Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права / Ф.В. Тарановский. – М., 1923. – 274 с.




14. Федерализм. Энциклопедический словарь / Гл. Ред. С.Д. Валенкей. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 288 с.

15. Философский энциклопедический словарь. /Отв. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия. – 1989. – С. 816

16. Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.:, 2009. – 1152 с.

 

Подготовка к практическим занятиям

Ценность практических занятий как формы обучения заключается в том, что они предусматриваютсамостоятельное изучение студентами литературы и нормативных правовых материалов по темам, предусмотренным программами по дисциплинам гражданско-правового цикла. При этом участники практичес­ких занятий имеют возможность проявить свою индивидуальность, самостоятельность мышления, способность отстаивать в споре свою позицию.

Несмотря на большое значение изученной студентами литературы, теории гражданского права, ценность этих занятий определяется глав­ным образом их назначением какзанятий практических. В их основу заложено, что будущий специалист должен приобрести во время уче­бы практические навыки применения норм дисциплин гражданско-правового цикла к максимально приближенным к жизни ситуациям, толкования право­вых норм, умение находить нужные нормы в море правовых актов.

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время резко повыси­лась информированность студентов в области законодательства и ли­тературы. Они широко используют ксерокопирование нормативных актов, статей из журналов и других материалов, а также различные информационно-справочные системы типа «Гарант», «Консультант-плюс» и др., возможность пользования которыми предоставляют ком­пьютеры. У большинства студентов на занятиях имеются «под рукой» необходимые материалы. Кроме того, в продаже – обилие только что вышедших из печати книг. Таким образом, современный студент име­ет все, что необходимо для изучения предмета, и широко использует предоставленные возможности.

Для достижения этой цели с давних пор в преподавании использу­ютсясборники казусов (практикумы), содержащие задачи, составлен­ные в основном из специально обработанных судебных дел. Лучшей формы учебного пособия для проведения практических занятий пока не предложено. В практикуме, как правило, содержатся вопросы по со­ответствующей теме, задачи (казусы), обязательная и дополнитель­ная литература, перечень правовых актов и судебной практики и т.д. Каждая задача, включенная в практикум, имеет четкую методическую цель. Задачи связа­ны с разными вопросами, относящимися к теме, и должны быть ре­шаемы с использованием рекомендованных правовых актов и литера­туры. Как правило, на основе содержащегося материала задача имеет единственное правильное решение.

На основе практикума преподаватель, помимо решения задач, может использовать и иные методические приемы отработки темы — проведение теоретического семинара, небольшие доклады по отдель­ным вопросам темы, организация (в рамках занятия) деловой игры, когда на основе материала подобранной задачи можно поручить од­ному из студентов роль истца, другому – роль ответчика, третьему – роль судьи и т.д.

Общепризнанно, что методика проведения практических занятий по дисциплинам гражданско-правового цикла подразделяется надве главные части: методи­ка подготовки к занятию и методика непосредственного ведения за­нятия. Общее и чрезвычайно важное значение для обеих названных час­тей имеетфактор времени, т.е. количество учебных часов, которое отве­дено на практические занятия по конкретной дисциплине. Практика показывает, что преподаватель постоянно находится в «тисках времени». Чтобы не попасть в цейтнот, он должен точно рас­считать, как им будет использовано выделенное на данное занятие время. Нужно отметить, что выделяемое на практические занятия время в одних вузах больше, а в других меньше.

Занятие обычно начинается с того, что преподаватель приветству­ет студентов и делаетотметки в своем журнале об отсутствующих сту­дентах, а затем, в ходе занятий, отмечает в нем, кто и как выступал. Наличие у преподавателя такого журнала (или тетради) надо признать обязательным. В нем должны получать отражение посещаемость студен­тами занятий, уровень их выступлений на занятиях. Все это дисцип­линирует студентов, воспитывает их ответственное отношение к ра­боте.

Даже студенты старших курсов придают большое значение отметкам преподавателя, которые он де­лает в своем журнале, поскольку они были с самого начала предуп­реждены, что отметка о пропуске занятия или о неподготовленности к занятию влечет обязанность студента явиться на консультацию и сдать соответствующую тему. Кроме того, студентов интересует, какие оцен­ки они получают за свои выступления на занятиях, поскольку это может быть учтено при сдаче экзамена. Если оценок очень мало, сту­дент понимает, что он не проявляет достаточной активности на заня­тиях и принимает меры, чтобы исправить положение. Таким образом, польза от ведения преподавателем журнала несомненна.

Большое значение имеетсоотно­шение двух элементов практического занятия – обсуждения теоретичес­ких вопросов и решения задач. Наиболееоптимальным является сочета­ние решения задач с обсуждением теоретических вопросов. При этом главная роль отводится решению задач, т. е. практической стороне за­нятий. Выделяя некоторое время на обсуждение теоретических вопро­сов, преподаватель не должен забывать, что он проводит практичес­кое занятие, а не семинарское. На обсуждение теоретических вопросов обычно выделяется при 2-часовых занятиях до 15 минут, а при 4-часовых — 30—35 минут. Ос­тальное время должно использоваться для решения задач.

Обсуждение теоретических вопросов возможнов разных формах. При проведении 4-часовых занятий целесообразно поручать студентам подготовку двух-трех док­ладов с освещением указанных преподавателем вопросов из числа названных в соответствующей теме практикума. На каждый доклад отводится 12—15 минут. Студенты хорошо воспринимают эту идею и охот­но соглашаются выступать с докладами. При подготовке доклада и выступлении перед группой студенты приобретают крайне необходимые юри­сту навыки выступать перед аудиторией, логически грамотно строить свою речь, оперировать литературными источниками и законодатель­ным материалом. Указанные навыки помогут им составить план курсовой, а затем и дипломной работы, а в будущем они помогут про­явить себя наилучшим образом в практической деятельности.

Обсуждение теоретических вопросов путем подготовки докладов практикуетсяне на каждом занятии. Обычно их обсуждение (без докладов) имеет свою положительную сторону: оно позво­ляет проверить уровень подготовки к занятию любого студента груп­пы. Студенты заранее предупреждены, что каждый из них должен быть готов дать полный ответ на теоретические вопросы, содержащиеся в практикуме по данной теме. Не секрет, что при обсуждении теорети­ческих вопросов с назначением докладчиков к занятию готовятся докладчики, остальные студенты готовы выступать в роли слушателей, задавать вопросы и т.п. Теоретические вопросы могут и должны рассматриваться не толь­ко в начале занятия,но и в ходе решения задач. Само решение задачи означает квалифицированное применение студентами к конкретной ситуации своих знаний в области теории гражданского права и поло­жений законодательства.

На одном из первых занятий необходимо предупредить студентов, что решение задачидолжно быть письменным, содержать поставлен­ные вопросы и развернутые ответы на них в рабочей тетради. Высту­пая на занятии, студент может воспользоваться подготовленным пись­менным решением. При отсутствии письменного решения он призна­ется не готовым к занятию. Чтобы обеспечить более серьезное отношение студентов к письмен­ному решению задач, преподавателюследует чаще просматривать тет­ради студентов и оценивать работу, их умение правильно излагать свое решение.

Важнейшее методическое значение имеет обучение студентов тре­бованиюрешать задачи только на основе грамотно поставленных вопро­сов, по четкому плану. Каждый факт или событие, упомянутые в зада­че, требуют, как правило, юридической оценки путем постановки связанных с ними вопросов (например, был ли заключен договор; соблюдены ли требования к форме договора; является ли данное ус­ловие существенным; обоснованно ли требование истца о возмеще­нии ему убытков и т.п.). На каждый из вопросов должен быть дан чет­кий ответ (да, нет) и обязательно со ссылкой на норму закона. При этом студент должен показать, как он применяет эту норму, дать ее толкование, в соответствующих случаях сослаться на разъяснение данной нормы, содержащееся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, а также на ее доктринальное толкование. Студент, освоивший такую методику, при­обретет весьма ценный опыт выделения главного в каждом граждан­ском деле, выявления фактов, с которыми связаны юридические по­следствия, «распутывания» самых сложных ситуаций.

Сказанное относится к добросовестным, хорошо работающим сту­дентам. Но иногда студент легкомысленно пытается дать решение за­дачи без постановки вопросов и без применения и толкования зако­на, а путем ссылок на страницы учебника или на свой жизненный опыт. Преподаватель, естественно, разъяснит такому студенту, что задачу он не решил и к занятию не подготовился. О неподготовленности к занятию свидетельствуют и такие случаи, когда студент называет один-единственный вопрос: как решить дело? Студенту необходимо объяс­нить, что постановка такого вопроса должна быть итогом исследова­ния отдельных конкретных вопросов, ответы на которые и приводят к выводу о том, как решить дело. Если студент не сформулировал такие вопросы, — значит, он к занятию не готов, и с ним надо поговорить на консультации. Ответ на каждый вопрос должен бытьобоснован ссылкой на право­вую норму, причем студент должен показать, что в данном случае применима именно эта норма, дать ее толкование, назвать норматив­ный акт, в котором она содержится.

В целях воспитания у студентов уважения к закону и запоминания текста правовых норм представляется необходимым требовать, чтобы студентвоспроизводил содержание нормы, на которую он ссылается, не по памяти, а брал текст и зачитывал, причем не спеша, а «с чувством и толком». Вся группа и он сам будут при этом запоминать подлинный текст правовой нормы, в которой каждое слово несет определенную нагрузку. Для достижения такого результата автор использует и такой метод: рекомендует студентам выучить наизусть текст некоторых ста­тей ГК. После этого многие студенты 2-го курса свободно и точно наизусть цитируют, например, ст. 15, 395, 401 ГК и некоторые дру­гие.

Последняя стадия практического занятия задание к следующему занятию. Преподаватель должен подготовиться к этому заранее, назвать тему будущего занятия, вопросы, которые предстоит обсудить, и номера задач. Литература и нормативные материалы указаны в прак­тикуме, и перечислять подлежащие изучению работы и нормативные акты нет необходимости. Однако если появились новые заслуживаю­щие изучения работы или новые нормативные акты либо иные мате­риалы, преподаватель должен назвать их и указать, где они опублико­ваны.

В особенности надо рекомендовать студентам изучать труды клас­сиков российской цивилистики, переизданные под эгидой кафедры гражданского права юридического факультета МГУ. Это труды Д.И. Мейера, И.А. Покровского, Н.О. Нерсесова, В.И. Серебровского, М.И. Кулагина, О.С. Иоффе и других. Их изучение способно существенно обогатить знания и кругозор студентов.

Наряду с задачами, преподаватель может дать и иные задания. Например, предложить всем законспектировать статью, опубликован­ную в одном из номеров названного им журнала либо главу в только что появившейся книге и т.п. и высказать свое отношение к прочитан­ному. Выполняя подобные задания, студенты не только лучше позна­ют гражданское право, но и приобретают навыки самостоятельного, творческого отношения к публикациям. Весьма полезным было бы выполнение студентами и такого задания: подготовить краткий обзор опубликованной судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ за определенный период (например, за первое полугодие такого-то года). Подготовку подобных обзоров и анализа практики целесообраз­но поручать не всем, а наиболее подготовленным студентам, обнару­жившим интерес к гражданскому праву.

Можно использовать и метод подготовки студентами кратких обзоров гражданско-правовых материалов, опуб­ликованных в журналах «Хозяйство и право», «Российская юстиция», «Государство и право» и др. Такие обзоры воспринимаются очень хорошо, они содействуют формированию у студентов интереса к юридичес­ким журналам.

Обсуждение теоретических вопросов и решение задач — это основ­ные и традиционные формы, используемые при проведении практи­ческих занятий. Но возможны ииные формы. Например, целое занятие может быть проведено в форме теоретического семинара, программа которого предусмотрена в практикуме. Некоторые преподаватели пред­лагают проведение отдельных занятий путем организации учебного судебного процесса, деловых игр, изучения арбитражных дел, состав­ления проектов договоров, проведения письменной работы и т.п.

В соответствии с утвержденным графиком лекционных и семи­нарских занятий в семинарские занятия может вводиться особая фор­ма обучения – теоретический семинар, рассчитанный на повышение уровня самостоятельной работы студентов по гражданскому праву. Теоретические семинары могут быть различными по своему ха­рактеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа теоретических семинаров.

а) Теоретический семинар – познавательный. Он рассчитан на усво­ение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы («блока»). Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы («блока») как способ первоначального ознаком­ления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. При этом могут быть использованы различные способы организации тако­го семинара, в частности общее задание всем студентам изучить опре­деление понятия или конструкции (категории); возможно поручение одному или нескольким студентам подготовить небольшое сообщение по тому или иному вопросу и последующее его обсуждение; можно дать задание студенту или нескольким студентам изучить определен­ные статьи в журналах, освещающие ту или иную категорию граждан­ского права, и др. Возможно и сочетание определенных методов по усмотрению преподавателя.

б) Теоретический семинар – диспут. Семинар данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному воп­росу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый выс­казывает свою позицию, с последующим подведением итогов. В этом случае наряду с использованием способов подготовки, указанных в п. «а», можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в ча­стности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательства­ми. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание. Роль преподавателя здесь еще больше, особенно в период подготовки такого семинара, где необходимо оп­ределить круг спорных проблем, соответственно подобрать литера­туру, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подго­товке к диспуту. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы студенты в период дискуссии ссылались не только на прочитанную лите­ратуру, но и на арбитражную и судебную практику. Необходимо обра­щать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) Теоретический семинар – итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого се­минара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семи­нара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при под­ведении итогов изучения данного «блока» студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового экзамена. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы.

Главная цель теоретических семинаров — повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по воз­можноститочным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам. В этом отношении может помочь опыт проведения проблемных семинаров в группе специализации.

Следует обсудить вопрос о том, может ли быть зачтен отличный доклад на теоретическом семинаре за курсовую работу при предостав­лении названного докладав письменной форме. При этом возможна оценка курсовой работы такого вида в ранее установленные декана­том сроки подготовки и сдачи курсовых работ. Таким образом, препо­даватель может распределить свою работу по проверке курсовых работ на более длительный срок. Это в какой-то мере может снять то напря­жение, которое испытывает кафедра в весеннем семестре, когда кур­совые работы сдаются большим потоком.

При подготовке к семинарскому занятию студент обязан пользоваться также и учебниками, выдаваемыми на учебном абонементе научной библиотеки. Для углубленного изучения темы студент должен пользоваться литературой, имеющейся в читальном зале научной библиотеки и зале периодики НБ СурГУ. При изучении тем, по которым в науке гражданского права имеют место различные взгляды, а также тем, нормативные источники которых претерпели значительные изменения, не нашедшие отражения в учебной литературе, преподаватель может рекомендовать для обязательного изучения студентами научных публикаций в периодической печати с указанием автора, издания и времени публикации.

Подготовка домашних заданий

Одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов является подготовка домашних заданий к семинарским занятиям. Кроме вышеназванных обязанностей студента в ходе подготовки к семинарскому занятию обязательным для каждого студента является выполнение практического домашнего задания. Практическое домашнее задание заключается в:

– письменном решении задач по конкретному предмету;

– составлении различного рода схем по изучаемому теоретическому материалу;

– составлении документов.

Для закрепления теоретического материала, с целью выработки у студентов навыков по применению источников по дисциплинам гражданско-правового цикла к каждому семинарскому занятию студентам задаётся на дом решение задач по имеющимся практикумам. Количество и номера задач определяются преподавателем, проводящим семинарские занятия. К каждому семинару может быть задано от 2 до 10 задач. Задачи должны быть решены в письменном виде. При решении указывается тема и номер задачи, дается ответ на каждый вопрос задачи отдельно. Ответ должен быть полным и мотивированным, содержать ссылку на применяемую норму права.

По отдельным темам семинарских занятий преподавателем может быть предложено студентам составить схему по конкретному теоретическому вопросу или самостоятельно произвести видовую классификацию по интересующему понятию.

Кроме того, с целью формирования практических навыков по дисциплинам гражданско-правового цикла студентам может быть предложено в качестве домашнего задания составить отдельный правоприменительный документ (например, договор по рассматриваемой теме). Подобные документы не должны иметь вид типовых, они должны содержать все необходимые реквизиты, а также отвечать основным требованиям по содержанию.

Домашние практические задания выполняются студентами в отдельных тетрадях. Преподаватель осуществляет текущую проверку домашних заданий путем сбора таких тетрадей на проверку. Проверка тетрадей может носить общий или выборочный характер, осуществляться преподавателем как непосредственно на семинарских занятиях, так и во внеаудиторное время.

 

Подготовка к выполнению контрольных работ

Подготовка к выполнениюстудентамиконтрольных работ, предусмотренных программой обучения, осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии и, как правило, завершает изучение отдельной темы по курсу. Контрольные работы носят плановый характер. Студенты могут предупреждаться о предстоящей контрольной работе за неделю. Однако контрольная работа может проводиться на семинаре без предварительного предупреждения студентов с целью проверки текущих остаточных знаний.

При подготовке к заранее объявленной контрольной работе:

– студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

– выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

– самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

– в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...