Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая эволюция формы в архитектуре.




ПОНЯТИЕ О СТИЛЯХ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТИЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ МЕБЕЛИ

Вместе с развитием материального производства и духовной культуры человечества шло развитие и форм предметной среды формируемой человеком, охватывающее архитектуру зданий, интерьера с предметами быта внутри помещений, одежды, ри­сунка на тканях и др. На протяжении какого-то времени прояв­лялись определенные устойчивые тенденции, правила и приемы, которые позднее получили название стилей.

Под понятием стиль в искусстве понимают исторически сложившуюся, относительно устойчивую общность образной си­стемы, средств и приемов художественного выражения, обус­ловленную единством идейного содержания искусства. Стиль — это не формальный набор средств и приемов. Он включает только общие принципы познания действительности и предпо­лагает использование разнообразных изобразительных средств. Подражание (имитацию) особенностям какого-либо стиля, обычно с упрощением, называют стилизацией. На протя­жении столетий новые стили, в том числе и мебели, зарожда­лись и развивались в условиях конкуренции с предыдущими, ко­торые вытеснялись не сами по себе, а в связи с укладом, идео­логией, культурой, архитектурой и изобразительным искусством своего времени.

Технологическая направленность и ограниченный объем учебника не позволяют изложить этот вопрос детально и по­этому будут освещены только главные черты и особенности ос­новных стилей, мебели, значение которых может сказаться и в наше время при использовании стилизации ретро.

Первобытные примитивные формы мебели характерны как для эпохи низкого уровня средств производства в целом, так и для беднейших слоев населения последующих эпох. В этих слу­чаях использовали, например, для сидения любые доступные материалы — пень, вязанки прутьев, простейшие табуреты, топ­чаны, козлы, обработанные топорами. Столы и сундуки были тоже плотницкой работы. Впоследствии, с развитием потребно­сти украсить свой быт, на изделиях появляются первые прими­тивные процарапанные геометрические орнаменты. Нечто по­добное встречалось и в избе крепостного крестьянина, талант­ливые люди проявляли свою творческую индивидуальность при украшении предметов домашнего обихода. От древних народов остались образцы мебели для сидения, лежания и хранения

 

 

Домашнего скарба с типовыми соединениями, резьбой, скульп­турными изображениями зверей, чудовищ в таком виде, в ка­ком позволяли использование простейшего металлического ин­струмента и художественный уровень изготовителя. Уже в Древнем Египте при изготовлении мебели (рис. 4) использо­вали пилы, получали доски, более художественной стала резьба по дереву, из плотницкого ремесла стало рождаться столярное. Структура изделий становилась все сложнее, формы фигур жи­вотных, людей, растений прорисовывались все четче, симмет­ричнее, лучше соответствовали удобству эксплуатации. В гроб-

 

 

Рис. 4. Египетская мебель

 

ницах фараонов находят мебель, украшенную слоновой костью, перламутром, золотом, тонкими пластинками ценных пород дре­весины. Уже в период расцвета Фив (XX—VIII век до н. э.) можно увидеть основные черты современной мебели и ее глав­ные изделия: стулья, табуреты, столы, шкафы, спальные ложи, сундуки. Особое внимание уделялось мебели для сидения. В стульях появлялись рамки как бы с плетеными филенками из растений и кожи, спинка хорошо соответствовала формам че­ловека, ножки исполняли в виде звериных лап, сбоку стали де­лать опоры для рук — локотники, встречались складные стулья. Ложа имели рамную основу с ремнями для укладки матраца и подушек, под головой была подставка, ножки выполнены в виде звериных лап. Сундуки делали в виде саркофагов, а их кон­струкция позволяла свободно расширяться деталям при увели­чении влажности, некоторые детали имели изогнутую форму. Египтянам известны столы с круглой крышкой на одной опоре в центре. Поверхность изделий зачищали пемзой и закраши­вали краской. Из Египта перешли в Европу основные формы мебели, виды инструментов и приемов для ее изготовления. Од­нако компоновка, пропорции, связь декора с конструкцией еще не достигли того уровня, чтобы именоваться стилем в современ­ном понимании.

 

При изготовлении месопотамской (ассиро-вавилонской и пер­сидской) мебели сделан шаг вперед в облицовывании малоцен­ных пород более дорогими, применяли точение древесины и из­готовляли круглые ножки. Стали включать в конструкцию ме­таллические листы и металлическую фурнитуру в виде колец, пуговиц. Мебель украшали резьбой, боковины выполняли в виде атлантов и кариатид, поддерживающих сиденья и локотники. Однако, формы этой мебели грубее, чем египетской. Ножки ча­сто делали в виде шишек пинии (итальянской сосны), лап жи­вотных, гроздей фруктов. Орнамент чаще плоскостный, с изо-

 

 

 

Рис. 5. Древнегреческая мебель

 

бражениями фантастических зверей, крылатых быков, львов, баранов, птиц, шишек пинии. Для обивки использовали ткани и ковры.

Персидским мотивам присуща роскошь, украшения фигу­рами воинов, единорогов и сфинксов быков с бородатыми чело­веческими лицами и т. п. Ножки в виде львиных лап, с выем­ками, кольцами, чашечками цветов, кисточками.

Уже с этого времени каждый последующий стиль стал но­сить определенные элементы предыдущих стилей и добавлял свои архитектурно-художественные черты, свойственные своей эпохе.

В Древней Греции (рис. 5) вначале чувствовалось влияние азиатской архитектуры, от которого греки освободились после XV века до н. э. В некоторых местах, например в Спарте, было даже запрещено изготовление изящной мебели, чтобы не изне­живать мужчин-воинов. Дома у древних греков были откры­тыми и население не придавало значения их оборудованию. Тем не менее в богатых домах имелась хорошая мебель рамочно-фи-леночной конструкции, с гнутыми деталями, интарсией (запол­нением вынутого фона вкладками из другой древесины) из клена, кедра, оливы, самшита, пальмы, ореха, черного дерева.

Впоследствии греки создали свои оригинальные изделия — простые, с утонченной изящностью линий, удачными, ставшими

 

 

классическими пропорциями. Появился оригинальный стул с серповидными ножками, ряд скамеечек обычных и тронооб-разных, складных изделий, носимых рабами за господами. От­делывали изделия богатой резьбой, золотом, слоновой костью. Орнамент растительный, геометрический, с яркой окраской, на­личием ионики (орнаментальный мотив из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиком, чередующихся с обращен­ными острием вниз, стрельчатыми листьями) бус, зубчиков. Главный вклад древних греков — это их классические формы и пропорции изделий.

Своеобразной была и мебель этрусков, населявших северо-запад Апенинского полуострова и в V—III вв до н. э. покорен­ных Римом. Этрусские сундуки, шкафчики с многочисленными бронзовыми элементами, профилированными деталями, изобра­жением волюты (архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком, «глазком», в центре), пальметты (стилизо­ванный веерообразный лист), зверей были выполнены с лю­бовью к роскоши в формах мебели.

В Римскую культуру и стиль многое перешло из Греции. У римского столяра были уже почти все столярные инстру­менты, что позволяло ему вносить новые декоративные эле­менты, в особенности для создания помпезности обстановки у богачей. Кроме многих пород древесины (кедра, туи, ясеня, клена, самшита, платана, черешни), используемых для интар­сии, делали мраморные опоры и сиденья, украшения из бронзы, позолоту, инкрустацию, гравировку, роспись. Орнамент вклю­чал растительные мотивы — листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты, вьющиеся побеги. Разнообразны были кресла, стулья, табуреты, в том числе складные, громоздкие стационарные и в виде носилок, в которых рабы носили своих хозяев. По­скольку богатые римляне, как и греки, много времени прово­дили в постели, где ели и читали, — столы делали легкие, сме­няемые при перемене блюд, иногда на трех ножках, чтобы не шатались на неровном полу, и в виде звериных лап. Ложам раз­ных конструкций уделялось особое внимание. Шкафов почти не было, пользовались сундуками. У римлян уже присутствовал эк­лектизм, сочетавший греческие формы с римским помпезным оформлением. На этом кончается история античной мебели.

Византийская культура — с IV века н. э. почти тысячелетие являлась законодателем развития декоративного искусства в Ев­ропе. По'сравнению с греческой и римской мебелью византий­ская имела более упрощенные формы с характерными выточен­ными опорами, спинками, колоннадами, была отделана рос­кошными материалами с использованием цветной росписи и по­золотой, имела в избытке украшения. В номенклатуру изделий входили сундуки, стулья, табуреты, кровати для женщин (муж­чины спали в стенных нишах). Церковные стулья отделывали

 


сусальным золотом, цветной эмалью со вставкой драгоценных камней.

В связи с крещением Руси церковная мебель византийской культуры проникала в нашу страну. Орнаменты преобладали библейские, стали появляться христианские мотивы — моно­грамма Христа, голуби, рыбы, барашки, павлины. Изображали колосья пшеницы, виноградные кисти, оливковые ветви, листья пальмы, аканта пальметта. Позднее появляются фантастиче­ские звери. Византийский стиль был предшественником роман­ского.

Особое место занимает мебель мусульманских стран. По­скольку по восточным обычаям сидят на коврах, мебель для сидения редко присутствует. Столы низкие, многоугольной формы, богато украшенные резьбой с интарсией из чеканной меди. Среди изделий имелись оттоманки, шкафы, сундуки, ширмы-этажерки с отделкой в виде сложных решеток, инкрус­тацией, стилизованным сложным орнаментом, выполненным с большой фантазией.

Романский стиль (рис. 6) — начал формироваться в Европе около 800 г. н. э., широкое распространение получил в X—XII вв. и господствовал в Европе почти 400 лет, название ему дали только в XIX веке. Первостепенной задачей искусства в эту эпоху было служение церкви, господствующей в идеологии, а монастырские ордена и крепостные жилища феодалов накла­дывали свой отпечаток в духе облика замков — тяжелых, за­крытых массивных статических форм. В мрачных, темных с узкими проемами окон, жилищах мебель грубая, массивная, тяжеловесная с колоннами, карнизами, капителями повторяю­щими пропорции архитектуры зданий, с кричащими красками. Шкафы с железными коваными накладками, позднее с декора­тивной железной фурнитурой. Сундуки служили и хранилищем и кроватью и дорожными чемоданами богачей-феодалов. Си­дели чаще на скамьях, а стулья с подставкой для ног были только у богачей. Имелись и громоздкие кресла и складные стулья. Столы были простой дощатой конструкции, кровати с балдахином, защищающим от осыпающихся потолков.

Элементами декора служили кованые железные накладки, цветные орнаменты, часто без соблюдения классических про­порций. Мотивы рисунков — растительные, фигуры людей и жи­вотных, чудовищ, геометрические элементы орнаментов.

Романский стиль не внес чего-либо существенно нового в ис­кусство последующих стилей, он представляет собой только су­губо исторический интерес.

Готический стиль от названия племени готов (рис. 7), воз­ник в ряде европейских стран — Франции (с XII по XVI век), Бельгии, Швейцарии и Германии (XIII—XV век). Он отражал и культовое церковное устремление вверх, к небу, и стремление

 

 


 


 

 

 

буржуазии к великому и прекрасному, желание показать высокие динамичные формы башен стройных колонн, сложных (в виде розы или стрельчатых) сводов окон и т. п.

Задания каркасной конструкции с ребрами, контрфорсами (вертикальными выступами, укрепляющими основную несущую конструкцию, главным образом наружную стену), перекидными арками.

Изделия мебели ранней готики имели чаще церковное происхождение типа шкафов для ризниц (одежда служителей церкви), кресел для клироса (возвышения для певчих). Возобновились рамочно – филенчатые конструкции. Филенки украшались ажурным (счетчатым) и лиственными резным орнаментом, ленточным плетением, орнаментом с имитацией в виде свитков и складок под кожу.

Каркасы украшают ребристыми поперечинами, стрелами, башенками, колонками, позднее изображениями фигур. Появляются шкафы на высоких ножках, с высоким цоколем, как и все в готике больше копирует в дереве архитектуру, скульптуру и живопись зданий, чем учитывает тектонику и фактуру дерева. Тем не менее сохранились и некоторые черты романского стиля. Количество типов мебели увеличивается, особенно видов столов раздвижных, с подъемными столешницами, с выдвижными ящиками, появились буфеты, использовалась простейшая инкрустация. Делались кресла с свиденьем в форме ящика с закрытыми боковыми стенками, с не очень удобными резными спинками. У стен ставились скамьи и сундуки. Постепенно оформление становится разнообразным: орнамет от виноградных листьев, гроздей, гирлянд, завиток, розеток, цветов до геральдики в виде гербов; использование восточных мотивов; облицовка поверхности цветной древесиной, слоновой костью, перламутром, позолотой, использование ковки. Устремленная вверх и подражающая архитектуре зданий готическая мебель не очень подвижна и как бы тяготеет к стенам.

Ренессанс (рис. 8) - стиль, зарожденный в эпоху переходную от средневековья к новому времени в Италии Х1V века. Зрелый период относится к ХV – ХV1 векам, в период формирования зачатков капиталистических отношений, появления ремесленных мастерских, работающих квалифицированно, работающих на рынок. Развитие бытовой культры идет одновременно с ростом духовной жизни, художественное творчество становится более многогранными, приобретает светский, гуманистический характер, основывается на знаниях и опыте. Средневековая мистика и аскетизм вытесняются верой в разум человека, ощущением родости познания мироздания, на новой основе возрождаются элементы античной культуры, используются декоративные формы греко – античной культуры, используются декоративные формы греко - римских ордеров.

 



 


Культурное наследие античности осваивается с повышенным художественным вкусом, со сложной композицией из архитек­турных элементов (колонок, пилястр, карнизов, фронтонов), с правилом золотого сечения для лучшей гармонии, с реаль­ными объемами фигур и предметов, со спокойными линиями и плавными очертаниями вместо шпилей. Появляется понятие ар­хитектонической композиции из отдельных независимых форм, строящихся на красоте пропорций, ясности силуэтов, индивиду­альности решения предметов. Широко применялся декор с под­чинением главной теме композиции. Используются раститель­ные и геометрические орнаменты, лист аканта, гермы (четырех­гранные столбы, завершенные головой), купидоны (амуры), арабески (орнаменты многократного ритмичного однородного построения), плетенки, картуши (в виде щитов или полуразвер­нутых свитков с гербами, эмблемами, надписями), грифоны (животные с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла), фестоны (лепные украшения в виде гирлянд). Умело ис­пользовались естественные цвета древесины, развивалась тех­ника облицовывания и интарсии черным и белым деревом, сло­новой костью.

В немецкой мебели было меньше связи с античной, в каче­стве украшений использовались венки, медальоны, акантовый лист, рог изобилия, гротеск (причудливый аллегорический ор­намент), дельфины, волюты (спиралевидные завитки с «глаз­ком» в центре), гербы.

В Испании использовали точеные детали, арабески, тиснен­ную кожу для спинок и сидений стульев.

Английская мебель эпохи Возрождения вывозилась в Аме­рику и стала там основой так называемого колониального стиля.

, Барокко (рис. 9) — стиль конца XVI века главенствующий до середины XVIII века. Он являлся продолжением ренессанса, служившим прославлению монархии, церкви, аристократии. Для него характерна пышность, патетика, театральность, феерич­ность, иллюзионизм, повышенная динамичность форм, беспо­койный ритм кривых линий. Стиль, поражающий воображение, приходился по вкусу иезуитам и иногда его называли иезуит­ским. Широко использовали средства воздействия и эффекты освещения, яркие цветовые краски и включение нескольких композиционных центров. Эстетика барокко строилась на кон­трастах разума человека и власти неразумных сил, реального и иллюзорного, с сильным контрастом света и тени, масштабов, ритмов, фактур материалов, оптических эффектов, с эмблема­тикой и аллегорикой.

В России барокко было более свободно от мистицизма, ха­рактерного для католических стран, в протестантских странах оно приняло более строгие формы.

 

2 Заказ № 2177 33

Типичным в оформлении стиля барокко являются витая Ко­лонна, обилие выступов, изогнутых карнизов, ниш. Вместо плав­ных кругов появляются динамичные овалы, спирали, поверхно­сти изобилуют выпуклостями и вогнутостями, развита техника облицовывания, интарсии, в том числе сложных форм. Профили становятся глубокими, вводится фигурно-орнаментальный де­кор. Отделочные материалы включают также перламутр, кость, панцирь черепахи, фарфор, каменную мозаику. Наблюдается пренебрежение спецификой древесины как материала — свобод­ное формообразование с пластичными поверхностями, круче­ными колоннами, пухлыми фигурными столбиками (баляси­нами), богато профилированными карнизами и рамками, слож­ными контурами профилей. Мотивами резьбы являются картуши, гирлянды, вьющиеся стебли, раковины, венки, фестоны. Украшением служили и дорогие ткани, и серебряная чекань, и золоченые накладки. Особенно известны изделия Андре Шарля Буля во Франции в период правления Людовика IV.

Стиль Буля — облицовка черным деревом, маркетри пластин­ками черепахи, олова, позолоченной меди, кости, с бронзовыми накладками, прямолинейными контурами корпусов, строгими завершениями и цоколями, ножками прямоугольного сечения суженными книзу. Ведущий орнамент — стилизованная лоза. Изделия крупные, тяжеловатые. Кресла обивались гобеленом, стулья покрывались позолотой. Формы мебели стиля барокко для сиденья таковы, что в ней человек не просто сидит, а вос­седает в величественной позе.

На смену величавому стилю барокко пришел стиль регент­ства, который не имел каких-либо особо примечательных черт. В нем проявляется дух интимности, утонченности, формы ме­бели становятся грациознее, композиция динамичнее. Поверх­ности изделий слегка изогнуты, рамки с закругленными углами, черное дерево вытесняется орехом, розовым и красным дере­вом, для маркетри используется дерево, кость, медь, олово. Ор­наменты в виде завитков, лент, гротеска, зонтиков, вееров, сти­лизованных листов пальмы, ромбовидных очертаний. Гнутые и точеные ножки украшались мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев, проножки делали фасонными. Мотив раковин предвещал новый стиль — рококо.

Стиль рококо (госаШе — ракушка) — возник в первой поло­вине XVIII в., в период кризиса абсолютизма, период бегства из мира действительности в мир театрализованной игры, когда усилилось тяготение к роскоши, изнеженности, утонченности, переходу к оформлению нежными пастельными тонами белого с голубым, зеленым и розовым цветами с золочением.

В стиле рококо не использовали прямые и правильные кри­вые линии очертаний и элементов декора. Изгибы линий при­чудливы, капризны, игривы, как раковина. Мебель изготовляли

 

без принципа архитектоничности, без подчеркивания автоном­ности элементов конструкции и свойств, присущих древесине (рис. 10). Она имела как бы монолитную для глаза форму, ос­вободившуюся от влияния архитектуры зданий.

Материал-—дорогие породы древесины, а в позднем ро­коко — красное дерево, мрамор, бронзовые накладки вместо резьбы, шелк, гобелен. При оформлении интерьера так называ­емых китайских залов у знати как целостного единого ансамбля использовались лаковые деревянные панно и китайские бумаж­ные обои.

 

 

 

Рис. 10. Французское рококо

 

Вновь стали использовать технику гладкой облицовки, узоры маркетри, филенки с неглубоким рельефным орнаментом и де­кором бронзового литья и чеканки. Секретеры, столы на высо­ких стройных изогнутых ножках, с ящиками, откидными зерка­лами и другим оборудованием. Мебель для сидения с мягкими, волнистыми формами, изогнутыми ножками, в которых сидят как бы изнеженно, свободно, развалясь.

В немецком рококо — более спокойные формы.

Английское рококо известно по имени одного из создателей Чиппендейла с характерными формами изогнутых ножек, с ши­рокой лобовой частью, с варьируемыми формами мебели для сидения (крылатые кресла). В больших застекленных шкафах стали применять фасонную пайку в виде ромбовидной сетки. Орнаменты в мебели стиля рококо на основе элементов рако­вин, иногда сохраняют готические мотивы. Отмечается пере­грузка элементами декора.

Мебель азиатских стран — имеет свою историю развития художественных форм, оказавших определенное влияние на

 

 

 

художественные формы европейской мебели. Китайская мебель ХVI-XVIII вв. славилась полированными лаковыми многослойными покрытиями, резьбой на черном фоне, тонкими орнаментами, интарсией с выпуклыми вставками, инкрустацией со слоновой костью панцирем черепахими, инкрустацией со слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями, металлом. Основным предметом изделий у китайцев была кушетка со спинками с трех сторон, плетеным сиденьем, украшенная орнаментом. В обстановку выходили столы, подставки из черного и розового дерева для декоративных ваз, стулья с пятьюобразными ножками, которые позднее появились в Европе. Изготовляли также бамбуковую мебель.

В индийской мебели формы проще, но индийские мастера умели гнуть древесину, украшать интарсией, ажурной резьбой, лакировать.

Японские мебельные формы XVII-XVIII вв. простые, почти без профилей. Японцы мало пользовались шкафами и кроватями.

После XVIII века стали появляться изящные, с легки формами лакированные изделия, украшенные позолотой и щнурамию Элементы азиатской архитектуры проникали в европейские стили или присутствовали в квартирах богатых людей в виде интерьеров отдельных комнат. Мебель французского классицизма (рис. 11) восходит от 60-х годов XVIII в. Постепенно вытесняя пышности «королевских стилей» строгими античными формами времени Римской республики. Для классицизма характерны гозизонтали и вертикали, ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. В нем вместо слитности массы, присутствующей в стиле рококо, осуществлен конструктивный принцип, хотя и с менее выраженным архитектоническим подходом, чем в ренессансной мебели. Декор применяли самый необходимый.

Украшения – в виде набора маркетри в сочетании с резьбой, бронзовыми чеканными накладками. Мягкие элементы обивались тканями с цветочным орнаментом, употреблялась позолота на деталях.

Тем не менее еще остались некоторые линии в стиле рококо, хотя они стали более плавными и сочетались с античными орнаментальными мотивами. Среди изделий большое место занимают секретеры, комоды, бюро, столы с тонкой резьбой, позолотой, белыми лаком, с нарядными инкрустациями из различных пород древа. Предметы корпусной мебели варьируются по построению (высоте, ширине). В декоре использовали мотивы гротесков, фестонов, цветочных гирлянд, овальных розеток, фавнов (бог полей и лесов), купидонов, сфинксов, бараныьих голов, мифологических сюжетов, пальмовых ветвей, профилей карнизов с каннелюрами (мелкими выемками или выступами). Древесина.

 

 

использовалась расного дерева, атласного, груши, ясеня, тополя и др.

Немецко-автрийский классицизм (стиль цопф) имеет более простые и строгие формы, компенсирующиеся изяществом линий, цветочных сочетаний, скромной инкрустацией.

Современную художественную мебель, выполненную индустриальным способом, - переходный, XVIII и начала XIX века. Для него характерны строгая прямолинейность форм, гармоничность

 

 

 

 

Рис. 11. Французкий классицизм

 

 

пропорций, равновесие частей (от античной архитекруры) и умеренность. В нем почти исчезают интарсия, маркетри, бронзовые накладки. Главный подход – рационализм, практичность, целесообразность. Предметы корпусной мебели имеют простые, облегченные фомы. Кровати без драпировок и занавесок с головными и ножными щитами, иногда с S – образными изгибами, в диванах локотник и ножка образуют как бы одну главную линию

Главные признаки мебели стиля директории: простые, прямолинейные формы, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора; сужающиеся книзу прямые, реже слегка изогнутые рубленые или точеные ножки; гладкие колонны и пилястры; карнизы с капителями, с фронтоновым завершением шкафов и кроватей; различные элементы обрамления, запонения ажурных тено (в форме ромбов или многоугольнтков); античные или древнеегипетские мотивы (венки, шлемы, копья, ликторские связи, щиты сфинксы, фавны, лебеди, грифоны, пальметки, маски).

На смену стилю директории пришел стиль ампир.

 

 

Стиль ампир (етр1ге — империя), формировался под влия­нием первого императора Франции, стремившегося к блеску, пышности, театральности по образцу древних римских импера­торов. Это высший уровень классицизма с культивированием античных образцов, парадным великолепием, большой масш­табностью и монументальностью, со строгой регламентацией форм, исключавший все местное, национальное, носивший кос­мополитический характер и первые проявления эклектики (сме­шения стилей). Особенно своеобразной и красивой считается русская разновидность ампира, пришедшая после победы над Наполеоном.

 

 

 

Рис. 12. Мебель в стиле ампир: а — стул; б — секретер

 

Корпусная мебель обрастает элементами классики — колон­нами, пилястрами, карнизами, а столы и кресла — сфинксами, грифонами, кариатидами, львиными лапами (рис. 12).

В декоре отражался дух эпохи завоеваний — оружие (копья, мечи, щиты), трофеи, факелы, лавровые венки, пирамиды, бу­ква N (Наполеон), мозаика из мрамора, малахита, керамиче­ских плиток, резьба с позолотой. В диванах и кроватях для боковин используют 5-образные формы, мотив рога изобилия.

У столов опоры имели форму античных колонн и пилонов, в виде герм со львиными масками и лапами, дельфинов, три­тонов, кариатид, атлантов, сфинксов, фигур сарацинов (ара­бов); царги оформляли фризоподобным бронзовым орнаментом.

 

При выборе формы учитывали целесообразность изготовле­ния и столярную основу. Шкафы делали крупные, массивные с члененными облицованными декоративной древесиной поверх­ностями. Стали появляться новые типы горок, сервантов-витрин, секретеров со многими ящиками и выдвижными досками, столы — большие круглые, маленькие на одной опоре, туалет­ные с бронзовыми украшениями и др., зеркала — большие на­польные и туалетные на ножках, а также ширмы, обтянутые го­беленом, кровати на цоколях (нижняя выступающая часть), по виду напоминающие римские саркофаги.

Английский ампир близок к французскому, но со стремле­нием к большей простоте, целесообразности, архитектоничности. Немецкий ампир более тяготеет к формам греческой, а не рим­ской классики. Он отличается красивыми формами, но без пере­грузки бронзовым декором, изделия чаще на гладких ножках.

Русский ампир красив и самобытен, в его формировании участвовали выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и др. Они умело использовали красное дерево, ка­рельскую березу, орех, тополь, окрашивали в белый цвет дре­весину и оформляли золоченой резьбой. Среди изделий русского ампира сохранилась парадная, роскошная мебель знатных вель­мож и простая, удобная в быту, менее декоративная мебель для зажиточных слоев населения. Изделия этого стиля можно ви­деть в Эрмитаже.

Американский колониальный стиль — разновидность англий­ской мебели, стилевое смешение позднеренессансных архаиче­ских форм с признаками других стилей. Ранние образцы просты по формам и выполнялись из мореного и вощеного дерева без облицовывания и полирования. К 1750—1780 гг. секретеры, ко­моды, туалетные столы оформляли красивой резьбой, изогну­тыми карнизами, волнистой поверхностью, копируя английский стиль чиппендейл.

После 1780 г. дорогую мебель изготовляли из атласного и розового дерева. Стала появляться мебель и неоготического стиля. Таким образом, под колониальным стилем подразуме­вают разновидности европейских, в основном английских стилей.

Бидермейер — стиль мебели (рис. 13), название, происхо­дящее от немецкого «бравый господин Мейер», т. е. как сино­ним практичного мещанина с его вещным миром и сентимен­тальностью, это буржуазный вариант классицизма. Основное кредо стиля — техническое совершенство, целесообразность, практичность, прочность, доброкачественность, удобство, без­укоризненная столярная работа. Стиль более свободен от ам­пирных архитектурных форм, они упрощены, украшены декором в духе интимности и домашнего уюта. Простота форм компен­сировалась прогнутостью линий, яркой расцветкой обивки.

 

 

 


 

 

Рис. 13. Мебель в стиле бидермейер

 

 

Стали выполнять одностороннюю облицовку щитов и ножек ме­бели, иногда использовали такие ранее известные элементы, как устои в виде лиры, локотники с резными фигурами гри­фонов, лебедей, рогов изобилия, растений, ажурные спинки в виде рамок, растительный орнамент (цветы, листья, венки, ро­зетки).

Корпуса изделий простых форм, стенки и дверцы рамочно-филеночной конструкции изготовляли из массива, применяли колонны, пилястры, простые карнизы.

Архитектурные элементы приспосабливали к требованиям утилитарности, иногда присутствовали элементы грубоватости и неуклюжести, но в отличие от ампира использовали свет­лые породы древесины (клен, тополь, ясень и др.), украшали инкрустацией. Письменные и обеденные столы были многова-риантны. Стулья и кресла удобны для сидения, иногда имели ажурные спинки, обивку с однотонным или цветочным рисун­ком прибитую гвоздями с белыми фарфоровыми шляпками.

К началу 30-х годов XIX в. (в период правления Карла X) во Франции в стиль бидермейер внедряются элементы из ба­рокко и какое-то время присутствует буржуазный стиль постам-пир-бидермейер, появляются вначале элементы декора из стиля рококо, затем гнутые ножки, мягкие линии контуров. Так заро­дился новый стиль, так называемый стиль неорококо (во Фран­ции его именуют стилем Луи-Филиппа, а в Англии — ранним викторианским стилем). Мебель становится более роскошной и помпезной, в противовес строгости классицизма — декоратив­ной. Чего-либо существенно нового эти стили не вносят, проис­ходит как бы смешение стилей, образуются псевдостили.

Появление псевдостилей (новых стилей, эклектики) вызвано, с одной стороны, желанием большей презентабельности, стремле­нием к напыщенным формам, богатым декорам, с другой сто­роны, развитием фабричного производства, освоением новых материалов и технологий, появлением «художественной про­мышленности», вынужденной использовать из старого все, что можно сделать индустриальным путем. Но поскольку машин­ная техника конца XIX в. еще не была приспособлена к изго­товлению сложных форм изделий и их элементов декора, а воз­вращение к более низкой производительности труда не в пра­вилах прогресса общества, появилась эклектика — смешение стилей прошлого. Появились новые названия стилей: неого­тика, неоренессанс, необарокко, древнегерманский стиль, стиль Макарта и др. Все они возникли в духе эклектики — механиче­ского соединения разнородных, часто противоположных худо­жественных принципов.

К началу XX в. художники начали освоение приемов и средств декоративного оформления зданий, сооружений и пред­метов среды в соответствии с их целями, назначением, требова-

 

 

ниями к ним, свойствами новых материалов и современными способами их производства. Результатом на требования жизни стал стиль модерн.

В стиле модерн (рис. 14) интерьер строился на полном не­приятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены покрывались причудливыми асимметричными художественными формами, занавески были светлые, произвол дизайна был виден на формах мебели, окон, дверей. Наблюдалось одновременно присутствие двух принци­пов построения стилей — декоративного с капризными фор­мами линий и контуров и конструктивного с ясным прямоли

 

 

 

 

Рис. 14. Мебель в стиле модерн

нейным построением. В убранстве стульев, кресел, шкафов до­минировал стилизованный растительный орнамент из цветов и растений, листьев подсолнечника, камыша, сложная система линейного орнамента, с изображением лебедей, т. е. как бы осуществлялась идея — назад к природе.

В дорогих изделиях простые формы компенсировали приме­нением ценных материалов и тонкостью отделки (инкруста­цией цветным шпоном, жемчугом, слоновой костью, полудраго­ценными камнями, металлическими деталями). Теоретики модерна отстаивали идекх единого ансамбля обстановки. Основ­ной признак модерна — динамичная стилизация, произвольное отношение к материалу, решение единой композиции в соответ­ствии с замыслом художника и применением неожиданных асимметричных форм линий и контуров.

Мебель XX в. В стилях мебели можно выделить следующие направления. Конструктивизм — в основе которого лежит эсте­тика целесообразности с рациональными, строго утилитарными формами, очищенными от декоративной романтики модерна (рис. 15). Выдающийся дизайнер Ле Карбюзье рассматривал мебель и предметы домашнего обихода как «искусственные ко-

 

 

нечности», которые должны соответствовать стандарту и новой технологии. Ле Карбюзье полагал, что предметы декоратив­ного искусства должны отвечать типовым потребностям, типо­вым функциям и, следовательно, быть типовыми предметами. Он считал, что эстетическое начало предметов определяется максимальной функциональностью формы. Импрессионизм — искусство фиксации мимолетных впечат­лений, света и цвета, поэзия динамичных, трепетных мазков и линий. Экспрессионизм — предполагает повышенную экспрессив­ность (напряженность эмоций), достигаемую драматическими

 


 

Рис. 15. Конструктивизм

 

контрастами, деформациями, нервным ритмом энергично очер­ченных контуров.

Кубизм — композиции с простыми формами, чистыми цве­тами, красивыми сочетаниями линий и пятен, шаг к абстракт­ному искусству, которое появилось с появлением первых по­строек конструктивизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...