Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые ритмические деления




Вспомним "пирамиду" деления нот пополам, приведенную в начале этой статьи: она наглядно показывает так называемое основное деление длительностей – надвое. Используется также деление длительностей на произвольное количество равных частей, не совпадающее с основным делением. Из таковых самым известным и распространенным является триоль (деление на три равных части): например, четвертная нота делится не на две восьмых, а на три триольных восьмых, каждая из которых, очевидно имеет длительность одной трети от четверти.


Полученные ноты могут объединяться в более крупные внутри такого ритмического деления. Например, если четверть состоит из двух восьмых, то из двух триольных восьмых также можно составить одну триольную четверть, то есть две обычных восьмых равны по длительности триольным четверти плюс восьмой (см. на рис. во втором такте).

Аналогичным образом образуются другие особые ритмические деления: дуоль (деление на 2 в трехдольном метре, например, 2 дуольные восьмые вместо трех в метре 6/8), квартоль (например, 4 квартольные шестнадцатые вместо трех восьмых в метре 6/8), квинтоль (например, 5 квинтольных шестнадцатых вместо двух восьмых в метре 4/4) и более мелкие деления.

Продолжение следует...

В третьей части статьи мы займемся нюансами нотных обозначений – лиги, штрихи, мелизмы и т. п., а в четвертой (которая скоро будет выложена здесь) – обозначениями структуры музыкального произведения (как указать повторение тактов и частей, как обозначить повторение и окончание), а также обозначения динамики и изменения темпа.

 

 

Нотная грамота – часть третья

by Andy Gone


В первых двух частях этой статьи мы рассмотрели самые основные элементы нотной записи, и в большинстве случаев вам будет этого достаточно. Теперь же займемся более редкими элементами. Третья часть статьи посвящена специальным знакам.

Изменение длительности нот

  Во второй части статьи мы упоминали о нотах с точкой (для увеличения их длительности в полтора раза), а также применили знак лиги для объединения нескольких нот в одну. Поскольку легато на ударных инструментах не сыграешь, лиги используются в нотной записи для ударных именно для этой цели: в случаях, когда нота начинается в одном такте и продолжается в следующем, мы вынуждены написать две ноты и объединить их лигой. Такая лига называется соединительной.

 

Точка справа от головки ноты обозначает увеличение её длительности в полтора раза. Таким образом, к четверти как бы прибавляется восьмушка, к половинке – четверть, к восьмушке – шестнадцатая и т. д. Иногда используют две точки, что означает увеличение длительности в 1¾ раза. Применение такого обозначения кажется странным только на первый взгляд: ведь если четверть с точкой – это как бы половинная нота без одной восьмой, то четверть с двумя точками – это половинная нота без одной шестнадцатой (см. рис.)  

Артикуляция

  В первой части статьи мы уже упоминали о так называемой артикуляции как способе звукоизвлечения. Для многих перкуссионных инструментов используется несколько видов звукоизвлечения, каждый из которых обозначается своим способом. В ударной установке такие обозначения применяются к хай-хэту (ногой или палочкой, открытый, закрытый), тарелкам (игра по краю или цоколю), малому барабану (приемы rim shot и cross-stick, он же side stick). Эти приемы могут обозначаться либо формой головки ноты (например, X-образная для приема rim shot), либо дополнительным знаком над или под нотой (например, кружок для открытого хай-хэта). Теперь же рассмотрим более общие понятия.


На самом деле описанная выше трактовка поняния артикуляция скорее бытовая, потому что в музыкальной теории под артикуляцией понимают способ игры последовательных нот – слитно, отдельно, коротко и т. д. Для этого придумали специальные музыкальные термины, такие как легато (связно), стаккато (отрывисто), маркато (чётко, отчётливо), глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому), фермата (увеличение длительности ноты по усмотрению исполнителя), и другие.

Большинство этих "общемузыкальных" видов артикуляции не применимы к ударным инструментам; единственное, что приходит на ум, это так называемый choke – прием игры, когда тарелку ударяют палочкой и тут же заглушают рукой. Можно предположить, что этот прием должен записываться как стаккато или маркато (см. рис.), хотя на практике мне не встречалось подобное обозначение. Теперь, когда мы поняли, что понятие артикуляции не охватывает все способы звукоизвлечения, рассмотрим более широкое понятие, обозначаемое термином штрих.  

Штрихи

Штрихом в музыке называют способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук, что определяет характер, тембр и другие характеристики звучания. Артикуляция – это только характер звучания в плане раздельности или слитности группы нот. Кроме артикуляции к штрихам относятся изменения темпа, а также агогика (отклонения от ритма) и орнаментика (характер исполнения самой ноты или их малых групп), которые мы рассмотрим позже.

  Здесь еще следует вспомнить об обозначениях направления движения рук. Как в нотной записи для струнных инструментов можно указывать направление движения смычка, так и для ударных инструментов можно указать downstroke (движение руки или ноги вниз) и upstroke (движение руки или ноги вверх). Думаю, эти приемы игры с натяжкой можно отнести к штрихам: ведь они пусть не сильно, но влияют на характер звучания. Правда, я не разу не встречал в нотах для ударных подобных обозначений.


Существуют штрихи специфические для конкретных инструментов, например, особый тембр струнных при ведении смычком у подставки (суль понтичелло), игра на ритм-гитаре с одновременным прижатием струн ладонью (palm mute) или ударный способ игры на бас-гитаре (слэп). Для ударной установки такими приемами игры можно назвать rim shot, cross-stick, глиссандо и, вероятно, press-roll. Например, глиссандо (плавное скольжение от одного звука к другому) можно исполнить на том-томе, нажимая на мембрану одной палочкой одновременно с ударом второй. Для подобных редких приемов не существует определенных способов нотации для ударных, поэтому их указывают в нотах в виде примечания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...