Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация производства услуг и процесса их оказания




 

Основой производственного процесса является технологический процесс.

В зависимости от назначения производственные процессы подразделяются на:основные, вспомогательные и обслуживающие.

Основные производственные процессы предназначены для непосредственного изменения формы или состояния материала продукции.

Вспомогательные производственные процессы обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов; в результате появляется продукция, потребляемая на предприятии в основном производстве (изготовление и ремонт

Обслуживающие производственные процессы обеспечивают основные и вспомогательные процессы услугами, необходимыми для их нормального функционирования (транспортные, складские и пр.).

Основные, вспомогательные и обслуживающие производственные процессы имеют специфические особенности и связанные с этим разные тенденции развития. Состав основных, вспомогательных и обслуживающих процессов образует структуру производственного процесса (рис. 7.1).

По степени автоматизации (в зависимости от применяемых средств труда) выделяют ручные, механизированные (машинно-ручные и машинные), автоматизированные и автоматические производственные процессы.

Рис. 7.1. Структура производственного процесса на предприятии

По характеру прохождения производственные процессы подразделяются на непрерывные и периодические.

В непрерывных процессах технологические операции выполняются без перерывов по ходу производственного процесса, т.е. технологический процесс непрерывен.

В периодических процессах выполнение технологических операций прерывается транспортными или вспомогательными операциями, т.е. все операции протекают последовательно.

Непрерывные процессы имеют большие преимущества по сравнению с периодическими: сокращается время производства продукции, максимально используется оборудование во времени, появляется возможность комплексной механизации и автоматизации производства, повышается качество продукции благодаря стабилизации технологических режимов и др.

Все это приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции. Организация производственного процесса состоит в создании рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, обеспечивающего наименьшее время его осуществления.

 Технологический процесс– часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Кроме технологических основных операций процесс производства основной продукции включает ряд вспомогательных операций (транспортировка, контроль, сортировка продукции и т.д.), назначение которых – способствовать выполнению основных операций.

Производственный процесс состоит из трудовых и автоматических процессов, а также естественных процессов, не требующих, как правило, затрат труда (например, время на охлаждение отливок, осушка после покрытия поверхности лаком).

Специализация -это форма разделения труда. На уровне предприятия используются несколько видов специализации:

- предметный – за структурным подразделением предприятия закрепляется производство определительного вида продукции, выполнение определенного вида услуг;

- подетальный – закрепление за структурным подразделением изготовления отдельных узлов и деталей, изделий;

- технологический– закрепление за структурным подразделением определенной стадии технологического процесса.

Кооперирование – объединение и установление рациональных взаимосвязей между цехами, следующие виды внутрипроизводственного кооперирования:

- между предприятиями и его филиалами;

- между цехами основного производства;

- между цехами и участками основного и вспомогательного производства;

- кооперирование труда.

Кооперирование труда – важнейшая форма внутрипроизводственного кооперирования. Это совместное участие людей в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Основной формой кооперирования труда является производственная бригада.

Организация производственного процесса и процесса оказания услуг во времени

Показателем, характеризующим размещение производственного процесса во времени, является длительность производственного цикла выполнения услуг.

Длительность производственного цикла – период времени от момента запуска исходных материалов в производство до сдачи готового изделия на склад (производство новых товаров по заказам клиента). Для услуг по восстановлению потребительских свойств изделий (товаров) длительность производственного цикла можно определить как период времени от начала процесса выполненной услуги до его окончания.

Если оказание услуг осуществляется через сеть приёмных пунктов, то ТО.У.будет увеличиваться за счет времени транспортировки заказов с приёмного пункта к месту выполнения услуги и обратно. Длительность (ТО.У.) срока выполнения заказов можно сократить не только за счет

1) уменьшения Т П.Ц., но и благодаря

2) использованию прогрессивных форм обслуживания клиентов;

3) соответствующему оснащению процессов приёма и выдачи;

4) повышению квалификации персонала и др.

Принципы рациональной организации производственного процесса

. Специализация. Предполагает ограничение разнообразия элементов рабочих процессов и рабочих центров на основе стандартизации, нормализации, унификации конструкций изделий, нормализации и типизации технологических процессов и средств технологического оснащения. При этом ограничивается разнообразие выполняемых рабочими центрами технологических функций

Параллельность. Предполагает совмещение во времени, т. е. одновременность выполнения различных частичных или полных рабочих процессов. Этому способствует, в частности, многоместное (одновременно в одной точке) и многоканальное (параллельно в разных точках) обслуживание.

 

 

 

Непрерывность. Предполагает сокращение времени перерывов в ходе рабочего процесса вплоть до их полного устранения, а также отсутствие разрывов в пространственной цепи взаимодействующих рабочих центров.

Пропорциональность. Предполагает сбалансированность пропускной способности всех последовательных звеньев технологической цепи и элементов ресурсного обеспечения. Каждая часть рабочего процесса должна иметь пропускную способность (производительность), соответствующую потребностям полного процесса.

Прямоточностъ. Предполагает организацию движения каждого предмета по рабочим позициям технологического процесса таким образом, чтобы обеспечить кратчайший (в пространстве и времени) путь, без возвратных и встречных перемещений, без излишних пересечений с маршрутами других предметов. Это сокращает объем грузоперевозок, время транспортировки и пролеживания предметов, потребность в транспортных средствах и технологическом оборудовании.

Ритмичность. Предполагает повторяемость выпуска определенного количества продукции и выполнения определенного объема работ по всей технологической цепочке через определенные интервалы времени. Интервал времени между запуском-выпуском двух следующих одна за другой единиц продукции (партий, работ) называется ритмом. Ритм устанавливается на календарный период (несколько часов, смена, сутки, неделя, месяц, квартал, год) исходя из спроса (потребности) на продукцию в данном периоде. Работа с установленным ритмом предполагает выполнение на каждом рабочем месте строго определенного по составу и объему комплекса работ

Интегративность. Предполагает системную интеграцию составляющих для достижения целей системы с максимальной эффективностью. Достигается за счет системной организации и интегрированного управления всеми частичными процессами в системах производства (сервиса).

Гибкость. Предполагает проведение внутренних изменений в системах производства/сервиса с максимальной эффективностью. Обеспечивает возможность реакции системы на разнообразные изменения в ее внутреннем состоянии (например, сбои в ходе работ) или во внешней среде (например, колебания спроса). Чем больше гибкость системы, тем шире диапазон разнообразных изменений, на которые в состоянии отреагировать система.

Адаптивность. Предполагает приспособление систем производства (сервиса) к изменениям во внешней экономической среде с максимальной эффективностью. Достигается посредством внутренних изменений в системе. Чем адекватнее система реагирует на текущее состояние внешней среды (спрос, налогообложение, конкуренцию, научно-технический прогресс и т. д.), тем более она адаптивна. Особое значение имеет точность соответствия предложения спросу по номенклатуре, объему, качеству, срокам, месту, стоимости поставки товара и сопутствующего сервиса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...