Сущность механизма реализации ГРЭП
Механизм реализации ГРЭП – система конкретных экономических рычагов и организационно-экономических способов, с помощью которых происходит государственное влияние на пространственную организацию производительных сил, обеспечивается социально-экономическое развитие регионов, усовершенствуется структура их хозяйственного комплекса. Основными составными этого механизма выступают: а) соответствующая законодательно-нормативная база. Она определяет взаимоотношения государства и регионов. Через законодательную систему государство проводит политику, направленную на повышение экономической самостоятельности территорий. Она координирует деятельность местной власти на основе определения соотношения государственного и местных бюджетов. Государственные органы управления могут влиять на региональное развитие через предоставление регионам разных инвестиционных премий за строительство объектов, что позволяет улучшить экономику регионов, трудоустраивать высвобождаемых работников или улучшить экологическую ситуацию. б) Бюджетно-финансовое регулирование регионального развития. Достаточное государственное вмешательство в хозяйственные процессы, которые измеряются показателями удельного веса государственных расходов во внутреннем валовом продукте. Их высокий удельный вес свидетельствует о сильном влиянии государства на экономику регионов. В перспективе предусмотрено расширить права местных органов исполнительной власти в бюджетной политике на основе усиления роли местных налогов и сборов и установления научно обоснованных нормативов отчислений в местные бюджеты. в) Прогнозирование и программирование
С помощью разработки среднесрочных и долгосрочных программ развития регионов достигается планомерность развития производительных сил, согласовываются интересы отдельных отраслей. На сегодня разрабатываются отдельные проекты социально-экономического развития Карпатского региона, Полесья, Подолья и др., с помощью которых достигается планомерность в развитии производительных сил, согласовываются интересы отраслей и территорий. г) Развитие разных форм территориальной организации производительных сил (создание специальных экономических зон, межрегиональное и приграничное сотрудничество). Создание специальных экономических зон даст возможность увеличить поступление иностранных инвестиций, создать современную производственную, транспортную и рыночную инфраструктуру, увеличить эффективность использования природных ресурсов. Важное место в региональной экономической политике отводится разным формам приграничного сотрудничества. Создаются зоны упрощенного пересечения границы, взаимовыгодной торговли, добрососедства. Большое внимание в РЭП уделяется проблемным регионам, т. е. тем территориям, которые отличаются среди других кризисным обострением. Причиной обострения этих проблем могут быть как природные, так и техногенные катастрофы и социально-экономические процессы. С ухудшением общеэкономической ситуации количество таких территорий постоянно увеличивается, а решение этих проблем требует все больше финансов и материальных ресурсов. Особенное место в РЭП занимает государственное содействие развитию депрессивных регионов. Эта поддержка нацелена на стимулирование развития территории, восстановление ее потенциала. Основными направлениями усовершенствования механизма государственной региональной политики являются: * разработка новой стратегии ГРЭП, которая дала бы возможность
ускорить экономические преобразования в государстве, обеспечить успешное вхождение субъектов хозяйствования в рыночную систему; * определение новых перспективных направлений ГРЭП, учитывая процессы глобализации и регионализации; * стратегия экономического роста; приоритеты научно-технического и инновационного развития; индустриальное и агропромышленное развитие; развитие внешнеэкономической деятельности в системе международной торговли. Среди первоочередных задач определенно улучшение условий жизни населения, последовательное и радикальное увеличение ВВП на душу населения и увеличение затрат на образование и охрану здоровья. Приоритетами экономической политики должны стать: формирование эффективной структуры экономики, оживление инвестиционных процессов, реформирование финансовой системы, активизация внутреннего рынка и создание на этой основе необходимой базы для решения социальных проблем. В Совете по изучению производительных сил НАН Украины осуществляется разработка Схемы (прогноза) развития и размещения производительных сил Украины и ее регионов на основе законодательных нормативных актов в отношении стратегических направлений экономической и социальной политики государства – формирование эффективного механизма с широким использованием программно-целевых методов управления. Прогнозирование и программы социально-экономического развития Регионов Украины Важное место в государственной региональной экономической политике занимает разработка прогнозов и программ экономического и социально- экономического развития страны и ее регионов. Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины», принятым в 2000 г., закреплены принципы формирования и реализации прогнозных и программных документов социально-экономического развития отдельных отраслей и территорий страны. Они содержат конкретные цели, задачи, приоритеты по таким направлениям и сферам: национальные интересы Украины в контексте развития мировой цивилизации; национальная идея социального прогресса. Генеральная схема развития и размещения производительных сил представляет собой документ, который складывается из таких разделов:
* прогноз ресурсного потенциала Украины и ее регионов; * прогноз развития материального производства; * прогноз развития научно-технического потенциала, производственной и рыночной инфраструктуры. Инновационной и инвестиционной деятельности; * прогноз социального развития и уровня жизни населения. Важное место в системе прогнозирования перспектив регионального развития принадлежит разработке государственных программ развития и размещения производительных сил отдельных территорий Украины. В основу разработки программы положена необходимость решения проблемы, нерешенность которой создает реальную угрозу природной среде региона и социальному состоянию населения. Территориальные программы классифицируют по таким признакам: * уровень программы - общегосударственные, региональные, местные; * характер решения проблемы - комплексные, функциональные; * время реализации – долгосрочные (более 10 лет), среднесрочные (5–10 лет), краткосрочные (меньше 5 лет). * характер мероприятий – нацелен на реструктуризацию хозяйственного комплекса региона, его дальнейшее развитие или освоение новых территорий. По рекомендациям Министерства экономики Украины программа социально-экономического развития региона должна состоять из таких разделов: * аналитико-прогнозного; * системы основных показателей; * балансовых расчетов. Все разделы программы социально-экономического развития территории взаимосвязаны между собой и нацелены на достижение основных целей и задач. Контрольные вопросы: 1. В чем сущность ГРЭП? 2. Какие Вы знаете основные причины обострения региональных диспропорций в социально-экономическом развитии? 3. Назовите основные направления региональной политики 4. Какие принципы находятся в основе современной государственной региональной политики? 5. Назовите объекты и субъекты ГРЭП 6. Как делятся регионы по уровню социально-экономического развития? 7. Перечислить цели и задачи ГРЭП 8. В чем сущность механизма реализации ГРЭП? 9. Перечислить виды территориальных программ размещения производительных сил 10. Укажите разделы программы социально-экономического развития территории
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|