Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для успешного обучения по дисциплинам гражданско-правового цикла




Для самостоятельной работы студентов по дисциплинам гражданско-правового цикла в каждой программе рекомендуется учебная литература, практикумы, нормативные правовые акты и акты органов судебной власти, комментарии кодексов и законов, содержащиеся в фонде научной библиотеки Московского государственного гуманитарно-экономического института.

Поскольку дисциплин гражданско-правового цикла насчитывается достаточно много то, представляется возможным обращение студентов к конкретным рабочим программам. По большинству предметов разрабатываются практикумы, которые используются в учебном процессе, за исключением некоторых спецкурсов и факультативов. В случае отсутствия практикума преподавателем даются конкретные указания и рекомендации по изучению предмета.

Студенты могут ознакомиться с источниками и ключевыми понятиями дисциплин гражданско-правового цикла в научной библиотеке МГГЭИ, в сетевых версиях компьютерных правовых базах данных «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс», а также в справочных изданиях, сборниках законодательства и судебной практики.

 

Методические указания по организации работы

Студентов по отдельным формам самостоятельной подготовки

Подготовка по лекциям

Лекция – логически последовательное устное изложение опре­деленных научных знаний и материалов перед слушателями – студен­тами с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания навы­ков творческого мышления. В данном случае имеются в видуучебные лек­ции, которые являются одной из основных форм учебного процесса и главным методом преподавания в высших учебных заведениях. Большинство авторов, уделивших внимание методике чтения лекций, исходят из того, чтолекции – главная форма учебного процесса.

Одно из главных достоинств и преимуществ учебных лекций зак­лючается в том, что они чаще всего –первый источник, из которого студент черпает совершенно новые для него понятия, сживается с ними, включает их в свой арсенал с тем, чтобы потом свободно оперировать ими. Благодаря непосредственному контакту с лектором он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов-профессиона­лов. Важнейшим преимуществом лекций является также обеспечивае­мая имивозможность непосредственного восприятия студентом матери­ала, получения его из первоисточника. Психологически такое воспри­ятие ничем заменить невозможно. Например, если студент, который отсутствовал на лекции, получит у товарища кассету с ее записью, и будет дома слушать голос лектора через магнитофон, то это не обес­печит и половины эффекта, который дает непосредственное воспри­ятие лекции с живого голоса лектора. При прослушивании лекции через магнитофон пропадает эмоциональное воздействие лектора на слуша­теля, поскольку он не видит выражения лица лектора, его жестов, не чувствует особой характерной атмосферы аудитории. Прослушивание лекции в аудитории оказывает комплексное, разностороннее воздей­ствие на слушателей — и в этом одно из важнейших ее преимуществ.

Наконец, одно из самых важных преимуществ лекции: онаприоб­щает студента к творчеству, к размышлению, воспитывает у него навыки научного юридического мышления. Лектор, излагая материал, пос­ледовательно раскрывая тему, как бы ведет слушателей за собой, постоянно показывая, что этот путь сложный и интересный, что многое еще не совсем ясно и не бесспорно, что остаются нерешенные зада­чи, которые предстоит решать и тому поколению, которое сейчас делает первые шаги в познании гражданско-правовых дисциплин. Хорошо прочи­танная лекция зарождает у студента желание приобщиться к научно-исследовательской работе в области дисциплин гражданско-правового цикла: выбрать тему курсовой работы по одной из этих дисциплин, подготовить доклад, самостоятельно изучить названную лек­тором монографию и т.п. Ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции, в частности по гражданскому праву, возможно учесть иотра­зить все новое, что появилось в законодательстве, литературе, судеб­ной практике, политике. В лекции должна ощущаться свежесть мате­риала, чувствоваться дыхание времени. Представляется бесспорным, что без лекций были бы невозможны либо весьма затруднительны все другие виды учебной работы — практические, семинарские занятия, самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов, подготовка курсовых работ и т.д.

Современная реальная действительность такова, что лекции по дисциплинам гражданско-правового цикла читают преподаватели разного уровня подготов­ки, имеющие нередко небольшой опыт педагогической работы и иногда не имеющие даже ученой степени. И не все обладают соответствующими качествами лекто­ра. Но это вовсе не озна­чает, что каждый из них не может читать лекции. Имея желание и хорошую общую подготовку, начинающий лектор может постигать методику чтения лекций, начиная с элементарных вещей, затем по­степенно совершенствовать ее, используя педагогический опыт дру­гих, изучая работы по методике, опубликованные авторитетными лекторами.

Как правило, преподавателю поручается читать не одну-две лек­ции, а весь курс гражданского права или половину курса (общую или особенную часть). Поэтому сначала следует говорить о подготовке не одной лекции,а всего курса. Особенно это важно при чтении лекций студентам заочного отделения, где часто приходится читать обзорные лекции.

В настоящее время учебники по большинству дисциплин, подготовлен­ные разными коллективами и отдельными авторами, издаются весь­ма регулярно, и ими обеспечены все студенты. В связи с этим иногда ставится вопрос: нужны ли в таких условиях лекции? Лек­ции имеют ряд преимуществ перед учебниками, они были и остаются основной формой преподавания. Лекции и учебник не ис­ключают, а взаимно дополняют друг друга. Изучение студентом материала по учебнику и литературе после про­слушивания лекции всегда будет более продуктивным и полноценным по сравнению с самостоятельным изучением.

Но у каждого лектора неизбежно возникает вопрос:каким должно быть содержание лекции, если данная тема достаточно полно и вполне квалифицированно освещена в учебнике? Как бы ни пытался лектор излагать материал совершенно по-новому, он неизбежно будет исполь­зовать законодательство и литературные источники, которые анали­зирует и автор соответствующей главы учебника.

Представляется, что для правильного определения соотношения лекции и учебника надо исходить из следующего. Во-первых, любой вопрос, рассмотренный в учебнике, лектор может изложить в соответствии с разработанными им самим теорети­ческими положениями. В этом случае ему придется хотя бы кратко высказать свое мнение о трактовке данного вопроса в учебнике, не допуская при этом резких оценок, поскольку многим студентам по­зиция учебника может показаться более правильной по сравнению с позицией лектора.

Во-вторых, лектор должен уделить значительное внимание мате­риалам, которые появились в последнее время и не могли быть отра­жены в учебнике по конкретной дисциплине. Имеются в виду принятые законы и иные правовые акты, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, новейшая литература. Всякая лекция должна быть лекцией сегодняшнего дня. В этом ее серьезное преимущество перед учебником.

В-третьих, свою индивидуальность лектор может проявить не только в теоретической позиции и свежести материала, но и в методике ана­лиза материала, последовательности его подачи, оригинальности оце­нок и т. д. Вопросы, предусмотренные программой по данной дисциплине и рассмотренные в учебнике, могут быть освещены по-разному, и лектор, во всяком случае, может обнаружить свой «по­черк», свое лицо и не оказаться в плену учебника.

В-четвертых, избежать повторения некоторых положений учебни­ка можно таким путем: предупредив студентов, просто не касаться их в лекции, имея в виду, что студенты изучают учебник самостоятель­но и прочтут соответствующий материал.

Таким образом, необходимо исходить из того, что каждая лекция должна давать студентам определенное представление о всей теме, предусмотренной программой, содержать анализ основных понятий, относящихся к ней. Вместе с тем преподаватель, учитывая такие фак­торы, как общая подготовка студентов, бюджет лекционного време­ни, наличие или отсутствие практических занятий по данной теме, методологическое значение темы, сложность и спорность охватывае­мых ею вопросов, а также степень и качество их освещения в учебни­ке, может одни вопросы темы рассмотреть коротко, конспективно, с отсылкой к учебнику, а другие вопросы, остающиеся спорными в литературе и практике (проблемы), рассмотреть более широко и уг­лубленно, стараясь увлечь слушателей, подключить их к поиску реше­ния. Таким путем он может сделать свою лекцию индивидуальной, не повторяющей учебник, обеспечить ей надлежащий теоретический уровень. И такая лекция с полным основанием может рассматривать­ся как проблемная учебная лекция, хотя в ней не все время будет занято решением «проблемных ситуаций». Лекции и учебники – не конкуренты, они имеют разное назначение и дополняют друг друга.

Как правило, конспекты лекций у студентов различаются, как и различаются индивидуальные способности восприятия услышанного материала, его запоминания. Поэтому особенно внимательно следует относиться к рекомендациям преподавателя, домашним заданиям. Представляется весьма продуктивным прорабатывать понятийный и категориальный аппарат, которым изобилует теоретический материал дисциплин гражданско-правового цикла. Понимание определений, их правильное употребление не только помогает запоминанию и закреплению пройденного материала, но делает юридически грамотной речь студента, дисциплинирует правовое мышление и повышает правовую культуру.

Для самостоятельной работы студентов можно рекомендовать толковые и юридические словари и энциклопедии. Большинство из которых имеются в библиотеке университета:

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 790 с.

2. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. – М.: Книжный мир, 2000. – 720 с.

3. Большой юридический словарь. 2-изд. / Борисов А.Б. – М.: Книжный мир, 2012. – 848 с.

4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. – М., 1976. – С. 450

5. Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М.: Рус. Яз. – 1998. – 848 с.

7. Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – 5-е изд. – М.: Рус. Яз., 1998. – 832 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. – 4-е изд..– М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.

9. Словарь русского языка: в 4-х томах. / РАН. Под. ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999.

10. Социальная энциклопедия / Гл. Ред. А.П. Горкин. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – 438.

11. Справочник юриста. Противоречия законодательства / Б.Д. Завидов, О.Б. Гусев, М.И. Слюсаренко. – М.: Экзамен, 2000. – 576 с.

12. Сухарев А. Большой юридический словарь. – М.: 2005 г. – 338 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...