Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика транспортной системы Калининградской области




Общая характеристика транспортной системы

Транспорт в Калининградской области: 618 км - протяженность железнодорожных путей общего пользования; 4615 км - протяженность автомобильных дорог; 571 км - протяженность внутренних водных путей.

Основные виды транспорта:

.   Железнодорожный;

.   Автомобильный;

.   Внутренний водный;

.   Морской.

 

Железнодорожный транспорт

Калининградская железная дорога (КЖД) имеет выходы в сопредельные с областью государства: Литовскую Республику, Республику Польша. В Польшу проложен железнодорожный путь европейского стандарта. Внутренние пассажирские перевозки по области осуществляются пригородными электричками.

Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 км.

Сегодня Калининградская железная дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Для Калининградской области, не имеющей общих границ с «большой» Россией, железная дорога стала основной транспортной артерией.

Управление находится в г. Калининграде.

Поезда междугородних, международных направлений и пригородные электрички по области отправляются с Южного вокзала Калининграда. С Северного вокзала, расположенного в другой части Калининграда, следуют электропоезда на курорты Светлогорск и Зеленоградск, а также в город Балтийск.

Железнодорожный транспорт используется прежде всего для грузоперевозок между Калининградской областью, соседними странами и остальной территорией России. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Калининград имеет железнодорожное сообщение не только с городами России (Москвой и Санкт-Петербургом), но также и с Гдыней в Польше и Берлином в Германии.

Большая часть существовавших на территории нынешней Калининградской области до войны железных дорог была разобрана в первые послевоенные годы; часть сохранившейся сети была закрыта после распада СССР.

К настоящему времени сохранились и используются следующие железные дороги:

·   Калининград - Черняховск - литовская граница

·   Калининград - Мамоново - польская граница

·   Калининград - Багратионовск - польская граница

·   Калининград - Приморск - Балтийск

·   Калининград - Гурьевск - Полесск - Светлый - Советск - литовская граница

·   Черняховск - Советск - литовская граница

·   Черняховск - Железнодорожный - литовская граница

·   Калининград - Зеленоградск - Пионерский - Светлогорск (электрифицирована)

·   Калининград - Пионерский (электрифицирована)

Крупнейшие железнодорожные узы - Калининград (здесь сходятся семь железных дорог) и Черняховск (здесь сходятся четыре железные дороги)

Эксплуатирует железные дороги Калининградской области Калининградская железная дорога, выделившаяся после 1991 года из состава бывшей Прибалтийской железной дороги.

Основные показатели за 2010 год

·   Эксплуатационная длина - 963 км

·   Численность сотрудников - 5330 человек

·   Средняя заработная плата - 16 007 рублей

·   Перевезено грузов - 19,357 млн. тонн

·   Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 736 тыс. чел., в пригородном сообщении - 5,432 млн. чел.

 

Речной транспорт

В Калининграде, Черняховске и Советске есть речные порты. Судоходные реки - Преголя и Неман, они связаны между собой судоходным путём, проходящим по реке Дейме и реке Матросовке. Важнейшая речная судоходная компания - «Западное речное пароходство».

Роль речного транспорта во внутрирегиональных грузовых перевозках незначительна, внутрирегиональные пассажирские водные перевозки отсутствуют.

В летние месяцы между Калининградом, Фромборком и Эльблонгом по глади Балтийского залива (который фактически является внутренним водоёмом) курсируют суда на подводных крыльях, эксплуатируемые польским пароходством.

 

Морской транспорт

Регулярная паромная линия между морскими портами Калининград и Санкт-Петербург.

В настоящее время эту линию обслуживает грузопассажирский паром «Георг Отс», который может принимать на борт до 250-ти пассажиров и 100 машин (автобусы, легковые и грузовые автомобили).

Общее время в пути из Калининграда до Санкт-Петербурга - 47 часов (зимой) и 36 часов (летом).

Автомобильный транспорт

Важнейший вид внутрирегионального транспорта - автомобильный. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Большинство дорог не соответствуют принятому в России стандарту по ширине, кроме того они отличаются извилистостью; поэтому на большинстве дорог Калинингрдаской области установлена максимальная скорость в 70 км/ч (вместо 90 км/ч).

Важнейшие автомобильные дороги:

·   А-229: Калининград - Знаменск - Черняховск - Гусев - Нестеров - литовская граница (далее - в направлении Вильнюса и Минска)

·   А-216: Калининград - Знаменск - Талпаки (разветвление с А-229) - Большаково - Советск - литовская граница (далее в направлении - Шауляя и Риги)

·   Калининград - Зеленоградск - Рыбачий - литовская граница (далее - в направлении Клайпеды; проходит по Куршской косе при въезде на которую взимается экологический сбор)

·   Калининград - Ладушкин - Мамоново - польская граница (далее - в направлении Эльблонга и Гданьска)

·   Калининград - Багратионовск - польская граница (далее - в направлении Варшавы)

Кроме того, по территории Калининградской области проходит недостроенная дорога, запланированный автобан Кёнигсберг - Берлин (среди местного населения известна как «Берлинка»). Она обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Погранперехода там нет, поэтому дорога практически не используется, тем не менее существуют планы реконструкции дороги с обеих сторон границы и устройства погранперехода.

Имеются следующие пограничные переходы для автомобильного транспорта:

·   С Литвой: Советск - Панемуне (по мосту через Неман), Чернышевское - Кибартай, переход на Куршкой косе.

·   С Польшей: Багратионовск - Безледы, Мамоново - Гроново, Мамоново-2 - Гжехотки

 

 

Таблица 1. Конкурентные преимущества и недостатки Калининградской области

Факторы влияния Сильные стороны и возможности развития Слабые стороны и угрозы развития
Выгодное территориальное расположение Близость к потенциальным рынкам сбыта продукции и «полюсам роста международного уровня» (Санкт-Петербург, Копенгаген, Стокгольм), что открывает возможности для развития экономики региона. Неурегулированность статуса Калининград. области во взаимоотн. РФ и ЕС (тарифные и нетарифные барьеры; сложности, связанные с техническими параметрами всей транс. системы и Калининградских портов, в частности, и т.д.), энергодефицитность региона (все энергет. ресурсы, в первую очередь топливо элек., область получает через территорию Литвы и Белоруссии).
Развитая транспортная система области Наличие железнодорожных путей европейского стандарта, связывающие область с европ. системой железных дорог. Регион пересекают два трансъевр. Транс. коридора «Виа Балтика и Виа Ганзеатика». Отставание развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств и неравномерное развитие транспортной инфраструктуры по территории области.
Высокий экономический потенциал региона Значительную долю в промышленности занимают отрасли, производящие высоко технологичную продукцию. Существование объективных ограничений по дальнейшему развитию отраслейлидеров, как внешних, так и внутренних, в том числе: достигнутые параметры загрузки производ. мощностей, обеспеч. разведан. запасами природных ресурсов (нефтяные местор.), огранич. рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобр.), общий технолог. уровень производств и другие.
Высокий интеллектуальный потенциал региона Наличие мощной образов. и научной базы - сети высших учеб. Завед., богатого историко-культурного наследия, высокораз. сети культурных учрежд.. Депопуляция населения и низкая продолж. жизни, несбалансированность рынка труда, выраженная в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы, наличие диспропорций в террит. развитии по уровню социальноэк. развития.
Режим особой экономической зоны на территории области Стимулирование инвестиций. Иностранные товары ввозятся и используются на территории области без уплаты таможенных пошлин и налогов.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...