Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 17. Судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью




Оперативно-розыскной закон возлагает внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью в первую очередь на высшие органы государственной власти: на Президента. Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации. Такой контроль объясняется несколькими причинами:

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется силовыми структурами, которые играют важнейшую роль в обеспечении безопасности государства, поддержании общественного порядка и соблюдении прав граждан.

Специфика работы оперативно-розыскных органов, заключающаяся в негласном характере проводимых ими мероприятий, в т.ч. затрагивающих конституционные права граждан, требует постоянного контроля за соблюдением законности сбора и использования разнообразной информации.

Оперативно-розыскные органы имеют в своем распоряжении вооружение и самое передовое техническое оснащение и могут применять силовые методы для достижения целей, установленных законом.

Первостепенной задачей оперативно-розыскных органов является информирование органов государственной власти о внешних и внутренних угрозах безопасности.

Президент РФ является гарантом Конституции, формирует и возглавляет Совет Безопасности, который решает вопросы безопасности и правопорядка в стране, зашиты интересов личности и государства. Он издает указы и распоряжения, назначает и освобождает от должности всех руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Рабочим аппаратом Президента являются Главное контрольное управление и институт полномочных представителей в федеральных округах.

Совет Федерации и Государственная Дума РФ осуществляют общий контроль путем направления парламентских (от палат) и депутатских запросов, парламентских слушаний и заслушивания отчетов соответствующих руководителей. Комитетами и комиссиями Госдумы изучаются отдельные темы, вносятся проекты изменений в оперативно-розыскное законодательство.

Правительство РФ как орган исполнительной власти определяет основные направления деятельности и координирует работу ОРО. обеспечивает их надлежащим финансированием и материальным оснащением, заслушивает отчеты руководителей органов о борьбе с преступностью, соблюдении законности, расходовании бюджетных средств и по другим вопросам.

Ведомственный контроль за ОРД. В соответствии со ст. 22 ФЗ об ОРД руководители оперативно-розыскных органов (разного уровня) несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществляют ведомственный контроль. Внутриведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью представляет собой весьма широкий охват постоянной проверкой всех направлений работы соответствующих подразделений и должностных лип. Он подразделяется на предварительный (на этапе планирования), текущий (в ходе проведения мероприятий) и последующий (при завершении определенной работы).

В содержание ведомственного контроля за ОРД входит проверка:

- соблюдения законности при осуществлении любой деятельности оперативного характера:

- соблюдения конституционных прав и свобод граждан при проведении конкретных мероприятий:

- соблюдения мер конспирации, режима секретности и применяемых ер собственной безопасности:

- обоснованности заведения дел оперативного учета и их прекращения:

- обоснованности проведения ОРМ, связанных с ограничением прав граждан, требующих ходатайства перед судом:

- обоснованности проведения ОРМ, санкционируемых руководителями ОРО:

- осуществление финансового контроля за расходованием денежных и материальных средств.

Основными формами внутреннего контроля являются: личное участие руководителей в проведении ОРМ. ознакомление с оперативно-служебными документами, заслушивание отчетов подчиненных, контрольные проверки их деятельности.

В случае выявления нарушений или при поступлении жалоб на действия должностных лиц проводится служебная проверка, по результатам которой могут применяться меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности по общим нормам (ст.ст. 285. 286) и по специальным составам УК (ст.ст. 108. 137. 138. 139. 140. 183. 283. 284. 311. 320. 302. 304. 306 УК).

Судебный контроль за ОРД. С принятием в 1993 году Конституции РФ и законов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, суд приобрел самостоятельные полномочия по проверке соблюдения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и иной деятельности ОРО (хотя и не указан в ст. 20 ФЗ об ОРД).

Судебный контроль осуществляется по следующим направлениям:

- контроль при выдаче разрешений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих отдельные конституционные права и свободы граждан:

- контроль по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

- контроль по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

- контроль по жалобам граждан об отказе оперативно-розыскных органов представить сведения, полученные при проведении ОРМ.

Отсюда следует то, что суд не может осуществлять контрольные функции за ОРД без наличия обращения оперативно-розыскного органа либо граждан (в случае возникновения конфликтной ситуации). Суд осуществляет свои полномочия, когда необходимо проконтролировать ограничение конституционных прав и свобод граждан путем выдачи разрешения на такую деятельность или восстановить незаконно нарушенные права и свободы граждан и организаций. Иными словами, суд является инструментом самоограничения государства и выполняет роль арбитра между действиями государственных органов и гражданами.

Контроль при выдаче разрешений на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Только суд наделен правом давать разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, таких как негласное обследование жилища, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. При необходимости проведения какого-либо правоограничительного мероприятия руководитель оперативно-розыскного органа утверждает постановление-ходатайство в суд о его проведении.

В Законе не установлено, суд какого звена полномочен рассматривать ходатайство ОРО. По рекомендации Пленума Верховного Суда от 24.12.1993г. к ним отнесены Верховные суды субъектов РФ и Военные суды округов. Однако и районные (городские) суды, военные суды гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов. Материалы ОРО рассматриваются уполномоченным судьей (суда обшей юрисдикции) единолично (может консультироваться у председателя суда) и незамедлительно (не занятый в судебном заседании судья должен, в рабочее время, принять их немедленно без какой-либо очереди). При рассмотрении ходатайства о проведении ОРМ судья обладает широким объемом полномочий, касающихся проверки законности проведения мероприятия, его обоснованности, излагаемых обстоятельств дела. Он вправе потребовать («могут представляться») дополнительные материалы, обосновывающие проведение ОРМ.

По результатам рассмотрения ходатайства судья принимает решение (выносит постановление) о разрешении конкретного оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в даче санкции на его проведение. Постановление, заверенное гербовой печатью суда, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением всех представленных материалов.

При отказе судьи в проведении ОРМ ходатайствующий оперативно-розыскной орган вправе обратиться с тем же вопросом в вышестоящий суд. причем не с жалобой об отмене решения судьи, а для рассмотрения вопроса по существу. Судья несет ответственность за законность и обоснованность своего решения, мотивированность выносимого постановления.

Закон прямо не обязывает судью следить за тем, достигло ли своей цели санкционированное мероприятие. Вместе с тем, суд уведомляется за три месяца до уничтожении материалов, отражающих результаты данных ОРМ. что позволяет ему дать оценку обоснованности проведения мероприятий, не приведших к ожидаемым результатам.

Контроль по жалобам граждан о нарушении их конституционных прав. Согласно ст. 5 ФЗ об ОРД лицо, полагающее, что действия оперативно-розыскных органов привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать их в суд. Данная норма отражает общеправовую норму, предусмотренную ст. 46 Конституции РФ о гарантированной судебной защите прав и свобод каждого гражданина. Жалобу в суд на действия оперативно-розыскных органов может подать любое лицо или организация, по мнению которых нарушены их права и интересы и причинен определенный ущерб. Судебное обжалование действий (бездействия) и решений органов государственной власти - ОРО проводится в порядке гражданско-процессуального законодательства (Глава 25 ГПК), хотя на практике нередко данный вопрос рассматривается на основании норм Главы 16 УПК - о порядке обжалования процессуальных решений участниками уголовного судопроизводства.

По результатам судебного рассмотрения жалобы суд выносит два вида решения: о признании действий должностных лиц ОРО незаконными и необоснованными с требованием устранить нарушения закона или отказывает в удовлетворении жалобы.

В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность проведения оперативно-розыскных мероприятий возлагается на соответствующий ОРО. Со вступлением решения в законную силу суд направляет свое решение оперативно-розыскному органу, который в течение месяца должен сообщить в суд об исполнении решения.

Контроль по жалобам граждан об отказе оперативно-розыскных органов предоставить сведения, полученные при проведении ОРМ. Указанный вид контроля является частным случаем обшего судебного контроля при рассмотрении жалоб граждан. Статья 24 Конституции РФ гарантирует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Порядок предоставления гражданину сведений о полученной в отношении него информации в ходе проведения ОРМ специально регламентирован ст. 5 ФЗ об ОРД.

Если лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке (в возбуждении уголовного дела отказано либо дело прекращено в связи отсутствием события или состава преступления), располагает фактами проведения (должен подтвердить) в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает (доказывать не обязан), что при этом были нарушены его права, то оно вправе истребовать от ОРО сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и сохранения государственной тайны. В случае если ему будет отказано в предоставлении запрашиваемой информации или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. При этом оперативно-розыскной орган обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, и доказать обоснованность отказа. В случае признания необоснованности отказа в предоставлении заявителю необходимых сведений, судья может обязать предоставить их в полном объеме.

Вместе с тем. Законом предусмотрено ограничение предоставления оперативно-розыскным органом сведений при осуществлении судебного контроля:

- о лицах, внедренных в преступную среду;

- о штатных и нештатных негласных сотрудниках и конфидентах:

- об используемых силах, средствах, тактике и методах негласных ОРМ.

Прокурорский надзор за ОРД. В задачи прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью входит обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокурора в сфере надзора за ОРД определены совокупностью норм ФЗ «О Прокуратуре РФ» и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», приказа Генерального прокурора «Об организации надзора за исполнением ФЗ об ОРД», рядом инструкций.

Согласно ст. 29 ФЗ «О Прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов оперативно-розыскными органами является соблюдение прав и свобод граждан, соблюдение установленного порядка проведения ОРМ. законность принимаемых решений (о заведении и прекращении ДОУ. проведении ОРМ. представлении результатов ОРД. правовой защите сотрудников), а также рассмотрение жалоб на действия ОРО.

В отличие от судебного контроля, прокурорский надзор проводится не только по жалобам и заявлениям граждан, а постоянно, в плановом и во внеплановом порядке, с учетом состояния законности и правопорядка. В случае поступления жалоб граждан по поводу незаконных действий должностных лиц оперативно-розыскных органов прокуратура истребует все материалы, касающиеся данной жалобы, и проводит проверки.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью по территориальности осуществляют уполномоченные на то прокуроры, т.е. только те работники прокуратуры, на которых специальными приказами возлагаются соответствующие полномочия (в городских и районных — сам прокурор). На них оформляется допуск к гостайне и возлагается обеспечение зашиты сведений, содержащихся в рассматриваемых документах и материалах.

Согласно законодательству и нормативным актам прокурор вправе:

- требовать от оперативно-розыскных органов ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ:

- знакомиться с подлинниками оперативно-служебных документов, включая дела оперативного

- учета, материалы проведения ОРМ с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию;

- проверять законность проведения и прекращения конкретных ОРМ:

- проверять своевременность и обоснованность представления результатов ОРД органам предварительного расследования, необходимость принятия мер безопасности:

- опротестовывать противоречащие закону приказы и распоряжения руководителей ОРО:

- в случае обнаружения незаконных действий и решений вносить представления и требовать устранения нарушений закона.

Прокурор не может:

- вмешиваться в организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий и иные вопросы, касающиеся оперативной работы;

- давать указания о целесообразности проведения тех или иных оперативно-розыскных действий (но можно говорить о собирании определенных сведений, о постановке конкретных задач для установления обстоятельств дела);

- требовать представления сведений о лицах, внедренных в преступные группы, о штатных и нештатных негласных сотрудниках и конфидентах без их письменного согласия.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность (невыполнение требований, воспрепятствование деятельности).

В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности. Документы, надзорные производства и журналы учета хранятся в опечатываемых сейфах и помещениях в соответствии с Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности от 21.12.2007 г.

 

 

Контрольные вопросы к Лекции № 17

1. Правовая основа, субъекты и значение контроля в обеспечении законности.

2. Формы контроля.

3. Прокурорский надзор за осуществлением оператив­но-розыскной деятельности.

4. Формы прокурорского надзора.

5. Полномочия прокурора.

6. Типичные нарушения законности в практике опера­тивно-розыскной деятельности и пути их устранения.

7. Сущность, правовая основа и значение судебного кон­троля в обеспечении законности при осуществлении ОРД.

Рекомендуемая литература к Лекции № 17

1. Авдеев С.С. Актуальные вопросы ОРД. Конспект лекций. Петрозаводск, 2009.

2. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». Москва: Деловой двор, 2009.

3. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009.

4. Прокурорский надзор: методические указания / сост. О.П. Копылова. – Тамбов: Изд-во Тамб. техн. ун-та, 2010.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...