Закона об ОРД содержит положения, направленные на обеспечение защиты сведений, составляющих государственную или служебную тайну, а также устанавливает основания и условия рассекречивания таких сведений, их представления органу дознания, следователю, суду, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предписания статьи направлены и на обеспечение эффективности и целесообразности проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые зависят от соблюдения их негласности, а также обеспечения безопасности их участников. В частности, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, проверочная закупка, использование конфиденциальных источников информации и др. могут быть эффективными только при условии, что об их проведении неизвестно объектам ОРМ. Сохранение конфиденциальности содействия лиц органам, осуществляющим ОРД, создает предпосылки их безопасности, возможности успешного решения ими общих и частных задач ОРД.

В частности, отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом РФ «О государственной тайне», а перечень составляющих ее сведений утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, судье, а также другим органам - субъектам ОРД регламентируется ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (см. ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

Государственную тайну составляют сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. раздел IV Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. от 11 февраля 2006 г. № 90).

Из содержания ч. 1 ст 12 Закона следует, что указанные в ней сведения могут составлять гостайну временно и подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в случае изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Безусловно, при проведении многих оперативно-розыскных мероприятий режим секретности и конспирации объективно необходим. Вместе с тем такая необходимость может исключаться, когда мероприятие уже проведено, а факт его проведения, характер действий и субъекты известны лицу, в отношении которого оно проводилось.

В этом отношении показательна сложившаяся практика использования результатов отдельных оперативно-розыскных мероприятий (оперативное внедрение, проверочная закупка), которые рассекречиваются и гласно используются в уголовном процессе. В обвинительном заключении, в ходе судебного следствия, в приговоре суда не в обобщенном виде, а совершенно конкретно рассматривается и излагается существо проводимых мероприятий и порядок (тактика) действий их участников - и это не составляет ни государственной, ни служебной тайны, поскольку служебная или государственная тайна должна отвечать требованиям конкретности, обоснованности и своевременности (см. ст. 6 Закона РФ «О государственной тайне»).

Законом об ОРД (ст. 12) определяется особый порядок сохранения в тайне сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе. Рассекречивание этих сведений допускается лишь с письменного согласия указанных лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Сохранение в тайне сведений о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, является их субъективным правом. Что касается лиц, участвующих в оперативном внедрении, то в ч. 2 статьи 12 речь идет только о внедрении в организованные преступные группы (ОПГ). Такая законодательная формулировка, не означает, однако, что сведения о лицах, внедренных в иные преступные группы или к отдельным лицам, могут рассекречиваться в ином порядке, чем информация о лицах, внедренных в ОПГ. Это связано с тем, что информация о конфидентах в любом случае не может быть рассекречена без их письменного согласия. Разглашение же сведений о должностных лицах органов - субъектов ОРД, которые не отнесены к категории штатных негласных сотрудников, противоречит принципу конспирации в ОРД и сведения о них подлежат сохранению в тайне на весь период участия в оперативном внедрении независимо от того, является ли объектом внедрения группа лиц или организованная преступная группа.

Также защита служебных сведений или гостайны обеспечивается совокупностью правовых и организационных средств. В частности, она обеспечивается практической реализацией принципов конспирации, сочетанием гласных и негласных начал в ОРД, ограничением на представление сведений объектам ОРМ о полученной о них информации, которые им передаются в пределах соблюдения требований конспирации и при условии исключения самой возможности разглашения государственной тайны (ст. 5 Закона об ОРД).

Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий не могут быть представлены суду.

Защита государственной тайны обеспечивается органами, осуществляющими ОРД, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на руководителей этих органов.

Защита сведений, составляющих государственную тайну в сфере оперативно-розыскной деятельности, обеспечивается также специальным порядком допуска к таким сведениям. Допуск к сведениям, составляющим гостайну, включает процедуру оформления права лица на санкционированное ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, а в отношении предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с их использованием.

Допущенные к гостайне должностные и иные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.

Интересами сохранения в тайне факта проведения ОРМ продиктовано законодательное предписание на хранение судебного решения и материалов, послуживших основанием для принятия такого решения, только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Судебные органы не вправе оставлять в своем распоряжении копии судебных решений и обосновывающих их материалов.

Руководители судебных органов обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут представляться органу дознания, следователю, судье на основании и в порядке, которые предусмотрены ч. 3 ст. 11 Закона, а другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, - в соответствии с положениями ведомственных (межведомственных) нормативных правовых актов.

 

 

Контрольные вопросы к Лекции № 6

1. Особенности нормативно-правового статуса различных оперативно-розыскных ведомств.

2. Полномочия руководителей и сотрудников оперативных подразделений.

3. Правовой статус (совокупность прав и обязанностей) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

4. Меры социально-правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Рекомендуемая литература к Лекции № 6

1. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. — М., 2006.

2. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие. – 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Е. Чечетина. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...