Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировая система как глобальная система и противоречия в ее развитии.




Мировая система – это социальная система глобальных масштабов, свя­зывающая все обще­ства в единый мировой со­циальный порядок.

Субъекты: государства, со­юзы и блоки госу­дарств, международные орга­низации, транснаци­ональные корпорации, об­щественные организа­ции и личности.

Взаимо­действие между этими субъектами при­водит к формированию системы устойчивых эко­номи­ческих, политических, культурных и прочих свя­зей.

Наиболее часто употребляемым понятием, ха­рактеризующим сущность происходящих в миро­вом сообществе процессов, является поня­тие глобализации.

От английского слова globe – "земной шар", данное понятие, подчеркивая планетарный харак­тер изменений. Понятием "глобализация" обо­значают процесс углубления взаимосвязанно­сти и взаимозависимости стран и народов в различных сферах жизнедеятель­ности человече­ства, что способствует формиро­ванию единого глобального мирового сообще­ства.

События, происходящие в одном регионе мира, будь то экономические кризисы, военные кон­фликты или смена политических режимов, могут оказывать влияние на положение стран, находя­щихся за тысячи километров от него.

Ре­зультатом глобализационных преобразова­ний становится униформизация и гомогенизация мира, что предполагает тенденцию к жизни по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нор­мам поведения.

Противоречивость и неод­нозначность дан­ного явления в следующем.

Яявляясь процессом объективным, глобализа­ция имеет немало положительных результатов, среди которых содействие экономическому раз­витию стран и регионов, повышение уровня жизни людей, создание новых рабочих мест и рост мобильности мирового населения, быст­рое распространение инноваций, доступность инфор­мационных ресурсов и др.

Вместе с тем глобализация привела к большому числу нега­тивных последствий. Глобализирован­ный мир не стал более справедливым или без­опасным, поскольку в полной мере результаты глобали­зации использует лишь небольшой круг разви­тых стран.

Итогом глобализационных процессов стало по­явление глобальных проблем, к кото­рым отно­сится система вызовов и опасностей плане­тарного масштаба, угрожающих существо­ванию всего человечества, справиться с кото­рыми можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

 

2. Глобальные проблемы как проявление кри­зиса глобальной мировой системы.

Глобальные проблемы человечества - про­блемы, возникаю­щие из противоречий социаль­ной формы движе­ния и условий его целостного бытия, существую­щих в едином пространственно-временном кон­тинууме.

От глобальных проблем следует отли­чать уни­версальные проблемы. К числу последних обычно относят: бюрократизацию, массовая культура, кризис семьи и т.д.

В целом отличие универсальных проблем от глобальных заключа­ется в том, что:

1) они не имеются характер крити­ческой опас­ности;

2) причины универсальных проблем не на-столько связаны с глобальными механизмами, например, с глобальной экономи­ческой взаимо­зависимостью;

3) решение универ­сальных проблем совсем не­обязательно требует глобального международ­ного сотрудничества.

В гносеологическом плане глобальные про­блемы рассматриваются как теоретическое опре­деление задач, вытекающих из фиксируемых назревших противоречий глобального масштаба.

Субъектом глобальных проблем выступает че­ловечество в целом.

Существует несколько точек зрения по во­просу о воз­никновении глобальных проблем:.

1 - глобальные проблемы возникли в последнее десятилетие 20 в.

2 - генезис глобаль­ных проблем - процесс, ко­торый происходил в течение всей истории чело­вечества, но подлинно глобальными такие про­блемы становятся в 20 в.

3 - одни глобальные проблемы возникли изна­чально, другие - с утвер­ждением в 17-18 вв. со­временного капиталисти­ческого рынка.

Объективное содер­жание глобальных проблем определяется внутренними тенденциями разви­тия человеческого общества и теми параметрами, выход за которые может привести к уничтожению цивилизации на планете.

Глобальные проблемы условно делятся на:

1) Глобальные проблемы природного проис­хождения;

2) Глобальные проблемы социально-при­род­ного происхождения.

Глобальные проблемы человечества в самом общем и абстрактном виде понимаются как про­блемы, возникающие из противоречий социаль­ной формы движения и условий его целостного бытия, существующих в едином пространственно-вре­менном континууме.

Несколько источников обострения глобаль­ных проблем:

1) экономические, политические, социокуль­турные противоречия, которые являются пружи­ной и импуль­сом, обеспечивают смену фаз исто­рического развития и определяют отношение к человеку и природе.

2) стихийное и недостаточно сознательное при­своение человеком богатств природы (имеется в виду такой характер материального производства, в ходе которого наносится значительный ущерб окружающей среде и под угрозой оказываются природные условия существования человека);

3) чрезмерный или недостаточный рост населе­ния планеты (в современных условиях указы­вают на чрезмерный рост населе­ния);

4) внутренняя имманентная активность самой природы, противоречивые процессы эволюции природной среды, влияющие на жизнедеятель­ность человека;

5) пространственная ограниченность нашей пла­неты;

6) влияние "эластичных потенций капитала" (К. Марксом считал, что рабочая сила, Земля и наука образуют своеобразные эластичные потен­ции капитала, которые в известных пределах расши­ряют границы его действий);

7) усиление процесса интернационализации и негативной взаимозависимости (неравномерность развития может приводить к сложным процессам и к де­струкции цивилизации в силу несбаланси­рован­ности экономики, социальной, культурной сферы).

Наиболее простым критерием выделения гло­бальных проблем является: глобальные про­блемы - это те проблемы, которые угрожают существованию человечества. Решение той или иной глобальной проблемы зависит от объектив­ных условий, субъек­тивных факторов, научно-технических и обще­ственных возможностей.

 

3. Характер противоречий и динамика разви­тия современной цивилизации.

Современный пе­риод развития общества опре­деляется прогрес­сом техногенной цивилизации.

Этот тип сформи­ровался в европейском реги­оне, но реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, сталкиваясь с традици­онными обще­ствами.

Важнейший признак – ускоренный НТП, что де­лает техногенную цивилизацию чрезвы­чайно динамичным обществом.

Сейчас стреми­тельно развертывается новый этап научно-техни­ческой революции, начавшийся на рубеже 70-80-х годов XX века и открывающий необозримые перспективы дальнейшего развития производи­тельных сил общества и обогащения его духовной жизни.

Ведущие, приоритетные направления: мик­роэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология, создание материалов с заранее заданными свойствами, приборостроение, ядер­ная энергетика, аэрокосмическая промышлен­ность и т.д. Многообещающие перспективы воз­никают в связи с открытием высокотемпературной сверхпроводимости.

Новому этапу развертывания научно-техниче­ской революции должен соответ­ствовать и новый этап социального состояния общества. В гряду­щем обществе будут доминиро­вать задачи при­обретения нового знания, овладе­ния им в про­цессе непрерывного образования, а также его технологического и человеческого применения.

Глубинные ценности техногенной цивилиза­ции складывались исторически. Их предпосылки – достижения культуры античности и европейского средневековья, затем развитые в эпоху Реформа­ции и Просвещения. Человек – активное существо, находится в деятельном отношении к миру. Глав­ная идея – преобразова­ние мира и подчине­ния человеком природы. Преобразующая дея­тель­ность – главное предна­значение человека. Иде­алы техногенной цивили­зации – это возмож­ность суверенного индивида свободно вклю­читься в самые различные соци­альные общности и корпо­рации. Власть и господ­ство в этой системе отно­шений предполагает владение и присвоение результатов деятельности в форме товаров.

Важная составляющая в системе ценностей тех­ногенной цивилизации – особая ценность научной рациональности, НТ взгляда на мир, создающая уверенность в том, что человек спосо­бен, контро­лируя внешние обстоятельства, раци­онально устроить природу и социальную жизнь.

В основе современного кризиса цивилиза­ции лежит противоречие между возрастающими потребностями общества и возможностями при­родной среды их удовлетворять. Это противоре­чие является трудноразрешимым. Не разрешив данного противоречия, невозможно осуществить переход мировой цивилизации к устойчивому развитию.

Именно сегодня проблемы и перспек­тивы со­временной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и про­блем гло­бального порядка, приобретающих все более острый характер.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...