Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод определения социально-экономической и санитарно-экологической эффективности таможенного дела




Социально-экономическая и санитарно-экологическая эффективность

 

Метод определения социально-экономической и санитарно-экологической эффективности таможенного дела

 

Под эффективностью таможенного дела понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Экономический эффект НТП - результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода. Социальный эффект НТП заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности.

Социально-экономическая эффективность на уровне предприятия определяется не НТП в целом, а отдельных нововведений и их комплексов.

Оптимизация таможенных процедур в условиях интеграции российской экономики в мировое сообщество способствует созданию благоприятных условий внешнеэкономической деятельности, повышению качества предоставления таможенных услуг и оказывает влияние на темпы роста экономического развития страны, активность в сфере бизнеса, уровень благосостояния населения. Это комплексно требует иного качества таможенного администрирования. Одним из основных направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации, несомненно, является повышение эффективности таможенного контроля.

Для более эффективной работы в этом направлении Правительство РФ создало инструмент обратной связи с бизнес-сообществом - Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Некоммерческое партнёрство профессионалов в области внешнеэкономической деятельности «Гильдия ПРОВЭД» принимает участие в его работе по формированию дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования».

На следующем, 5-м заседании рабочей группы, ФТС России предлагает оценить свою работу по формированию системы контрольных показателей эффективности деятельности (КПЭД) таможенных органов при проведении государственного контроля, осуществляемого таможенными органами в пунктах пропуска, и при декларировании товаров. Необходимость разработки показателей эффективности работы таможенных органов, не вызывает сомнений. Главное в этом, чтобы принципы определения их содержания и количество критериев преследовали не саму цель наличия этих показателей, а их влияние на выполнение тех задач, о которых заявляет ФТС.

Имеющиеся в распоряжении «Гильдии ПРОВЭД» сведения о введении в текущем году контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов, на наш взгляд, свидетельствуют о наличии некоторых системных ошибок при расчете влияния ряда показателей на эффективность работы таможенников. В частности, это касается показателя эффективности реализации региональными таможенными управлениями Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. К примеру, предложенная ФТС методика оценки показателя: «Доля товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, оформленных в приграничных таможенных органах, в общем количестве оформленных товаров, ввезенных автомобильным транспортом» фактически узаконивает наличие автомобильных пробок на таможенной границе. В результате использования формулы расчета данного показателя, таможенники получают «контрольное значение», к выполнению которого они должны стремиться при оформлении грузов, перевозимых автотранспортом. Что касается нашего региона, то в первом квартале 2012 года не менее 30% грузов, перевозимых автомобильным транспортом, должны оформляться прямо на границе СЗТУ. Дальше - больше. Во 2 квартале - 33%, в 3 квартале - 36%, в 4 квартале - 40%! Эта тенденция, несомненно, приведет к увеличению многочасовых пробок на границе. Гильдия ПРОВЭД уже писала об этом в одном из предыдущих материалов.

Несомненно, что для принятия решений о применении ИДК нужно исключить или сократить до минимума использование стоимостных рисков. И крайне важно, чтобы стоимостные риски, как основания для принятия решений о применении ИДК, были надлежащим образом оформлены. Это давало бы возможность впоследствии оценить обоснованность и результативность таких мероприятий, исключить «человеческий фактор», а при выявлении фактов злоупотреблений полномочиями должностных лиц таможенных органов, привлечь их к ответственности. Также, на наш взгляд, оправданным основанием использования ИДК можно считать использование системы выборочной проверки путем использования случайных цифр, что исключало бы субъективный фактор принятия решения и повышало профилактическое влияние наличия ИДК на таможенных постах. С учетом высказанных пожеланий, само наличие ИДК на таможенных постах будет демонстрировать эффективность деятельности таможенных органов. Полагаем, что критерии оценки использования ИДК должны быть связаны не столько с количеством проведенных сканирований и даже не с числом выявленных нарушений таможенных правил. В первую очередь они должны быть привязаны к оправданным основаниям его применения.

Нужно отметить, что предлагаемая ФТС в настоящее время методика оценки эффективности таможенных органов при проведении таможенных осмотров товаров и транспортных средств и использованием инспекционно-досмотровых комплексов, по нашему мнению, не соответствует тем требованиям, о которых мы говорили выше и не может влиять на эффективность таможенного контроля. В соответствии с предложенной методикой расчета, необходимо число выявленных фактов нарушения таможенных правил разделить на число случаев применения ИДК и умножить на 100%. Далее, устанавливается, что показатель эффективности применения ИДК в течение 2013 года должен соответствовать коэффициенту не менее 0.2!

Произведем несложные расчеты по предложенной методике, чтобы рассчитать данный показатель по сведениям, находящимся в открытом доступе о применении ИДК в 2011 году (данных за 2011 год в открытой печати не нашлось). Тогда было проведено 809 тыс. сканирований, выявлено 2278 нарушений таможенных правил, по которым были возбуждены дела об административных правонарушений и 41-по которым возбуждены уголовные дела, а также принято 140 решений о запрете ввоза товаров. Полученный коэффициент соответствует значению 0.3.

Теперь сравним полученные данные. Исходя из этого сравнения можно сделать вывод, что ФТС планирует серьезное снижение эффективности применения ИДК в 2013 году (по сравнению даже с 2011 годом!). Возможно также, что коэффициент в размере не менее 0.2 определен для того, чтобы только «отчитаться» о наличии подобного критерия оценки применения ИДК и эффективности его использования. При этом не особо напрягаясь…

Думается, что исключение таких «мертворожденных» показателей применения ИДК (как и других подобного рода показателей), окажет серьезное положительное влияние на повышение эффективности деятельности таможенных органов и приведет к выполнению одной из задач, о которой заявляет ФТС. А именно - уменьшит время таможенного оформления товаров и сократит издержки участников внешне-экономической деятельности.

В условиях интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от колебаний мировой экономической конъюнктуры значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой политики и политики экономической безопасности, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению. Оценка эффективности деятельности таможенных органов должна учитывать все аспекты функционирования таможенной службы.

В целях повышения социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов ФТС России разработала систему показателей оценки социально-экономической эффективности таможенной деятельности. Однако на сегодняшний день она нуждается в значительной доработке. Отсутствие конструктивной методики оценки результативности деятельности таможенных органов определило научную задачу исследования, которая состоит в разработке системы показателей оценки результативности деятельности таможенных органов и методики ее формирования на различных уровнях управления ФТС России.

В основу методологии исследования положены такие общенаучные методы:

анализ,

абстрагирование,

метод аналогий и сравнения,

приемы логического мышления, причинно-следственного анализа. Системность исследования определяет целенаправленность применения указанных методов. Также в исследовании применяются экономические и статистические приемы и методы, в том числе экономико-математические, что обеспечивает обоснованность полученных выводов и рекомендаций.

Одним из наиболее значимых моментов является отсутствие однозначных подходов к критериям социально-экономической эффективности таможенного дела. Кроме того, некоторые решения не отличаются широтой взгляда на проблему и не учитывают многих особенностей функционирования таможенных органов, что обусловливает ограниченность применения подобных подходов для реальной оценки социально-экономической эффективности деятельности таможенной службы Российской Федерации.

Анализ социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов, помимо очевидных результатов деятельности (количество оформленных в таможенном отношении товаров и транспортных средств, размер уплаченных в бюджет таможенных платежей), должен учитывать также массу факторов, вытекающих из результатов деятельности правоохранительных подразделений таможен, а также социальный и потребительский эффект указанных действий. Результаты деятельности также должны быть рассмотрены с учетом региональной специфики.

В то же время, бюджетное финансирование деятельности таможенной службы обусловливает необходимость учета показателей целевого расходования бюджетных средств. Нельзя забывать о том, что одной из основных целей деятельности любого бюджетного учреждения является сохранность и использование выделенных бюджетных средств строго по целевому назначению, в соответствии с утвержденными лимитами и экономической классификацией расходов. Данное обстоятельство, с учетом того, что таможенная служба Российской Федерации целиком и полностью финансируется из федерального бюджета, определяет необходимость вовлечения в расчет оценки социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов и показателя эффективности целевого расходования бюджетных средств.

Вместе с тем, разработка мер таможенно-тарифной политики, постановка целей и задач стратегического характера в долговременном периоде, а также создание краткосрочных программ реализации указанных мер, как и в любой иной сфере управленческой деятельности, должны быть неразрывно связаны с оценкой эффективности воплощения соответствующих положений на практике в деятельности таможенных органов. Таможенная политика России должна отвечать критериям комплексности и основываться на системном анализе существующей экономической ситуации. Значительные размеры территории страны, и, как следствие, наличие немалых различий не только географического и климатического, но и экономического характера между субъектами Федерации, обусловливают необходимость учета всех отличительных особенностей формирования и развития региональных экономик с целью недопущения ухудшения экономической ситуации в отдельных регионах и стране в целом, вследствие проведения недальновидной таможенной политики. Примером таковой может служить обстановка, сложившаяся в Дальневосточном федеральном округе, и, в частности, Приморском крае. Характерное для 90-х годов прошлого века разрушение многих отраслей промышленности (в том числе судостроительной), ликвидация краеобразующих предприятий рыбодобывающего сектора и сокращение состава Тихоокеанского военного флота, поставили край, фактически, на грань вымирания. Выход был найден в импорте подержанных автомобилей из Японии - сфере торговли, прошедшей путь от стихийной реализации товара до четко организованной системы транспортно - логистических схем, предприятий пост - продажного и сервисного обслуживания, предоставивших рабочие места как значительной части населения края, так и представителям иных регионов. Кроме того, ввоз подержанных японских автомобилей обусловливал значительные вливания в бюджет благодаря таможенным пошлинам. Введение высоких (по сути - запретительных) пошлин на импорт подержанных автомобилей в начале 2009 года имело следствием нанесение серьезного урона всей экономике региона в целом, сокращение поступлений в бюджет, а также значительное повышение социальной напряженности на фоне экономического кризиса.

Таким образом, оценка социально-экономической эффективности деятельности таможенных органов с учетом как внешних, так и внутренних факторов является объективным требованием современной экономической ситуации.

Основным показателем, характеризующим социально-экономическую эффективность деятельности таможенных органов является сумма перечисляемых таможенных платежей в доходы федерального бюджета.

Так, если в 1991 году доля доходов ФТС России в федеральном бюджете (ФБ) составляла порядка 10%, в 2009 году - 50%, то в 2012 году она уже составила 53%

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...