Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цвет и цветовое оформление изделия




 

Рациональное цветовое решение изделия играет значитель­ную роль в улучшении его эмоционального воздействия, эффек­тивности внешнего вида и взаимодействия с окружающей средой. Основные сведения об окраске изделий из древесины излагаются в дисциплине «Технология защитно-декоративных покрытий», поэтому во избежание повторения рассмотрим пред­мет только с точки зрения эстетики. Как известно, более 80 % информации об окружающей среде человек получает через органы зрения и только 20 % через слух, осязание, вкус, обо­няние. Органами зрения воспринимаются отраженные от по­верхности тел электромагнитные волны с частотой светового ди­апазона от 0,39 до 0,76 мкм. Физики различают цвета хромати­ческие (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный). К ка­чественным цветовым характеристикам относятся: тон — свой­ство, которым один цвет отличается от другого; насыщен­ность—свойство, указывающее интенсивность цвета; светлоту— степень доли светлого или темного относительно бело-черной шкалы. Эти качественные характеристики могут быть оценены

 


 

Рис. 3. Цветовая диаграмма

с помощью физических приборов количественными показате­лями с определением длин волн и состава спектров. В оптике цветовое зрение называют трихроматическим, так как любой цветовой тон можно получить в виде смеси трех первичных цветов — красного, зеленого и синего.

Объективное сравнение цветов с количественной формули­ровкой может быть дано с помощью цветовой диаграммы, при­веденной на рис. 3, принятой в качестве стандарта в 1931 г. Международной комиссией по освещению. По периметру кон­тура, изображенного замкнутой кривой, напоминающей тре­угольник с округленными углами, указаны положение каждого спектрального цвета и длины волн ему присущие. Чистые спек­тральные цвета наиболее насыщены. Они располагаются по пе-

 

22
риметру кривой, а образуемые их смешением находятся внутри контура. По оси абсцисс (х) координатной сетки нанесена шкала доли красного цвета, а по оси ординат (у) доли зеленого цвета. Поскольку суммарное количество красного к), зеле­ного а) и синего цвета с), требуемых для образования дан­ного тона (определяемого точкой внутри контура), всегда равно 1, то количество синего цвета определяется разницей.

Белый цвет оказывается в центре диаграммы (точка Б) и содержит по '/з каждого из цветов. Его координаты около 0,33 по обеим осям. Проводя из точки Б линию к спектральным цве­там, по контуру можно определять степень насыщенности того цвета, который обозначен на контуре.

По-разному воспринимаются цвета источников цвета и поверхностей, отражающих свет. Освещая поверхность хрома­тическим цветом, мы нарушаем цветовую константность поверх­ности при освещенности белым светом. Это заставляет худож­ника учитывать вид освещения, при котором будет изделие находиться в эксплуатации. Художник рассматривает цвет как качественный критерий и пользуется не приборами, как физики, а эталонами из специальных альбомов. Физиологи считают, что красный, оранжевый цвета, называемые «теплыми», способ­ствуют увеличению работоспособности в прохладной среде, но затрудняют перенесение среды с повышенной температурой и снижают слуховую чувствительность. Синий, голубой, серый цвета — «холодные» — менее приемлемы для прохладной среды, так как усиливают ощущение холода. Темные цвета восприни­маются как «тяжелые», а светлые как «легкие», что также от­ражается на работоспособности. Цвет яркий и насыщенный увеличивает пропорции предметов, как бы выпячивая их. Пси­хофизиологическое воздействие цвета должно учитываться ди­зайнером.

Следует иметь в виду, что коэффициенты отражения у раз­ных спектров цветовых потоков и от разного цвета поверхно­стей различны. Белая поверхность отражает 70 — 90 % потока, голубая 45 — 50 %, черная 4 — 5 %. По литературным данным, древесина клена отражает 42 % лучистого потока, ореха — 16 %, красного дерева — 12 %. Воздействие отдельного цвета тем сильнее, чем больше поверхность, чем он ярче и насыщен­нее и чем сильнее освещенность поверхности.

При длительном наблюдении наступает адаптация и вос­приятие притупляется. Меру различия цветов называют цвето­вым контрастом.

Благоприятное воздействие, эстетическое восприятие вызы­вают определенные сочетания цветов • — цветовые гармонии, ко­торые могут сочетаться и на нюансном подборе цветов одного тона, отличающихся по насыщенности и яркости, и на контраст-

 

 

ном подборе разных цветов. Например, детали пульта управле­ния чаще оформляют на основе контрастной гармонии, а изде­лия помещений для отдыха — на основе гармонии близких цве­тов — нюансной. В некоторых помещениях возможно сочетание фона и переднего плана из ярких и сдержанных цветов. В за­темненных помещениях лучше создавать иллюзию солнечного света, а в светлых — использовать холодные цвета. В мебели для магазинов окраска может быть яркой, броской, рекламной. В помещениях для маленьких (до 6 лет) детей лучше вводить их любимые цвета — теплые, старше 6 лет—холодные, в школь­ных комнатах цвет должен соответствовать ее назначению. При создании цветового равновесия подбирают насыщенные цвета для меньших по площади поверхностей деталей интерьера, а менее насыщенные — для больших поверхностей.

Могут влиять и традиции цветов одежды, с которыми должна гармонировать отделка мебели. Так пальто, например, носят чаще пастельных мягких цветов и там, где люди сидят, как в кинотеатре, в верхней одежде, мебель тоже не должна быть яркой. Использование в интерьере блестящих полированных, зеркальных поверхностей зависит и от окружающей среды. Так, в дворцах вблизи Ленинграда для создания гармонии с окру­жающей средой, прудами вокруг зданий с большими окнами, внутри помещений устанавливалось множество зеркал, а про­странство между ними оформляли в соответствии с оформле­нием промежутков между прудами. В других случаях блики света могут нарушать гармонию, и поэтому блестящих предме­тов избегают.

Проектируя изделия из древесины, подчеркивают ее краси­вую фактуру прозрачной отделкой или у менее ценных пород скрывают ее природные дефекты кроющими красками. В таких случаях должен быть проявлен художественный вкус, хотя ма­лярная отделка никогда не сравнится с внешним видом нату­ральной древесины.

Инженерам деревообрабатывающих предприятий иногда приходится изготавливать в мастерских нетиповое оборудо­вание, которое также должно оформляться по правилам ди­зайна.

Сварные станины оборудования чаще всего закрывают ко­жухами из листового металла, которым придают эстетическую форму в сочетании с соответствующей окраской и учетом эрго­номических требований стандартов и безопасного труда. Выбор формы рекомендуется проверять методом макетирования.

Все сказанное о цвете относится к людям с нормальным вос­приятием хроматического цвета. В массовом производстве на них и ведется проектирование. Если есть необходимость учесть особенности дальтоников, то можно продублировать цвета ок­раски опасных частей станков какими-либо фигурными рисун-

 

ками ахроматических цветов и т. п. Учет эмоциональных осо­бенностей людей с разным темпераментом или характером (сангвиников, холериков) практически не осуществляется

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...