Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

НОВОВВЕДЕНИЯ. Внутренние и внешние игры. Навыки мышления. Навыки действия




НОВОВВЕДЕНИЯ

 

Консультанты по жизненным умениям, анализируя человеческое развитие, стре- мятся найти ответ на два важных взаимосвязанных вопроса. Во-первых, как люди при­обретают сильные стороны и недостатки жизненных умений? В частности, как они при­обретают сильные стороны и недостатки навыков мышления и действия? Во-вторых, как люди приобретают язык навыков, способность думать о поведении и анализировать его, используя этот язык? В этом разделе внимание читателя фокусируется в основном на процессах приобретения сильных сторон и недостатков жизненных умений, хотя те же самые процессы могут иметь место при изучении языка навыков. Я начну с рассмотре­ния навыков мышления и действия.

 

 

Внутренние и внешние игры

 

Если люди должны управлять своим поведением, им следует думать и действовать эф­фективно. Рассмотрим отдельно внутренние и внешние игры, в которые люди играют в процессе жизни. Внутренняя игра связана с тем, что происходит внутри людей, с их образом мыслей, или навыками мышления. Внешняя игра связана с их образом действий, или навыками действия. Мышление является скрытым процессом, а действие — от­крытым процессом. Чувства не игнорируются. Людям необходимо испытывать и выра­жать чувства, а также управлять ими. Однако, как отмечалось ранее, чувства пред­ставляют животную природу людей, а не навыки сами по себе.

 

Навыки мышления

 

Ниже приводятся краткие описания десяти областей навыков мышления. Используя язык навыков, консультанты могут опираться на понимание взглядов различных когнитивных теоретиков (таких, как Бек, Эллис), не попадая в ловушку различных языков их теоретических позиций. При описании навыков мышления используются обраще­ния ко второму лицу (ты, вы); это поможет читателям глубже осознать смысл этих на­выков и убедиться в том, что консультантам и клиентам требуются одни и те же жиз­ненные умения.

Признание собственной ответственности за выбор. Вы отдаете себе отчет в том, что вы — автор своего существования и можете выбирать, как вам думать, дей­ствовать и чувствовать. Вы осознаете, что ваше существование ограничено, например неизбежностью смерти.

Ведение внутреннего разговора (с самим собой), позволяющего справить­ся с ситуацией. Вместо того чтобы говорить с самим собой негативно до возникнове­ния определенных ситуаций, во время происхождения конкретных событий и после них, вы можете сформулировать самоутверждения, которые вас успокоят, помогут вам справиться с ситуацией и подтвердят навыки, которые вы имеете.

Выбор реалистических личных правил. Если ваши личные правила нереалис­тичны (например, «Я должен всем нравиться», «Другие люди не должны совершать ошибки», «Жизнь должна быть справедливой»), вы предъявляете иррациональные тре­бования к самому себе, к другим людям и к окружающей среде. Вместо этого вы може­те сформулировать реалистические правила, например «Я предпочитаю, чтобы меня любили, но нереалистично ожидать проявлений любви от каждого».

Предпочтение точного восприятия. Вы избегаете приклеивать себе и другим слишком негативные или слишком позитивные ярлыки. Вы проводите различие между фактом и предположением и делаете как можно более точные выводы.

Точное объяснение причины. Вы точно объясняете причины событий. Вы избе­гаете принимать на себя чрезмерно большую ответственность — не прибегаете к ин-тернализации («Это — только моя вина») или к экстернализации («Это — исключи­тельно их ошибка»).

Реалистичное предсказание. Вы реалистично представляете, какова степень риска и вознаграждения, связанных с совершением определенных действий. Вы точно оцениваете угрозы и опасности. Вы избегаете искажения соответствующих доказа­тельств, не проявляя необоснованного оптимизма или, наоборот, пессимизма. Ваше представление о своей способности выполнять задачи вполне адекватно.

Постановка реалистических целей. Ваши кратко-, средне- и долгосрочные цели отражают вашу систему ценностей, они реалистичны, конкретны и имеют временную структуру.

Использование навыков мысленных представлений. Люди мыслят и яркими образами, и словами. Вы используете визуальные образы так, чтобы они вас успокаи­вали, помогали достигать целей и бороться с плохими привычками.

Принятие реалистического решения. Вы скорее смотрите прямо на решения, чем избегаете их, а затем составляете мнение, проходя через рациональный процесс -принятия решения.

Предотвращение проблем и контроль над ними. Вы предвидите возникнове­ние своих проблем и противостоите им. Вы определяете, какие навыки мышления и действия вам потребуются для решения этих проблем. Вы ставите цели и составляете план их достижения.

 

Навыки действия

 

Навыки действия предполагают наблюдаемое поведение. Навыки действия — это то, что и как вы делаете, а не то, что и как вы чувствуете и думаете. Навыки действия меняются в зависимости от области применения; например, они имеют свои особенно­сти в сферах общения, обучения, работы, досуга, здоровья, социальной деятельности.

Существуют пять основных способов передачи навыков действия. Я кратко опишу эти способы, обращаясь, как и ранее, к читателю во втором лице.

Вербальные послания. Послания, которые вы передаете словами.

Голосовые послания. Послания, которые вы передаете силой и тоном голоса, ар­тикуляцией, акцентами и темпом речи.

Телесные послания. Послания, которые вы передаете посредством пристального взгляда, контакта глаз, выражения лица, положения тела, жестов, физической близо­сти, одежды, ухоженности.

Послания, передаваемые посредством прикосновений. Это особая категория телесных посланий. При передаче этих посланий важно, какую часть своего тела вы используете для прикосновения, какой части тела другого человека вы касаетесь; на­сколько вы нежны или настойчивы, позволяет ли вам другой человек дотронуться до себя или нет.

Послания, передаваемые посредством действий. Это послания, которые вы передаете, не встречаясь с другими людьми непосредственно, например посылая цве­ты или юридическое предписание.

Мы поговорили, используя язык навыков, о том, как люди думают и действуют; те­перь рассмотрим некоторые процессы, посредством которых люди приобретают силь­ные стороны и недостатки жизненных умений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...