Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический статус региона




 

Россия имеет сегодня шанс для вхождения в пространство Европейского Союза, и она должна использовать уникальные возможности Калининградской области для своего дальнейшего развития.

Калининград по-прежнему будет решать помимо экономических, политических и других задач, главную: защищать рубежи Отечества на Западе России. Калининград - самый западный бастион России. Не подлежит сомнению и пересмотру постулат: Калининградская область есть и будет российской.

У России есть свои национальные интересы в этом регионе. Они четко сформулированы в докладах и выступлениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, министра иностранных дел С.В. Лаврова. Есть свои национальные интересы и у государств-участников ЕС. Если Евросоюз и Россия придут к консенсусу во всех возникающих в ходе евростроительства коллизиях, интеграция Калининградской области как неотъемлемой части России с Европейским Союзом может послужить укреплению фундамента всеобщей европейской безопасности, истинному формированию Европы «без разделительных линий». спрогнозировать все возможные последствия геополитических изменений в регионе; выработать целенаправленную и долгосрочную стратегию; найти согласованные решения с Евросоюзом и ближайшими соседями Калининградской области.

В целях формирования и совершенствования политического механизма обеспечения региональной безопасности Российской Федерации на Балтийском направлении (на примере Калининградской области) в ближайшее время будут решаться следующие задачи:

- используя особенности геополитического положения, более активно добиваться подписания с Евросоюзом специального соглашения по Калининградской области (в контексте существующего с 1997 года общего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве), предметом которого должно стать стратегическое партнерство Российской Федерации и Европейского Союза по развитию Калининградской области как пилотного российского региона XXI века (в порядке реализации ст. 8 Стратегии России по развитию отношений с Европейским Союзом на период до 2010 года).

- создание в Калининграде центра приграничного сотрудничества по связям с ЕС способствовало бы активизации политических и экономических процессов в регионе, который наряду с документальным оформлением проектов, финансируемых ЕС, взял бы на себя задачу координации поддержки области западными странами и организациями.

- для содействия становлению в Калининградской области институтов гражданского общества, а также создания площадки реализации Российских национальных интересов в странах ЕС целесообразно назначить представителя РФ по вопросам расширения Евросоюза для работы в Калининграде и открыть в Калининграде филиал делегации Европейской Комиссии в Москве для совместного решения проблем, связанных с расширением Европейского Союза.

- создание специального государственного органа, разрабатывающего стратегию российского государства по формированию баланса интересов как механизма обеспечения региональной безопасности России через Западный регион приграничного сотрудничества на Балтике Калининградскую область.

Идеология «пилотности» развития Калининградской области (как пилотного региона в отношениях между Россией и Европейским Союзом в XXI веке) должна быть наполнена конкретным содержанием. Возможность развития Калининградской области в формате пилотного региона как проекта интенсивного регионального сотрудничества России и Евросоюза отвечает задаче укрепления экономического потенциала области как главного фактора обеспечения суверенитета России на данной территории. С точки зрения перспектив российско-европейского сотрудничества, интересов российской и европейской безопасности, а также с точки зрения оптимизации затрат федерального Центра на жизнеобеспечение Калининградской области, данный проект является наиболее конструктивной альтернативой «закрытому» варианту развития региона как исключительно военно-стратегического форпоста.

Решения, направленные на претворение в жизнь проекта пилотного региона и других концепций совместных действий России и ЕС по разным причинам пока еще не реализовались на практике.

Чрезвычайно важно также, сохранить все традиционные формы приграничного сотрудничества между Калининградской областью и соседями.

У России сегодня имеются как экономические, так и геополитические рычаги воздействия на партнеров по переговорам в случае их неконструктивного подхода к решению проблем Калининграда. В частности, весьма серьезным аргументом может стать международно-правовая неурегулированность статуса пограничных территорий Литвы с Белоруссией и Польшей.

Скорейшему решению всех вышеназванных проблем могут и должны способствовать формирование механизмов обеспечения региональной безопасности России на Балтийском направлении, поиск механизмов влияния с целью продвижения российских национальных интересов в страны Европы, расположенные в бассейне Балтийского моря, в процессе европейской интеграции. Большую роль в изменении ситуации вокруг Калининграда, на взгляд автора, также играют средства массовой информации.

Очевидно, что на место стихийному процессу формирования баланса российско-европейских интересов должна прийти государственная стратегия. Россия должна с большей эффективностью использовать такой мощный инструмент внешней политики, как механизм по обеспечению региональной безопасности России в Калининградской области, для достижения своих целей и, в особенности, для отстаивания своих коренных национальных интересов.

Решению этих задач могло бы способствовать создание специального государственного органа, разрабатывающего стратегию российского государства по формированию баланса интересов как политического механизма обеспечения региональной безопасности России на Балтийском направлении через Западный регион приграничного сотрудничества на Балтике Калининградскую область. России полезно взять на вооружение уже существующий опыт других стран, активно и целенаправленно занимающихся пропагандой и контрпропагандой. Сегодня стало очевидным: государство должно в корне изменить подходы к такому важному аспекту внешней политики, как формирование механизмов по обеспечению региональной безопасности России в Калининградской области.

Курс на интеграцию с Европой - одно из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. Однако приходится констатировать, что в отношениях с ЕС уровень подлинного равноправия и взаимности еще не достигнут.

Заметно активизировалась критика внутренней и внешней политики российского руководства. Россию обвиняют в отходе от демократического пути, ущемлении свободы слова, нарушении прав человека в России, использовании энергетического шантажа, проведении имперской политики по отношению к государствам постсоветского пространства, коррупции на всех уровнях государственной власти, антигуманности военных операций на Кавказе, а также поставках российских вооружений в Иран и Сирию. На постсоветском пространстве Россию обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Грузии и других государств бывшего СССР путем оказания на них экономического давления.

С целью изоляции России руководством США и их ближайших союзников определенные надежды возлагаются на возрождение санитарного кордона в лице прибалтийских государств, а также Украины, Грузии, Польши.

Белый дом рассматривает формирование региональных систем безопасности на территории стран СНГ как важную составляющую проводимого им курса на установление контроля над добычей и транспортировкой углеводородного сырья, предотвращение создания региональных систем безопасности под эгидой России, освоение потенциального театра военных действий в преддверии прогнозируемого обострения борьбы за энергоресурсы, подготовку контингентов национальных вооруженных сил стран СНГ для возможного проведения совместных операций в зонах конфликтов.

В основе его лежат объективные взаимные интересы России и интегрирующейся части Европейского континента. Оба эти компонента европейского мироустройства, а в более широком смысле -многополярного мира, не могут обходиться друг без друга. Евросоюз постепенно в области внешней политики все более проявляет себя как самостоятельный субъект. От того, как будут складываться отношения между РФ и группой стран - членов ЕС, во многом зависит будущая архитектура европейской и международной безопасности. Такое сотрудничество послужило бы залогом установления атмосферы взаимного доверия на континенте и стабильности архитектуры европейской безопасности XXI века.

 

 


Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что Рамочными условиями экономического развития Калининградской области являются формирование режима экономической открытости и воплощение в жизнь концепции пилотного региона. Наиболее важными элементами могут стать свободная торговля, унификация норм и стандартов, безвизовый режим, а также более привлекательные условия движения капитала.

Главной идеей концепции пилотного региона является использование Калининградской области в качестве полигона для апробации инструментов и механизмов сотрудничества и партнерства России и ЕС - в плане экономики, передвижения людей, адаптации к европейским стандартам и т. д. Таким образом, область как пилотный регион может внести свой вклад в формирование нового качества отношений ЕС - Россия.

Рекомендации по формированию и улучшению институциональной основы экономического развития российского анклавного региона включают: идею Калининградской зоны свободной торговли плюс; введение безвизового режима для граждан ЕС и ряда развитых стран; частичную адаптацию к промышленным и экологическим нормам и стандартам ЕС в рамках реализации концепции пилотного региона и реализации экспортного потенциала; льготные условия инвестирования капитала и доступа на региональный рынок иностранных банков и страховых компаний; создание особых локальных экономических зон.

Рекомендации по поддержке экспорта и развитию территориально-закрепленных специфических активов исходят из того, что новый режим ОЭЗ, если он не будет дополнен мерами по содействию экспорту и развитию сферы услуг, не даст возможности Калининградской области занять выгодную в долгосрочном плане позицию в общеевропейском разделении труда.

Представляется целесообразной реализация ряда мер: развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры; информационно-консалтинговая поддержка экспорта; создание Центра норм и стандартов ЕС; предоставление экспортных гарантий и кредитования. Иные меры поддержки экономического развития включают в себя: комплекс мер по повышению эффективности транспортного комплекса; внедрение системы комплексного управления границей; проведение активной миграционной политики.

Как специфические задачи, связанные с анклавным регионом России, так и более масштабная задача интенсификации российско-европейских экономических отношений обуславливают необходимость более активной и скоординированной внешнеэкономической политики. Она должна позволить не только реагировать на инициативы партнеров, но и выходить с собственными инициативами, направленными на усиление международного сотрудничества, затрагивающего российский анклав на Балтике. Например, может быть сформирован Калининградский фонд развития, деятельность которого была бы преимущественно направлена на решение инфраструктурных задач, включая развитие трансграничной инфраструктуры.

 

 


Список использованной литературы

 

1.Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1 (часть I), ст. 2; N 53 (часть I), ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, (часть I), ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, (часть I), ст. 5038.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866 «О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, Ст.4974. (с изменениями от 6 июня 2002 г., 7 декабря 2004 г.)

.Александров О.Б. Регионы во внешней политике России. Роль Северо-Запада. Монография. М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 187 с.

.Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России. / Под ред. Вардомского Л.Б. и В.А. Миронова. Москва: Эпикон, 2006 - 400 с.

.Калининградский регион и национальная безопасность России: Монография / О.Н. Соболев, А.В. Губченко. - М.: Вузовская книга, 2009.

.Кузнецов И.И. «Балтийский коридор» и экономика России. М.: МГИМО МИД РФ, 2006.

.Лутовинов В.И., Мотин Ю.Н. Военно-политические процессы в мире и в России: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2007. - 143 с.

.Овчарук А.П. Экономическое сотрудничество России в Балтийском регионе. Москва. 2009.

.Павленко С.З. Безопасность российского государства как политическая проблема: Дисс. докт.политич.наук. -М., 2008.

.Региональная экономика. Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и биржи, ЮНИТИ,2009 - 400 с..

.Регионоведение / под ред/ проф. Морозовой Т.Г. - М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2006 - 328 с.

.Смородинская Н.В. Калининградский эксклав: перспектива трансформации в пилотный регион. Ин-т экономики РАН. М., 2008.

.Хачатуров К.А. Государство как собственный имиджмейкер. Потому внешнеполитическая пропаганда ему нужна наравне с дипломатией и армией // Независимая газета. 20 июля 2008.

.Хрущев А.Т География промышленности. М.: 2006 - 512 с.

.Экономическая география/ авт.-сост. В.П. Желтиков. Ростов на Дону, Феникс, 2007 - 400 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...