Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и структура статуса региона




Введение

Регион национальный территориальный

Актуальность темы исследования состоит в том, что современная экономика требует активного регулирования государством, размещения и регионального развития производительных сил (территориальное развитие), поскольку они относятся к крупномасштабным общенациональным целям, которые слабо реализуются механизмом рынка. При сугубо общественном характере процессов территориального разделения труда исходные реализуемые формы, прямые регуляторы здесь мало зависят от экономической системы. Например, и государственный план, и федеральная программа региона связаны со значительными централизованными инвестициями. Поэтому во всех передовых и многих развивающихся странах налажено сильное территориальное регулирование.

Развитие страны - это многоуровневый и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности социальных и экономических целей.

Объектом исследования является социально-экономический и политический статус региона.

Предметом исследования являются процессы формирующие политическое и социально-экономическое развитие региона.

Цель исследования - анализ социально-экономического и политического статуса региона на примере Калининградской области.

Цель исследования предопределила исследовательские задачи:

изучить теоретические основы изучения регионального статуса;

изучить понятие образа региона;

изучить условия формирования статуса региона;

рассмотреть социально-экономическое положение региона;

проанализировать политический статус региона.

 


Теоретические основы изучения регионального статуса

Понятие и структура статуса региона

 

Можно выделить два смысла термина регион: общетеоретический и конкретно-практический. В общетеоретическом смысле регион - это исторически сложившееся территориальное сообщество людей в составе большого общества, мезоуровень структуры и динамики общества, макроячейка его социокультурного пространства. Регион возникает на основе этнокультурной идентичности населения, заселившего данную территорию, существует и изменяется в результате деятельности его жителей, которые сконцентрированы в городских и сельских поселениях, связаны экономическими интересами (разделения труда, обмена) и социальной организацией (структурой, институтами). Структурно регион как сообщество людей находится между обществом как целым и поселениями - городами и поселками, селами и деревнями, т.е. первичными территориальными общностями. В этом смысле указанное сообщество представляет мезоуровень большого общества и характеризуется сложной дифференциацией.

Регион выполняет функции, отчасти аналогичные функциям общества, но вместе с тем и специфичные. Каждый регион обладает особенностями, отличающими его от других регионов данного социума, взаимодействует с многими из них.

В конкретно-практическом смысле регион как субъект Российской Федерации представляет собой территориальную единицу политико-административной, экономической и социально-культурной структуры страны. Его правовой статус определен Конституцией РФ. Он ограничен рамками территории и характеризуется своеобразием природных условий, этнорелигиозным составом населения, его традициями, специализацией производства и обмена товаров и услуг, количеством и структурой рабочих мест, социальной инфраструктурой, уровнем, качеством жизни различных слоев населения, организацией политико-административного управления. Регион - объект государственного управления и, вместе с тем, его субъект: региональные органы власти осуществляют контроль за деятельностью подведомственных организаций, регулирование политико-административной, социальной и производственной инфраструктуры региона. Региональные и местные структуры региона представляют собой местное самоуправление, которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Население имеет возможность создавать политические партии и иные общественные объединения, структуры гражданского общества, участвовать в выборах в органы власти всех уровней. Таким образом, в конкретно-практическом смысле регион представляет собою, скорее, формализованное сообщество его граждан.

В современной России жизнедеятельность населения регионов во многом зависит как от самого населения - индивидов и домохозяйств, социальных групп и организаций, так и от органов государственного управления - федеральных и региональных. Государство принимает на себя социальные обязательства, фиксируемые в Основном законе (Конституции), совокупности других законов и нормативных актов. Федеральные органы формируют стратегию, ориентированную либо на унификацию, выравнивание параметров регионов, либо на стимулирование их собственной активности, направленной на саморазвитие регионов, или же на динамичное сочетание этих двух стратегий, учитывающее специфику каждого региона и эволюционирующее соответственно эволюции каждого из них. Региональные органы, включая муниципальные, формируют стратегию и тактику функционирования региона, согласуя ее с федеральной. Комплексным критерием эффективности различных стратегий служит свободное развитие личности, демократии и гражданского общества, рост благосостояния населения, вклад регионов в развитие, целостность и безопасность государства и всего общества.

Административно-территориальная структура каждого субъекта РФ определяется его конституцией или уставом. Например, в Свердловской области действуют следующие органы государственной власти: двухпалатное Законодательное собрание, состоящее из областной Думы и Палаты представителей; Губернатор и Правительство области; областной суд и Уставный суд; ряд комитетов и структур при этих органах власти; а также около 60 структур, представляющих органы федеральной власти: Уральский региональный центр по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральный арбитражный суд по Уральскому округу, Управление федерального казначейства, Управление федеральной службы налоговой полиции и др.. В Волгоградской области законодательная власть представлена однопалатной областной Думой; исполнительную власть возглавляет Глава Администрации, который формирует Администрацию области в соответствии со схемой управления, утверждаемой областной Думой; судебную власть воплощают: областной суд, гарнизонный военный суд, арбитражный суд; в регионе представлены около 50 органов федеральной власти.

Органы государственной власти региона имеют бюджеты, формируемые за счет налоговых отчислений от доходов местных предприятий и организаций, а многие - за счет федерального бюджета. Они осуществляют решения федеральных органов, разрабатывают и реализуют региональную концепцию социального развития региона, принимают соответствующие акты и акции социального характера. В их компетенции подготовка концепции социальной защиты населения региона и контроль за ее осуществлением. Они координируют деятельность подведомственных организаций культуры, сферы услуг, поддержания общественного порядка и др., контролируют соблюдение узаконенных нормативов.

Каждый субъект РФ состоит из административных районов, состав которых определяется законодательным органом данного субъекта. В последние годы в ряде областей возник переходный тип административно-территориального деления: наряду с ранее сложившимся делением на районы и города здесь используется новое деление на управленческие округа и муниципальные образования. Это связано с тем, что в Конституции РФ большое внимание уделено местному самоуправлению как первичному уровню территориальной самоорганизации населения.

Экономический статус региона во многом зависит от федеральных властей, прежде всего от инициатив исполнительной власти, подкрепляемых законодательными актами. Не сформирована система конкурентного бюджетного федерализма. Напротив, федеральный центр практикует централизацию финансовых ресурсов и их последующее перераспределение в виде трансфертов в регионы для "выравнивания" бюджетной обеспеченности. При адресной помощи это помогает выживанию малообеспеченных слоев населения, но и способствует усилению иждивенческих настроений, ослаблению стимулов развития регионов. Население регионов плохо информировано об объемах бюджетных трансфертов и механизмах их использования.

Еще менее определены социальный и культурный статусы региона. На регионы возлагались все новые социальные и культурные функции, но при этом изымались источники средств осуществления этих функций; усиливался дисбаланс социокультурных функций и экономических возможностей регионов. Возникли и противоположные тенденции: стали возрастать средства, направляемые из федерального бюджета в наиболее отсталые и низкоразвитые регионы; сверх того, с 2006 г. значительные средства направляются в регионы на реализацию национальных проектов. Стоит задача контроля за использованием этих средств, вовлечения в этот контроль организаций гражданского общества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...