5. Поиск и отбор необходимых источников информации
Составлению плана дипломной работы предшествует ознакомление с основными литературными источниками (монографиями, статьями в журналах и газетах, статистическими ежегодниками). Научная работа в любой ее форме связана с поиском фактической информации и литературы. Это важный аспект предварительной работы студента над дипломной работой (2). Приступая к поиску необходимых материалов для написания дипломной работы, нужно четко представлять, какие материалы необходимы для ее выполнения, и где их можно найти, услугами каких организаций можно воспользоваться, какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы работа была более содержательной и убедительной. В процессе исследования к первоначальному перечню источников и литературы, как правило, добавляются новые, но основной круг источников и литературы должен быть определен и изучен студентом до начала активной работы над текстом диплома. Только глубокое изучение литературных источников по теме позволит получить информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, что придаст работе достоверность и значимость. Работая с литературой, необходимо помнить, что в монографиях, учебниках, учебных пособиях, изданных в текущем году, опубликованы результаты исследований двух и более лет давности. Оперативная информация может быть получена из журналов и газет, информационных материалов и статистических сборников и др. В ходе работы над исследованием студент изучает литературу, собирает и анализирует материалы о деятельности предприятия (учреждения), периодически информирует руководителя о ходе работы и получает от него соответствующие рекомендации.
Для сбора информации по теме работы необходимо обратиться к услугам библиотек, и, прежде всего, – познакомиться с фондами библиотеки МГИИТ. Именно здесь в помощь студенту существует справочно-поисковый аппарат, главную часть которого составляют каталоги и картотеки. Рекомендуется также формирование специальных папок для сбора материала по интересующей тематике, в которые следует подшивать газетные и журнальные статьи, а также материалы из Интернета. Папки должны именоваться в соответствии с названиями глав, пунктов и подпунктов дипломной работы. При изучении литературы следует пользоваться записями, которые ведутся во время или после чтения монографии (статьи). Чтение должно носить творческий характер, поэтому нужно обдумывать прочитанный материал, размышлять над ним. Только такое чтение сопровождается активной умственной работой. Если в тексте книги или статьи встречаются недостаточно знакомые или вообще незнакомые научные понятия, термины и слова, как русские, так и иностранные, то необходимо искать ответы, пользуясь учебниками, энциклопедиями, справочниками и словарями. Для того, чтобы хорошо понять написанное, следует пользоваться такими формами ведения записей, как план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме и конспект (текстуальный и тематический). План представляет собой наиболее краткую форму записи прочитанного материала, – перечень вопросов, рассматриваемых в книге или статье. План составляется либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. Во втором случае план получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест и обобщения более поздних материалов. Выписки можно делать в форме цитат, т. е. дословного изложения того или иного материала из источника, необходимые выпускнику. Либо это может быть краткое, близкое к дословному, изложение содержания источника, данное в понимании выпускника. Выписки делаются на отдельных листах или карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве использования при компоновке дипломной работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, выпускник при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок экономит время, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста дипломной работы. Каждая выписка обязательнодолжна быть снабжена ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы представляют собой сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенностью является утвердительный, недискуссионный, позитивный характер. Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысления содержания изучаемого источника. Резюме представляет собой краткую оценку прочитанного произведения. Резюме отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее итоги. Конспект – небольшое сжатое изложение изучаемой работы, выделение и акценты на самое основное, существенное. Основными требованиями к конспекту являются: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. По сути, конспект – средство накопления материала для будущей дипломной работы. Конспектирование, как форма ведения записей, способствует глубокому пониманию и более прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать и ясно излагать своими словами. Конспект бывает текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект – посвящен определенному произведению. В нем сохраняется логика и структура изучаемого текста, а запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. Тематический конспект – посвящен конкретной теме и нескольким произведениям. В нем за основу берется не план работы, а содержание изучаемой темы или проблемы.
Выпускник высшего учебного заведения должен уметь искать и находить нужную информацию по каталогам в библиотечных фондах. Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу карточки каталога. Как правило, в библиотеках создается два вида каталогов, один из которых – алфавитный, а другой, группирующий литературу по содержанию, – систематический. Чтобы правильно пользоваться каталогами, необходимо знать общие принципы их построения. С помощью алфавитного каталогаможно установить, какие произведения того или иного автора имеются в библиотеке, а также наличие в ней определенной книги, автор или название которой известны. Карточки алфавитного каталога расставлены по первому слову библиографического описания книги: по фамилии автора или названию книги, не имеющей автора. Если первые слова совпадают, карточки расставляются по второму слову, при совпадении вторых слов – по третьему и т. д. Карточки авторов-однофамильцев расставляются по алфавиту их инициалов. На разделителях алфавитного каталога указываются буквы алфавита, фамилии наиболее известных авторов и наименования учреждений. В таком каталоге дается лишь формальный перечень имеющихся в библиотеке книг. Следовательно, если студенту точно известны названия нужных книг, фамилии их авторов, необходимо воспользоваться именно алфавитным каталогом. В систематическом каталогекарточки группируются в логическом порядке по отдельным отраслям знаний. Систематический каталог раскрывает библиотечный фонд по содержанию, разделы его связаны между собой логической последовательностью, и более дробное их деление направлено от общих вопросов к частным, более узким, конкретным.
От алфавитного каталога систематический каталог отличается тем, что в каждом из его разделов отражается литература по вопросам одной отрасли. На разделителях систематического каталога указывается цифровое или буквенно-цифровое обозначение (индекс) отдела (отрасли) и название отдела (отрасли). Следовательно, если студенту необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, нужно обратиться к систематическому каталогу. Для удобства пользования систематическим каталогом, существует алфавитно-предметный указатель, который представляет собой перечень предметов, названий, определений с указанием индексов соответствующих разделов систематического каталога. Каждое слово алфавитно-предметного указателя заносится на отдельную карточку, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенных ящиках систематического каталога (это, как правило, первые ящики систематического каталога). Алфавитно-предметный указатель является своего рода «ключом» к систематическому каталогу, так как он подсказывает, где, в каком разделе и под каким индексом следует искать нужную книгу. В библиотеках ведется и предметный каталог, который значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога, за основу наименования разделов в данном случае берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную формулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные. В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы, библиотеки вузов карточные каталоги переводят в машиночитаемую форму и создают электронные каталоги. Электронный каталогпредставляет собой машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени. Он раскрывает состав и содержание библиотечного фонда печатных, аудиовизуальных, электронных документов и служит для обеспечения свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки и реализации многоаспектного информационного поиска. Обеспечение поиска информации в электронном каталоге осуществляется по автору, заглавию, предметным рубрикам, индексам УДК и ББК, ключевым словам, месту издания, дате издания, виду документа и другим признакам.
Таким образом, электронный каталог объединяет в себе функции алфавитного, систематического, предметного и других каталогов. Сегодня студенты используют в поиске материала для написания курсовых и дипломных работ Интернет. Привлечение материалов и данных, полученных через Интернет, допускается. Однако, качество этих материалов достаточно низкое, поскольку, в отличие от печатной продукции, никакой редакции или контроля здесь не предусматривается. Для успешного поиска действительно полезной информации следует пользоваться сайтами специальных образовательных систем. Пользоваться этими сайтами необходимо критично и с осторожностью: просматривая материал, необходимо уметь подмечать слабые и сильные стороны, пробовать перерабатывать чужой текст. В случае привлечения материалов и данных, полученных по Интернету, необходимо указать точный источник материалов (сайт, дату получения). Это правило является строго обязательным. Категорически не допускается ссылаться в дипломной работе на «Ресурсы Интернета». В каталогах можно найти только информацию о книгах, в то время как для написания дипломной работы необходимы также материалы, напечатанные в журналах, информационных изданиях и различного рода сборниках. Для этого в библиотеках организуют библиографические картотеки, где помещают описания журнальных и газетных статей, материалов из сборников и постоянных изданий. Любая библиографическая картотека представляет собой подборку каталожных карточек, расположенных по определенному признаку. Обычно в библиотеках ведется несколько картотек: систематическая картотека статей, тематические и специальные картотеки. В вузовских библиотеках студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов и газет, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие проблемы науки, техники, культуры и образования. Материал группируется по разделам и отраслям знаний, т. е. в полном соответствии с систематическим каталогом. Эта картотека имеет общий с систематическим каталогом алфавитно-предметный указатель (ключ). Тематические картотеки включают карточки на книги, статьи и другие произведения печати по отдельным темам (вопросам). Выбор тематики подобных картотек определяется профилем и перечнем дисциплин вуза. Как правило, в вузовских библиотеках организуется специальная картотека трудов ученых данного вуза. В такой картотеке собираются все работы ученых вуза с момента начала их научной деятельности. Картотека трудов может представить интерес для студентов в процессе написания дипломной работы. Рост числа изданий научной и технической литературы делает очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели – перечни литературы, составленные по тому или иному принципу. Подготовкой различного рода библиографических изданий занимаются: Российская книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие научные учреждения и учебные заведения. Кроме тех библиографических указателей, которые выпускаются в виде отдельных изданий, библиография имеется в том или ином виде в книгах и статьях. Учитывая интенсивное развитие науки и техники, в нашей стране создана единая государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), включающая специальные учреждения, которые осуществляют сбор, обобщение и распространение информации. Здесь централизованно производится обработка, обобщение и систематизация научных документов отечественных и мировых источников информации. В результате обработки подготавливаются различные формы информационных изданий. Реферативные журналы – основные информационные издания, содержащие преимущественно рефераты, иногда аннотации и библиографические описания литературы, представляющей наибольший интерес для науки и практики. Бюллетени сигнальной информации включают в себя библиографические описания литературы, издаваемой по определенным отраслям знаний. Основная их задача – оперативное информирование о научных и технических новинках. Экспресс-информация – информационные издания, содержащие расширенные рефераты статей, описание изобретений и других публикаций. Аналитические обзоры – информационные издания, дающие представление о состоянии и тенденциях развития определенной области (раздела, проблемы) науки или техники. При написании дипломной работы для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий и терминов студенту рекомендуется широко использовать справочную литературу, которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочным изданиям относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и др. Энциклопедии – научные справочные пособия по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря (универсальные и отраслевые). Структура энциклопедий может быть систематической, т. е. располагающей материал по отраслям знания, и алфавитной, в которой материалы расположены в алфавите названий предметов. Чаще всего статьи (слова) в энциклопедиях располагаются в алфавитном порядке. Словари – собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно алфавитном, с пояснениями или переводом на другой язык. По подбору слов и характеру их объяснения основными являются два типа словарей: энциклопедические и языковые. Энциклопедические словари содержат определения понятий и терминов по самым различным отраслям знаний. Они могут быть универсальными или тематическими, содержащими сведения по определенной отрасли знания. Справочникаминазывают книги, в которых собраны необходимые сведения по определенным вопросам. Справочники содержат материалы в сжатом, концентрированном изложении. Материал располагается в порядке, облегчающем быстрое нахождение необходимых сведений: в алфавитном, систематическом (по отраслям знаний), хронологическом и др. К справочной литературе относятся и статистические сборники, которые содержат различного рода цифровые показатели о состоянии экономики, ее отраслей, техники, науки, культуры за определенный период. Ориентируясь в библиотечных каталогах, картотеках и библиографических указателях, а также в информационных изданиях, можно без особого труда осуществить поиск документальных источников информации применительно к конкретным целям. Одной из особенностей рационального чтения специальной литературы является определенная последовательность действий: 1. предварительное ознакомление с книгой, т. е. беглый просмотр содержания; 2. тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей, составлением тезисов, выписыванием цитат, иллюстративного статистического материала. Список использованных источников и литературы позволяет в значительной степени оценить и качество проделанного исследования. Так, отсутствие в перечне источников и литературы новейших материалов (в частности материалов, изданных в течение года, в который защищается дипломная работа) или основных, признанных в научной среде трудов по избранной теме дает возможность сделать вывод, что дипломная работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних научных достижениях. Библиографическая база дипломной работы должна охватывать не менее 30 источников и научных трудов. Под источниками понимаются официальные материалы государственных органов (законы, указы, постановления и др. ), статистические публикации государственных органов или международных организаций, а также специальная отечественная и зарубежная литература (монографии, сборники статей, периодическая печать), планы и отчеты предприятий (учреждений), данные статистических или аналитических исследований, проводимых на предприятиях. Перечень периодических изданий, изученных студентом при написании дипломной работы, является обязательным. Использование источников и литературы на иностранных языках существенно повышает качество и значимость научного исследования. В тексте дипломной работы должны иметь место ссылки на все использованные источники и литературу. Недопустимо многократное использование материалов и данных из одного и того же источника (поскольку в этом случае дипломная работа приобретает характер конспекта или реферата). Если в тексте работы нет ссылок на отдельные научные труды, приведенные в списке использованных трудов и литературы, – это дает основание считать, что студентом фактически (возможно, неосознанно), совершен плагиат. Использование источников и литературы допускается в следующих формах: – точное цитирование; – использование мысли автора цитируемого источника, однако сама мысль выражается словами автора дипломной работы; – указание на ознакомление с источниками и литературой без прямого заимствования. Ссылки в тексте работы могут быть постраничными. В таком случае, источник располагается внизу страницы, а ссылка на него – в правом углу, в конце цитируемого слова или предложения. Ссылки могут располагаться так же непосредственно по тексту. В этом случае ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Например, [2, 5, 8]. Это показывает, что студент использует материал, взятый из литературы, находящейся под номерами 2, 5 и 8 в списке использованной литературы. Или [2, с. 35], при цитировании какого-либо текста. Образец отсылки к использованной литературе приведен в Приложении Г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|