Для успешного обучения по дисциплинам гражданско-правового цикла
Для самостоятельной работы студентов по дисциплинам гражданско-правового цикла в каждой программе рекомендуется учебная литература, практикумы, нормативные правовые акты и акты органов судебной власти, комментарии кодексов и законов, содержащиеся в фонде научной библиотеки Московского государственного гуманитарно-экономического института. Поскольку дисциплин гражданско-правового цикла насчитывается достаточно много то, представляется возможным обращение студентов к конкретным рабочим программам. По большинству предметов разрабатываются практикумы, которые используются в учебном процессе, за исключением некоторых спецкурсов и факультативов. В случае отсутствия практикума преподавателем даются конкретные указания и рекомендации по изучению предмета. Студенты могут ознакомиться с источниками и ключевыми понятиями дисциплин гражданско-правового цикла в научной библиотеке МГГЭИ, в сетевых версиях компьютерных правовых базах данных «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс», а также в справочных изданиях, сборниках законодательства и судебной практики.
Методические указания по организации работы Студентов по отдельным формам самостоятельной подготовки Подготовка по лекциям Лекция – логически последовательное устное изложение определенных научных знаний и материалов перед слушателями – студентами с целью передачи им соответствующих знаний и воспитания навыков творческого мышления. В данном случае имеются в видуучебные лекции, которые являются одной из основных форм учебного процесса и главным методом преподавания в высших учебных заведениях. Большинство авторов, уделивших внимание методике чтения лекций, исходят из того, чтолекции – главная форма учебного процесса.
Одно из главных достоинств и преимуществ учебных лекций заключается в том, что они чаще всего –первый источник, из которого студент черпает совершенно новые для него понятия, сживается с ними, включает их в свой арсенал с тем, чтобы потом свободно оперировать ими. Благодаря непосредственному контакту с лектором он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов-профессионалов. Важнейшим преимуществом лекций является также обеспечиваемая имивозможность непосредственного восприятия студентом материала, получения его из первоисточника. Психологически такое восприятие ничем заменить невозможно. Например, если студент, который отсутствовал на лекции, получит у товарища кассету с ее записью, и будет дома слушать голос лектора через магнитофон, то это не обеспечит и половины эффекта, который дает непосредственное восприятие лекции с живого голоса лектора. При прослушивании лекции через магнитофон пропадает эмоциональное воздействие лектора на слушателя, поскольку он не видит выражения лица лектора, его жестов, не чувствует особой характерной атмосферы аудитории. Прослушивание лекции в аудитории оказывает комплексное, разностороннее воздействие на слушателей — и в этом одно из важнейших ее преимуществ. Наконец, одно из самых важных преимуществ лекции: онаприобщает студента к творчеству, к размышлению, воспитывает у него навыки научного юридического мышления. Лектор, излагая материал, последовательно раскрывая тему, как бы ведет слушателей за собой, постоянно показывая, что этот путь сложный и интересный, что многое еще не совсем ясно и не бесспорно, что остаются нерешенные задачи, которые предстоит решать и тому поколению, которое сейчас делает первые шаги в познании гражданско-правовых дисциплин. Хорошо прочитанная лекция зарождает у студента желание приобщиться к научно-исследовательской работе в области дисциплин гражданско-правового цикла: выбрать тему курсовой работы по одной из этих дисциплин, подготовить доклад, самостоятельно изучить названную лектором монографию и т.п. Ценность лекционной формы обнаруживается также в том, что в лекции, в частности по гражданскому праву, возможно учесть иотразить все новое, что появилось в законодательстве, литературе, судебной практике, политике. В лекции должна ощущаться свежесть материала, чувствоваться дыхание времени. Представляется бесспорным, что без лекций были бы невозможны либо весьма затруднительны все другие виды учебной работы — практические, семинарские занятия, самостоятельное изучение студентами литературы и нормативных материалов, подготовка курсовых работ и т.д.
Современная реальная действительность такова, что лекции по дисциплинам гражданско-правового цикла читают преподаватели разного уровня подготовки, имеющие нередко небольшой опыт педагогической работы и иногда не имеющие даже ученой степени. И не все обладают соответствующими качествами лектора. Но это вовсе не означает, что каждый из них не может читать лекции. Имея желание и хорошую общую подготовку, начинающий лектор может постигать методику чтения лекций, начиная с элементарных вещей, затем постепенно совершенствовать ее, используя педагогический опыт других, изучая работы по методике, опубликованные авторитетными лекторами. Как правило, преподавателю поручается читать не одну-две лекции, а весь курс гражданского права или половину курса (общую или особенную часть). Поэтому сначала следует говорить о подготовке не одной лекции,а всего курса. Особенно это важно при чтении лекций студентам заочного отделения, где часто приходится читать обзорные лекции. В настоящее время учебники по большинству дисциплин, подготовленные разными коллективами и отдельными авторами, издаются весьма регулярно, и ими обеспечены все студенты. В связи с этим иногда ставится вопрос: нужны ли в таких условиях лекции? Лекции имеют ряд преимуществ перед учебниками, они были и остаются основной формой преподавания. Лекции и учебник не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Изучение студентом материала по учебнику и литературе после прослушивания лекции всегда будет более продуктивным и полноценным по сравнению с самостоятельным изучением.
Но у каждого лектора неизбежно возникает вопрос:каким должно быть содержание лекции, если данная тема достаточно полно и вполне квалифицированно освещена в учебнике? Как бы ни пытался лектор излагать материал совершенно по-новому, он неизбежно будет использовать законодательство и литературные источники, которые анализирует и автор соответствующей главы учебника. Представляется, что для правильного определения соотношения лекции и учебника надо исходить из следующего. Во-первых, любой вопрос, рассмотренный в учебнике, лектор может изложить в соответствии с разработанными им самим теоретическими положениями. В этом случае ему придется хотя бы кратко высказать свое мнение о трактовке данного вопроса в учебнике, не допуская при этом резких оценок, поскольку многим студентам позиция учебника может показаться более правильной по сравнению с позицией лектора. Во-вторых, лектор должен уделить значительное внимание материалам, которые появились в последнее время и не могли быть отражены в учебнике по конкретной дисциплине. Имеются в виду принятые законы и иные правовые акты, постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, новейшая литература. Всякая лекция должна быть лекцией сегодняшнего дня. В этом ее серьезное преимущество перед учебником. В-третьих, свою индивидуальность лектор может проявить не только в теоретической позиции и свежести материала, но и в методике анализа материала, последовательности его подачи, оригинальности оценок и т. д. Вопросы, предусмотренные программой по данной дисциплине и рассмотренные в учебнике, могут быть освещены по-разному, и лектор, во всяком случае, может обнаружить свой «почерк», свое лицо и не оказаться в плену учебника.
В-четвертых, избежать повторения некоторых положений учебника можно таким путем: предупредив студентов, просто не касаться их в лекции, имея в виду, что студенты изучают учебник самостоятельно и прочтут соответствующий материал. Таким образом, необходимо исходить из того, что каждая лекция должна давать студентам определенное представление о всей теме, предусмотренной программой, содержать анализ основных понятий, относящихся к ней. Вместе с тем преподаватель, учитывая такие факторы, как общая подготовка студентов, бюджет лекционного времени, наличие или отсутствие практических занятий по данной теме, методологическое значение темы, сложность и спорность охватываемых ею вопросов, а также степень и качество их освещения в учебнике, может одни вопросы темы рассмотреть коротко, конспективно, с отсылкой к учебнику, а другие вопросы, остающиеся спорными в литературе и практике (проблемы), рассмотреть более широко и углубленно, стараясь увлечь слушателей, подключить их к поиску решения. Таким путем он может сделать свою лекцию индивидуальной, не повторяющей учебник, обеспечить ей надлежащий теоретический уровень. И такая лекция с полным основанием может рассматриваться как проблемная учебная лекция, хотя в ней не все время будет занято решением «проблемных ситуаций». Лекции и учебники – не конкуренты, они имеют разное назначение и дополняют друг друга. Как правило, конспекты лекций у студентов различаются, как и различаются индивидуальные способности восприятия услышанного материала, его запоминания. Поэтому особенно внимательно следует относиться к рекомендациям преподавателя, домашним заданиям. Представляется весьма продуктивным прорабатывать понятийный и категориальный аппарат, которым изобилует теоретический материал дисциплин гражданско-правового цикла. Понимание определений, их правильное употребление не только помогает запоминанию и закреплению пройденного материала, но делает юридически грамотной речь студента, дисциплинирует правовое мышление и повышает правовую культуру. Для самостоятельной работы студентов можно рекомендовать толковые и юридические словари и энциклопедии. Большинство из которых имеются в библиотеке университета: 1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 790 с. 2. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Барихин. – М.: Книжный мир, 2000. – 720 с. 3. Большой юридический словарь. 2-изд. / Борисов А.Б. – М.: Книжный мир, 2012. – 848 с. 4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. – М., 1976. – С. 450
5. Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 688 с. 6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М.: Рус. Яз. – 1998. – 848 с. 7. Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. – 5-е изд. – М.: Рус. Яз., 1998. – 832 с. 8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. – 4-е изд..– М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. 9. Словарь русского языка: в 4-х томах. / РАН. Под. ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1999. 10. Социальная энциклопедия / Гл. Ред. А.П. Горкин. – М.: Большая российская энциклопедия, 2000. – 438. 11. Справочник юриста. Противоречия законодательства / Б.Д. Завидов, О.Б. Гусев, М.И. Слюсаренко. – М.: Экзамен, 2000. – 576 с. 12. Сухарев А. Большой юридический словарь. – М.: 2005 г. – 338 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|