Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология выработки управленческих решений




Процесс выработки решения имеет определенную технологию, соблюдение которой способствует обеспечению необходимого уровня качества управленческого решения.

Под технологией принятия решений понимается совокупность последовательных приемов и способов для достижения цели.

В деятельности предприятия порой для разрешения управленческой проблемы требуется не единичное решение, а определенная последовательность действий. Поэтому принятие решения - это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру.

Процессом принятия решения является последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблемной ситуации и заключающихся в анализе сложившейся ситуации, генерации альтернатив решения, принятии решения и организации реализации его выполнения.

Профессионалами, занимающимися технологией выработки управленческих решений разработаны схемы, алгоритмы, модели принятия решений, представляющие собой совокупность последовательных действий. Сложность заключается в том, что универсального алгоритма принятия решения, который подошел бы для любой ситуации, не существует.

 

Типовой процесс принятия решений включает:

ü предварительное формулирование проблемы;

ü определение целей решения и выбор соответствующих критериев оптимальности;

ü выявление и установление ограничений;

ü составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;

ü сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;

ü точное формулирование поставленной задачи;

ü анализ и выбор метода решения задачи и разработку алгоритма решения;

ü разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;

ü оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;

ü принятие решения;

ü доведение решения до исполнителей;

ü выполнение решения и оценку результата.

Рассмотрим графическое отображение основных этапов принятия решений на схеме процесса принятия решений, которая состоит из нескольких взаимосвязанных блоков, раскрывающих последовательность процесса принятия решения (Рисунок 2, см. распечатку в раздаточном материале).

1. Анализ проблемной ситуации и постановка цели. В процессе осмысливания проблемы необходимо точно оценить ситуацию.

Наличие проблемы можно представить как критическое рассогласование между желаемым положением и реальным.

Индикатор проблемы - достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения.

При этом выделяют:

осознание проблемы - установление факта ее существования в результате контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для действий организации и ее менеджеров;

определение проблемы - ответ на вопросы: что действительно происходит в организации, каковы причины происходящего и что за всем этим стоит. Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.

В основу определения приоритета проблемы (ранжирования) могут быть положены следующие факторы:

ü последствия возникновения проблемы;

ü воздействие проблемы на организацию;

ü срочность разрешения проблемы и ограничения во времени;

ü мотивированность и наличие соответствующих способностей у участников;

ü возможность решения проблемы без участия менеджмента или в ходе решения других проблем.

Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию.

Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. Работа управляющего маркетингом, например, влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела исследований и разработок и любого другого человека в компании. В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей. Поэтому, как принято говорить, правильно определить проблему — значит наполовину решить ее, но это трудно применимо к организационным решениям. В результате, диагноз проблемы сам по себе часто становится процедурой в несколько шагов с принятием промежуточных решений.

Проблема носит функциональный характер, если она проявляется и, соответственно, может быть решена на уровне функций организационно-производственной системы, т.е. если ее решение возможно:

Ø при переходе на выпуск нового товара или услуги;

Ø при изменении рыночного сектора;

Ø при изменении положения и характера взаимоотношений с поставщиками, конкурентами, системой распределения;

Ø при изменении форм собственности;

Ø при изменении отраслевой принадлежности и других изменений, затрагивающих основы работы организационно-производственной системы.

Проблема имеет структурный характер и, соответственно, может быть решена при изменении структуры организационно-производственной системы, если ее решение еще не требует изменения функций, но уже не может быть достигнуто путем изменения числовых значений отдельных параметров. Необходимость в структурных изменениях может возникать:

Ø при изменении маркетинговой стратегии;

Ø при разработке нового товара, схожего с выпускаемым;

Ø при переходе на новый тип договорных отношений с существующими партнерами (оферта, лизинг, факторинг и т.п.).

Проблема носит параметрический характер, если она может быть устранена изменением только параметров организационно-производственной системы.

Необходимо помнить, что, как правило, изменение функций потребует больших ресурсов, чем изменение структуры, а изменение структуры - больших ресурсов, чем изменение параметров.

 

2 Определение характера и цели разрешения проблемы

После выявления проблемы определяется цель решения. Это один из важнейших этапов диагностики проблемы, поскольку от этого зависит выбор основных подходов к ее решению.

Целью решения условимся называть конкретный результат, который предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и в зафиксированный период времени.

Существует большое разнообразие целей, например, по сроку действия - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. К долгосрочным целям относятся стратегические цели, которые являются продолжительными. Цели стратегических решений определяют общее назначение организации, они декларируются в программе развития предприятия, уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем.

Пример целей стратегических решений:

добиваться 100%-го удовлетворения запросов каждого потребителя каждый день;

увеличить долю рынка до 70%;

проникать на новый рынок каждые 18-24 месяцев.

Цели текущих решений обычно называют оперативными. Они указывают, чем на самом деле в текущий период занимается организация. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Формой их выражения является план работы.

При постановке цели очень важным моментом является определение критерия выбора. Например, перед организацией стоит проблема выбора фирмы-поставщика материалов. В данном случае критериями могут являться: цена за единицу поставляемого материала; размер минимальных поставок; условия предоставления скидок и льгот; качество материалов; договорная дисциплина; условия транспортировки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...