Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 11. Общая характеристика оперативно-розыскного процесса и дел оперативного учета




Статья 10 Закона об ОРД закрепляет право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на формирование информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения информации, разработку для этого информационных технологий и средств их обеспечения, использование указанных технологий и ресурсов в систематизации, поиске и представлении информации в документированном виде потребителям (должностным лицам органов, осуществляющих ОРД) для решения возложенных на них задач. Оперативная информация применительно к конкретным задачам ОРД может накапливаться и систематизироваться в виде отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах), в специальных делах оперативного учета.

При помощи информационных систем, дел оперативного учета создаются условия для качественного и эффективного информационного обеспечения органов - субъектов ОРД, обеспечения законности в их деятельности, а следовательно, и прав граждан - объектов ОРМ. Именно благодаря таким делам и системам создаются условия для реализации задач ОРД, обеспечения социальной справедливости, защиты потерпевших от преступлений, а также обеспечение контроля за деятельностью оперативных подразделений как субъектов ОРД, обоснованностью проводимых ими мероприятий.

Так, добывание сведений (информации), касающихся преступного деяния, в ходе оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав, предусмотренных ст. 23 (ч. 2) и ст. 25 Конституции Российской Федерации, возможно лишь по судебному решению, и при наличии соответствующей информации (см. ч. 2 ст. 8 Закона). Такая информация накапливается (содержится) в материалах дел оперучета, поэтому их ведение является одной из гарантий конституционных прав граждан.

Ведение дел оперативного учета обеспечивает возможность осуществления ведомственного контроля и прокурорского надзора за ОРД, определения условий и оснований для проведения ОРМ, применения необходимых ограничений и обеспечивает гарантии от произвола государственных органов.

2. Статья 10 Закона об ОРД регламентирует сбор, хранение, систематизацию и использование не любой информации, а лишь сведений, являющихся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий и связанных с выявлением, предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, с осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, с добыванием информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Следовательно, речь идет о сборе, хранении и использовании сведений (информации), касающихся преступных деяний. Именно такие данные составляют основу для формирования информационных систем. Информация, отнесенная к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без их согласия, для формирования банков данных оперативной информации использована быть не может.

Что касается оперативной информации на лиц, вступающих в контакты с объектом, в отношении которого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, то ее накопление допустимо постольку, поскольку назначение оперативно-розыскных мероприятий заключается в установлении преступных связей проверяемого лица.

Под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (см. ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Под делами оперативного учета следует понимать специальные накопители информации (папки) для собирания, хранения и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения (материалы), отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения ОРМ в целях решения задач ОРД.

Перечень дел оперативного учета, основания, порядок ведения, прекращения каждого конкретного вида дела определяются нормативными актами органов - субъектов ОРД в зависимости от решаемых ими задач, компетенции, специфики деятельности.

За основу видового деления дел оперучета могут быть взяты решаемые с их помощью (в рамках таких дел) задачи. Это может быть предварительная проверка полученной информации, разработка лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших. Рассматриваемые дела могут заводиться как в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, так и применительно к подготавливаемым, совершающимся или совершенным преступлениям, когда отсутствуют данные об их субъектах, либо имеется информация, указывающая на признаки преступления, угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности.

Основаниями для заведения дел оперативного учета являются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки (для подтверждения или опровержения) и реализации в виде проведения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий либо тех и других в совокупности. Основания для заведения дел оперативного учета частично совпадают с основаниями для проведения ОРМ (см. п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 7 Закона). Перечень оснований, указанных в Законе, является исчерпывающим.

В то же время сам факт заведения рассматриваемых дел не дает оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в то время как основания для проведения ОРМ могут выступать и в качестве оснований для заведения дел оперучета. Не само дело, а содержащиеся в нем данные могут свидетельствовать о наличии оснований для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Только на основе собранных и систематизированных сведений, проверенных и оцененных результатов ОРД органы, ее осуществляющие, могут принимать соответствующие решения.

Дела оперативного учета не заводятся при проведении проверочных мероприятий в целях собирания данных, необходимых для принятия решений, предусмотренных п. п. 1 - 6 части второй ст. 7 комментируемого Закона, за исключением случаев, когда в ходе их проведения появились основания, предусмотренные частью первой той же статьи.

Основаниями для прекращения дела оперативного учета являются: а) решение конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных ст. 2 комментируемого Закона; б) установление обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач. В частности, дело подлежит прекращению в случаях: выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; розыска скрывающегося или без вести пропавшего лица.

О решении конкретной задачи ОРД необходимо судить в контексте назначения конкретного вида дела оперативного учета. Например, к числу решения конкретной задачи относится неподтверждение соответствующих сведений, на основании которых заведено дело предварительной оперативной проверки и проводились оперативно-розыскные мероприятия. В то же время подтверждение проверяемой информации объективно может свидетельствовать о необходимости ведения другого вида дела оперативного учета, выступать в качестве основания для его заведения.

Представляется нецелесообразным и необоснованным ведение рассматриваемых дел в случаях установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения задач, в целях которых было заведено соответствующее дело.

Об объективной невозможности решения задач ОРД могут свидетельствовать, например, смерть лица, подозреваемого в совершении преступления и разрабатываемого по делу оперучета, перемена таким лицом постоянного места жительства с выездом за рубеж, заболевание разрабатываемого лица, исключающее возможность совершения им намечаемого преступления, и др.

Если в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то дело оперативного учета также подлежит прекращению.

Оперативные (криминальные учеты). Оперативные (криминальные учеты) – это систематизированные особым образом информационные массивы данных (сведений) о лицах, фактах (событиях), предметах по их признакам, предназначенные для эффективного информационного обеспечения задач оперативно-розыскной деятельности; они формируются в виде картотек (в т.ч. фото-, видеотек), коллекций, дел, автоматизированных банков данных (АБД).

Положения ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 10 Закона об ОРД конкретизируют конституционное положение о том, что хранение определенных сведений о личной жизни граждан без их согласия возможно только на основании федерального закона. Порядок формирования и пользования информационными системами определяется ведомственными нормативными актами правоохранительных органов.

Назначение криминальных учетов принято рассматривать в трех направлениях:

– управленческое, обеспечивающее руководителей всех уровней информацией о структуре и динамике преступности, результатах борьбы с ней, силах и средствах ОВД, участвующих в этой деятельности;

– оперативно-розыскное, необходимое для повышения эффективности работы по выявлению лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, проведению профилактических мероприятий, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и похищенного имущества;

– оперативно-служебное, обеспечивающее сбор, обработку, хранение и выдачу справочной информации.

К ведению учетов предъявляются следующие требования:

– точность – каждый объект должен быть подробно описан по всем присущим ему одному признакам;

– своевременность – необходимо своевременно выявлять и регистрировать

объекты, подлежащие учету;

– полнота – должны быть учтены все объекты, подлежащие учету;

– простота и удобство – наличие унифицированных, несложных для заполнения, но охватывающих все признаки объекта учета документов, карточек; широкое применение автоматизированных поисковых систем;

– целенаправленность – четкое разграничение сведений в зависимости от информационной потребности субъектов ОРД и выбор оптимального управленческого уровня системы МВД для организации учета.

К объектам криминального учета относится информация:

– о лицах (в т.ч. неопознанных трупах);

– событиях (фактах, явлениях);

– предметах (вещах и имуществе).

Наибольший массив учета занимают лица, совершившие правонарушения и представляющие в связи с этим оперативный интерес; психически больные, представляющие опасность для окружающих (состоящие на специальном учете органов здравоохранения); без вести пропавшие, преступники, объявленные в розыск, больные и дети, которые в силу болезненного состояния или возраста не могут сообщить о себе сведений; неопознанные трупы граждан; лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (в т.ч. на конфиденциальной основе).

События как объекты учета – это факты зарегистрированных (в любом виде) правонарушений (в т.ч. преступлений), факты блокирования объектов оперативного обслуживания (установки специальных средств, расстановки специальных сил) и др.

Предметы – вещи и иное имущество, похищенное, изъятое, выявленное в ходе следственных, оперативно-поисковых и иных мероприятий (утраченные документы, оружие, предметы антиквариата, орудия преступления, автомототранспорт, грузы, домашние животные, имеющие индивидуальные номера или отличительные особенности).

Система организации криминальных учетов соответствует трехуровневой системе построения ОВД.

На уровне города-района – местные учеты, ведущиеся аналитической группой или специально выделенным сотрудником и экспертом-криминалистом (экспертно-криминалистические учеты).

На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, УВДТ (ОВДТ) – региональные учеты, которые ведутся, соответственно, в информационном центре (ИЦ) и экспертно-криминалистическом подразделении (ЭКП) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).

На уровне МВД России – федеральные учеты, ведущиеся в Главном информационно-аналитическом центре (ГИАЦ) и Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ) МВД России. Два «верхних» уровня учетов называются централизованными.

Практика регистрации информации выработала следующие основные формы ведения учетов:

– картотеки;

– фото(видео)теки (видеобанки);

– дела;

– коллекции и следотеки;

– автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), АБД (или банк криминальной информации – БКИ).

Особенности некоторых видов учета обусловливают использование на местном уровне устаревшей формы учетов – журналов.

Структура местных учетов представлена следующими объектами и формами.

Картотека лиц, представляющих оперативный интерес (формируется из алфавитно-справочных карточек – АСК):

а) взятых на учет по розыскным делам;

б) разыскиваемых по ориентировкам других органов;

в) взятых на учет по делам предварительной оперативной проверки;

г) требующих оперативного контроля, наблюдения и предупредительных мер:

– привлекаемых к уголовной ответственности, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу;

– осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;

– осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

– освобожденных от уголовной ответственности по амнистии;

– освобожденных из мест лишения свободы;

– находящихся под административным надзором;

– сбывающих наркотические вещества;

– психически больных, представляющих опасность для окружающих (состоящих на учете в органах здравоохранения);

– несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по профилактике преступности несовершеннолетних (ПППН);

– иных лиц, учет которых предусмотрен нормативными актами МВД России.

Алфавитно-справочные карточки заполняют сотрудники, принявшие решение о постановке указанных лиц на учет. Одновременно они же составляют информационно-поисковую карточку (ИПК), а на особо опасных рецидивистов и квалифицированных преступников – идентификационную карту (ИК) для направления в ИЦ МВД, ГУВД, УВД (постановка на централизованный учет), а также материальный носитель в фотовидеотеку местного органа.

Фототека (видеотека) используется для опознания преступников и установления лиц, представляющих оперативный интерес.

В целях обеспечения быстрого поиска необходимой информации, по усмотрению руководителя местного органа, из дубликатов АСК могут формироваться дополнительные массивы по признакам: «Кличка (прозвище)», «Способ совершения преступления», «Особые приметы» и др.

Картотека нераскрытых преступлений позволяет выявлять преступления, совершенные аналогичным способом, а также проверять причастность к преступлениям лиц, проходящих по оперативным и иным материалам, доставленных в ОВД, задержанных и арестованных.

Картотека формируется из справочных карточек на нераскрытое преступление (СК-НП в ОВД и ИПК-ПР в автоматизированный банк данных ИЦ).

Картотека похищенных, бесхозных, изъятых, выявленных вещей и имущества (оружия, автомототранспортных средств, скота и др.) дает возможность устанавливать их принадлежность, что способствует раскрытию преступлений.

Картотека формируется из карточек «на вещь» (СК-В в ОВД и ИПК-В в ИЦ).

Картотека огнестрельного (в т.ч. охотничьего) оружия, находящегося в организациях (предприятиях, учреждениях), а также у граждан на законном основании, позволяет целенаправленно проводить предупредительные мероприятия, устанавливать принадлежность изъятого и выявленного оружия; ведется в ОВД инспекторами разрешительной системы и состоит из карточек на зарегистрированное оружие. Для постановки на учет в АБД МВД, ГУВД, УВД направляется ИПК-Р (для формирования АИПС «Оружие»).

Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены в двух формах:

– дактилокарты лиц, представляющих оперативный интерес (картотека);

– фотоснимки следов рук (пальцев, ладоней) с мест нераскрытых преступлений (следотека).

Структура региональных учетов представлена оперативно-справочными, криминалистическими и розыскными учетами.

Оперативно-справочные учеты.

Учет лиц (пофамильный и дактилоскопический):

– совершивших преступления, материалы на которых без возбуждения уголовных дел направлены для применения мер общественного воздействия;

– совершивших общественно опасные деяния, помещенных по решению суда в психиатрические больницы для принудительного лечения;

– проходящих по делам оперативного учета (в соответствии с Законом об ОРД и нормативными актами МВД России);

– иностранцев, проживающих за границей, находящихся под следствием;

арестованных и отбывающих наказание в России (АИС «Криминал и Наказание»).

Объектами учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства (ЛБГ), обвиняемые в совершении преступлений и осужденные за их совершение.

Учет преступлений и правонарушений:

– преступлений с участием иностранцев и ЛБГ (АИС «Криминал и Преступление»);

– административных правонарушений иностранцев и ЛБГ (АИС «Криминал и АДМпрактика»);

– дорожно-транспортных происшествий с их участием (АИС «Криминал И ДТП»).

Учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации (РБКИ), а также информации, введенной в АБД «Республика», «Область».

Формами учетных документов для АБД являются алфавитная и дактилоскопическая карточки на осужденного (арестованного).

Криминалистические учеты.

Учет лиц (антропофизиологические, социально-психологические и криминальные портреты):

– особо опасных и квалифицированных преступников;

– без вести пропавших, неизвестных больных и детей;

– неопознанных трупов граждан.

Учет преступлений (обстоятельства и способ совершения) с окраской:

– межрегиональная и международная направленность;

– особая жестокость и серийность;

– в отношении детей.

В рамках РБКИ ведутся следующие подсистемы криминалистического учета

преступников и преступлений:

а) подсистема «Досье» – концентрирует сведения на особо опасных и квалифицированных преступников. В подсистеме «Досье» могут создаваться более мелкие системы учета обозначенных категорий преступников. Например, на лиц, совершивших на территории России хищения путем мошенничества, и юридических лиц, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров заведена система ИС «Досье-Мошенник».

Данные подсистемы «Досье» интегрированы с централизованной фотовидеотекой ГИАЦ МВД России.

б) подсистема «Насилие» – содержит сведения о нераскрытых и раскрытых особо опасных (квалифицированных) насильственных преступлениях, если есть основания ожидать повторения их теми же лицами или обученными ими другими правонарушителями.

По согласованию со службами криминальной милиции следователи могут передавать в подсистему данные о подозреваемых, потерпевших, погибших, свидетелях, связях виновных лиц как дополнительную информацию о событии преступления.

в) подсистема «Сейф» – ведется в целях централизации сведений о хищениях ценностей из металлических хранилищ и формируется:

– из идентификационной карты на преступление – ИК-1;

– идентификационной карты на лицо – ИК-2.

Карты заполняются при участии трех заинтересованных в учете этой информации сторон (следователя, оперативного работника и эксперта-криминалиста) на всех лиц, принимавших участие в данном преступлении, в т.ч. проходящих по оперативной и иной достоверной информации (учет осуществляется отдельно, в соответствии с Законом об ОРД и ведомственными нормативными актами МВД России).

Криминалистический учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей ведется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и ГИАЦ МВД России в виде картотек и АБД (АИПС «Опознание»).

Учету подлежат граждане России, иностранцы и ЛБГ, находящиеся на территории России:

– исчезнувшие без видимых на то причин, место нахождения и судьба которых неизвестны;

– потерявшие связь с родственниками;

– несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов, других учреждений, бежавшие из детских приемников-распределителей, специальных школ и училищ;

– психически больные, а также находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений;

– неопознанные трупы граждан;

– лица, находящиеся в психоневрологических диспансерах и иных медицинских учреждениях, не могущие сообщить о себе сведений.

Основанием для учета является заведение:

– уголовного дела;

– розыскного дела;

– дела по установлению личности.

В экспертно-криминалистических подразделениях (управлениях, отделах) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) регионального уровня ведутся:

– коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест преступлений (пулегильзотеки);

– картотеки поддельных денежных знаков и ценных бумаг;

– картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;

– дактилоскопические картотеки (массивы иных материальных носителей);

– фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес.

По усмотрению руководителей ЭКП могут вестись и иные коллекции и картотеки.

Например:

– коллекция поддельных медицинских рецептов на наркотикосодержащие и сильнодействующие лекарственные средства;

– картотека следов рук (пальцев, ладоней), изъятых с мест совершения преступлений.

Розыскные учеты.

В соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России розыскные учеты содержат сведения о лицах, объявленных в местный, федеральный и международный розыск, предметах (имуществе), похищенных, изъятых и выявленных иным способом.

Учет лиц, объявленных в федеральный и местный розыск, формируется данными:

– о совершивших преступления и скрывающихся от дознания, следствия и суда;

– бежавших из-под стражи и мест лишения свободы;

– исчезнувших без видимых на то причин (без вести пропавших);

– уклоняющихся от выплат денежных сумм предприятиям и гражданам.

Основанием для централизованного учета является заведение розыскного дела на указанные категории лиц. Автоматизированный учет осуществляется в АИПС «ФР-Оповещение».

Учет похищенных и изъятых предметов содержит несколько самостоятельных массивов:

а) утраченное и выявленное нарезное огнестрельное оружие:

– боевое, служебное, гражданское (охотничье, спортивное) нарезное огнестрельное (стрелковое) оружие всех моделей;

– гранатометы и огнеметы;

– портативные ствольные и реактивные артиллерийские системы;

– взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления.

Идентификационные карты на такое оружие направляются в АИПС «Оружие».

б) похищенный и бесхозный автотранспорт учитывается в зависимости от его класса и делится по объектам федерального и регионального учетов.

На региональный учет ставятся:

– автотранспорт, подлежащий федеральному учету;

– мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски.

Федеральному учету подлежат:

– легковой и грузовой транспорт;

– автобусы;

– прицепы и полуприцепы.

Основанием для постановки на учет является заявление (сообщение) о хищении, выявлении, обнаружении, изъятии автомототранспорта. Формой учета разыскиваемого и выявленного транспортного средства является идентификационная карта – ИК-ТС, направляемая в АИПС «Автопоиск».

в) предметы антиквариата и культурные ценности – утраченные и выявленные предметы, представляющие историческую, художественную, научную и культурную ценность.

Формой их централизованного учета является идентификационная карта ИК-П.2.

Основанием для постановки на учет является хищение предметов антиквариата и культурных ценностей, а также их обнаружение. При возбуждении уголовного дела по факту хищения ИК заполняется следователем (дознавателем), в других случаях – сотрудниками органов внутренних дел или таможни, осуществляющими оперативную проверку, или уполномоченными на проведение акции изъятия предметов. Карточки не позднее семи суток с момента возбуждения уголовного дела или получения сведений о предметах направляются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, после обработки оригинал карточки направляется в ГИАЦ МВД России.

Автоматизированный учет указанных предметов должен соответствовать требованиям, предъявляемым к АИПС «Антиквариат».

г) номерные вещи и документы общегосударственного обращения.

Объектами учета являются:

– похищенные и изъятые (выявленные) номерные вещи;

– документы и ценные бумаги общегосударственного обращения (ваучеры, акции, сертификаты акций и пр.) в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в банках криминальной информации (РБКИ, ФБКИ). Учет производится по ИК-П.4 по сообщениям (другим данным) подразделений органов внутренних дел, ФСБ, прокуратуры, таможни, суда и формирует АИПС «Вещь».

Если номерная вещь (по окраске преступления) подлежит регистрации в ФБКИ, то заполняются два экземпляра ИК. Оба документа направляются в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, а после проверки один из экземпляров пересылается в ГИАЦ МВД России. При региональном учете вещи заполняется один экземпляр карточки, копия остается в уголовном деле.

В подразделениях транспортной милиции (УВДТ-ОВДТ) ведутся картотеки, имеющие как криминалистический, так и розыскной характер:

– преступников-гастролеров, совершивших характерные для транспорта преступления, и лиц, подозреваемых в их совершении (криминалистические);

– нераскрытых преступлений, совершенных в подвижном составе (криминалистические);

– похищенных у пассажиров вещей и грузов, имеющих индивидуальные номера или отличительные особенности (розыскные).

Оперативные учеты.

В настоящее время оперативные учеты как разновидность криминального учета есть специализированная информационно-поисковая система данных об объектах, представляющих оперативный интерес, формируемая оперативными аппаратами органов внутренних дел для использования в выявлении, предупреждении, раскрытии преступлений и розыске преступников.

Субъектами формирования и потребителями данных учетов являются субъекты оперативно-розыскной деятельности в рамках их компетенции.

К объектам оперативного учета относятся:

- лица, представляющие интерес для оперативных аппаратов органов внутренних дел:

– проверяемые и разрабатываемые по делам оперативного учета;

– содействующие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Законом об ОРД;

- явления, факты, внешне не содержащие криминальных признаков (элементов состава преступления), но характеризующие проверяемого, разрабатываемого, преступное сообщество или в совокупности с другими событиями указывающие на преступный характер деятельности, или связанные с преступлением;

- предметы (вещи, имущество), проходящие по оперативной информации как похищенные, а также как орудия или иные средства совершения преступления.

К основным формам оперативного учета относятся: картотеки, фотовидеотеки (на проверяемых, разрабатываемых, разыскиваемых), журналы, дела оперативного учета, АБД, БКИ оперативно-розыскного назначения.

На местах (в ГОРОВД и органах транспортной милиции) ведутся:

Картотеки:

– лиц, проходящих по делам предварительной оперативной проверки;

– разыскиваемых лиц (в т.ч. по ориентировкам других горрайлинорганов);

– лиц, событий и предметов, проходящих по материалам оперативной проверки, сведениям, полученным от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, а также в результате ОРМ (ведутся по правилам секретного делопроизводства).

Фотовидеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес (в т.ч. проходящих по делам оперативного учета или иной оперативной информации).

Дела оперативного учета, виды которых определяются ведомственными нормативными органами правоохранительных органов.

Журналы учета:

– лиц, оказывающих ОВД конфиденциальное содействие в осуществлении ОРД;

– информации, поступающей от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие ОВД;

– дел оперативного учета, находящихся в производстве оперсостава.

Автоматизированный банк данных оперативно-розыскного назначения (АБД «Область», «Республика», «Центр») содержит сведения:

– о лицах, состоящих на учетах органов внутренних дел;

– способах совершения нераскрытых преступлений и известных приметах лиц, скрывшихся с мест их совершения;

– разыскиваемых, выявленных вещах (предметах, имуществе), имеющих заводские номера или характерные особенности.

Выдача информации АБД осуществляется по любому поисковому признаку, имеющемуся в информационно-поисковых картах, являющихся первичным учетным документом АБД, или по любой совокупности таких признаков.

По запросам из АБД можно получить следующую информацию:

– установление факта наличия в АБД информации о проверяемом объекте;

– сведения биографического характера;

– сведения о признаках внешности, особых приметах и татуировках, видах и

способах совершения преступлений;

– сведения о кличках и прозвищах интересуемого лица;

– фотоизображения лиц, информация о которых получена в результате поиска по заданным признакам;

– сведения о номерных, а также неномерных вещах, имеющих отличительные особенности, поставленных на учет в связи с розыском или превентивно.

При составлении запросов на поиск информации в АБД необходимо пользоваться терминами, установленными нормативными актами МВД России для заполнения ИПК.

Учеты федерального уровня.

Федеральные учеты составляют дубликаты оперативно-справочных, розыскных и криминалистических региональных учетов с незначительными изменениями в объектах регистрации и их объемах, необходимых для этого уровня системы учетов.

Так, если оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты практически составляют сумму информации региональных ИЦ, то экспертно-криминалистические учеты ЭКЦ МВД России содержат только следующие коллекции:

– пуль, гильз и патронов, изъятых с мест совершения преступлений;

– поддельных бумажных денег;

– поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом.

Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих криминальный (оперативный) интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки).

В ГИАЦ МВД России может вестись федеральный учет таких категорий преступников, как «воры в законе», авторитеты преступной cреды, и других лиц, представляющих оперативный интерес. Такой учет информационно связан (интегрирован) в ГИАЦ с федеральной картотекой особо опасных преступников, разыскиваемых лиц и неопознанных трупов.

Учет визуальной информации служит целям опознания граждан в ходе оперативно-розыскных и следственных действий. В федеральном видеобанке (ГИАЦ МВД России) массивы видеозаписей на особо опасных преступников ведутся по категориям, соответствующим подсистеме «Досье» ФБКИ.

Значение криминальных учетов состоит в том, что они имеют возможность не только обеспечивать справочной информацией многократно множество субъектов правоохранительной деятельности (в т.ч. не входящих в систему органов внутренних дел – суд, прокуратура, таможня, органы юстиции и др.) о конкретных объектах учета, но и выдавать аналитические данные на базе прикладных программ стратегического (прогностического) и тактического характера.

Решение проблем информационного обеспечения деятельности служб и подразделений, занимающихся предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений и розыском преступников, в современных условиях зависит от их технической оснащенности, компьютеризации, реализации новых информационных технологий и связано с ростом профессионального мастерства всех служб, участвующих как в сборе необходимой информации, так и в насыщении информационных систем и использовании этих сведений в решении задач ОРД.

Для организации оперативно-розыскной деятельности может быть использована информация других российских правоохранительных органов, а также правоохранительных органов зарубежных стран, что осуществляется на основе межведомственных нормативных актов и межгосударственных договоров о правовой помощи. Информационные массивы других государственных и негосударственных организаций могут быть использованы на основе Закона «О полиции», а также на договорной основе.

Общие интересы в борьбе с преступностью международного характера органы внутренних дел имеют с таможенными органами, которые также являются частью правоохранительной системы Российской Федерации и наделены оперативно-розыскной функцией.

Содействуя осуществлению мер по защите законных прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций, охране общественного порядка, таможенные органы обязаны в установленном порядке обеспечивать «иные» государственные органы информацией, которой они располагают. Они, в свою очередь, наделены правом использовать в таможенных целях их информацию (в т.ч. сведения органов внутренних дел), соблюдая требования защиты государственной, коммерческой, банковской тайны и иных конфиденциальных сведений.

В силу своей компетенции таможенные органы не только ведут специальную таможенную статистику, но и имеют информационные системы учета объектов, представляющих интерес для таможенного дела.

Информационного взаимодействия органов внутренних дел и таможни в настоящее время требуют хищнический вывоз за рубежи России национальных художественных ценностей, а также преступные «манипуляции» с автотранспортными средствами.

Уже сейчас отдельные информационные массивы органов внутренних дел, и в первую очередь упоминавшиеся АИПС «Антиквариат» и АИПС «Розыск», должны быть согласованы с автоматизированными учетными системами таможни. Информационное взаимодействие органов внутренних дел и таможенных органов должно получить новое содержание в нынешних условиях, когда очевидна тенденция роста транснациональных преступлений. Число информационных систем таможни, интегрированных в общие учеты правоохранительных органов, должно быть увеличено.

По запросам органов внутренних дел обязаны предоставлять информацию о финансовом положении, источниках доходов на объекты их оперативного интереса из своих учетных массивов и подразделения государственной налоговой службы.

Органы внутренних дел и структуры частного сыска и охраны связаны общей целью: противостояние преступности в общегосударственном масштабе. Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. (п. 1 ст. 7) частным детективным и охранным объединениям запрещено скрывать от правоохранительных органов известную им информацию о фактах готовящихся или совершенных преступлений.

Характер деятельности частных детективных и охранно-детективных объединений таков, что они, несмотря на запрет «собирать свед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...