Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Государство как субъект МЧП




1. Правовое положение государства как субъекта частноправовых отношений с иностранным элементом. Соотношение публичной природы государства как суверена с положением «равного» участника частноправовых отношений.

2. Способы участия государства в международном гражданском обороте. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством.

3. Понятие и виды иммунитета государства. Основные доктрины иммунитета государства и их содержание.

Государство является самостоятельным субъектом МЧП. Необходимо иметь в виду, что государство – это особый субъект права. Ст. 124 ГК РФ относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к числу субъектов отношений, регулируемых гражданским правом. При этом государство выступает участником гражданских правоотношений на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В одной структуре объединяется политическая организация, облеченная властными полномочиями, возможностью устанавливать содержание и пределы своей правоспособности, и хозяйствующий субъект, действующий в гражданском обороте наравне с юридическими и физическими лицами. Согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ правовой режим участия государства в гражданском обороте приравнивается, за необходимыми изъятиями, к режиму, установленному для юридических лиц. Это касается участия государства во внутренних отношениях.

В отношениях же с иностранным элементомдело обстоит иначе. Ст. 127 ГК закрепляет положение о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности. В настоящее время в нашей стране пока такой закон не принят.

Однако значение проблемы, связанной с международно-правовым институтом иммунитета государства, трудно переоценить, так как две противостоящие друг другу концепции иммунитета государства накладывают отпечаток на международное правотворчество и практику судов.

Российская правовая доктрина придерживается концепции абсолютного иммунитета иностранного государства. Она основана на ст. 435 ГПК РФ, в соответствии с которой предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящегося в РФ, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства. В основе данного правила лежит принцип суверенитета и равенства государств, то есть «равный над равным не имеет юрисдикции». Но в зарубежных странах широкое распространение получила доктрина функционального, или ограниченного иммунитета. Она нашла отражение в ряде зарубежных законов об иммунитете иностранного государства и его собственности (в Великобритании, Канаде, Австралии, США и др.), международных договорах (Европейская конвенция об иммунитете государств 1972 года), практике судов Франции, Германии, Италии и прочих государств.

Следует отметить, что и отечественная практика знает случаи отказа от иммунитета государства. К примеру, ряд соглашений о взаимной защите капиталовложений содержит правило о рассмотрении споров принимающего государства с иностранным инвестором по вопросам самих капиталовложений в международном коммерческом арбитраже. Так, ст. 7 соглашения между СССР и Австрийской Республикой 1990 года о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений указывает на возможность рассмотрения спора одной из Договаривающихся Сторон с инвестором другой Договаривающейся Стороны в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты или арбитражем «ad hoc» в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Ст. VII договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений 1992 года закрепляет возможность для урегулирования любого спора между сторонами относительно толкования или применения договора обращаться в третейский (арбитражный) суд, действующий в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ.

Два этих подхода объединяет признание сторонниками обеих концепций самого принципа иммунитета иностранного государства, а также того, что его основой являются государственный суверенитет и принцип суверенного равенства государств. Различие состоит лишь в определении объема иммунитета. Сторонники теории абсолютного иммунитета считают, что государство им пользуется как при совершении публично-правовых действий, так и при совершении частноправовых актов, хотя и допускают при этом изъятия из принципа иммунитета. Приверженцы же концепции относительного иммунитета признают иммунитет государства в публично-правовых действиях, но не в частноправовых. Унификация объема иммунитета государства, вероятно, позволит сблизить обе эти теории. По мнению профессора Н.А. Ушакова, «в случае четко установленных и сформулированных положений об изъятиях из принципа иммунитета безразлично, какая именно теоретическая концепция их лучше обосновывает».

Государство как субъект МЧП участвует в отношениях по поводу поставок товаров, заключения и исполнения договоров концессии, наследования выморочного имущества, осуществляет правовое регулирование и допуск иностранных инвестиций и т.п. Оно является субъектом правоотношений как между государствами и международными организациями, так и между ним и юридическими и физическими лицами другого государства.

Тема 7.Правовое регулирование вещных отношений в МЧП [7]

Одной из основных подотраслей любой правовой системы является вещное право. Данная подотрасль закрепляет экономические отношения, связанные с присвоением и использованием материальных благ в нормах права. При наличии иностранного элемента они регулируются нормами МЧП. В законодательстве разных стран указанные отношения закреплены неоднозначно.

Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество практически во всех странах подчиняется праву места его нахождения (lex rei sitae). Этот коллизионный принцип был сформулирован в средние века в итальянской доктрине МЧП и стал общим для всех европейских государств. Основанием для применения lex rei sitae является сама природа недвижимого имущества (его неподвижность). Это определяет нахождение естественного центра тяжести прав на недвижимое имущество в конкретной стране.

Более сложным представляется регулирование отношений собственности с иностранным элементом на движимые вещи. Еще в средневековье была разработана норма, согласно которой право на движимые вещи подчинялась закону места жительства собственника или обладателя иного вещного права: mobilia personam sequuntur (собственность следует за собственником). Однако уже в XIX веке старая норма была подвергнута критике, и сфера ее применения была ограничена случаями наследования движимого имущества и режима общесупружеского имущества.

В настоящее время норма «собственность следует за собственником» практически везде заменена нормой lex rei sitae. Ее применение обосновывается тем, что вещные права должны быть легко распознаваемы. Лицо, желающее приобрести право на вещь, должно быть защищено от риска признания приобретения недействительным, что может произойти, если приобретаемая вещь подчинена иностранному праву. Поэтому представляется вполне естественным определять права на приобретаемую вещь в соответствии с правом того места, где вещь находится. В современной международной практике признается, что вещь, правомерно приобретенная в собственность определенным лицом, сохраняется за ее собственником при изменении места нахождения вещи, что является важным при признании права собственности на вещи, приобретенные за границей. Объем прав собственника или обладателя иного вещного права на имущество, которое перемещается из одной страны в другую, изменяется согласно законам соответствующих стран. Закон места нахождения вещи применяется не всегда.

Для изучения коллизионных вопросов вещных прав студентам следует внимательно ознакомиться с положениями ст. ст. 1205-1207 ГК РФ.

Право собственности на имущество может переходить от одного собственника к другому в результате принятия специальных государственных актов о национализации имущества.

Национализация предполагает огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передачу его в собственность государства. Национализация осуществляется в странах с различными системами собственности. Данный процесс характеризуется следующими общими для разных правовых систем чертами:

1) национализация является актом государственной власти;

2) национализация – это социально-экономическая мера общего характера;

3) она может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным лицам);

4) каждое государство само определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, в каком размере, на каких условиях и в какой срок.

Вопросы национализации имущества иностранных граждан и юридических лиц регулируются двусторонними соглашениями между государствами о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также некоторыми многосторонними международными договорами. Например, Сеульская конвенция 1985 года «Об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций», регулирует вопросы защиты инвесторов от некоммерческих рисков, одним из которых является риск национализации имущества.

Помимо указанного студентам необходимо на основании нормативных актов, международных договоров и специальной литературы внимательно изучить вопросы вещных прав на культурные ценности, а также собственности РФ, находящейся за рубежом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...