Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взращивай силу духа, чтобы защитить себя от неожиданных невзгод. Но не беспокой себя мрачными плодами воображения. Многие страхи порождаются усталостью и одиночеством.




 

Будь самим собой. Этих трех слов достаточно, чтобы преобразовать все человечество, они могут дать начало Новому человеку. Они имеют огромное значение. Прошлое человечества было непрерывным стремлением не быть самим собой; до сих пор священники, политики и педагоги говорили нам, чтобы мы были кем‑то еще. «Будьте Христом», – говорят они, и люди, пытающиеся быть Христом, становятся христианами. «Будьте Буддой», – говорят они, и люди, пытающиеся быть Буддой, становятся буддистами. Второй Христос пока не появился, как не появился и второй Будда, и никогда не появится. Это не в природе вещей.

История повторяется, Существование не повторяется никогда. История повторяется, потому что историю формирует бессознательное человечество. Существование никогда не повторяется, так как Существование – это не что иное, как божественность, творчество. Существование не повторяется, сознание не повторяется. Бессознательные состояния непременно повторяются, они движутся по кругу. Они движутся и движутся по одному и тому же кругу, они все эффективнее снова и снова делают одно и то же. И чем более эффективными они становятся, тем труднее им выйти за пределы известного.

Творческий человек всегда оставляет известное позади и движется в неизвестное. Повторять кого‑то другого – это не что иное, как притворство, нечестность, обман. Это прекрасно – знать Христа, прекрасно – любить Будду, прекрасно – понимать Лао‑цзы, однако безобразно и унизительно повторять их, быть имитаторами.

Но в течение столетий человека обуславливали быть кем‑то другим. Существуют правящие круги, которые против того, чтобы вы были самими собой. Эти правящие круги хотят, чтобы вы никогда не были самими собой, потому что они боятся всего нового – все новое кажется им опасным. Они спокойно чувствуют себя со старым, поэтому они говорят: «Старое значит золотое». Чем старее, тем лучше.

Индусы утверждают: «Наши священные писания самые старые, следовательно, самые лучшие». Они пытаются доказать, что их писания, Веды, гораздо старше, чем считают историки. Ученые‑историки заключают, что им не более пяти тысяч лет, но индуистские шовинисты верят, что им, по меньшей мере, девяносто тысяч лет. Это – по меньшей мере, но возможно, что они еще старше.

Откуда это стремление доказать, что «наша религия очень древняя»? …Потому что старинное – это более ценное, оно было более ценным и в прошлом. Новое осуждалось, так как не принималось правящей верхушкой.

Иисус был опасен для иудеев, потому что они придерживались определенного образа жизни, следовали Моисею, повторяли Моисея, пытались быть копиями пророков Ветхого Завета. А тут пришел этот парень, Иисус, который начал говорить вещи, идущие вразрез с традицией, обычаем.

В Ветхом Завете сказано: «Око за око»; это самый главный закон. Если кто‑то бросит в вас кирпич, ответьте, кинув в него булыжник. Если кто‑то выбьет вам глаз, выбейте ему оба глаза… убийство за убийство, насилие за насилие. Иисус же говорит: «Если кто‑то ударит вас по одной щеке, подставьте ему также и другую щеку, потому что Бог есть любовь». Но Бог Ветхого Завета не есть любовь. Бог сам провозглашает: «Я очень ревнивый Бог». Ну а ревность никогда не может быть любовью; ревность не может быть любящей. Бог Ветхого Завета говорит: «Запомните: я не ваш добрый дядюшка. Берегитесь, я очень ревнивый Бог! Если вы поклоняетесь кому‑нибудь еще, какому‑нибудь другому Богу, будьте готовы понести наказание – вечное наказание».

А Иисус говорит: «Возлюбите врагов своих, как самих себя». Иисус открывает новый горизонт. Каждый пробужденный мастер приносит с собой новый свет, новую вселенную, новую перспективу – и это оказывается проблемой. В остальном же Иисус был совсем не нарушителем спокойствия, а простым, невинным человеком.

Почему иудеи хотели, чтобы его распяли? Он сотрясал их основы, самые их основы. Они жили в соответствии с определенной идеологией, и присутствие этого человека было достаточным доказательством того, что они ошибаются. Он говорил о более высоких ценностях, о более высоких истинах. Были потревожены все основы государства и общества.

Иудеи были рабами, над ними господствовали римляне, и римляне вместе с иудеями сговорились убить Иисуса. Это убийство совершили не только иудеи; запомните: в случае с распятием Иисуса пятьдесят процентов преступления было совершено иудеями, и пятьдесят процентов было совершено римлянами – так как римляне обладали политической властью, а иудеи, конечно, руководствовались религиозной традицией. Священники и политики вместе организовали заговор. В известной степени они были врагами, потому что римские завоеватели не были дружелюбны к порабощенным, а порабощенные не испытывали дружеских чувств к завоевателям. Но в том, что касалось Иисуса, и те и другие были единодушны: этот человек должен быть уничтожен, ведь он подрубал сами корни обеих структур – религиозной и политической.

Но сейчас Иисусу подражают, и странная ирония заключается в том, что он был убит римлянами, которые теперь итальянцы, а их центром стал Ватикан. Странно, но очень показательно; в каком‑то смысле, это не просто случайность. Как только Иисус стал частью государственной структуры, проблема исчезла; его имя начало функционировать точно так же, как имя Моисея. До него говорили: «Уподобься Моисею». Теперь они начали говорить: «Уподобься Иисусу». Теперь христианство само стало частью правящей верхушки. Те же самые люди, которые убили Иисуса, начали ему поклоняться!

И это происходило почти по всему свету. Это случилось с Махавирой, это случилось с Буддой, это случилось с Лао‑цзы, это случилось с Нанаком, это случилось с Магометом – им поклонялись те же самые люди. Это не другие люди – это то же самое бессознательное человечество…

Можно сделать один вывод: бессознательное человечество всегда поклоняется установившейся структуре, потому что оно с ней хорошо знакомо. А такой человек, как Иисус, или Будда, или Кришна, – незнакомец. Он не принадлежит общепринятому, он не принадлежит бессознательному, он приходит как будто из другого мира. Он говорит на другом языке, он приносит новое послание – а массы боятся идти в непознанное, в неизведанное. Они цепляются за старое, за прошлое, за мертвое. Они поклоняются мертвому и разрушают живое.

Чтобы навсегда сохранить эту глупую идеологию, каждому говорится, что он должен быть кем‑то другим. Это очень сильно помогает правящим структурам по двум причинам. Прежде всего, пытаясь быть кем‑то другим, вы превратите свою жизнь в хаос, так как вы никоим образом не можете быть кем‑то другим – это невозможно, вы можете быть только самими собой. Поэтому, пытаясь быть кем‑то другим, вы будете отвлекаться от вашего подлинного существа, ваша энергия будет растрачиваться впустую. Вы будете в постоянном конфликте с самими собой, вы будете в состоянии гражданской войны. Ваш ум будет на стороне прошлого, а ваше сердце будет продолжать говорить: «Будь самим собой». Но ум производит так много шума, что вы не услышите сердца. Вы будете разделены, вы станете шизофреничными: одна часть будет двигаться в одном направлении, а другая – в противоположном. Вы всегда будете пребывать в состоянии перетягивания каната. Ваша жизнь будет напряженной, беспокойной, полной страданий.

А человека, живущего в страданиях, легко поработить, потому что его энергия всегда растрачивается. У него больше нет энергии для мятежа. Чтобы быть мятежным, нужна энергия, нужно быть источником энергии. На самом деле, чтобы быть мятежником, нужна переполняющая энергия, потому что вы будете сражаться против миллионов, вы будете сражаться против очень древней традиции. Вы будете сражаться со многими и многими правящими кругами, а они – могущественные люди. Богачи, религиозные и политические деятели, те, кто господствует в обществе и эксплуатирует его, – они непременно должны быть могущественными. А вы будете бессильными, настолько бессильными, что не сможете даже поднять голову. Вы не сможете сказать «нет», вы не сможете постоять за себя.

Поэтому, с одной стороны, это очень искусная психологическая стратегия для разрушения вашей энергии. Это похоже вот на что. Посмотрите на быка – у него есть энергия. Вы не можете запрячь быка в телегу, это опасно. Если вы запряжете в телегу двух быков, это очень опасно. Прежде всего, будет почти невозможно удержать их на дороге – такие они могучие. Они могут побежать в поля – если они увидят какую‑нибудь корову, симпатичную корову, они забудут о вас и о вашей телеге, и все пойдет кувырком! Сначала быков нужно кастрировать. Когда бык кастрирован, он уже не то же самое животное; вол – это отдаленное подобие быка. Он слаб, его энергии были разрушены. Теперь его можно поработить – это так просто.

И чтобы кастрировать людей, используется такая стратегия: ваши родители вам говорят, ваши учителя вам говорят, все вокруг постоянно вам говорят: «Будь Буддой, будь Кришной, будь Иисусом, будь Заратустрой», но никогда не говорят: «Будь самим собой». Это психологическая кастрация: они создают внутри вас чувство вины – если вы будете самими собой, вы будете чувствовать себя виноватыми. И вы никогда не сможете быть тем человеком, которым пытаетесь быть, но в этом усилии энергия растрачивается, и их цель достигается. Ваша жизнь будет несчастной, потому что вы можете ощущать радость, только если являетесь самими собой.

Роза прекрасна, танцуя на ветру, под солнцем, под дождем, поскольку она не растратила себя в попытках быть лотосом. Лотос прекрасен по той же самой причине. Ромашки прекрасны, все цветы прекрасны по той простой причине, что они являются самими собой. Представьте розу, пытающуюся стать лотосом. Рано или поздно она окажется в кабинете психоаналитика, она сведет себя с ума, у нее поедет крыша! В попытках быть лотосом вся ее энергия будет растрачена, и она даже не сможет быть розой. Или, если это все‑таки будет возможно, то это будет очень невзрачная роза – без цвета, без аромата, без танца, без песни.

Вы можете видеть это повсюду: люди выглядят такими грустными, такими обремененными, как будто они несут на своих плечах горы. И они действительно несут психологический груз, они были обременены – и обременены намеренно.

И когда ребенку постоянно твердят, что он не должен быть самим собой, что он никудышный… Родители говорят: «Я буду любить тебя, только если ты будешь вести себя определенным образом» – то есть так, как они хотят, в соответствии с их представлениями. Ребенку нужно выжить, поэтому ему приходится слушать своих родителей. Все дети, как и розы, прекрасны, маленькие дети до трех лет – они прекрасны. Вы можете видеть, что радость переполняет их, что их энергия бьет через край. В том, что касается энергии, вы не можете состязаться с ребенком.

В одном американском университете проделали эксперимент. Знаменитому борцу, человеку огромной силы, сказали, что он должен смотреть на маленького мальчика и делать все то, что делает этот ребенок. «Если ребенок прыгает – прыгайте; если ребенок бежит – бегите; если ребенок начинает кататься по земле – катайтесь по земле. Делайте все то, что делает ребенок. Если ребенок кричит – кричите, если ребенок хихикает – хихикайте. Просто подражайте этому ребенку».

Через три часа борец лежал пластом! Он сказал: «Я больше не могу. Этот ребенок сведет меня с ума!» А ребенку все это очень понравилось: увидев, что взрослый дядя ему подражает, он стал делать очень много того, чего никогда не делал раньше. Он стоял на голове, он придумывал множество разных вещей, просто чтобы посмотреть, сможет ли этот человек их сделать. Через три часа ребенок был так же полон энергии, как и раньше, и он спросил: «Ты что, больше не играешь? Почему?»

Вы не можете следовать за ребенком – его переполняет энергия. Но мы начинаем его ограничивать, отрезать кусок за куском. Мы начинаем создавать вокруг ребенка маленькую тюрьму – психологическую. Постепенно‑постепенно ребенок сжимается, все больше и больше оказывается запертым в клетке. К тому времени, когда он оканчивает университет, он уже туп, зауряден, лишен энергии, набит всевозможными дурацкими идеологиями – полон дерьма. И все то, чем он был, утрачено. Теперь он лишь имитатор, копия.

В Дезидератах содержится великое послание: будь самим собой. Таково послание всех просветленных. Будда говорит: «Будьте светом для самих себя». Это было его последнее высказывание. Лежа на смертном одре, он открыл глаза и передал свое последнее послание человечеству: «Будьте светом для самих себя… никому не подражайте».

Во‑первых, подражание делает вас слабыми; во‑вторых, оно делает вас несчастными. Слабыми и несчастными – именно такими хотят вас видеть правящие круги. И они изобрели такой превосходный трюк, что если вы не очень разумны, то непременно попадетесь – кто же не захочет быть подобным Иисусу? Эта идея захватывает. Кто же не захочет быть Буддой? Это гипнотизирует. Будда – это красота, чистая красота, чистая благодать. Кто же не захочет быть Буддой?

Поэтому ребенок не может сказать родителям или учителям, что они неправы. Это привлекательно даже для его здравого смысла, это кажется разумным, обоснованным. И это производит одно чрезвычайно вредное действие: заставляет вас ненавидеть себя. Вы не можете любить себя, и чем больше вы терпите неудачу в попытках быть другим человеком, тем больше вы себя ненавидите.

Я наблюдал за тысячами людей, я долгое время работал с тысячами людей, и мое собственное наблюдение состоит в том, что очень редко встречается человек, который себя любит.

Иисус говорит: «Любите врагов своих, как самих себя»… И вы думаете, что это очень трудно – любить своих врагов. Нет, не трудно. Настоящая трудность в том, чтобы любить себя, уважать себя, принимать себя такими, какие вы есть, безоговорочно. И это – начало революции, начало трансформации.

Все мое учение может быть сжато в эти два слова: «Будьте собой».

Только вчера я цитировал Морарджи Десаи, сказавшего, что ему осталось осуществить лишь одно свое амбициозное желание: познать бога и достигнуть высот истины. Что плохого сделал бог Морарджи Десаи? Почему тот должен искать бога? Разве не достаточно познать самого себя? Нужно ли человеку познавать бога? Зачем? Для чего? И что вы будете делать, даже если вы познаете бога? Вы будете такими же глупыми, как и сейчас, – даже если вы встретитесь с богом, что вы собираетесь сделать? Вы скажете: «Привет, как дела? Прекрасная погода сегодня!» Что еще? Что вы в действительности собираетесь делать? Познавая бога, вы не познаете самих себя, а как невежественный человек, не знающий самого себя, может познать бога?

Подлинный ищущий не интересуется богом, он хочет познать себя. Это самое основное – познать себя, так как из этого возникает все знание, весь свет. Если человек познает самого себя, он познает и бога. Фактически, только познавая самого себя, человек становится способным познать Предельное, потому что в самой сердцевине вашего существа присутствует Предельное. Но религии говорят: «Познай Бога, старайся осознать Бога!» Это снова стратегия, та же самая стратегия – отвлечь вас от самих себя.

И люди, подобные Морарджи Десаи, думают, что они религиозны; они совсем не религиозны. У религиозного человека есть только одно страстное желание… помните, это не амбиция, это страстное желание. Существует различие, огромное различие между амбицией и страстным желанием. Амбиция принадлежит уму, страстное желание принадлежит сердцу. Они относятся к различным центрам.

Когда вы в кого‑нибудь влюбляетесь, это не амбициозное желание. Вы чувствуете боль в сердце, не в голове. У вас нет головной боли! Я никогда не слышал, чтобы кто‑нибудь, влюбившись, чувствовал головную боль, но сердечную боль, несомненно, чувствовал каждый влюбленный. Сердечная боль… это совершенно другое явление. Всякий раз, говоря о любви, вы прикладываете руку не к голове, вы прикладываете руку к сердцу. Ваше тело лучше вас знает, где именно располагается этот центр. Сердце страстно желает, жаждет, стремится – но амбициозного желания нет.

Морарджи Десаи – это несчастный политик; ему знаком лишь язык амбиций. Сейчас он осуществил одно свое амбициозное желание – стать премьер‑министром Индии; в Индии нет более высокого поста, чем пост премьер‑министра. Теперь, когда он стал премьер‑министром, единственное амбициозное желание, которое осталось в его уме политика, – это желание познать бога.

Это очень странно. Прежде всего, откуда вы знаете, что бог существует? Если вы до сих пор не знали бога, как у вас может возникнуть амбициозное желание познать бога? Абсолютно несомненно одно – что «я существую». Вы не можете отрицать самих себя, так как само ваше отрицание будет доказывать, что вы есть.

Есть некоторые вещи, которые невозможно отрицать. Например, вы сидите у себя дома и кто‑то спрашивает: «Ты дома?» Вы не можете сказать: «Меня нет». Если вы скажете: «Меня нет», это будет достаточным доказательством того, что вы дома. Если вы лежите с закрытыми глазами и кто‑нибудь спрашивает: «Ты бодрствуешь?» – а вы отвечаете: «Нет, я крепко сплю», это достаточное доказательство того, что вы бодрствуете, что вы не спите. Есть некоторые вещи, которые невозможно отрицать, поскольку само их отрицание доказывает обратное.

Один из великих западных философов Декарт несколько лет работал над тем, чтобы найти нечто неоспоримое, нечто, в чем невозможно сомневаться. Только то, в чем невозможно сомневаться, может стать основанием убедительной философии, и в конце концов он решил: «Я – это единственное, что невозможно отрицать, в чем невозможно сомневаться, потому что даже сомневаться в этом – значит подтверждать это».

Тому же самому учат Сократ, Будда, Дезидераты … Сократ говорит: «Познай самого себя». Это одно и то же – «будь самим собой» или «познай самого себя». Знание того, кто вы есть, поможет вам быть самими собой, а попытки быть самими собой помогут вам узнать, кто вы есть.

Рамана Махариши, один из величайших мастеров нашего времени, говорил своим ученикам: «Я учу вас только одной мантре: „Кто я?“ Глубоко идите в это „Кто я?“ – не просто повторяя, но ощущая, переживая это. Пусть эта мантра станет экзистенциальным вопросом, а не просто словами, пусть все ваше существо станет вопросом „Кто я?“ Пусть эта мантра, как стрела, пронзит вас».

Как только вы познаете себя, вы познаете все, а познать все означает познать бога. Бог – это не человек, с которым вы должны встретиться. Бог – это качество. Но первое, основное, что нужно, чтобы ощутить это качество, – это знание самого себя.

Морарджи Десаи также говорит: «Я хочу достигнуть высот истины». Тот же самый язык политика, тот же самый ум политика: «высот истины». Это желание быть выше, чем все остальные, и к этому примешивается также нечто бессознательное. Он говорит: «Я еще не постиг истину во всей полноте, не постиг ее и Махатма Ганди».

Прежде всего, истина не может быть разделена на части. Вы не познаете истину по частям, истина не постигается постепенно. Либо вы знаете, либо не знаете. Вы не можете сказать: «Я знаю лишь немного истины». Это невозможно. Это так же невозможно, как невозможно сказать, что дуга – это «немного круга». «Круг» означает целое, если нет совершенного круга, то это вообще не круг.

Истина неделима, вы не можете постигать ее частями, раз за разом. Поэтому осознание истины происходит внезапно, не постепенно. Это не происходит так, будто сначала вы приобретаете один килограмм истины, затем другой килограмм истины, и так далее, и тому подобное. Либо она у вас есть, либо ее у вас нет. Это радикальная трансформация, это мутация.

Это точно так же, как то, что вы либо живы, либо мертвы. Вы не можете сказать: «Я лишь немного жив». Это невозможно. Если вы немного живы, то вы полностью живы – вы живы.

Он говорит: «Я еще не постиг истину во всей ее полноте». Истина всегда полная, целая. И неожиданно он упоминает Махатму Ганди, прорывается что‑то подсознательное: «…не постиг ее и Махатма Ганди». Потому что это его главное желание – уподобиться Махатме Ганди. Все усилия… вся его жизнь была стремлением стать подобным Махатме Ганди. Поэтому неожиданно он вспоминает, что нет необходимости беспокоиться – Махатма Ганди тоже не достиг истины во всей ее полноте. Он хочет быть еще одним махатмой.

Махатма Ганди не только не постиг истину во всей ее полноте – он вообще не был на правильном пути. Он тоже старался уподобиться Кришне. Он сказал: «Шримад Бхагавадгита – это моя мать». Он хотел стать подобным Кришне, но потерпел неудачу – каждый неизбежно терпит неудачу в таком деле, – и он был разочарован, глубоко разочарован из‑за этого. Вся его жизнь была стремлением стать совершенным, но думал он при этом всегда о ком‑то другом.

Одно время он даже размышлял о том, чтобы стать христианином, поскольку Христос его очень привлекал, и он хотел быть Христом. Он читал Толстого, Раскина и Торо, а все они были известными христианами – лишь христианами, помните, – и они произвели на него очень сильное впечатление. И он стал думать о том, не стать ли ему христианином.

Он родился в Гуджарате, где очень велико влияние джайнской философии. Даже индусы в Гуджарате почти джайны. И с самого своего детства он видел джайнских монахов. Они и их идея о ненасилии произвели на него очень сильное впечатление. Он хотел стать Махавирой – но это опять кто‑то другой.

Тогда же он познакомился с джайнским ученым Шриматом Раджчандрой и тот произвел на него очень сильное впечатление. Ганди говорит: «Эти три человека – мои великие учителя: Шримат Раджчандра…» Шримат Раджчандра – это джайнский ученый. Я называю его ученым, так как он не реализовавшийся человек. Он знает все о священных писаниях, он цитирует писания, но он не познал себя. «Второй мой учитель, – говорит Махатма Ганди, – это Толстой…» Толстой очень любил Христа, пытался уподобиться Христу и потерпел неудачу, полную неудачу, и жил в страдании. Очень немногие люди жили в таких страданиях, в каких жил Толстой. Вся его жизнь была агонией, он не пережил ни единого момента экстаза. Подражатели ничего о нем не знают. И далее он говорит: «Мой третий учитель – это Генри Торо…» Генри Торо также пытался уподобиться Христу.

Они сами были подражателями, а Махатма Ганди пытался подражать подражателям – копия копии. А Морарджи Десаи – это копия копии копии! Он пытается быть Махатмой Ганди.

Как раз сегодня утром я наткнулся на еще одно его высказывание. Он говорит: «Я абсолютно верю в Бога, и это я считаю своим величайшим достижением».

Этот ум всегда говорит о достижении, амбициях, высотах. Он всегда жаждет власти. И как все это глупо! С одной стороны, Десаи говорит: «У меня есть амбициозное стремление познать Бога». Он не познал Бога, уж это‑то несомненно. С другой стороны, он говорит: «Я достиг абсолютной веры в Бога, и это мое величайшее достижение». Как вы можете иметь абсолютную веру во что‑то, чего вы не знаете? Должно быть, ваша вера где‑то подавляет ваши сомнения. Отсюда слово «абсолютная» – он сам боится. Просто слово «вера» не годится, вера должна быть абсолютной, она должна быть полной, она должна быть безусловной. Это высказывание показывает, что существует сомнение, иначе достаточно просто веры, нет необходимости говорить: «абсолютная вера». Разве вера может быть неабсолютной?

Когда вы говорите женщине: «Я тебя люблю», этого достаточно. Вы не добавляете: «Я люблю тебя абсолютно, я люблю тебя безусловно, я люблю тебя полностью, всецело!» Если вы произнесете все эти эпитеты, то она может почувствовать, что чего‑то не хватает, – зачем такое подчеркивание?

Это некий бессознательный страх.

 

Чревовещателя, путешествующего в дебрях Бразилии, подвозил на запряженной волами телеге очень молчаливый бразилец. Чтобы прервать молчание, чревовещатель решил немного подшутить над ним.

– Слушай, приятель, ты знаешь, что твой буйвол умеет разговаривать? – спросил он у бразильца.

Тот ему не поверил, но в этот момент буйвол с ним заговорил. Бразилец удивился. Затем мимо прошла лошадь и сказала: «Доброе утро». Затем появилась корова и тоже что‑то произнесла.

Вслед за этими животными на дороге показалась очень красивая белая коза. Грациозно двигаясь, коза остановилась прямо у телеги, уставилась на бразильца и начала что‑то говорить. Но бразилец тут же прервал ее и сказал чревовещателю:

– Не верь ей, она ужасная лгунья!

 

Вот такой страх!

Такие люди, как Морарджи Десаи, продолжают ходить по одному и тому же дурацкому кругу – абсолютная вера во что‑то, чего он не знает, единственное честолюбивое устремление, связанное с тем, чего он не знает, заявление, что он достиг маленького кусочка истины – как будто истину можно разделить. Но, в некотором отношении, он представляет обыкновенное, бессознательное человечество. Он типичный его представитель; именно так продолжают думать и вести себя миллионы людей.

И глубинная причина, лежащая в основе всего этого, состоит в том, что в течение тысяч лет вас постоянно обуславливали и гипнотизировали, вам постоянно говорили: «Не будь самим собой». Это не говорилось слишком прямо, это говорилось иносказательно: «Будь Буддой, будь Христом, будь Магометом». Но слышали ли вы когда‑нибудь, чтобы ваши родители говорили вам: «Просто будь самим собой»? Ни один родитель никогда не скажет этого ни одному ребенку по той простой причине, что он сам боится: если ребенку позволить просто быть самим собой, он может стать непослушным. Возможно, он начнет делать вещи, которые идут вразрез с представлениями родителей. Возможно, он начнет жить жизнью, которая не соответствует правилам, не является общепринятой. Возможно, он превратится в бунтаря. Лучше подавить этот бунт в самом зародыше.

Поэтому в мире так много страдания, в нем совсем нет смеха и нет любви – ведь если вы не можете любить себя, как вы можете любить кого‑то еще? Первый человек, которого следует полюбить, – это вы сами. Пока вы не полюбите сами себя, пока любовь не случится внутри вас, она не сможет излучаться и достигать других. Человек, у которого внутри темнота, не может быть светом для других. Только человек, у которого есть свет в самом себе, способен излучать также немного света и для других.

Все человечество живет в глубоком, глубоком сне.

 

Мисс Гамбиони – новая пациентка, и весьма привлекательная. Врач записывает ее имя и личные данные, а затем говорит:

– Чтобы определить, что с вами не в порядке, мне придется произвести тщательный осмотр. Пожалуйста, разденьтесь полностью.

– Хорошо, док, – говорит красавица‑итальянка, – но только, чтобы я чувствовала себя комфортно: вы первый!

 

Ваше бессознательное продолжает прорываться в ваше сознание. Если вы некоторое время внимательно понаблюдаете, то осознаете, что спите, – может быть, вы даже услышите, как вы храпите!

 

Пьяный, пошатываясь, входит в пивную в восточной части Лондона и заказывает джин. Тут его рвет прямо на маленькую собачку, сидящую рядом со стойкой бара. Приносят его выпивку, и в момент ясности, когда крепкий напиток обжигает горло, он смотрит вниз и, видя собачку, покрытую рвотной массой, бормочет себе под нос:

– Странно! Не помню, чтобы я это ел!

 

Молодой монах приходит к проститутке и говорит:

– Я ничего не знаю о сексе. Можешь меня научить?

– Хорошо, – говорит проститутка, – но это будет стоить тебе пятьдесят фунтов.

Он соглашается и платит вперед. Она раздевается, потом раздевает его, просит его лечь и говорит, что начнет с позиции «шестьдесят девять». Забираясь на него, она случайно пукает ему в лицо.

– Извини! – говорит она и, усевшись на него, опять пукает.

– К черту все это! – кричит монах, выбираясь из‑под нее.

– В чем дело? – спрашивает проститутка.

– Ну, – отвечает монах, – я думаю, что не вынесу это еще шестьдесят семь раз!

Человека принуждали оставаться бессознательным, его принуждали оставаться в глубокой дреме. Вас многими хитроумными способами довели до того, что вы остаетесь опьяненными властью, деньгами, престижем, славой, именем. Все это – различные виды опиума. Власть так опьяняет людей, деньги так опьяняют людей. Амбициозное желание – это самый опьяняющий напиток из всех, когда‑либо придуманных.

В Дезидератах сказано:

 

Будь самим собой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...