Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности организации деятельности предприятий сферы сервиса




Современные подходы к менеджменту предусматривают приоритетную роль человека, его потребностей в социально-экономическом развитии общества. Целью любой организации является удовлетворение этих потребностей, запросов и, несомненно, извлечение при этом прибыли. Особую значимость в решении этих проблем имеет сфера услуг как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих функции обслуживания, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности. Сфера услуг – элемент, непосредственно формирующий социально-экономические условия. Рынок услуг – одна из разновидности товарного рынка, развивающийся в рамках общих законов рыночной экономики, подчиняющейся этим законам. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических черт, обуславливающих особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.Существующие два способа оказания услуг (в форме товара или в затратах труда) обусловливают их деление: материальные - связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделий; нематериальные - направленные непосредственно на человека или окружающие его условия.

Рынок услуг является одной из разновидностей товарного рынка, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономике и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. К основным особенностям рынка услуг, как правило, относятся:

-высокая динамичность рыночных процессов, обусловленная характером спроса на услуги;

-территориальная сегментация, которая выражается в том, что формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий зависит от характеристик территории, охваченной конкретным рынком;

-локальный характер услуг, т.е. рынок услуг имеет четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируется отличный от других, сходные между собой социально-экономические характеристики;

-высокая скорость оборота капитала, которая является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг;

-высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюктуры, которая обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг;

-специфика процесса оказания услуг, которая обусловлена наличием личного контакта производителя и потребителя;

-высокая степень дифференциации услуг, которая связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги;

-неопределенность результата деятельности по оказанию услуги, поскольку окончательная оценка качества предоставление услуги возможна только после ее потребления.

Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней должны занимать услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т.е. услуги сферы сервиса.

Существующие 2 способа оказания услуг (в форме товара или в затратах труда)

Обуславливают их деление на:

1. Материальные - связанные с созданием новых и восстановлением утраченных потребительских стоимостей изделия;

2. Нематериальные - направленные непосредственно на человека или окружающие его условия.

При оказании нематериальных услуг их производства и потребление совпадает во времени. Такие услуги, целевой функцией которых является удовлетворение личных потребностей населения, принято считать потребительскими. Это услуги парикмахерских, бань,

Предприятия могут существовать как в условиях рыночной экономики, так и централизованно-управляемой. Поэтому можно выделить признаки, определяющие предприятия, как независимые, так и зависимые от экономической системы

На каждом предприятии производственные факторы (ресурсы, человеческий труд) должны взаимодействовать друг с другом, чтобы обеспечить выпуск продукции или услуг. При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных производственных ресурсов. Поэтому в соответствии с экономическим признаком предприятие может свои результаты:

1)максимизировать 2) минимизировать – определенный объем выпуска продукции или услуг должен быть реализован при наименьшем расходовании производственных ресурсов;

3) оптимизировать – затраты и результаты находятся в определенном оптимальном сочетании.

Любое предприятие должно быть в состоянии финансового равновесия: своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.

Предприятия сферы сервиса обладает рядом признаков:

- единство цели предприятия;

- наличие единого коллектива персонала предприятия;

- наличие прав юридического лица;

- единая система учета;

- единая система планирования деятельности предприятия.

Для предприятий характерно наличие производственно- технического, организационного и социально - экономического единства.

Производственно – техническое единство означает, что предприятия оказывают услуги в номенклатуре, соответствующей специализации предприятия; оно имеет необходимые материальные условия для своей деятельности; средства труда и рабочую силу соответствующую квалификации.

Предприятие сферы сервиса как производственная система.

Преобразовательные процессы в производственной системе ориентированы на реализацию возможностей предприятия (экономического потенциала) в виде конечного продукта и результатов деятельности. Каждый элемент преобразовательного процесса, составляющий производственную систему, выполняет соответствующую, характерную только для этого элемента, конкретную задачу:1) Организация рациональных процессов выполнения услуги позволяет эффективно использовать ресурсы предприятия и выполнять услуги с минимальными трудозатратами,качественно, и установленные сроки. 2) Формирование оптимальной структуры предприятия способствует экономному использованию ресурсов (физических и финансовых), более быстрому прохождению заказов по всем статям производственного цикла. 3) Важной составляющей экономического потенциала является человеческий капитал. Особенности труда работников данной сферы предъявляют и соответствующие требования к формам организации рабочих мест и формам стимулирования труда, использующихся на данном предприятии сервиса. 4) Предприятие сферы сервиса должны умело и успешно конкурировать на рынке себе подобных. Система управления качеством услуг должна быть исключительно ориентирована на интересы потребителей, должна затрагивать все подразделения предприятия и быть приемлемой для всего персонала - предприятия в целом, 5) Бесперебойная и эффективная работа предприятия сервиса возможна только при условии наличия хорошо развитой (модернизированной) производственной инфраструктуры –подразделений,6) Планирование на предприятии (сферы сервиса) - процесс прогнозирования, разработки и установления на предприятии системы количественных и качественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия.7) Планирование, являясь одной из ведущих функций управления, характеризуется следующими свойствами: общее осмысление будущего; прогнозирование условий среды; оценка ресурсов предприятия; Основные задачи на уровне предприятия:Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях. Готовность к реакции на изменения во внешней среде. Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожидан-ных ситуаций. Обеспечение четкого взаимодействия между всеми подразделением предприятия и исполнителями.

Современный подход к организации рассматривает любое предприятие как систему. Общепризнано определение системы как целого, созданного из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Для любой системы характерны такие свойства:

- система стремится к самосохранению;

- система имеет потребность в управлении;

- в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Экономические системы обладают рядом особенностей, отличающих их от технических и иных систем. К их числу можно отнести:

- нестационарность (изменчивость) отдельных параметров систем и стохастичность ее поведения;

- уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях;

- наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным тенденциям;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

- способность и стремление целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

Возникновение той или иной производственной системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию или услуги, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению спроса населению.

Производственная система может рассматриваться на уровне предприятия в целом, отдельного цеха, участка, рабочего места. На всех этих уровнях в состав производственной системы включаются:

- Технические ресурсы (степень прогрессивности и гибкости технологических процессов выполнения услуг, возможности их дальнейшего совершенствования, наличие инновационных разработок по новым видам услуг);

- Кадровые ресурсы (профессиональный, квалификационный, демографический состав персонала, способность его к профессиональному росту, адаптация к изменениям целей производственной системы);

- Пространственные ресурсы (размеры и характер производственных площадей, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и д.р.);

- Ресурсы организационной структуры управления (гибкость и адаптивность управляющей системы, качество принятия управленческих решений, экономичность структуры и т.п.);

- Информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность повышения ее качества: достоверность, насыщенности, ценности информации);

- Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и д.р.).

В результате взаимодействия всех компонентов входящих в производственную систему, формируются новые свойства системы в целом. Эти свойства отражают такое понятие, как эффект целостности системы.

Экономический потенциал предприятия определяется его реальными возможностями в той или иной сфере экономической деятельности. При этом не только реализованными возможностями, но и нереализованными по каким-либо причинам.

Возможности любого предприятия во многом зависят от имеющихся у него ресурсов и резервов (экономических, социальных), не задействованы в производстве. Поэтому потенциал предприятия характеризуется также и определенным объемом ресурсов и резервов как вовлеченных, так и не вовлеченных в производство, но подготовленных к использованию в нем.

Обладание ресурсами является необходимым, но недостаточным условием для успеха в любом бизнесе. Необходимо умение распорядиться имеющимися ресурсами, что является задачей номер один в любом бизнесе.

Виды предприятий сферы сервиса.

1. Форма собственности

А) Частное индивидуальное предприятие - принадлежит гражданину на праве собственности.

Б) Частное семейное предприятие – принадлежит членам семьи на праве общей долевой собственности или в другом порядке, предусмотренном договором между ними.

В) Частное юридическое лицо – предприятия с долевым капиталом, принадлежащим частным лицам в виде паев или пакетов акций.

Г) Государственное - учреждается органами управления РФ или ее субъектов. Имущество предприятия является федеральной собственностью или собственностью субъекта федерации.

Д) Муниципальное – Учреждается органами местного самоуправления. Имущество предприятия образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов и других законных источников.

Е) Предприятия со смешанной формой собственности – имущество принадлежит в виде пакетов акций государству и частным лицам РФ.

2) Наличие прав юридического лица.

А) Юридические лица

Б) Предприятия без образования юридического лица.

3)Вид юридического лица (организационно-правовая форма предприятия)

А) Хозяйственное общество - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

- Акционерные общества (АО) - участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в приделах стоимости принадлежащих им акции.

-Открытое акционерное общество (ОАО) – вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом или иными правовыми актами.

-Закрытое акционерное общество (ЗАО)- распределяет акции только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – их капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

-Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере стоимости их вкладов, определяемой учредительными документами ОДО

Б) Хозяйственное товарищество- коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредители (участников) уставным (складочным) капиталом.

В) Производственный кооператив (артель)- Добровольное объединение граждан

Г) Государственное унитарное предприятие (ГУП)- коммерческая организация,

4) Уровень специализации

А) Специализированные предприятия сферы сервиса - предприятие, оказывающие сервисные услуги одной отраслевой группы. Например, предприятие химической чистки и крашение одежды; парехмахерская; фотопредприятие; преприятияия автосервиса и т.п.

В) Комплексные предприятия сферы сервиса – предприятия, оказывающие сервисные услуги различных отраслевых групп. Например, дом бытовых услуг, центры бытовых услуг «Мультисервис»; предприятия по изготовлению и ремонту швейных и трикотажных изделий и др.

5) Мощность предприятия

А) Микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия, крупные предприятия – параметрами, которые характеризуют мощность предприятия сферы сервиса, могут быть численность работников, годовой оборот капитала, объем выручки, размеры производственной площади, пропускная способность (парикмахерские, фотоуслуги).

6) Форма организации

А) Предприятия с цеховой структурой –Б) Предприятия с бесцеховой структурой

7) Тип производства

А) Предприятия с единичным типом производства - Предприятия сферы сервиса, выполняющие различные виды услуг по индивидуальным заказам клиентов

Б) предприятия, сочетающие единичный и серийный типы производства

Модель экономического потенциала любого предприятия определяется следующими факторами:

− объемом и качеством имеющихся у него ресурсов

− способностями сотрудников

− способностями менеджмента

− инновационными способностями

 Порядок организации, реорганизации и ликвидации предприятия.

Организация предприятия строится на основе законов Российской Федерации, нормативных актов, регулирующих их деятельность, в зависимости от формы собственности на имущество.

Необходимость создания нового предприятия сферы сервиса обосновывается экономической целесообразностью, материальными и иными условиями, нужными для учреждений нового предприятия, возможностью выполнения важнейших целей предприятия – удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах и извлечение прибыли.

В российской практике используются следующие основные методы организации новых предприятий:

- создание нового предприятия;

- покупка предприятия;

- приватизация государственного или муниципального предприятия:

- выкуп арендованного имущества.

Независимо от метода организации нового предприятия весьма важное значение имеет проведение серьезной подготовительной работы. Она включает такие основные этапы, как: обоснование целесообразности организации нового предприятия; выбор вида юридического лица(организационно – правовой формы) предприятия; решение организационных вопросов; разработка бизнес – плана нового предприятия.

Регистрация предприятия:

- Изготовление печати и штампа предприятия;

- Регистрация предприятия;

- Передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр;

- Открытие постоянного расчетного счета в банке;

- Внесение участниками предприятия своих вкладов в банк;

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Реорганизация – передача прав и обязанностей юридического лица другому лицу в порядке правопреемства. Основными видами реорганизации предприятия являются: преобразование, слияние, присоединение, разделение, выделение.

Реорганизации предприятия сферы сервиса может быть осуществлена по решению его учредителей либо органа управления предприятием, уполномоченного на том учредительными документами. Реорганизация предприятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ и законами об отдельных видах юридических лиц.

Ликвидация – прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей к другому юридическому лицу.

Ликвидация юридического лица предусмотрена ст. 61 ГК РФ, при этом могут быть различные варианты.

Во – первых, предприятие может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в связи:

- с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

- с достижением цели его создания;

- с признанием судом недействительной его регистрации в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если нарушения носят неустранимый характер.

Во – вторых, предприятие может быть ликвидировано по решению суда, если деятельность предприятия осуществлялась без лицензии, либо осуществлялась деятельность, запрещенная законом либо с грубым нарушением закона.

В – третьих, предприятие ликвидируется вследствие признания юридического лица банкротом по решению суда либо добровольно по совместному с кредиторами ращению.

Общий порядок ликвидации юридического лица заключается в следующем:

- учредители предприятия или орган, принявший ращение о ликвидации предприятия, письменно сообщают о ликвидации юридических лиц;

- в государственный реестр юридических лиц вносится информация о том, что предприятие находится в процессе ликвидации;

- учредители предприятия или орган, принявший ращение о ликвидации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию;

- устанавливаются порядок и сроки ликвидации;

- ликвидационная комиссия публикует сообщение о ликвидации предприятия;

- ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации предприятия;

- после окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ при ликвидации предприятия требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия;

- в четвертую – погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого предприятия оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...