Нотная грамота – часть вторая
by Andy Gone
Метр, ритм, темп Современная нотная запись покоится на трех столпах – метре, ритме и темпе. Что это такое? Это просто. Одна из основных характеристик любого звука – его длительность. Музыкальные фразы строятся на нотах не любой длительности, а строго соотносящейся между собой. В основе таких соотношений всегда лежит деление нацело, чаще всего на два (о других делениях см. в конце этой части). Таким образом одна "длинная" нота может как бы состоять из двух половинок, каждая из которой в свою очередь также делится надвое, образуя четыре четверти, далее, восемь восьмых и т. д. Для краткости об этих нотах говорят просто – целая, половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д., имея в виду длительность нот. Целая нота записывается в виде незатушеванной головки без штиля и флажка; половинная нота – так же, но со штилем. Четверть записывают как половинку, но головку ноты затушевывают. Начиная с восьмой, длительность ноты обозначают флажками (чем мельче нота, тем больше флажков): у восьмой ноты один флажок, у шестнадцатой – два, и т. д. (см. рис.).
Аналогично метру в стихосложении, метр музыкальных произведений состоит из элементов одинаковой длительности, но разной силы, которые называют долями единого целого – метра. Акцентированные доли называются сильными, а не акцентированные – слабыми. Некоторые произведения основаны на ритме, в котором на одну сильную приходятся две слабые доли, другие – где на один акцент приходится только одна слабая доля и т. п. Соотношение сильных и слабых долей называется размером. В музыке принято различать простые размеры, состоящие из сильных и слабых долей, и сложные, как бы включающие в себя несколько простых, причем в последних доли бывают слабые, сильные и относительно сильные. Простые размеры бывают двухдольные (соотношение слабых и сильных долей 1:1), например, 2/2, 2/4, и трехдольные (на одну сильную долю приходится две слабые), например, 3/2, 3/4, 3/8. Сложные же размеры получаются путем слияния простых, например, четырехдольные (4/4, 4/2), пятидольные (5/4, 5/8), шестидольные (6/4, 6/8), семидольные (7/8, 7/4), девятидольные (9/8, 9/4), одиннадцатидольные (11/8, 11/4), двенадцатидольные (12/8, 12/16) и т. д. Здесь сильной долей является первая доля сложного метра, поскольку она имеет самый сильный акцент, а доли с более слабым акцентом называют относительно сильными.
Например, один такт может иметь длительность, равную одной целой ноте, и состоять из долей-четвертей – размер такого такта обозначают как 4/4. Математически дробь 4/4 = 1, что говорит нам о длительности такта (одна целая нота), а знаменатель дроби 4 означает, что одна доля такта – это 1/4, т. е. четверть. Чаще всего используют доли-четверти или доли-восьмые, реже доли-половинки, доли-шестнадцатые. Числитель размера показывает количество долей в такте. В реальной музыкальной практике это чаще всего 2, 3, 4, 6, хотя вообще это число может быть любым от двух и более: встречаются, например, размеры 5/4, 7/8, 11/8, 12/8 и даже 13/8. Как видим, длина такта не обязательно должна быть равна целой ноте: часто используют такты длиной меньше (3/4, 6/8), немного реже – такты длиной больше целой ноты (3/2, 12/8). Следующим уровнем являются переменные размеры, когда соседние такты записываются в разных размерах. Обычно размеры меняются не хаотично, а подчиняясь системе, которая отражает строение музыкальных фраз, например: 4/4, 7/8, 4/4, 7/8,... Это не значит, однако, что каждый новый такт должен быть в другом размере: вполне употребимы такие структуры, как, например, 3 х 4/4 + 7/8, 3 х 6/8 + 5/8 и т. п. Уже в 20 веке появилось еще одно понятие – неравнодольный метр, то есть такой, в котором длительность долей внутри одного такта разная. Разновидности неравнодольного метра характерны прежде всего для народного песенного творчества, но встречаются и в современном искусстве. В качестве развлекательного примера можно привести болгарские народные песни в пятидольном размере с удленённой центральной долей (нота с точкой). Дошло даже до того, что болгарские музыковеды предложили использовать для записи такого такта не 11/8 (поскольку размер доли на восьмая, а четверть), а дробный(!) 5½/4, который, зато, отражает реальное положение вещей в такте. В современной музыке встречаются размеры вроде "4/4 без одной восьмой" или "4/4 без одной шестнадцатой". Такие такты записывают как 7/8 и 15/16 соответственно, хотя на самом деле они являются неравнодольными: в них три доли длиной в четверть и одна "укороченная" доля (восьмая и восьмая с точкой соответственно). Из-за редкости применения "официальных" средств записи неравнодольных метров разработано не было.
Итак, аналогично метру в стихосложении (помните? ямб, хорей, анапест...), в музыке именно вокруг метрического "пульса" и строится ритм, в котором акценты строго подчиняются метру (кроме синкоп, см. ниже). Чем же отличается ритм от метра? Метр – это структура, "сетка", воображаемая последовательность, на базе которой строится реальная музыкальная последовательность – ритм. В реальном ритме каждая доля не обязательно состоит из одной-единственной ноты: в долю могут входить две, три и более нот, в том числе разной длительности. Как мы уже говорили, ритмическая последовательность всегда бывает повторяющейся – одно такое повторение называют музыкальным тактом. Таким образом, один такт содержит определенное количество равных по длительности долей, одни из которых сильные, другие слабые. На письме такт ограничивают на нотном стане вертикальными чертами, а размер такта обозначают дробью в начале такта, равной размеру такта в целых нотах, причем знаменатель всегда указывает на длительность доли (см. рис.). Если размер следующего такта равен размеру предыдущего (что обычно и происходит), то его размер не обозначают. Например, теперь вы знаете, что на этом рисунке изображены два такта в размере 3/4, причем размер второго такта не отличается от размера первого.
Акцент и синкопа Как мы помним, музыкальный метр является "сеткой" с жестким распределением сильных и слабых долей, на базе которой строится реальный ритм. Мы уже касались понятия акцента: если в нашей "сетке" есть сильная доля, то она соответствует более "сильно" звучащей ноте в реальном ритме. Таким образом, там, где в метре сильная или относительно сильная доля, там в ритме должен быть акцент? А что случится, если не акцентировать сильную долю или акцентировать слабую? Как мы уже говорили, одна доля метра не обязательно соответствует одной ноте ритма, в противном случае музыка была бы очень уж скучной и однообразной. Доля может быть выражена несколькими нотами более мелких длительностей, при этом ничего сложного в ритме не происходит (см. рис.).
Синкопы бывают межтактовые, внутритактовые междолевые и внутритактовые внутридолевые. Межтактовая синкопа появляется тогда, когда звучащая в одном такте нота продолжает своё звучание в следующем, так что сильная доля этого следующего такта приходится на уже звучащую ноту. На рисунке дуга красного цвета, так называемая лига, означает, что на самом деле две ноты, которые она соединяет, звучат слитно, как одна. Собственно, это и есть одна нота, просто мы не можем "размазать" её по тактовой черте, поэтому вынуждены обозначать двумя нотами с лигой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|