Острый период респираторных заболеваний
Я думаю, не надо убеждать вас в том, что постановка диагноза целиком относится к компетенции специалиста, то есть врача. Следовательно, задержки с обращением к доктору быть не должно. И как только вы точно узнаете,, какой недуг вас постиг, немедленно открывайте соответствующий раздел изложенных ниже рекомендаций и приступайте к проведению оздоровительных физкультурных мероприятий. Грипп Грудной и ясельный возрасты. Основная задача: умело используя комплекс средств физической культуры и гигиенических мероприятий, создать организму ребенка благоприятные физиологические условия для борьбы с вирусной инфекцией. А это значит, что ЗО—40 мин надо поддерживать высокую температуру тела в условиях строгого постельного режима и затем искусно понижать ее холодным обливанием или купанием, надежно предупреждая тем самым перегревание организма, столь губительное для малышей. Таким образом, весь острый период болезни пройдет для организма в физиологически выгодных условиях, в результате наступит выздоровление. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, своевременное переодевание больного и перестилание его постели днем и ночью. Физкультурный уход за ребенком, больным гриппом, ведите по часовому циклу круглосуточно до наступления выздоровления, используя следующие средства. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание тела ребенка холодной водой из ковша, наполняемого из крана или заранее приготовленной емкости. Дозировка: н. — б ковшей, ф. — 8—10 ковшей. Промокание тела пеленкой или простынкой. Массаж грудной клетки, рук и ног — 4 мин. Основные
Приемы: поглаживание, легкое растирание, «тесто», «гусеничка». Укрыть ребенка фланелевой простынкой и провести массаж лица — 1—2 мин. Отнести ребенка голышом в ванную комнату и хорошенько умыть его холодной водой, по возможности промыть ему нос, попросить его прополоскать горло и дать выпить пару глотков воды. Грудному ребенку сделать ВЫЖл на груди в области 11—12-го ребер и диафрагмы 3 раза по 5—б с. Детям ясельного возраста сделать привычное ВЫЖ (лежа, сидя или стоя). Дозировка: н. — по 6—7 с, ф. — по 8—10 с — З—4 раза. Одеть ребенка, повязать ему на голову платок и уложить в постель под достаточно теплое одеяло, оставив открытым только лицо. Отдых лежа в постели до следующего купания. Методические замечания. При появлении обильного пота у больного ребенка, промокните влагу на лице и постойте рядом 8—10 мин, чтобы принять необходимые меры при возможном ознобе. По истечении этого времени совершайте купание или обливание. Хорошо, если ребенок будет стоять при этом в тазу, из которого его можно окатить в дополнение к обливаниям из ковша. Массаж лица, грудной клетки и конечностей предупредит отек слизистой носоглотки, нормализует состояние бронхов и легких, улучшит кровообращение и обмен веществ в организме. Выжимания обеспечат нужную глубину дыхания у больного. Возникший при этом кашель не должен вас пугать. Учитывая способность организма в состоянии лихорадки молниеносно отвечать на слабые холодовые раздражители отеком слизистой носоглотки, я настоятельно советую тщательно оберегать ребенка от случайного озноба. Справившись с этим, вы решите еще одну важную задачу; предупредите присоединение к основному заболеванию вторичной инфекции. Это значит, что не разовьются ни острый насморк, ни ангина, и если есть уже у ребенка хронические неспецифические очаги инфекции в придаточных пазухах носа, бронхах и легких, то и они не активизируются.
Физкультурный уход за больным хорош еще и тем, что в результате использования водных процедур во время болезни организм ребенка нисколько не теряет присущую ему закаленность, в то время как при обычном постельном режиме закаленность у ребенка полностью пропадает. Дошкольный возраст. В этом возрасте организм ребенка все еще не способен долго «терпеть» высокую температуру тела, которая обычно характерна для данного заболевания. Это учтено в рекомендациях. Основные задачи: применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму больного благоприятные условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить присоединение бактериальной дыхательной инфекции, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность и некоторую физическую активность ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия те же, что и в более младшем возрасте плюс диафрагмальное дыхание во время массажа грудной клетки и даже в постели, поскольку вы можете управлять действиями ребенка. Всю работу следует проводить в рамках 1—1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления, используя следующие мероприятия. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой из душа или ковша до наполнения таза. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию). Как вариант водной процедуры: не прибегая к теплой воде, сразу купайте больного в холодной ванне. Дозировка: н. — 2—3 мин (суммарно — стоять и лежать в ванне), ф — 4 мин или больше (по желанию больного). Промокание тела банным полотенцем. Одеть и обуть ребенка. Массаж лица в сочетании с водными процедурами — -2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки и рук — 5—б мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, «живот — грудь», «лопатки — руки», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание. ВЫЖс (предельно долго) — 6 раз. Уложить ребенка в постель, полностью защитив его от случайного озноба (укрыть, оставив открытым только лицо), сразу же растереть ему подошвы догоряча.
Отдых до начала следующего цикла. Во время отдыха сериями по 3 выражение диафрагмальных дыхания, с отдыхом в 3—4 мин в естественном дыхании, тренировать мускулатуру грудной клетки и брюшного пресса и нормализовать внешнее дыхание. Методические замечания. Методические замечания в основном те же, что и при занятиях с детьми более раннего возраста. Но есть и дополнение. Так, нужно объяснить ребенку, что необходимо следить за носовым Дыханием и появлением жара или обильного пота. Своевременное сообщение об этом и ваши направленные действия позволят избежать ошибок в домашней физкультурной программе. За весь острый период болезни ребенок, естественно, не должен получать никакой пищи (как правило, есть в этот период совсем не хочется), ему полезно только обильное питье. Школьный возраст. Острый период респираторных заболеваний у закаленных школьников протекает достаточно быстро, как правило, с высокой температурной реакцией организма, при вполне удовлетворительном самочувствии и без осложнений. При прочих равных условиях (занятия физкультурой в домашних условиях по указанным ниже рекомендациям) к незакаленным детям выздоровление приходит не столь быстро, в острый период отмечаются сравнительно пониженная температурная реакция, часто плохое самочувствие, а иногда и осложнения. Все это читатель должен понимать и стремиться к высокому качеству домашней физкультурной работы, чтобы выражение сокращалось количество дней болезни, а вместе с тем уменьшались бы и пропуски занятий в школе, равно как и непроизводительные потери им самим рабочего времени по больничным листам. При гриппе предстоит решать такие основные задачи: комплексным применением необходимых средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму больного благоприятные физиологические условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить возможное присоединение бактериальной инфекции, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность организма и провести весь острый период болезни при достаточной физической активности ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия остаются теми же, что и у дошкольников: холодная и теплая вода, массаж, диафраг-малы-юе дыхание и выжимания, своевременное переодевание больного и перестилание его постели, полный отказ от пищи на весь острый период (в практике — до 9 суток).
Физкультурные мероприятия должны проводиться по 1—1,5-часовому циклу и включать следующие процедуры. Смыть пот теплой водой с мылом. 2 мин. Обливание больного, стоящего в тазу, холодной водой ковшом или из душа до наполнения емкости. Затем присевшего ребенка облить из этого таза. Дозировка: н. — 3 раза, ф. — 5—б раз (по самочувствию). Отличный вариант этой водной процедуры — не пользуясь теплой водой (а у кого-то ее может и не быть), сразу обливайте больного холодной (колодезной или водопроводной) водой из ведра или таза или купайте в холодной ванне (н. — 2—4 мин суммарно, стоя или лежа в ванне, ф. — 4 мин или более (по желанию ребенка). Промокание тела банным полотенцем. При отсутствии лихорадки и удовлетворительном самочувствии побегать трусцой босиком — 3 мин. Если начнется озноб, сразу оденьте и обуйте ребенка. Массаж или самомассаж лица в сочетании с водными процедурами — 1—2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж или самомассаж грудной клетки — 6 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «лопатки — руки», «тесто», «гусеничка», похлопывание, выкручивание. ВЫЖс (н. — как можно дольше, ф. — до 10 с) — б раз. Массаж или самомассаж подошв — 2 мин. Уложить больного в постель, полностью защитив его от случайного контакта с холодовыми раздражителями. Обильное питье. Отдых до начала следующего цикла. Все это время упражняться в диафрагмальном дыхании. Методические замечания. Если после купания у больного самочувствие будет удовлетворительным, а пульс не выше 100—110 уд/мин, не откажите ему в удовольствии побегать трусцой. На третьей минуте бега посчитайте пульс за 5 с. Если результат превысит 10 ударов, заканчивайте бег, перейдите на ходьбу с диафраг-мальным дыханием (2—3 мин) — ив постель. Взрослые. Основные задачи: умелым применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий создать организму наиболее благоприятные физиологические условия для успешной борьбы с вирусной инфекцией, предупредить присоединение бактериальной Дыхательной инфекции и развитие других осложнений, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность.
Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки, сочетание естественного и выражение диафрагмального дыхания, ВЫЖс, ходьба, своевременное переодевание и перестилание постели, обильное питье и полный отказ от пищи. Все процедуры следует проводить в рамках 1—1,5-часового цикла круглосуточно до наступления периода выздоровления в следующем порядке. Смыть пот теплой водой и мылом. 2 мин. При отсутствии соответствующих условий растереть тело сухим банным полотенцем. Водные процедуры: холодная ванна (н. — суммарно 3—4 мин, стоя и лежа, ф. — 4 мин и более (по самочувствию); или холодный душ и обливание тела из таза (н. — 3 раза, ф. — 5—6 раз (по самочувствию); или холодный душ (н. — 2—4 мин (по самочувствию), ф. — 4 мин и более (по самочувствию); или обливание колодезной водой из ведра (н. — 2—3 раза, ф. — 4 раза и более (по самочувствию). Промокание тела банным полотенцем. Надеть свежее белье, лыжную шапочку. Ходьба босиком при отсутствии лихорадочного состояния — 1—2 мин. Надеть теплые носки и домашние туфли. Массаж лица в сочетании с водными процедурами -— 1—2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки — 6 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «тесто», похлопывание, точечная вибрация на межреберных промежутках, «гусеничка», выкручивание. ВЫЖс (предельно долго) — б раз. Лечь в постель, укрыться, оставив открытым только лицо. Отдых до наступления следующего цикла процедур. Периодически — выражение диафрагмальное дыхание и кашель. Методические замечания. Короткий путь от постели до ванной комнаты не грозит простудой — спокойно раздевайтесь и идите под душ. При растирании тела сухим банным полотенцем, если чувствуете недомогание, можно воспользоваться чьей-либо помощью. В ходе водных процедур в ванне хорошо сделать себе массаж лица, и тогда после купания он не понадобится. Иногда самочувствие больного после холодной ванны позволяет ему только дойти до постели, и в таких случаях массаж и выжимания нужно отложить до лучших времен, но обязательно растереть подошвы догоряча. Исключительно вазк' но в течение всего острого периода болезни не допускать озноба — вовремя менять пропотевшую шапочку или платок, поворачивать подушку и одеяло сухой стороной, даже кисти рук постоянно держать под одеялом. В случае озноба немедленно приступайте к новому циклу физкультурных мероприятий во избежание простуды. Аденовирусная инфекция Грудной и ясельный возраст. При постановке данного диагноза решать придется те же задачи, что и при гриппе, теми же средствами и по той же методике. Правда, есть и важное дополнение, которое касается необходимости часто воздействовать на слизистую глаз и носоглотки холодной водой. Это мощный и направленный удар по инфекции в места ее первичного внедрения в организм, Замечательно, что при этом конъюнктивит не развивается и насморк не усугубляется, а сам аденовирус в считанные дни или часы погибает. Дошкольный возраст. Все нужно делать, как и при гриппе. В дополнение необходимо как можно чаще промывать нос, полоскать горло и промывать глаза холодной водой. Школьный возраст. Физкультурную работу с больным нужно вести, как и при гриппе. В дополнение следует через каждые 20—30 мин тщательно и долго промывать глаза, нос и полоскать горло холодной водой. Взрослые. Полностью применяйте программу физкультурных действий, назначенную при гриппе, дополняя ее частым промыванием глаз, носа и полосканием горлахолодной водой. Простудные заболевания Так называемые простудные заболевания (насморк гайморит, отит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония) вызываются болезнетворной микробной флорой. Обычно закаленный человек застрахован от простуды, поскольку слизистая его носоглотки (где и происходит бактериальное внедрение в организм) при сильных и слабых холодовых раздражителях не отекает, остается все такой же упругой — настоящим биологическим барьером для болезненных горных микробов и их токсинов. Этого не скажешь о неженном тепличным режимом организме, в котором отек слизистой носоглотки возникает довольно часто и Долго сохраняется, а в таких случаях нельзя и мечтать о гранении здоровья — болезнь всегда тут как тут. Умело применяя комплекс физкультурных мероприятий, можно быстро победить недуг. Грудной и ясельный возраст. Основные задачи: применением комплекса средств физической культуры и гигиенических мероприятий в круглосуточном режиме обеспечить организму нормальные физиологические условия для борьбы с первичной инфекцией, предупредить распространение бактериальной инфекции в дыхательной системе ребенка и в его организме в целом, не допустить выраженного нарушения внешнего дыхания, сохранить закаленность организма. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия те же, что и при гриппе. Применять их следует в 1—1,5-часовом цикле. Массаж лица и доступные возрасту ребенка водные процедуры (умывание, промывание носа, полоскание горла, питье) — 3—4 раза. Купание или обливание, как при гриппе. Промокание тела простынкой или пеленкой. Массаж грудной клетки, рук и ног — б мин. Основные приемы: поглаживание, щадящее растирание (грудной ребенок) и растирание (ребенок ясельного возраста), «тесто», «живот — грудь», похлопывание, выкручивание (при бронхите и воспалении легких). Выжимания, как при гриппе. Одеть ребенка для бодрствования или уложить в постель с приподнятым изголовьем. Отдых — 10 мин. Массаж лица в сочетании с водными процедурами — 2—4 раза (до относительной нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки — 6—8 мин. Выжимания, как при гриппе. Отдых до начала следующего цикла процедур. Методические замечания. Простуда часто начинается острым насморком, поэтому в описанной методике так много места отведено массажу лица в сочетании с водными процедурами. В этом необходимо проявить особое мастерство и терпение, особенно если ребенок капризничает. Массаж грудной клетки, выжимания и диафрагмальный кашель, равно как и водные процедуры, успешно решают задачу нормализации внешнего дыхания и дренажа бронхов. К появлению мокроты у ребенка надо относиться без всякой паники, реагируя только проведением физкультурных мероприятий. Родители моих воспитанников многократно добивались того, что мокрота отходила в считанные минуты или часы абсолютно без применения фармакологических средств, чем защитили своих детей от лекарственной аллергии. Помните — гортанный кашель всегда вреден, а естествен и полезен организму только диафрагмальный. Поэтому при спонтанном кашле необходимо фиксировать верх груди ребенка руками, оставляя свободной для дыхания и кашля только нижнюю часть грудной клетки, для примера сами почаще правильно кашляйте над ухом ребенка. Еще одна памятка: при отите нужен постоянный контроль врача и учет его назначений, а вы, в свою очередь, обязаны до выздоровления исключить из водных процедур промывание носа и резкое высмаркивание. При ангине у ребенка редкая мать сразу же, без наглядного примера, примет рекомендацию полоскать горло холодной водой, для нее куда «естественнее» делать ингаляции паром и теплые полоскания. К сожалению, эта чрезвычайно распространенная привычка только усугубляет течение болезни. Дошкольный возраст. Простудные заболевания, начинающиеся острым насморком, при неумелом уходе за ребенком трансформируются в острые заболевания придаточных пазух носа, глоточного лимфоидного кольца, ларингит, трахеит, бронхит и пневмонию. Отсюда вытекают основные задачи: дать «физкультурный бой» внедрившейся инфекции, предупредить распространение ее в организме, постоянно нормализовывать носовое и внешнее дыхание, сохранить закаленность ребенка. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: массаж лица в сочетании с водными процедурами, холодные обливания, массаж грудной клетки, рук и ног, диафрагмальное дыхание и выжимания в сочетании с правильным откашливанием, своевременное переодевание больного и перестилание его постели. Все это должно использоваться круглосуточно в 1,5— 2-часовом цикле по следующей схеме. Массаж лица в сочетании с водными процедурами до наступления относительно свободного носового дыхания и временного освобождения придаточных пазух носа от патологического содержимого. Купание или обливание, как при гриппе. Промокание тела банным полотенцем. Одеть и обуть ребенка. Массаж лица в сочетании с водными процедурами, нормализация носового дыхания, высмаркивание. Массаж грудной клетки — 8—10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «лопатки — руки», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание. ВЫЖс (н. — как можно дольше, ф. — 10—15 с) — 6 раз. Отдых сидя или в ходьбе — 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2. Дозировка та же, что и в ВЫЖс. Уложить больного в постель с высоким изголовьем, укрыть, оставив открытым только лицо. Отдых — 10 мин. Подъем. Одевание. Массаж лица в сочетании с водными процедурами до относительной нормализации носового дыхания, полное высмаркивание. Массаж грудной клетки — 8 мин. Основные приемы те же. ВЫЖс (н. — как можно дольше, ф. — 10—15 с) — 6 раз. Отдых сидя или в ходьбе — 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2. Дозировка та же, что и в ВЫЖс. Вновь уложить больного в постель. Просить его упражняться в диафрагмальном дыхании (и откашливаний при наличии мокроты). Отдых до начала следующего цикла занятий. Методические замечания. Ребенок дошкольного возраста способен управлять своим дыханием, надо только своевременно подать ему команду. Проведение физкультурных мероприятий при бронхите и пневмонии обязательно нужно согласовывать с лечащим врачом. При правильном и регулярном выполнении изложенной программы занятий острый период болезни никогда не затягивается надолго, поэтому кратковременное голодание ребенка вас не должно пугать, — как только дело пойдет к выздоровлению, появится аппетит и он сам попросит есть. Школьный возраст. Как правило, простуда у ребенка-школьника всегда начинается насморком. Это явление У детей ныне настолько распространенное, что к нему привыкли, как к чему-то естественному. Школьники идут в класс с плохим самочувствием, с субфебрильной температурой, дышат ртом — и ни у кого это не вызывает тревоги. Но вот проходят 3—4 дня, болезнь часто осложняется (гайморит, ангина, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, фронтит, отит — кому что достанется!), и только тогда принимаются какие-то меры. Я полагаю, вы не будете ждать подобных осложнений и постараетесь справиться с простудой. Основные задачи: комплексно используя необходимые средства физической культуры и гигиенические мероприятия, обеспечить организму ребенка благоприятные физиологические условия для борьбы с острой инфекцией, предупредить ее дальнейшее распространение, в ходе всей болезни умело нормализовывать дыхание носом, сохранить закаленность. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия те же, что и при гриппе. Применять ихследует в 1,5—2-часовом цикле круглосуточно в таком порядке. Массаж лица в сочетании с водными процедурами до наступления относительно свободного носового дыхания и (пусть и временного) освобождения придаточных пазух носа от их патологического содержимого. Купание или обливание так же, как при гриппе. Промокание тела банным полотенцем. При удовлетворительном самочувствии и пульсе до 100 уд/мин бег трусцой босиком, в одних трусах, до 6 мин. Одеться и обуться. Массаж грудной клетки — 10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «живот — грудь», «лопатки — руки», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках. ВЫЖс (и. — как можно дольше, ф. — 10—15 с) — 6 раз. Ходьба с чередованием естественного и выраженн.0 Диафрагмального дыхания с качественным кашлем (2—з Раза) в момент остановки — 3 мин. ВЫЖст или ВЫЖст-2 (н. — как можно дольше, ф. — До 15 с) — 6 раз. Ходьба с чередованием естественного и выражение Диафрагмального дыхания с качественным кашлем (2—3 Раза) в момент остановки — 3 мин. Отдых в постели или физическая активность (по самочувствию) до наступления очередного цикла. При этом периодически упражняться в диафрагмальном дыхании откашливать мокроту, восстанавливать, используя массаж лица, носовое дыхание. Методические замечания. Вы, наверное, обратили внимание на то, что настоящие рекомендации обращены к больным со всеми респираторными заболеваниями — от насморка до пневмонии, возбудителями которых являются бактериальные инфекции. И отличительной особенностью этих простудных болезней является чрезвычайно обильное продуцирование слизи железами дыхательных путей и глоточного лимфоидного кольца. Это надо учитывать при проведении физкультурных мероприятий, уделяя в каждом конкретном случае особое внимание полноценному дренажу бронхов и очищению от патологического содержимого других участков респираторной системы человека. В этой связи объем массажа лица в сочетании с водными процедурами для страдающих ринитами, воспалением придаточных пазух носа, ангинами может и должен быть существенно большим, чем приведено в цикле занятий. А при обильной мокроте вы обязаны уделить особое внимание массажу грудной клетки, наиболее подходящим выжиманиям и упражнениям дыхательной гимнастики. По опыту скажу, что качественный дренаж и хорошее очищение придаточных пазух носа требуют и от родителей, и от больного ребенка очень большого труда и огромных затрат времени. Но затраты окупятся сторицей — все это делается без лекарств и, следовательно, без негативных побочных последствий! При правильном и регулярном выполнении физкультурного режима острый период болезни, как правило, благополучно завершается через 3—4 дня, и все это время вы должны подавлять в себе инстинктивное желание покормить ребенка, к тому же аппетита в этот период почти нет. Единственно правильно — ждать, когда аппетит сам «проснется» у больного: только тогда пища пойдет впрок. Особо нужно сказать о ночном режиме. Для больного ребенка лишний час сна в поту при недомогании не приносит здоровья: за эти «драгоценные» десятки минут покоя многие расплачиваются возрастающей тяжестью течения заболевания, присоединением повторных инфекций, перерастанием острого течения болезни в ее хроническую форму. Взрослые. Научиться болеть «по-физкультурному», побеждать простуду в считанные дни в домашних условиях своей физической активностью — вот к чему призывает этот раздел книги.
Основные задачи: создание организму благоприятных физиологических условий для борьбы с острой респираторной инфекцией путем комплексного использования определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий, предупреждение случаев повторного инфи-цирования, нормализация носового дыхания и очищение придаточных пазух носа от патологического содержимого в течение всего острого периода болезни, нормализация внешнего дыхания, своевременный и полноценный дренаж бронхов, сохранение закаленности организма. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: массаж лица в сочетании с водными процедурами, холодная вода, теплая вода, массаж грудной клетки, дыхательная гимнастика и выжимания, бег трусцой и ходьба с чередованием естественного и выражение диаф-рагмального дыхания, своевременное переодевание больного и перестилание его постели, полный отказ от пищи до возвращения хорошего аппетита. Все перечисленные средства и мероприятия надо применять круглосуточно в 1,5—2-часовом цикле в следующем порядке. Массаж лица в сочетании с водными процедурами. Терпеливо проводить до установления стойкого носового дыхания и чистоты придаточных пазух носа. Как правило, 2—4 раза. Теплой водой с мылом удалить пот с тела. 2 мин. При отсутствии соответствующих условий растереть тело сухим банным полотенцем. Купание в холодной ванне (н. — стоять в воде и погружаться в нее суммарно до 4 мин, ф. — 4 мин и более (строго по самочувствию) или обливание холодной водой (душ стоя в тазу до его наполнения, затем обливание из таза за 10—15 с (н. — 3 таза, ф. — до 6 тазов), просто обливание холодной водой из ведра или таза (н. — 3—4 емкости, ф. — 6 емкостей). Промокание тела банным полотенцем. При удовлетворительном самочувствии бег трусцой босиком, в одних трусах (при пульсе не выше 140 уд/мин). До 6 мин. Одеться и обуться. Массаж грудной клетки — 10 мин. Основные приемы: поглаживание, растирание «враздрай», «лопатки — руки», «живот — грудь», «плечо — шея», «тесто», похлопывание, «гусеничка», выкручивание, точечная вибрация на межреберных промежутках. ВЫЖс (н. — как можно дояыпе, ф. •— 15—28 с) — б раз. Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания, с откашливанием — 3 мин. ВЫЖст (н. — как можно дольше, ф. — 15—20 с) — 6 раз. Ходьба с чередованием естественного и выражение диафрагмального дыхания, с откашливанием — 3 мин. При удовлетворительном самочувствии и пульсе до 100 уд/мин выполнить дыхательную гимнастику: упражнения А, Б, В (н. — соответственно 10, 5, 10 раз, ф. — 15, 10, 15 раз). Ходьба после дыхательной гимнастики в спокойном темпе — 3 мин. Отдых в постели или физическая активность (по самочувствию) до наступления очередного цикла процедур. При этом необходимо периодически упражняться в диафрагмальном дыхании, откашливать мокроту, массажем лица и водными процедурами восстанавливать носовое дыхание и очищать от накоплений придаточные пазухи носа. Методические замечания. Массаж лица в сочетании с водными процедурами отнюдь не случайно поставлен в цикле занятий на первое место — все респираторные болезни начинаются именно в носоглотке, банальным насморком, и уж потом, при бесфизкультурном образе жизни, когда всегда есть место лекарствам и теплу, распространение дыхательной инфекции принимает лавинообразный характер, да и сам ринит усугубляется. Опыт убедительно показал, что хорошим массажем и холодной водой сразу же достигается улучшение состояния носоглотки и свободное и чистое дыхание носом едва ли не для каждого страдающего ринитом становится реальностью. При использовании следующего средства — холодного обливания или купания — организм больного мгновенно переходит от инфекционного «оцепенения» к сопротивлению болезнетворным микробам. Больше того, отмечаются благоприятные изменения в гормональной системе организма, слизистая дыхательных путей вновь обретает упругость, гладкая мускулатура бронхов теряет склонность к спазму, а сердечная мышца становится более работоспособной. Массаж грудной клетки и доступная физическая активность еще больше укрепляют организм в борьбе с инфекцией, нормализуют обмен веществ и внешнее дыхание, и когда тут же идут в ход выжимания, то и дренаж бронхов перестает быть проблемой. При круглосуточном использовании всех необходимых физкультурных и гигиенических мероприятий выздоровление непременно наступит, причем в считанные дни. Период выздоровления Существует целый ряд признаков, которые характеризуют наступление периода выздоровления после острого респираторного заболевания и обострения хронических респираторных недугов. Это и улучшение самочувствия, и появление аппетита, и близкая к нормальной температура, и желание проявлять физическую активность. Естественно, сам факт начала выздоровления должен радовать, но ни в коем случае не расслаблять в ведении домашнего физкультурного режима, поскольку в этом периоде путь к рецидиву респираторного заболевания куда как короче, чем к относительному или полному здоровью. Разберем, какую программу занятий физкультурой использовать в периоде выздоровления. Грудной возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечивать организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления после болезни, поддерживать и развивать закаленность, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать способность к диафрагмальному дыханию, повышать физическую активность. Основные средства физической культуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с умыванием, питье холодной воды, массаж тела и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, ходьба босиком, рациональная одежда, умеренное питание. За основу следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, до наступления ремиссии, используя следующие мероприятия. Обливание теплой водой и пользование мылом в гигиенических целях — 2 мин. Если тело ребенка чистое, то эта процедура может быть отменена. Обливание тела ребенка холодной водой из ковша. Дозировка: н. — 6—8 раз, ф. — 10—12 раз. Еще лучше искупать его в холодной ванне (н. — 1—2 мин, ф. •— 3—4 чин). Наименее выгодно обливать ребенка из душа (н. — 1--2 мин, ф. — 3—4 мин). Промокание тела пеленкой или простынкой. Массаж лица и умывание (1—2 раза до нормализации носового дыхания) — в процессе воздушной ванны. Массаж тела и конечностей б мин. Основные приемы; поглаживание, щадящее растирание, «тесто», «живот — грудь», похлопывание, «гусеничка», точечная вибрация намежреберных промежутках, выкручивание. Усадите ребенка на массажном столе или на своих коленях и поиграйте с ним в выжимания: сдавливая его грудную клетку в области нижних ребер и диафрагмы, обеспечьте долгий-долгий выдох, а затем, переместив кисти на верхнюю часть груди, оставьте на 30 с свободными для дыхания среднюю и нижнюю часть груди. В чередовании со свободным дыханием (2 мин) повторите эту «игру» 3—4 раза. Свободные движения — голышом или в рубашке — 5 мин. Гимнастика, переступание с ноги на ногу, ходьба — б мин. Бодрствование и, возможно, сон до начала следующего цикла. Физкультурный уход за младенцем в ночные часы. Как правило, ровно через час после засыпания ослабленный ребенок обильно потеет. Оставить это без внимания — значит получить рецидив простуды. Именно заботой о предупреждении острого респираторного заболевания и вызвана необходимость проведения следующих мероприятий после первого часа сна. Купание в теплой ванне — 2 мин или промокание пота простынкой, если нет условий для пользования теплой водой. Купание в холодной воде (н. — 1—2 мин, ф. — 2—3 мин) или обливание из ковша (н. — 5—6 раз, ф. — б—8 раз). Промокание тела пеленкой или простынкой. При необходимости массаж лица и умывание — 1—2 раза. Уложить в постель. Сон — 2ч. В течение всей ночи повторять водные процедуры каждые 2 ч. Прогулка. При подготовке младенца к прогулке на свежем воздухе необходимо проделать следующие мероприятия. Массаж лица и умывание. Купание или обливание холодной водой. Промокание тела простынкой или пеленкой. Массаж тела и конечностей — 6 мин. Длительность пребывания на свежем воздухе (бодрствование или сон) ограничивается двумя часами. Сразу же по возвращении домой ребенка следует искупать и выполнить мероприятия, положенные в 2-часовом цикле занятий). Кормление. Перед кормлением нужно сделать малышу массаж лица и умыть его холодной водой. Питание должно быть строго умеренным в течение всего периода выздоровления. Ясельный возраст. Основные задачи: комплексным использованием определенных средств физической культуры и гигиенических мероприятий обеспечить организму ребенка нормальные физиологические условия для восстановления жизненных сил после болезни, предупредить возникновение простуд и вирусных заболеваний, поддерживать и развивать закаленность, постоянно нормализовывать носовое дыхание, развивать способность к диафрагмальному дыханию, обучать правильному кашлю, всемерно повышать физическую активность. Основные средства физкультуры и гигиенические мероприятия: холодная вода, теплая вода, массаж лица в сочетании с водными процедурами, массаж грудной клетки и конечностей, диафрагмальное дыхание и правильный кашель, выжимания, ходьба и бег трусцой, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, рациональная одежда, сухая постель, умеренное питание. За основу следует принять 2-часовой цикл физкультурного ухода за ребенком круглосуточно, естественно, за вычетом того времени, когда малыш находится в яслях. Обливание теплой водой и пользование мылом (в гигиенических целях). 2 мин. Если тело ребенка чистое, то эта процедура отменяется. Обливание ребенка холодной водой или купание в ванне. Дозировка та же, что и для грудных детей. Промокание тела простынкой или банным полотенцем. Голышом и босиком играть, ходить и бегать. До б мин. Надеть на ребенка только легкую рубашечку, или майку и трусики, или тренировочный костюмчик (в зависимости от закаленности и температурных условий квартиры). Массаж лица в сочетании с водными процедурами —-, 1—2 раза (до нормализации носового дыхания). Массаж грудной клетки и рук — 8 мин. Основные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|