Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРАКТИКА. Умелый человек. Умение справляться с проблемами и навыки, необходимые для решения проблем. DASIE: пятистадийная модель




ПРАКТИКА

Цели

 

Консультирование по жизненным умениям имеет две главные цели: развитие на­выков, позволяющих справляться с определенными проблемами в настоящее время и в будущем, и развитие умелого человека. Цели консультирования по жизненным умени­ям могут быть всеобъемлющими или сфокусированными, элегантными или неэлегант­ными. Процесс достижения сфокусированных целей подразумевает оказание клиен­там помощи в овладении навыками эффективного выбора в определенных областях, в которых у них имеются проблемы, например при необходимости иметь дело с лицами, обладающими властью, или при необходимости часто выступать публично.

 

Умелый человек

 

Всеобъемлющей целью консультирования по жизненным умениям является формиро­вание умелого человека, обладающего знанием и навыками эффективного действия во всех главных областях жизни. Такие термины, как «самоактуализация», «самоосозна­ние», «полноценно функционирующая личность», расцениваются как слишком неопре­деленные и чуждые повседневному языку большинства клиентов. При наличии време­ни и определенных обязательств, взятых на себя клиентом, консультанты по жизнен­ным умениям стремятся привести в действие человека, умелого в широком смысле сло­ва, а не только компетентного в конкретных областях. Умелый человек может эффек­тивно делать правильный выбор в ряде областей, а также справляться с новыми ситуа­циями. Ниже перечисляются жизненные умения, необходимые умелому человеку. Эти умения сгруппированы в соответствии с пятью R укрепления психологической жизни.

Реактивность. Навыки ответного реагирования включают в себя экзистенциаль­ное осознание, осознание чувств, внутренней мотивации, и сензитивности, связанной с тревогой и виной.

Реализм. Реализм относится к рассмотренным ранее навыкам мышления, таким как навыки ведения с самим собой разговора, позволяющего справляться с ситуацией, и навыки визуализации.

Установление отношений. Навыки общения включают в себя умение начинать беседу, раскрываться в разговоре, выслушивать собеседника, демонстрировать интерес, сотрудничать, поддерживать уверенность в себе, контролировать чувство гнева и улаживать конфликты.

Вознаграждающая деятельность. Навыки вознаграждающей деятельности вклю­чают в себя определение интересов, навыки работы, навыки обучения, навыки досуга и навыки заботы о сохранении физического здоровье.

«Добро-и-зло». Навыки типа «добро-и-зло» предполагают наличие социального интереса, выходящего за пределы непосредственной окружающей среды и этического процесса жизни.

 

Умение справляться с проблемами и навыки, необходимые для решения проблем

 

Целями консультантов по жизненным умениям являются оказание клиентам помощи в решении проблем и в изменении лежащих в основе проблем скрытых навыков, кото­рые способствуют сохранению проблем. Полезными являются модели решения про­блем, такие как модели, предложенные Каркхуффом (Carkhuff, 1987) и Игэном (Egan, 1994), потому что клиентов часто бывает необходимо научить решать проблемы, кото­рые не могут быть отложены. Главный недостаток таких моделей заключается в том, что в них уделяется неадекватно мало внимания феномену повторности, связанному с бесконечным повторным возникновением у клиентов многих проблем. В прошлом кли­енты, возможно, повторяли пагубное поведение или недостатки жизненных умений, и велика вероятность того, что клиенты будут делать так и в будущем. Пример такого по­вторения, которое часто встречалось и встречается независимо от времени, — люди по­стоянно теряют рабочие места из-за того, что у них не развиты навыки, необходимые для общения с работодателями. Клиенты также могут повторять пагубное поведение или недостатки жизненных умений в самом широком диапазоне ситуаций, имеющих место в настоящее время. Например, люди могут быть неуверенными в себе дома, на работе, на отдыхе и так далее. Клиентам необходима помощь в развитии сильных сто­рон жизненных умений, которые могли бы сохраниться и в будущем, а не только спо­собствовать решению определенных текущих проблем. В действительности практиче­ские соображения могут ограничивать внимание, уделяемое консультантами скрытым недостаткам жизненных умений.

 

 

DASIE: пятистадийная модель

 

Практика консультирования по жизненным умениям структурирована вокруг DASIE (РОСВоД) — систематической пятистадийной модели оказания клиентам по­мощи как в решении проблем, так и в изменении связанных с этими проблемами жизнен­ных умений. Данная модель обеспечивает структуру или набор руководящих принципов, которые позволяют консультанту сделать правильный выбор. Пять стадий (DASIE) РОСВоД следующие:

D (Develop) РАЗВИВАЙ отношения, точно определяй проблему(ы).

A (Assess) ОЦЕНИ проблему(ы) и переопредели ее, используя язык навыков.

S (State) СФОРМУЛИРУЙ рабочие цели и разработай план воздействия.

I (Intervene) ВОЗДЕЙСТВУЙ с целью развития навыков самопомощи.

Е (End) ДОВОДИ начатое до конца и укрепляй навыки самопомощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...