Подготовка к сдаче задолженностей по
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 пропущенным семинарским занятиям К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентов на семинарах. По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться: – в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме; – в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы; – в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий. Для самостоятельной подготовки к отработке тем семинарских занятий студент должен предпринять шаги, предусмотренные в настоящих разработках для подготовки к выполнению контрольных работ. Отработки принимаются преподавателем, проводящим семинарские занятия по дисциплинам гражданско-правового цикла, во время консультаций, предусмотренных расписанием. Подготовка к сдаче зачета Подготовка к сдаче зачета по дисциплинам гражданско-правового цикла по итогам изучения части курса осуществляется студентами самостоятельно. Положением университета о проверки знаний студентов установлено, что прием зачетов по предметам, где предусмотрена последующая сдача экзамена, осуществляется исходя из итогов промежуточной аттестации и работы студента на семинарских занятиях в течение семестра. Следовательно, подготовка студентов к сдаче зачета по предмету сводится к отработке задолженностей по семинарским занятиям: – пропущенным, независимо от причин пропуска; – получение на семинаре неудовлетворительной оценки, в том числе и в результате отвечать на поставленный преподавателем вопрос;
– несвоевременное или ненадлежащее выполнение письменной домашней работы, заданной к семинару. В данном случае самостоятельная подготовка студента осуществляется по правилам, указанным в предыдущем пункте, предусматривающем подготовку студента к сдаче задолженности по семинарским занятиям.
Подготовка к сдаче экзамена Подготовка студентовк сдаче экзаменапо итогам усвоенного курса обучения заключается в следующем: – отработка задолженностей по промежуточной аттестации и семинарским занятиям с целью получения допуска к экзамену; – повторение лекционного курса; – повторение освоенного учебного, научного и нормативного материала по дисциплинам гражданско-правового цикла; – получение консультаций преподавателя по вопросам, вызывающим зат- руднения. Написание рефератов Написание рефератов является одной из форм обучения студентов, предусмотренных примерным графиком чтения лекций, семинарских, практических и иных учебных занятий и направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суждений и изложения мнений других авторов в устной форме, написание рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле. Представляется, что в зависимости от содержания и назначения в учебном процессе рефераты можно подразделить на две основные группы (типы): научно-проблемные и обзорно-информационные. При написании научно-проблемного реферата студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.
В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема реферата может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы. На основе написанных рефератов возможна организация «круглого стола» студентов данной учебной группы. В таких случаях может быть поставлен доклад студента, реферат которого преподавателем признан лучшим, с последующим обсуждением проблемы всей группой студентов. Учитывая глубину освещения, разработки темы реферата и участие в работе «круглого стола» (если он проводится), преподаватель решает вопрос о зачете научно-проблемного реферата за курсовую работу, а также возможности рекомендации его на конкурс студенческих работ или для публикации. Разновидностями обзорно-информационного реферата могут быть: 1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.), как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса гражданского права. По рефератам, содержание которых может представлять познавательный интерес для других студентов, целесообразно заслушивать в учебных группах сообщения их авторов (15—20 минут); 2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.). Такой реферат может рассматривается и как первоначальный этап в работе по теме курсовой работы. При наличии в студенческой группе нескольких студентов, намеревающихся специализироваться по кафедре гражданского права и занимающихся разработкой какой-то общей проблемы, возможно взаимное использование материалов написанных ими рефератов.
Темы рефератов определяются преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе. При написании студентами научно-проблемных рефератов им, как правило, должна быть рекомендована преподавателем и литература, подлежащая изучению (студенты вряд ли смогут во всех случаях подобрать литературу самостоятельно). Объем реферата должен быть в пределах 15—20 страниц машинописного текста через полтора интервала. Выполнение курсовых работ Курсовая работа способствует формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники и правоприменительную практику, делать обоснованные выводы. Курсовая работа – самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области. Тема курсовой работы избирается студентом на основе утвержденного кафедрой примерного перечня тем по соответствующим учебным дисциплинам. После беседы с преподавателем студент вправе самостоятельно сформулировать тему безотносительно к примерному перечню и обязательно согласовать ее с преподавателем кафедры. Тема курсовой работы избирается, как правило, по изученным или охватываемым учебным планом данного курса предметам. После выбора темы курсовой работы и назначения научного руководителя студент обращается к нему для согласования плана работы, списка литературы, сроков и порядка подготовки курсовой работы. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану. Курсовая работа должна иметь следующую структуру: а) план; б) краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы;
в) основной текст (курсовая работа может состоять из глав, поделенных на параграфы); г) заключение; д) список использованных нормативных правовых актов; е) список использованных материалов практики; ж) список использованной литературы. При написании курсовой работы должны использоваться следующие источники: а) нормативные правовые акты; б) материалы судебной, арбитражной, нотариальной и иной пра-воприменительной практики; в) специальная научная литература; г) другие источники, необходимые в силу специфики работы, определяются по согласованию с научным руководителем и дополняются студентом по мере подготовки курсовой работы. Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение студентом рекомендованных источников. Целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те страницы и издания, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов. Написание курсовой работы — это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. При использовании нормативных или литературных материалов ссылки на источники обязательны. Заимствование чужого текста без ссылок расценивается как недобросовестность студента. Поступившая курсовая работа регистрируется и передается научному руководителю. Он знакомится с работой, определяет ее научный уровень, соблюдение требований по оформлению, дает развернутый письменный отзыв на курсовую работу и допускает ее к защите. При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовых работ научный руководитель возвращает ему курсовую работу для доработки и устранения недостатков. Критериями оценки курсовой работы являются: а) степень разработки темы; б) полнота охвата научной литературы; в) использование нормативных правовых актов, юридической практики; г) творческий подход к написанию курсовой работы; д) правильность и научная обоснованность выводов; е) стиль изложения; ж) аккуратность оформления курсовой работы. Курсовую работу студент должен защищать перед научным руководителем, который может пригласить на защиту других преподавателей и аспирантов кафедры. Защита заключается в следующем: – предварительно ознакомившись с письменным отзывом, студент дает пояснения по существу критических замечаний по работе; – отвечает на вопросы научного руководителя и других присутствующих на защите лиц; – обосновывает свои выводы дополнительными аргументами.
При оценке курсовой работы учитываются не только ее содержание, но и результаты защиты. Научный руководитель определяет оценку и ставит ее в зачетную книжку студента, а также в ведомость. Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в фонде кафедры. Если курсовая работа является продолжением темы, уже разработанной студентом, ему могут быть выданы ранее выполненные курсовые работы с разрешения научного руководителя. Перед защитой они должны быть возвращены на кафедру. Студенты, не сдавшие курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки, не допускаются к очередным экзаменам. Написание выпускных квалификационных работ (дипломных работ) [1]
Подготовка дипломной работы и сдача государственных экзаменов — заключительные этапы обучения студентов на юридическом факультете. Написание дипломной работы должно преследовать следующие цели: – систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении научных и практических задач правового характера; – развитие навыков самостоятельной научной работы и овладение методикой проведения исследований при решении правовых вопросов; – выяснение подготовленности студентов к работе в юридических учреждениях, а для рекомендованных в аспирантуру – подтверждение обоснованности рекомендации. Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) – самостоятельное научное сочинение. Она должна представлять собой сочетание теоретического освещения вопросов темы с анализом нормативно-правовых документов и юридической практики. Дипломная работа свидетельствует об индивидуальности ее автора как по научному освещению проблемы, оценкам существующих мнений и практики, так и по исполнению. Дипломная работа должна быть творческим сочинением по форме и содержанию, свидетельствовать о добросовестности исполнителя, показывать общую и правовую культуру студента. Темы дипломных работ должны быть актуальными, учитывать потребности юридической практики и науки. По каждой учебной дисциплине кафедра составляет примерный перечень тем дипломных работ. Студент выбирает для дипломной работы тему, основываясь, как правило, на материалах своих курсовых работ. Он может предложить иную тему с обоснованием ее целесообразности, актуальности и возможности раскрытия. При выборе темы дипломной работы студент должен обращаться за консультациями к преподавателям кафедры и ее заведующему. После выбора темы студент обращается с письменным заявлением на имя заведующего кафедрой, в котором просит кафедру утвердить тему, а также указывает, под чьим руководством хотел бы выполнить дипломную работу. Заявления сдаются лаборанту кафедры. На заседании кафедры утверждаются темы дипломных работ, научные руководители. При этом учитываются пожелания студентов, в особенности если они ранее работали под руководством определенного преподавателя. Заведующий кафедрой обеспечивает равномерность распределения нагрузки по руководству написанием дипломных работ. После утверждения темы студент обращается к научному руководителю для согласования плана, порядка и сроков подготовки дипломной работы. Научный руководитель дипломной работы: а) дает оценку и вносит коррективы в предложенный студентом проект рабочего плана дипломной работы, разбивки на главы и параграфы, их примерные объемы, сроки представления в первом варианте; б) проверяет, насколько обстоятельно подобраны студентом научная литература, правовые акты и другие источники по теме, помогает выделить наиболее важные из них; ориентирует студента на составление полной библиографии по теме, изучение практики и т.д.; в) в дни консультаций, а по необходимости и чаще, беседует со студентом о ходе работы, о возникших затруднениях; г) дает советы по сбору материалов для их использования при написании работы; д) проверяет выполнение дипломной работы по частям и в целом. Кафедра может заслушивать сообщения научных руководителей о ходе подготовки студентами дипломных работ и прохождении преддипломной практики. По этим вопросам студенты при необходимости приглашаются на заседание кафедры или на беседу к ее заведующему. Работая над дипломным сочинением, студент должен: а) всесторонне изучить определенную юридическую проблему, ее теоретические и практические аспекты; б) проанализировать научную литературу и нормативно-правовой материал по теме; в) собрать и обобщить с учетом темы юридическую практику (судебную, нотариальную, арбитражную и т.д.); г) выработать собственное суждение по соответствующей проблеме, отношение к существующим научным позициям, точкам зрения, юридической практике; д) по возможности сформулировать свои предложения по совершенствованию юридической практики и законодательства. При написании дипломной работы используются следующие источники: научная литература, нормативные акты, материалы юридической практики и другие источники, необходимые в силу специфики темы. Содержание дипломной работы должно соответствовать ее теме и плану. Дипломная работа имеет следующую структуру: – титульный лист; – оглавление (содержание); – введение; – основной текст (главы, параграфы); – заключение (по согласованию с научным руководителем); – библиография, состоящая из трех частей: научная литература; нормативные правовые акты; материалы юридической практики; – приложения (если они имеются). Титульный лист содержит: – реквизиты университета, слова «Юридический факультет», «Кафедра гражданско-правовых дисциплин и трудового права»; – наименование темы дипломной работы; – фамилию, имя и отчество автора работы с указанием курса и отделения (дневное, заочное); должность, ученую степень, фамилию и инициалы научного руководителя; – графу «дата защиты и оценка»; – место и год защиты. Оглавление (можно употреблять и слово «Содержание») включает перечисление частей работы, начиная от введения и кончая приложениями, с указанием страницы начала каждой части. Во введении раскрываются: актуальность темы, ее значение для практики и юридической науки; связанные с этим причины выбора студентом данной темы; степень ее освещения в литературе – с указанием основных научных источников; цели, которые ставит перед собой студент. Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы. В них освещаются вопросы темы. Желательно, чтобы главы и параграфы резко не отличались по объему. В заключении подводятся итоги исследования, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения автора. Библиография дипломной работы состоит из следующих частей: 1) нормативные правовые акты; 2) практические материалы (архивные, текущая практика) и др. 3) специальная литература — книги, статьи и др., расположенные в алфавитном порядке по авторам (если автор на титульном листе не указан, то по названию книги). В библиографии указываются все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в дипломной работе. В качестве приложений помещаются проекты нормативно-правовых документов, статистические и социологические анализы и обзоры, переводы, подготовленные автором. Написание дипломной работы – это систематизированное, обстоятельное, отвечающее ее плану изложение студентом основных сведений по теме, содержащее анализ научных концепций, юридической практики, отражающее понимание и оценку студентом соответствующих проблем, его предложения по их решению. Студент обязан делать сноски на используемые им литературные источники и нормативно-правовой материал. Заимствование текста из чужих произведений без ссылки (т.е. плагиат) может быть основанием для недопуска работы к защите или ее снятия с защиты. Подготовленный студентом текст дипломной работы представляется для прочтения научному руководителю. После учета его замечаний студент обеспечивает машинописную перепечатку дипломной работы. Текст дипломной работы должен быть тщательно выверен студентом. Он несет полную ответственность за опечатки и ошибки, возникшие вследствие перепечатки. Работа с большим количеством невыправленных опечаток не допускается к защите, либо может быть снята с защиты. Дипломная работа должна быть подписана студентом на последней странице библиографии или приложений. Дипломная работа оформляется в специальной папке или переплетается. В полностью подготовленном виде она представляется сдается научному руководителю через лаборанта кафедры. Поступившая на кафедру дипломная работа регистрируется в журнале кафедры и передается лаборантом научному руководителю. При несоблюдении требований, предъявляемых к дипломным работам, научный руководитель возвращает работу студенту и конкретно указывает направление доработки. Если научный руководитель приходит к выводу о том, что дипломная работа может быть допущена к защите, то подготавливает на нее письменный отзыв. На основании вывода научного руководителя заведующий кафедрой разрешает вынесение дипломной работы на защиту. Рецензентами могут быть преподаватели данной и других кафедр, преподаватели других вузов, сотрудники научных и практических юридических учреждений (совместители кафедры). В отзыве и рецензии отмечаются как достоинства, так и недостатки дипломного сочинения, делается общий вывод о его уровне и может быть предложена конкретная оценка. Внесение изменений в работу после получения отзыва и рецензии не разрешается. Защита дипломных работ происходит публично на заседаниях Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Защита дипломной работы происходит с соблюдением следующей процедуры: – краткое (5-7 мин.) сообщение студента об основном содержании работы, своих выводах и предложениях; – вопросы студенту со стороны членов ГАК, других присутствующих на защите лиц и ответы на вопросы; – выступление рецензента или заслушивание его рецензии; – выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу вопроса; – заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам. Критериями оценки дипломной работы являются: а) ее научный уровень, степень освещенности в ней вопросов темы, значение для юридической практики; б) использование специальной научной литературы, нормативных актов, материалов преддипломной практики; в) творческий подход к разработке темы; г) правильность и научная обоснованность выводов; д) стиль изложения; е) аккуратность оформления дипломной работы; ж) степень профессиональной подготовленности, проявившаяся как в содержании дипломной работы, так и в процессе ее защиты. ГАК после рассмотрения дипломных работ, вынесенных на защиту в данном заседании, в отсутствии студентов обсуждает итоги и большинством голосов определяет оценку по каждой дипломной работе. Затем приглашаются студенты, и председатель оглашает выставленные оценки. Защищенные дипломные работы студентам не возвращаются и хранятся на кафедре, затем подлежат уничтожению по акту в порядке, определенном заведующим кафедрой. Обязанности хранения и оформления акта на уничтожение возлагаются на лаборанта кафедры. По особо отличившимся дипломным работам ГАК принимает решение об их оставлении в фонде кафедры в качестве учебного пособия. В этом случае работа хранится на кафедре в течение двух лет и более и используется в учебном процессе.
Заключительные положения Настоящие методические разработки содержат наиболее общие рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин гражданско-правового цикла. Преподавателем могут предлагаться студентам иные формы самостоятельной подготовки, не предусмотренные настоящими рекомендациями и не противоречащие нормативным актам о высшем профессиональном образовании, учебному плану, программам дисциплин гражданско-правового цикла.
СОДЕРЖАНИЕ
[1] В виду того, что на юридическом факультете действует положение о написании дипломных работ, ограничимся лишь общими вопросами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|