Тема № 13. Стадии процесса оперативно-розыскной деятельности
Стадии процесса ОРД.Оперативный поиск, его сущность и значение. Стадия оперативного расследования, обеспечиваемая разведывательно-поисковой работой сотрудников оперативных подразделений, является ключевой (исходной) в структуре оперативно-розыскного процесса, обеспечивающего выявление, предупреждение, пресечение или раскрытие тайных с элементами маскировки противоправных деяний. Ее цель заключается, как правило, в получении оснований и поводов для начала предварительной, а затем и последующей (в виде оперативной разработки) оперативной проверки. При этом могут добываться и сведения необходимые для нейтрализации криминогенных факторов, об оперативной обстановке в регионе, отрасли экономики и т. п., то есть требующиеся органам государственной власти для успешного осуществления своих функций. Правовой аспект оперативно-аналитического поиска. В Федеральном Законе об ОРД нет упоминания об основаниях и поводах, позволяющих вести оперативное расследование, то есть разведывательную работу в социально-аномальной среде. Помимо этого отсутствует регламентация основных аспектов этой стадии оперативно-процессуальной деятельности. Только в абзацах 1, 3 ст. 2 Федерального Закона об ОРД имеется упоминание о задачах ОРД, связанных с выявлением оперативно-розыскной информации. Структурное обеспечение функции оперативно-аналитического поиска. Ключевое место в системе оперативно-розыскных органов занимают оперативные подразделения криминальной милиции органов внутренних дел. Это, в первую очередь, аппараты уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономической преступностью. Они функционируют в составе территориальных, транспортных и специальных ОВД. Специфичными по своим функциям оперативными аппаратами криминальной милиции являются оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения. В последние годы, учитывая распространение наркобизнеса, в криминальной милиции сформированы аппараты по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Особое место в системе оперативных аппаратов ОВД занимают оперативные подразделения по борьбе с организованной преступностью и оперативные аппараты органов уголовно-исполнительной системы. Оперативные подразделения криминальной милиции ведут оперативно-аналитический поиск информации, которая необходима для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц, их совершивших, а также для обнаружения граждан, скрывающихся от дознания, следствия, в том числе бежавших из ИВС, СИЗО, ИУ, а также для обнаружения без вести пропавших граждан. Что же касается оперативных подразделений органов уголовно-исполнительной системы, то они осуществляют пенитенциарную разведку: во-первых, для обеспечения правопорядка в СИЗО, ИУ, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений режима и преступлений; во-вторых, в интересах содействия криминальной полиции и иным органам, осуществляющим ОРД по обнаружению среди заключенных и осужденных лиц, причастных к ранее нераскрытым преступлениям. Таким образом оперативно-аналитический поиск информации о разнообразных противоправных и иных деяниях должен быть надлежащим образом обеспечен структурно за счет создания соответствующих оперативных подразделений и определения их компетенции в этой сфере. Для эффективного осуществления как оперативно-аналитического поиска, так и иных стадий оперативно-розыскного процесса оперативные подразделения имеют форму управления, отдела, отделения, бюро и т. п. Речь идет об оптимальном построении оперативной службы, занятой сбором, анализом и доведением разведывательной информации до заинтересованных лиц, служб, органов и организаций, ее использованием согласно нормам оперативно-розыскного закона.
Данная структура будет оптимально функционировать при соблюдении следующих положений: - личный состав подразделения криминальной разведки должен быть сгруппирован так, чтобы обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, поставленных как перед этой структурой в целом, так и перед каждым его работником, взятым отдельно; - возлагаемая на руководителя подразделения ответственность должна быть максимально ясна, определена и закреплена в нормативных документах; - орган, устанавливающий обязанности этого должностного лица, обязан предоставить ему соразмерные полномочия, которые могут применяться так, как этот руководитель сочтет необходимым (аналогично и относительно сотрудников подразделения); - руководитель этого формирования должен иметь право и средства контроля за работой подчиненных им лиц, с тем, чтобы проверять выполнение указаний и принимать меры к совершенствованию работы; - начальник может иметь в своем подчинении только такое число лиц, которым он способен руководить без особого напряжения. Деятельность всех подразделений и должностных лиц формирования должна быть максимально координирована и гармонично направлена к осуществлению общих целей формирования. Разведывательно-поисковая работа начинается с постановки цели. Конкретные цели разведывательно-поисковой работы формируются на основе анализа имеющихся в распоряжении оперативного подразделения сил, средств и расчета по их наиболее полному использованию адекватно задачам, предусмотренным оперативно-розыскным законодательством. Неиспользованная часть ресурсных возможностей представляет собой, во-первых, с ретроспективной точки зрения, прямые экономические и социальные потери, во-вторых, с перспективной точки зрения — резервы повышения эффективности работы подразделения, осуществляющего оперативно-разведывательный процесс. Разумно полагать, что постановка конкретной цели — это результат качественного изучения проблемной ситуации, которая тесно связана с условиями деятельности субъекта государственного криминального или частного сыска. При этом одной из наиболее часто встречающихся ошибок в определении целей является подмена их объемом работы. Формулировка конкретных целей в виде объема работы может привести к тому, что наилучшим достижением цели становится, как ни странно, наибольший объем работы. Увеличение объема выполняемой работы далеко не всегда может способствовать достижению конечных результатов оперативной деятельности.
Стратегическая информация представляет собой данные и сведения, отражающие способы и методы совершения противоправных деяний, «болевые» точки криминалитета, тенденции и намерения в различных сферах уголовной активности (терроризм, заказные убийства, наркобизнес и проч.). Сфера деятельности представителей социально-аномальной среды постоянно изменяется и скорость этих перемен увеличивается. Это обусловливает рост числа стратегических решений в области борьбы с противоправными деяниями при одновременном увеличении сложности прогнозирования их последствий и возрастании риска совершить ошибку. Эти обстоятельства предопределяют важность стратегической информации в оперативно-розыскном процессе — без этих данных невозможно принимать обоснованные решения и планировать ответные соответствующие действия органов охраны правопорядка, служб безопасности экономических объектов. Стратегические сведения включают в себя не только совокупность фактов, отражающих реальную ситуацию в сфере охраны правопорядка, но и результаты аналитических исследований. Это, в конечном счете, позволяет формулировать выводы относительно основных аспектов складывающейся оперативной обстановки как на региональном, так и национальном, а также — международном уровнях. При этом аналитический этап исследования стратегической информации можно определить как стадию логического синтеза отдельных элементов информации, внешне не обладающих реляционными отношениями, в систему информации целевой направленности. Конечным «продуктом» этого этапа является новое знание, определяемое не как конкретный факт или элемент информации (данных), но как результат изучения, проверки, оценки и обобщения последних. Актуальность стратегической информации сохраняется на временном интервале от одного года и более.
В большинстве случаев стратегическая информации не предназначена для обеспечения оперативно-розыскных подразделений вспомогательной информацией по конкретному делу. Ее роль сводится к информированию органов и руководителей верхнего звена управления информацией с целью повышения обоснованности принятия рациональных решений по иммобилизации социально-аномальной среды с учетом финансовых возможностей, имеющихся сил и средств, а также предусмотренным оперативно-розыскным законом полномочий сотрудников оперативных органов. Трудно переоценить роль стратегической информации при анализе процессов и явлений, связанных со сферой и инфраструктурой социально-аномальной сферы, в частности, с такой ее формой, как транснациональная организованная противоправная деятельность. Преступные организации сегодня во всем мире разворачивают трансграничные операции не только в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка, но и для того, чтобы избежать столкновений с правоохранительными органами. Неоднозначность систем уголовного правосудия в различных государствах означает, что степень риска пресечения противозаконной деятельности конкретных лиц или сообществ в значительной степени определяется местом их базирования. Поэтому они стремятся обосноваться в наиболее «безопасных» для себя регионах, чтобы оттуда заниматься поставками нелегальных товаров и услуг, получая при этом максимальные прибыли. Объем противоправной деятельности такого рода приобретает столь глобальный характер, что позволяет говорить о возникновении так называемых транснациональных организованных криминальных сообществ, располагающихся в одной стране, а действующих в другой или одновременно в нескольких странах с «благоприятными» для них возможностями и рыночной конъюнктурой. Такие формирования оказывают все более заметное влияние на мировой экономический процесс, играют определяющую роль в запрещенных законом сферах и получают доходы, превышающие порой размеры валового национального продукта некоторых развивающихся и развитых стран. Хотя такие организации могут вкладывать средства также в законные предприятия и заниматься легальным бизнесом, но противоправная деятельность является для них определяющей.
Подобного рода транснациональную деятельность можно охарактеризовать как «форму коммерческой деятельности, осуществляемую «полузаконными» и противозаконными средствами, с использованием угроз и физического насилия, вымогательства, коррупции, шантажа и иных методов принуждения, а также путем привлечения запрещенных товаров и услуг». Отличительной особенностью указанных транснациональных организаций является все более частое вступление их в стратегические коалиции. Для законных корпораций такие союзы позволяют наиболее рационально использовать накопленные знания и опыт, производить сбыт продукции. Транснациональные криминальные объединения заключают подобные соглашения по аналогичным причинам. Они дают возможность сотрудничать с укрепившимися на местах преступными организациями, помогают обойти закон, снижают степень риска, обеспечивают использование надежных каналов распределения продукции и извлечение доходов на рынках сбыта. В настоящее время правоохранительные службы, осуществляющие борьбу с международной криминальной деятельностью, за счет подготовки стратегической информации: - исследуют и обеспечивают пресечение сфер деятельности современных транснациональных криминальных формирований; - выявляют и контролируют различные постоянно изменяющиеся проблемы, создаваемые транснациональными криминальными структурами; - акцентируют усилия на тех видах транснациональной криминальной деятельности, которые считаются наиболее опасными и вызывают наибольшую тревогу; - определяют проблемы, вытекающие из существующих или проявляющихся различий между отдельными странами в их понимании и оценке криминальной деятельности; - изучении вопросов, связанных с неадекватной степенью разработки законодательной базы в различных государствах; рассматривают проблемы, касающиеся расширения или перемещения деятельности транснациональных преступных организаций из одних стран в другие со слабыми защитными механизмами; - изучают условия, способствующие росту и расширению сферы указанных транснациональных организаций, включая социальные, экономические и политические факторы, структурные особенности их деятельности; - поэтапно разрабатывают единую концепцию борьбы с этим явлением и вырабатывают глобальную стратегию более эффективного межгосударственного взаимодействия и т. п. Тактическим данным, добываемым в ходе криминальной разведки, в отличие от стратегических присущ операциональный характер. Они собираются для проведения конкретных акций, спланированных оперативными подразделениями против конкретных организаций и лиц. При этом задачи и общий план проведения предстоящего оперативно-розыскного мероприятия определяются заранее. Поэтому разведданные предназначены для обеспечения оптимального выполнения ОРМ. Например, в случае изучения определенного сообщества оперативно-аналитический поиск должен обеспечить сотрудников оперативного подразделения, проводящих соответствующую тактическую операцию, данными о численности этой структуры — объекта ОРД, контролируемых ею зонах, ее лидерах, направлениях преступного промысла, функционерах в органах исполнительной власти, материально-техническом обеспечении и др. Кроме того, тактические сведения важны для определения целесообразности дальнейшей работы по сбору дополнительной информации. Актуальность тактических сведений может сохраняться в течение полугода. Помимо стратегических, тактических в оперативно-розыскном процессе выделяют и оперативные данные. Оперативные данные представляют собой информацию о расследуемой противоправной деятельности и могут использоваться для осуществления конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Отличительной особенностью этих данных является достаточно четкая «привязка» их по месту и времени к криминальным ситуациям в социально-аномальной среде. Поэтому наиболее ценные сведения такого рода приближены к получению фактических данных, имеющих значение для формирования доказательственной базы по уголовным делам могут непосредственно приводить к аресту подозреваемого объекта ОРД и предъявления ему обвинения. Оперативные данные «стареют» довольно быстро — в интервале от нескольких часов до нескольких дней. Оперативно-аналитический поиск обусловлен тайным характером процесса подготовки и совершения, прежде всего, противоправных деяний. Профессионально действующий при их подготовке человек максимально защищает себя: во-первых, совершенствуя свой криминальный профессионализм; во-вторых, используя контрразведывательные приемы. Преодолеть этот барьер, проникнуть за него можно только разведывательным путем, так как криминалистика и уголовный процесс в данных ситуациях менее результативны, а порой и бессильны. Оперативно-аналитический поиск в оперативно-розыскной деятельности имеет три варианта. Первый — это разведывательно-поисковая работа в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды как стадия оперативно-розыскного процесса по выявлению и раскрытию тайных маскируемых противоправных деяний. Второй — это поиск среди криминально активных категорий лиц и их окружения в интересах раскрытия преступления-инцидента, обнаружения разыскиваемых лиц. Третий — сбор информации об определенных гражданах в профилактических целях. Правовым основанием первого и второго вариантов являются абзацы I, III ст. 2 Федерального Закона об ОРД, аналогичных норм оперативно-розыскных законов других стран. Основанием третьего — ч. II ст. 7 Федерального Закона об ОРД. Сбор сведений в ходе оперативно-аналитического поиска ведется как открытыми (гласными), так и секретными (тайными, негласными) способами (методами), применяемыми в работе с обладателями оперативно-розыскной информации. Информация открытым путем (OSI — Open Source Information) в сфере криминального сыска поступает, как правило, по трем основным каналам: частные физические лица; оперативные сотрудники и материалы подготовленных ими отчетов по результатам непосредственно проведенных ими ОРМ. Другие открытые, т. е. публично доступные носители информации, из которых в ходе оперативного поиска можно почерпнуть сведения, представляющие оперативный интерес (книги, газеты, журналы, телевидение и радиовещание, официальные сообщения и документы государственных учреждений и служб, публикации научных конференций и симпозиумов, рекламные и выставочные материалы и др.). Если собранные открытыми способами данные свидетельствуют о том, что готовится, совершается или будет совершено противоправное деяние, конкретное лицо или группа лиц потенциально опасны для общества, то для получения более подробной информации о характере преступной деятельности и личности представителей сферы и инфраструктуры социально-аномальной среды оперативные службы могут использовать тайный сбор значимых сведений в указанной сфере и инфраструктуре. Скрытый метод предназначен для разоблачения особо опасных для общества лиц и их сообществ, а также в ходе решения иных проблем, например, связанных с обеспечением безопасности предпринимательства, изучения рынка. Например, для получения информации о конкурентах в сфере современного предпринимательства могут использоваться следующие методы: - сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты; - использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм; - биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы; - изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения закона); - замаскированные опросы и «выуживание» информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгресса (конференциях, симпозиумах); - непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно; - беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека на работу в свою фирму); - «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии; - найм на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации; - подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением; - использование агента для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента; - подслушивание переговоров, фирм-конкурентов; - перехват телеграфных сообщений; - подслушивание телефонных переговоров; - кража чертежей, образцов, документации и т. п.; - шантаж и вымогательство. Таким образом, наиболее вероятными каналами утечки информации являются: персонал, имеющий доступ к информации; документы, содержащие эту информацию (все типы носителей информации); технические средства и системы обработки информации, в том числе линии связи, по которым она передается. Подчеркнем, что основным каналом получения конфиденциальной информации являются люди (конфиденты), с которыми работает оперативный сотрудник подразделения (частный детектив), осуществляющий сыскную деятельность. По данным итальянских специалистов в области промышленной безопасности персонал любой компании состоит на 25% из честных людей, «которые остаются таковыми при любых обстоятельствах», на 25% — из людей, ожидающих удобного случая поживиться за счет интересов фирмы, и остальные 50 % — лица, «которые могут остаться честными или не останутся честными в зависимости от обстоятельств». Иными словами, 75% сотрудников компаний являются потенциальными конфидентами в интересах других компаний. Эта цифра говорит об исключительной важности работы с конфидентами. Подчеркнем, что в ходе разведывательно-поисковой работы должны сочетаться различные, взаимно дополняющие друг друга приемы, как гласного, так и тайного характера в строгом соответствии с оперативно-розыскным законом и национальным законом, регламентирующим частно-детективную деятельность. В этом случае эффективность оперативно-аналитического поиска повышается, а вероятность установить связь между подозреваемым лицом и противоправным деянием, проверить благонадежность партнера по бизнесу или выявить иные сведения существенно возрастает.
Контрольные вопросы к лекции № 13 1. Разведывательно-поисковая деятельность. 2. Сущность оперативного поиска. 3. Виды оперативно-розыскной информации, получаемые в ходе оперативного поиска. 4. Понятие аналитического поиска. 5. Понятие оперативной проверки. 6. Виды информационных массивов, формируемых по результатам оперативно-розыскного процесса. Рекомендуемая литература к лекции № 13 1. Епифанов С.С., Кленов С.Н. Специальная техника правоохранительной деятельности (теоретические, правовые и организационные аспекты) Курс лекций, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2007. 2. Авдеев С.С. Актуальные вопросы ОРД. Конспект лекций. Петрозаводск, 2009.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|