Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к сдаче задолженностей по




пропущенным семинарским занятиям

К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентов на семинарах.

По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться:

– в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме;

– в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы;

– в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий.

Для самостоятельной подготовки к отработке тем семинарских занятий студент должен предпринять шаги, предусмотренные в настоящих разработках для подготовки к выполнению контрольных работ.

Отработки принимаются преподавателем, проводящим семинарские занятия по дисциплинам гражданско-правового цикла, во время консультаций, предусмотренных расписанием.

Подготовка к сдаче зачета

Подготовка к сдаче зачета по дисциплинам гражданско-правового цикла по итогам изучения части курса осуществляется студентами самостоятельно. Положением университета о проверки знаний студентов установлено, что прием зачетов по предметам, где предусмотрена последующая сдача экзамена, осуществляется исходя из итогов промежуточной аттестации и работы студента на семинарских занятиях в течение семестра. Следовательно, подготовка студентов к сдаче зачета по предмету сводится к отработке задолженностей по семинарским занятиям:

– пропущенным, независимо от причин пропуска;

– получение на семинаре неудовлетворительной оценки, в том числе и в результате отвечать на поставленный преподавателем вопрос;

– несвоевременное или ненадлежащее выполнение письменной домашней работы, заданной к семинару.

В данном случае самостоятельная подготовка студента осуществляется по правилам, указанным в предыдущем пункте, предусматривающем подготовку студента к сдаче задолженности по семинарским занятиям.

 

Подготовка к сдаче экзамена

Подготовка студентовк сдаче экзаменапо итогам усвоенного курса обучения заключается в следующем:

– отработка задолженностей по промежуточной аттестации и семинарским занятиям с целью получения допуска к экзамену;

– повторение лекционного курса;

– повторение освоенного учебного, научного и нормативного материала по дисциплинам гражданско-правового цикла;

– получение консультаций преподавателя по вопросам, вызывающим зат-

руднения.

Написание рефератов

Написание рефератов является одной из форм обучения студен­тов, предусмотренных примерным графиком чтения лекций, семи­нарских, практических и иных учебных занятий и направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой. Целью написания рефератов является привитие студентам навы­ков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обо­сновывая их соответствующим образом.

В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суж­дений и изложения мнений других авторов в устной форме, написа­ние рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.

Представляется, что в зависимости от содержания и назначения в учебном процессе рефераты можно подразделить на две основные группы (типы): научно-проблемные и обзорно-информационные. При написании научно-проблемного реферата сту­дент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суж­дения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) соб­ственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.

В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема реферата может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы. На основе написанных рефератов возможна организация «кругло­го стола» студентов данной учебной группы. В таких случаях может быть поставлен доклад студента, реферат которого преподавателем признан лучшим, с последующим обсуждением проблемы всей группой сту­дентов. Учитывая глубину освещения, разработки темы реферата и учас­тие в работе «круглого стола» (если он проводится), преподаватель решает вопрос о зачете научно-проблемного реферата за курсовую работу, а также возможности рекомендации его на конкурс студен­ческих работ или для публикации.

Разновидностями обзорно-информационного рефе­рата могут быть:

1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса гражданского права. По рефератам, содержание которых может представлять познавательный интерес для других студентов, целесообразно заслушивать в учебных группах сообщения их авторов (15—20 минут);

2) подбор и краткое изложение содержания статей по определен­ной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юриди­ческих журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.). Такой реферат может рассматривается и как первоначальный этап в работе по теме курсовой работы. При наличии в студенческой груп­пе нескольких студентов, намеревающихся специализироваться по кафедре гражданского права и занимающихся разработкой какой-то общей проблемы, возможно взаимное использование материалов на­писанных ими рефератов.

Темы рефератов определяются преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе. При написании студентами научно-проблем­ных рефератов им, как правило, должна быть рекомендована препо­давателем и литература, подлежащая изучению (студенты вряд ли смогут во всех случаях подобрать литературу самостоятельно). Объем реферата должен быть в пределах 15—20 страниц машино­писного текста через полтора интервала.

Выполнение курсовых работ

Курсовая работа способствует формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного мате­риала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники и правоприменительную практику, делать обоснованные выводы. Курсовая работа – самостоятельное и творческое научное сочине­ние, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области.

Тема курсовой работы избирается студентом на основе утвержден­ного кафедрой примерного перечня тем по соответствующим учебным дисциплинам. После беседы с преподавателем студент вправе самосто­ятельно сформулировать тему безотносительно к примерному переч­ню и обязательно согласовать ее с преподавателем кафедры. Тема кур­совой работы избирается, как правило, по изученным или охватыва­емым учебным планом данного курса предметам.

После выбора темы курсовой работы и назначения научного руко­водителя студент обращается к нему для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки курсовой работы.

Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа должна иметь следующую структуру:

а) план;

б) краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы;

в) основной текст (курсовая работа может состоять из глав, поде­ленных на параграфы);

г) заключение;

д) список использованных нормативных правовых актов;

е) список использованных материалов практики;

ж) список использованной литературы.

При написании курсовой работы должны использоваться следую­щие источники:

а) нормативные правовые акты;

б) материалы судебной, арбитражной, нотариальной и иной пра-воприменительной практики;

в) специальная научная литература;

г) другие источники, необходимые в силу специфики работы, определяются по согласованию с научным руководителем и до­полняются студентом по мере подготовки курсовой работы.

Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выпис­ки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те стра­ницы и издания, которые наиболее полезны при освещении соответ­ствующих вопросов. Написание курсовой работы — это систематизированное и отвеча­ющее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, от­ражающее его понимание определенных научных проблем. При использовании нормативных или литературных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствова­ние чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента.

Поступившая курсовая работа регистрируется и передается научному руководителю. Он знакомится с работой, оп­ределяет ее научный уровень, соблюдение требований по оформле­нию, дает развернутый письменный отзыв на курсовую работу и до­пускает ее к защите. При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовых работ научный руководитель возвращает ему курсовую работу для доработки и устранения недостат­ков.

Критериями оценки курсовой работы являются:

а) степень разработки темы;

б) полнота охвата научной литературы;

в) использование нормативных правовых актов, юридической практики;

г) творческий подход к написанию курсовой работы;

д) правильность и научная обоснованность выводов;

е) стиль изложения;

ж) аккуратность оформления курсовой работы.

Курсовую работу студент должен защищать перед научным руко­водителем, который может пригласить на защиту других преподавате­лей и аспирантов кафедры. Защита заключается в следующем:

– предварительно ознакомившись с письменным отзывом, сту­дент дает пояснения по существу критических замечаний по работе;

– отвечает на вопросы научного руководителя и других присут­ствующих на защите лиц;

– обосновывает свои выводы дополнительными аргументами.

При оценке курсовой работы учитываются не только ее содержа­ние, но и результаты защиты. Научный руководитель определяет оценку и ставит ее в зачетную книжку студента, а также в ведомость. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хра­нятся в фонде кафедры. Если курсовая работа является продолжением темы, уже разработанной студентом, ему могут быть выданы ранее выполненные курсовые работы с разрешения научного руководителя. Перед защитой они должны быть возвращены на кафедру.

Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защи­те неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экза­менам.

Написание выпускных квалификационных работ (дипломных работ) [1]

 

Подготовка дипломной работы и сдача государственных экзаме­нов — заключительные этапы обучения студентов на юридическом факультете. Написание дипломной работы должно преследовать следующие цели:

– систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих зна­ний при решении научных и практических задач правового ха­рактера;

– развитие навыков самостоятельной научной работы и овладе­ние методикой проведения исследований при решении право­вых вопросов;

– выяснение подготовленности студентов к работе в юридичес­ких учреждениях, а для рекомендованных в аспирантуру – под­тверждение обоснованности рекомендации.

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) – самостоятельное научное сочинение. Она должна представлять собой сочетание теоретического освеще­ния вопросов темы с анализом нормативно-правовых документов и юридической практики. Дипломная работа свидетельствует об инди­видуальности ее автора как по научному освещению проблемы, оцен­кам существующих мнений и практики, так и по исполнению. Дипломная работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, свидетельствовать о добросовестности исполнителя, показывать общую и правовую культуру студента.

Темы дипломных работ должны быть актуальными, учитывать по­требности юридической практики и науки. По каждой учебной дис­циплине кафедра составляет примерный перечень тем дипломных работ. Студент выбирает для дипломной работы тему, основываясь, как правило, на материалах своих курсовых работ. Он может предложить иную тему с обоснованием ее целесообразности, актуальности и воз­можности раскрытия. При выборе темы дипломной работы студент должен обращаться за консультациями к преподавателям кафедры и ее заведующему.

После выбора темы студент обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой, в котором просит кафедру утвердить тему, а также указывает, под чьим руковод­ством хотел бы выполнить дипломную работу. За­явления сдаются лаборанту кафедры.

На заседании кафедры утверждаются темы дипломных работ, на­учные руководители. При этом учитываются поже­лания студентов, в особенности если они ранее работали под руко­водством определенного преподавателя. Заведующий кафедрой обеспечивает рав­номерность распределения нагрузки по руководству написанием дипломных работ. После утверждения темы студент обращается к научному руково­дителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дип­ломной работы.

Научный руководитель дипломной работы:

а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, разбивки на главы и параграфы, их примерные объемы, сроки представления в пер­вом варианте;

б) проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом науч­ная литература, правовые акты и другие источники по теме, по­могает выделить наиболее важные из них; ориентирует студен­та на составление полной библиографии по теме, изучение прак­тики и т.д.;

в) в дни консультаций, а по необходимости и чаще, беседует со студентом о ходе работы, о возникших затруднениях;

г) дает советы по сбору материалов для их использования при написании работы;

д) проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом. Кафедра может заслушивать сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами дипломных работ и прохождении пред­дипломной практики. По этим вопросам студенты при необходимости приглашаются на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему.

Работая над дипломным сочинением, студент должен:

а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты;

б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме;

в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (су­дебную, нотариальную, арбитражную и т.д.);

г) выработать собственное суждение по соответствующей пробле­ме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике;

д) по возможности сформулировать свои предложения по совер­шенствованию юридической практики и законодательства. При написании дипломной работы используются следующие ис­точники: научная литература, нормативные акты, материалы юридической практики и другие источники, необходимые в силу специфики темы.

Содержание дипломной работы должно соответствовать ее теме и плану.

Дипломная работа имеет следующую структуру:

– титульный лист;

– оглавление (содержание);

– введение;

– основной текст (главы, параграфы);

– заключение (по согласованию с научным руководителем);

– библиография, состоящая из трех частей: научная литература;

нормативные правовые акты; материалы юридической практики;

– приложения (если они имеются).

Титульный лист содержит:

– реквизиты университета, слова «Юридический факультет», «Кафедра гражданско-правовых дисциплин и трудового права»;

– наименование темы дипломной работы;

– фамилию, имя и отчество автора работы с указанием курса и отделения (дневное, заочное); должность, ученую степень, фами­лию и инициалы научного руководителя;

– графу «дата защиты и оценка»;

– место и год защиты.

Оглавление (можно употреблять и слово «Содержание») включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложе­ниями, с указанием страницы начала каждой части.

Во введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для прак­тики и юридической науки; связанные с этим причины выбора студен­том данной темы; степень ее освещения в литературе – с указанием ос­новных научных источников; цели, которые ставит перед собой студент.

Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на па­раграфы. В них освещаются вопросы темы. Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему.

В заключении под­водятся итоги исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора.

Библиография дипломной работы состоит из следующих частей:

1) нормативные правовые акты;

2) практические материалы (архивные, текущая практика) и др.

3) специальная литература — книги, статьи и др., расположенные в алфавитном порядке по авторам (если автор на титульном листе не указан, то по названию книги).

В библиографии указываются все использованные автором источ­ники, а не только те, на которые есть ссылки в дипломной работе.

В качестве приложений помещаются проекты нормативно-право­вых документов, статистические и социологические анализы и обзо­ры, переводы, подготовленные автором.

Написание дипломной работы – это систематизированное, обсто­ятельное, отвечающее ее плану изложение студентом основных све­дений по теме, содержащее анализ научных концепций, юридичес­кой практики, отражающее понимание и оценку студентом соответ­ствующих проблем, его предложения по их решению.

Студент обязан делать сноски на используемые им литературные источники и нормативно-правовой материал. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (т.е. плагиат) может быть основанием для недопуска работы к защите или ее снятия с защиты.

Подготовленный студентом текст дипломной работы представля­ется для прочтения научному руководителю. После учета его замеча­ний студент обеспечивает машинописную перепечатку дипломной работы. Текст дипломной работы должен быть тщательно выверен студен­том. Он несет полную ответственность за опечатки и ошибки, возник­шие вследствие перепечатки. Работа с большим количеством невып­равленных опечаток не допускается к защите, либо может быть снята с защиты.

Дипломная работа должна быть подписана студентом на последней странице библиографии или приложений.

Дипломная работа оформляется в специальной папке или перепле­тается. В полностью подготовленном виде она представляется сдается научному руководителю через лабо­ранта кафедры. Поступившая на кафедру дипломная работа регистрируется в жур­нале кафедры и передается лаборантом научному руководителю.

При несоблюдении требований, предъявляемых к дипломным ра­ботам, научный руководитель возвращает работу студенту и конкрет­но указывает направление доработки. Если научный руководитель приходит к выводу о том, что диплом­ная работа может быть допущена к защите, то подготавливает на нее письменный отзыв. На основании вывода научного руководителя заведующий кафед­рой разрешает вынесение дипломной работы на защиту.

Рецензентами могут быть преподаватели данной и других кафедр, преподаватели других вузов, сотрудники научных и практических юридических учреждений (совместители кафедры). В отзыве и рецензии отмечаются как достоинства, так и недостат­ки дипломного сочинения, делается общий вывод о его уровне и мо­жет быть предложена конкретная оценка. Внесение изменений в рабо­ту после получения отзыва и рецензии не разрешается.

Защита дипломных работ происходит публично на заседаниях Го­сударственной аттестационной комиссии (ГАК).

Защита дипломной работы происходит с соблюдением следующей процедуры:

– краткое (5-7 мин.) сообщение студента об основном содержа­нии работы, своих выводах и предложениях;

– вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутству­ющих на защите лиц и ответы на вопросы;

– выступление рецензента или заслушивание его рецензии;

– выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу вопроса;

– заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам.

Критериями оценки дипломной работы являются:

а) ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики;

б) использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов преддипломной практики;

в) творческий подход к разработке темы;

г) правильность и научная обоснованность выводов;

д) стиль изложения;

е) аккуратность оформления дипломной работы;

ж) степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее за­щиты.

ГАК после рассмотрения дипломных работ, вынесенных на защи­ту в данном заседании, в отсутствии студентов обсуждает итоги и боль­шинством голосов определяет оценку по каждой дипломной работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставлен­ные оценки.

Защищенные дипломные работы студентам не возвращаются и хранятся на кафедре, затем подлежат унич­тожению по акту в порядке, определенном заведующим кафедрой. Обязанности хранения и оформления акта на уничтожение возла­гаются на лаборанта кафедры. По особо отличившимся дипломным работам ГАК принимает ре­шение об их оставлении в фонде кафедры в качестве учебного посо­бия. В этом случае работа хранится на кафедре в течение двух лет и более и используется в учебном процессе.

 

Заключительные положения

Настоящие методические разработки содержат наиболее общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин гражданско-правового цикла. Преподавателем могут предлагаться студентам иные формы самостоятельной подготовки, не предусмотренные настоящими рекомендациями и не противоречащие нормативным актам о высшем профессиональном образовании, учебному плану, программам дисциплин гражданско-правового цикла.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения.......................................................................  
2. Особенности изучения дисциплин гражданско-правового цикла в современных условиях.................................................  
3. Программы курсов......................................................................  
4. Учебная и методическая литература, рекомендуемая студентам для успешного обучения по дисциплинам гражданско-правового цикла..........................................................................    
  Методические указания по организации работыстудентов по отдельным формам самостоятельной подготовки...................  
Подготовка по лекциям..............................................................  
Подготовка к практическим занятиям......................................  
Подготовка домашних заданий.................................................  
Подготовка к выполнению контрольных работ......................  
Подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям.......................................................................  
Подготовка к сдаче зачета..........................................................  
Подготовка к сдаче экзамена.....................................................  
Написание рефератов..................................................................  
Выполнение курсовых работ.....................................................  
Написание дипломных работ....................................................  
6. Заключительные положения.....................................................  

 


[1] В виду того, что на юридическом факультете действует положение о написании дипломных работ, ограничимся лишь общими вопросами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...