Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема.5.3. Инфляция и её социальные последствия.




 

Инфляция и ее причины.

Инфляция - это повышение общего уровня цен, при котором обесцениваются деньги в следствии их чрезмерного роста в обращении. Но это не означает, что растут все цены. Цены на одни товары могут расти быстрее, чем на другие или оставаться стабильными. Нарушаются установившиеся пропорции между ценами товара. В экономической теории выделяют 3 причины, которые раскрывают механизм инфляции:

1. Современное денежное обращение- бумажное, потерявшее связь с золотом. Поэтому дополнительная денежная масса не может быть сокращена простым переходом избытка денег в сферу накопления. Единственным выходом из сложившейся ситуации становится рост денежных цен, который потребует еще большего количества денег.

2. Рост зарплаты повышает затратность производства. Следовательно, в обществе существует так называемая инфляционная спираль «цена- зарплата»: чем выше цены, выше должна быть зарплата, а чем выше зарплата, тем более повышаются цены (в этом смысле говорят об инфляции издержек).

3. Объем расходов государства стабильно превышает его доходы, тем самым формируется, так называемая, инфляция спроса, когда прирост совокупного спроса опережает прирост производства.

 

 

Открытая и подавленная инфляция.

Различают открытую и подавленную инфляцию.

Инфляция называется открытой - если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен. Открытая инфляция существует в странах с рыночной экономикой, где свободные колебания спроса и предложения способствуют открытому росту цен.

Хотя открытая инфляция искажает рыночные процессы, тем не менее рыночные механизмы продолжают работать, посылая в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиции, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с открытой инфляцией является сложным, но не безнадежным делом.

Специфическими механизмами открытой инфляции являются:

1. Инфляция издержек.

2. Налоговая инфляция.

3. Инфляция ценовой накидки.

4. Инфляция спроса.

5. Адаптивные инфляционные ожидания.

Подавленная инфляция - возникает если макроэкономическое равновесие в сторону спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Подавленная инфляция присуща экономике с административно- командной системе управления. Жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции. В такой ситуации инфляция принимает подпольный характер: внешние цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который является внешним признаком подавленное инфляции.

При подавленной инфляции только часть денег является деньгами, то есть та часть, которая соответствует объему товара, покупатели стараются приобрести дефицитный товар, продавцы начинают спекулировать, появляются «черные рынки»- (не легальная форма инфляции). «Черный рынок», в какой-то мере показывают подлинные цены товара. Подлинная инфляция представляется следующим механизмом:

1. Административный контроль цен.

2. Инфляционное ожидание дефицита.

3. Инфляционное ожидание из-за неустойчивости денежной системы.

4. Инфляционные ожидания заемщика.

5. Инфляция предложения.

В условиях открытой инфляции государству, осуществляющему противоинфляционные меры помогает деформированный, но все же работающий механизм рынка. Подавление инфляции путем тотального администрирования в области ценообразования ведет к слому рыночного механизма и делает товарный дефицит хроническим.

 

 

Инфляция спроса и инфляция предложения.

Различают 2 типа инфляции:

1. Инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушаются со стороны спроса.

2. Инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.

Инфляция спроса имеет место в том случае. Когда денежные доходы населения и предприятия растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг.

Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем рост может быть увеличен, как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателей (повышение спроса на товары).

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую спроса в право и вверх, растут цены.

Инфляция спроса - это результат совокупного спроса, из-за которого кривая совокупного спроса сдвигается в право с одновременным повышением всех цен.

Инфляция предложения - означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов.

Теория инфляции обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыли и объемы продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены.

Основными источниками инфляции предложения, является рост издержек в следствии роста зарплаты за счет роста цен на сырье и энергию.

На графике повышение цены предложения сводит к смещению кривой предложения вверх. В итоге через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но в точке соответствующей более высокой цене.

Инфляция предложения - результат кратковременного снижения совокупного предложения, которое ведет к сдвигу влево кривой предложения и повышения уровня цен из-за усиливающегося дефицита многих товаров.

 

 

Динамика инфляции.

С позиции темпа рост цен, выделяют 3 вида инфляций:

1. Умеренная инфляция- цены растут менее 10% в год. Стоимость денег сохраняется.

2. Галопирующая инфляция- исчисляется сотнями % в год (50,100,200 и т.д.). Она ведет к серьезным проблемам, в потере доверия к деньгам, к резкому росту процентных ставок для удержания реальности ставки к скачку спроса на недвижимость, к утечке инвестиционных фондов за границу, к росту спроса на твердую валюту, которая не обесценивается.

3. Гиперинфляция- рост цен более 50 % в месяц, в течении 3 кварталов и больше, при этом становится не выгодным любое производство и даже многообразная торговая деятельность, а люди озабочены лишь тем, как по быстрее избавится от денег, обменяв их на любой товар, торговля переходит в бартер, относительные цены становятся крайне не устойчивыми, богатства, накопленные основной частью населения разрушаются.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Темп инфляции данного года вычисляется следующим образом: из индекса данного года вычесть индекс цен прошедшего года и разделить эту разницу на индекс прошедшего года умножить на 100%.

Темп инфляции = * 100%

 

Задача 1.

Определите темп инфляции и тип инфляции 1994 года, если индекс цен 1995 года составил 2,3, а индекс цен 1994 года – 1,2.

 

Задача 2.

Автомобиль, купленный в 1988 году за 22 тыс.руб., был продан в 1992году за 1 млн. 200тыс.руб. Инфляция по годам составила: 1989 – 80%, 1990 – 200%, 1991 – 600%. Выиграл или проиграл продавец? Размеры выигрыша или проигрыша?

 

Задача 3.

Вы не сумели выгодно вложить капитал в течение 4 месяцев. А инфляция была следующей: 1 – 13%, 2 – 21%, 3 – 30%, 4 – 54%. Определите ваш проигрыш из-за обесценивания денег, если вы располагали 50 тыс.руб.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...