Цвет и цветовое оформление изделия
Рациональное цветовое решение изделия играет значительную роль в улучшении его эмоционального воздействия, эффективности внешнего вида и взаимодействия с окружающей средой. Основные сведения об окраске изделий из древесины излагаются в дисциплине «Технология защитно-декоративных покрытий», поэтому во избежание повторения рассмотрим предмет только с точки зрения эстетики. Как известно, более 80 % информации об окружающей среде человек получает через органы зрения и только 20 % через слух, осязание, вкус, обоняние. Органами зрения воспринимаются отраженные от поверхности тел электромагнитные волны с частотой светового диапазона от 0,39 до 0,76 мкм. Физики различают цвета хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный). К качественным цветовым характеристикам относятся: тон — свойство, которым один цвет отличается от другого; насыщенность—свойство, указывающее интенсивность цвета; светлоту— степень доли светлого или темного относительно бело-черной шкалы. Эти качественные характеристики могут быть оценены
Рис. 3. Цветовая диаграмма с помощью физических приборов количественными показателями с определением длин волн и состава спектров. В оптике цветовое зрение называют трихроматическим, так как любой цветовой тон можно получить в виде смеси трех первичных цветов — красного, зеленого и синего. Объективное сравнение цветов с количественной формулировкой может быть дано с помощью цветовой диаграммы, приведенной на рис. 3, принятой в качестве стандарта в 1931 г. Международной комиссией по освещению. По периметру контура, изображенного замкнутой кривой, напоминающей треугольник с округленными углами, указаны положение каждого спектрального цвета и длины волн ему присущие. Чистые спектральные цвета наиболее насыщены. Они располагаются по пе-
22 Белый цвет оказывается в центре диаграммы (точка Б) и содержит по '/з каждого из цветов. Его координаты около 0,33 по обеим осям. Проводя из точки Б линию к спектральным цветам, по контуру можно определять степень насыщенности того цвета, который обозначен на контуре. По-разному воспринимаются цвета источников цвета и поверхностей, отражающих свет. Освещая поверхность хроматическим цветом, мы нарушаем цветовую константность поверхности при освещенности белым светом. Это заставляет художника учитывать вид освещения, при котором будет изделие находиться в эксплуатации. Художник рассматривает цвет как качественный критерий и пользуется не приборами, как физики, а эталонами из специальных альбомов. Физиологи считают, что красный, оранжевый цвета, называемые «теплыми», способствуют увеличению работоспособности в прохладной среде, но затрудняют перенесение среды с повышенной температурой и снижают слуховую чувствительность. Синий, голубой, серый цвета — «холодные» — менее приемлемы для прохладной среды, так как усиливают ощущение холода. Темные цвета воспринимаются как «тяжелые», а светлые как «легкие», что также отражается на работоспособности. Цвет яркий и насыщенный увеличивает пропорции предметов, как бы выпячивая их. Психофизиологическое воздействие цвета должно учитываться дизайнером.
Следует иметь в виду, что коэффициенты отражения у разных спектров цветовых потоков и от разного цвета поверхностей различны. Белая поверхность отражает 70 — 90 % потока, голубая 45 — 50 %, черная 4 — 5 %. По литературным данным, древесина клена отражает 42 % лучистого потока, ореха — 16 %, красного дерева — 12 %. Воздействие отдельного цвета тем сильнее, чем больше поверхность, чем он ярче и насыщеннее и чем сильнее освещенность поверхности. При длительном наблюдении наступает адаптация и восприятие притупляется. Меру различия цветов называют цветовым контрастом. Благоприятное воздействие, эстетическое восприятие вызывают определенные сочетания цветов • — цветовые гармонии, которые могут сочетаться и на нюансном подборе цветов одного тона, отличающихся по насыщенности и яркости, и на контраст-
ном подборе разных цветов. Например, детали пульта управления чаще оформляют на основе контрастной гармонии, а изделия помещений для отдыха — на основе гармонии близких цветов — нюансной. В некоторых помещениях возможно сочетание фона и переднего плана из ярких и сдержанных цветов. В затемненных помещениях лучше создавать иллюзию солнечного света, а в светлых — использовать холодные цвета. В мебели для магазинов окраска может быть яркой, броской, рекламной. В помещениях для маленьких (до 6 лет) детей лучше вводить их любимые цвета — теплые, старше 6 лет—холодные, в школьных комнатах цвет должен соответствовать ее назначению. При создании цветового равновесия подбирают насыщенные цвета для меньших по площади поверхностей деталей интерьера, а менее насыщенные — для больших поверхностей. Могут влиять и традиции цветов одежды, с которыми должна гармонировать отделка мебели. Так пальто, например, носят чаще пастельных мягких цветов и там, где люди сидят, как в кинотеатре, в верхней одежде, мебель тоже не должна быть яркой. Использование в интерьере блестящих полированных, зеркальных поверхностей зависит и от окружающей среды. Так, в дворцах вблизи Ленинграда для создания гармонии с окружающей средой, прудами вокруг зданий с большими окнами, внутри помещений устанавливалось множество зеркал, а пространство между ними оформляли в соответствии с оформлением промежутков между прудами. В других случаях блики света могут нарушать гармонию, и поэтому блестящих предметов избегают.
Проектируя изделия из древесины, подчеркивают ее красивую фактуру прозрачной отделкой или у менее ценных пород скрывают ее природные дефекты кроющими красками. В таких случаях должен быть проявлен художественный вкус, хотя малярная отделка никогда не сравнится с внешним видом натуральной древесины. Инженерам деревообрабатывающих предприятий иногда приходится изготавливать в мастерских нетиповое оборудование, которое также должно оформляться по правилам дизайна. Сварные станины оборудования чаще всего закрывают кожухами из листового металла, которым придают эстетическую форму в сочетании с соответствующей окраской и учетом эргономических требований стандартов и безопасного труда. Выбор формы рекомендуется проверять методом макетирования. Все сказанное о цвете относится к людям с нормальным восприятием хроматического цвета. В массовом производстве на них и ведется проектирование. Если есть необходимость учесть особенности дальтоников, то можно продублировать цвета окраски опасных частей станков какими-либо фигурными рисун-
ками ахроматических цветов и т. п. Учет эмоциональных особенностей людей с разным темпераментом или характером (сангвиников, холериков) практически не осуществляется
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|